|
Время – важнейший фактор межличностных отношений
Межличностные отношения – это не случайные кратковременные ситуативные контакты между людьми, но взаимные ориентации, кото- рые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в дли- тельном контакте, относительно устойчивых взаимоотношениях.
Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики.
Общение с человеком, которого видишь впервые, принципиально отличается от общения с хорошо знакомыми людьми. С течением вре- мени меняется и качество отношений: от взаимной симпатии в начале знакомства может не остаться и следа после разрыва отношений.
Как правило, выделяют следующие стадии в развитии отношений:
· стадия сближения;
· стадия близости;
· стадия дифференциации;
· стадия отдаления;
· стадия распада отношений.
Динамика отношений может иметь две формы:
а) необратимые изменения в системе отношений личности (про- гресс и регресс);
б) периодическое изменение параметров отношений (интенсивно- сти, модальности, оценки…) с течением времени, или ритмы отношений.
Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, на- правленные на регуляцию поведения (например, чтобы сделать чувства понятными другому или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга). Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его пре- емственность между данными партнерами.
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относятся:
· дистанция, или степень психологической близости партнеров, – близкая, далекая;
· валентность, или оценка отношений, – позитивная, негативная, противоречивая, безразличная;
· позиция партнеров – доминирование, зависимость, равенство;
· степень знакомства – отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, род- ственные;
· ситуация общения – в зависимости от нее демонстрируются формальные или неформальные отношения, отношения конкуренции или сотрудничества и т. п.
У каждого человека в системе отношений – своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Так, в си- туации сотрудничества – это коллега, партнер, клиент, поклонник, объ- ект любви и т. д. В ситуации конкуренции – это роли соперника, врага, заговорщика, союзника и т. п. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация не- достаточно определена, отсутствует шаблон поведения и он имеет неко- торую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных ролях, о системе шаблонов поведения, необходимых для понимания, координации и согласования отношений между людьми.
Рассмотрим подробнее каждую из стадий развития межличност- ных отношений.
Стадия сближения. Ее основа – поиск и выбор партнера. Одним из подходов, который можно применить для анализа процессов, проис- ходящих на этой стадии, является теория «фильтров». Согласно этой концепции, если два человека не прошли через какой-либо фильтр, взаимоотношения между ними прекращаются или сохраняются вынуж- денно, а положительные чувства друг к другу либо исчезают, либо сме- няются неприязненностью и враждебностью. При этом одни и те же факторы могут на одном этапе способствовать возникновению симпа- тии, а на другом – снижать ее или не действовать вовсе.
На стадии сближения в основном действуют следующие фильтры:
· внешние данные, пол, возраст, профессия, манера поведения че- ловека, соседство или общее место работы, учебы, отдыха. Эти характери- стики не требуют для своего распознавания длительного времени. При прохождении этого фильтра действует стремление к выбору равного партнера по данным характеристикам. Партнер при этом рассматривается скорее как объект. При неблагоприятном сочетании названных перемен- ных симпатии не возникает и общение не продолжается.
На этой стадии особенное значение имеют такие коммуникатив- ные навыки, как умение вступить в разговор с понравившимся челове-
ком и поддержать беседу с ним. Причем это довольно непростые уме- ния (вспомним фильм «Где находится нофелет?»);
· наличие определенного уровня сходства между собой и партне- ром. Действие фактора сходства можно сформулировать следующим об- разом: нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе действия этого фактора лежит принцип когнитивного соот- ветствия, согласно которому люди имеют сильно выраженную потреб- ность в согласованности, последовательности. Социальные установки, ве- рования, чувства, ценности человека взаимосвязаны, и он пытается под- держивать их в согласованности или создать эту согласованность, если она утрачена. Люди, имеющие сходные взгляды, чувства, ориентации (со- циальные установки), испытывают взаимную привлекательность. Чем выше уровень согласия, тем легче предсказать поведение другого челове- ка. Напряжение, вызванное расхождением взглядов, создает дискомфорт, от которого человек стремится избавиться путем согласования своего по- ведения с поведением партнера;
· возможность включения в совместную деятельность (ролевое со- ответствие), наличие базы (общее дело, общая задача) и условий стабиль- ного, продуктивного общения. При этом ролевое соответствие носит сугу- бо индивидуальный характер, поэтому спрогнозировать успешность про- хождения этого фильтра сложно. Однако проверка на возможность дейст- вовать совместно, безусловно, является одним из ключевых факторов пе- рехода на следующую стадию развития отношений. Отметим некоторые условия, при которых может возникать чувство тесной принадлежности друг другу: общая профессия (один – врач, другой – ассистент) или оба занимаются бизнесом; разные, но взамодополнительные обязанности (один зарабатывает деньги, другой занимается детьми и ведет домашнее хозяйство); общие увлечения; общие интересы (социальные, политиче- ские, религиозные и т. п.); общие материальные и финансовые интересы (строительство дома, общая прибыль, общие долги и т. п.); общие цели ради общих детей; общая духовная связь.
Стадия близости. На этой стадии идет становление пары, форми- рование чувства «Мы». Этот процесс состоит из следующих фаз:
· Люди начинают чаще встречаться во все более разнообразных ситуациях. Они ищут общества друг друга, проводят вместе все больше времени.
· Они все более открываются друг другу, делятся секретами, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства. Они начинают понимать точку зрения и мировоззрение друг друга. Их цели и поведение достигают высокой степени синхронности.
· Они чувствуют, что благополучие каждого из них связано с ус- тойчивостью и надежностью из взаимоотношений, их связь восприни- мается как единственная и незаменимая. Отношения начинают рассмат- риваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего.
Итак, на уровне близких доверительных отношений человек, ду- мая о себе и партнере, не отделяет себя от него, а соединяет («мы»,
«нам», «о нас»). Партнеры все больше учитывают внутренний мир друг друга. Если вначале другой воспринимался как объект, носитель опре- деленных свойств, то постепенно формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается совместная картина мира. Более или менее общие для всех пар связи уступают место уникальным для каж- дой пары зависимостям.
Однако необходимо помнить, что у каждого человека есть собст- венный предел психологического сближения. Это та дистанция, при на- рушении которой общение становится трудным, дискомфортным. У мужчин, как правило, дистанция больше, у женщин – меньше. Благо- получны, устойчивы отношения у тех людей, у которых потребность в психологическом сближении примерно одинакова.
Важной фазой продвижения в развитии отношений на стадии близо- сти является формальное закрепление отношений, принятие партнерами обязательств по отношению друг к другу. Это может быть какой-либо вид письменного договора (например, бизнес-контракт) между деловыми партнерами. В других случаях это может быть объявление о помолвке, ре- гистрация брака. Во всех случаях отношения перестают быть неформаль- ными и начинают подчиняться определенным правилам.
Стадия дифференциации. В основе этого этапа в развитии меж- личностных отношений лежит стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, свои особые интере- сы, не совпадающие с интересами партнера. Дифференциация не озна- чает прекращения отношений. Это стадия перестройки, переоценки, но- вого развития отношений. Многое зависит от чуткости, деликатности партнеров, умения видеть и ценить у партнера его особенные индивиду- альные достоинства и способности. В этом случае стадию дифферен- циации они преодолевают с пользой для развития отношений. Потреб- ность в автономии, уникальности, неповторимости – одна из базовых потребностей личности, ее проявление в межличностных отношениях вполне естественно. Однако если стремление отделить себя от другого в партнерстве проявляется чересчур настойчиво, партнеры начали те- рять интерес друг к другу и привлекательность друг для друга, можно констатировать, что отношения переходят на стадию отдаления.
Стадия отдаления. Ее основа – проведение границы между Я и Ты, стремление освободиться от партнера и в конечном счете рас- статься с ним. Качество взаимоотношений приобретает иной характер. Изменяются суждения о поведении друг друга, взаимные оценки стано- вятся ниже. Каждый склонен оправдывать себя и обвинять другого, не слушая оправданий. Партнеры не испытывают больше желания совме- стно проводить время, сокращают до минимума число обсуждаемых вопросов, разговаривают лишь по необходимости, и то как посторонние люди, без прежней заинтересованности. Они стараются реже видеться: вид и поведение другого вызывают раздражение. Крайней степенью от- даления является избегание контактов друг с другом, чувство исчерпан- ности отношений.
Стадия распада. В основе этой стадии – разрыв, прекращение от- ношений, тяжелые переживания. Это не означает, что бывший партнер становится эмоционально нейтральной фигурой. Ведущими остаются аг- рессивные чувства, гнев, склонность приписывать ему разные негативные черты и вину за распад взаимоотношений. В то же время могут присутст- вовать и позитивные чувства. В этом случае рассматривается возможность перестройки и сохранения отношений. Попытки такой перестройки в ходе процесса распада могут предприниматься неоднократно.
Описанные выше стадии представляют собой аналитическую мо- дель; развитие реальных отношений может отличаться как по числу пройденных этапов, так и по их длительности. Для кого-то стадия сближения оказывается практически свернутой, почти сразу переходя- щей в близость. Кто-то всю жизнь симпатизирует определенному чело- веку, не предпринимая серьезных попыток для сближения. Кто–то мог пройти все этапы с одним и тем же человеком несколько раз.
Отношения могут стабилизироваться на любой стадии, однако ес- ли между партнерами существуют расхождения относительно стадии стабилизации (например, один хотел бы сохранить отношения на уров- не поверхностного знакомства, а другой стремится к более близким от- ношениям), возникают трудности в общении. Индивидуальные потреб- ности определяют и скорость, с которой каждый из партнеров готов пе- рейти от одной стадии к другой. Видим, что межличностные отношения зависят от той энергии, которую партнеры вкладывают в них, от жела- ния сторон, целей и т. д. Все это еще более усложняет динамику отно- шений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|