Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегии и тактики выхода из конфликта





Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие – жест- ко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «прак- тика», «собеседника», «мыслителя». В зависимости от типов включен- ных в конфликт личностей он может протекать по-разному.

 

«Практик» действует под лозунгом «Лучшая защита – нападе- ние». Самое важное для него – преобразование среды и завершение вся- ких действий. «Действенность» людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в пре- образовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, на- пряженности в отношениях. При решении проблем, возникающих в системе «руководитель – подчиненные», конфликт неизбежен, если их отношения определены официальной инструкцией. «Практик» менее


 

 

чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.

 

Для «собеседника» характерен лозунг «Лучше плохой мир, чем хорошая война». Главное для него – общение с людьми. Эти «собесед- ники» более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенси- руются. «Собеседники» не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и стремится сгладить возникающее противоречие в самом его начале. «Собеседники» более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они ста- новятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.



 

«Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он по- бедил!» «Мыслитель» ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств сво- ей правоты и неправоты своего оппонента. Вывести конфликтующие стороны из тупика может только третий соучастник или изменение жиз- ненных обстоятельств. «Мыслитель» хорошо продумывает логику сво- его поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствите- лен, чем «собеседник». В общении «мыслители» предпочитают дистан- цию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уяз- вимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокой.



 

Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, «мыслители» более всего чувствительны к про- тиворечиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей.

«Практику» важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности. «Собеседники» остро реагируют на оценку их эмоцио- нально-коммуникативных способностей, оценка же их интеллектуаль- ных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.

 

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную ли- нию поведения оппонента на его заключительном этапе.


 

 

Выделяют следующие стратегии (стили) поведенияв конфликте:

· соперничество (противоборство) открытая борьба за свои интересы;

· избегание (уклонение) стремление выйти из ситуации, не ре- шая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

· приспособление – сглаживание противоречия, поступаясь свои- ми интересами;

· компромисс – урегулирование разногласий через взаимные ус- тупки;

· сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интере- сы всех сторон.

 

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных фак- торов – личностных особенностей оппонента, уровня нанесенного оп- поненту ущерба и собственного ущерба, наличия ресурсов, статуса оп- понента, возможных последствий, значимости решаемой проблемы, длительности конфликта и т. д.



Стиль поведения в конкретном конфликте определяется также мерой удовлетворения собственных интересов (пассивные или активные действия) и интересов другой стороны (совместные или индивидуаль- ные действия). Это можно видеть на следующем графике Томаса – Кил- лмена:

 

СОПЕРНИЧЕ-
СОТРУДНИЧЕСТ-
ориентация на собств. интересы

 

 

 

 

 

Готовность учитывать интересы другого

 

Как видно из графика:

· В зоне избегания не происходит удовлетворения ничьих инте- ресов, индивид игнорирует конфликтную ситуацию и не предпринимает ничего для ее разрешения.

· В зоне соперничества человек стремится к максимальному удовлетворению своих интересов. Эта стратегия способствует наруше- нию взаимоотношений между людьми, ее выбор зачастую обусловлен иллюзией «выигрыш»–«проигрыш».


 

 

· Зона приспособления отражает тенденцию уступить требова- ниям партнера, вплоть до полной капитуляции. Иногда нужно сохра- нить отношения во что бы то ни стало, даже в ущерб собственным ин- тересам.

· Зона компромисса находится в центре. Это стратегия взаимных уступок. При этом интересы сторон удовлетворяются не полностью, по- этому сохраняется почва для конфликта.

· Зона сотрудничества характеризуется поиском такого варианта решения проблемы, при котором достигается максимально возможное удовлетворение и собственных интересов, и интересов партнера. На этом уровне обнаруживается совместимость и общность интересов.

 

Каждый оппонент может использовать любые стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

 

Для разрешения какого-то конфликта вам может потребоваться всего лишь один подход. Но в других случаях может возникнуть необ- ходимость в использовании комбинации стилей, особенно если кон- фликт сложный или затяжной. Может оказаться, что для разрешения одной части конфликта наиболее эффективным является один подход, а для других его частей – совсем другой. Один стиль может быть удач- ным для временного решения проблемы, но затем, если она встает сно- ва, для окончательного разрешения конфликта может потребоваться применение иного стиля.

Представьте, например, что у вас произошел конфликт с сотруд- никами в то время, когда вас что-то сильно угнетало. И вы не хотите попытаться решить проблему сразу же. Следовательно, можно начать с уклонения, для того, чтобы отсрочить разрешение конфликта. Но за- тем вы обнаруживаете, что один из участников конфликта находится в критическом положении и нуждается в вашей непосредственной по- мощи. Может оказаться, что эта просьба о помощи без каких-либо усту- пок взамен или без учета вашей собственной ситуации вызовет в вас чувство обиды. Это может даже усилить конфликт. Тем не менее вы можете посчитать подходящим приспособление к другому человеку на то время, пока кризис не будет преодолен. Затем, когда давление на вас исчезнет, вы можете высказать свои интересы. Это может оказаться подходящим временем для совместной разработки приемлемого реше- ния проблемы посредством компромисса или сотрудничества.

Аналогично в некоторых ситуациях можно использовать различ- ное количество стилей для разных аспектов одного и того же конфлик- та. Долгосрочные деловые переговоры или личные взаимоотношения


 

 

могут послужить хорошим примером таких ситуаций, в которых с тече- нием времени могут использоваться разные подходы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.