Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъективные (психологические) составляющие конфликта





Важными психологическими составляющими конфликтной си- туации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведе- ния, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информаци- онные модели (образы) конфликта, которые имеются у каждой из сто- рон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. Рассмотрим их.

При объяснении активности и направленности действий оппонен- тов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.

Мотивыв конфликте – это побуждения к вступлению в кон- фликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента. В кон- фликте зачастую сложно выявить истинные мотивы оппонентов, кото- рые скрыты за декларируемыми целями.

Потребности– базисный побудитель активности субъекта, это его состояние нужды в объектах (ресурсах, власти, духовных ценно- стях), необходимых для его бытия. Потребности в безопасности, при- знании, идентичности, социальной принадлежности и т. п. присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам.

Интересыпредставляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта. Близки к инте- ресам и ценности.



Цель– осознанный образ предвосхищаемого результата. Основ- ная цель оппонента – овладение объектом конфликта, ей подчинены и тактические цели.

Под образом(информационной моделью) конфликтной ситуациипонимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя представление оппонен- тов о самих себе (целях, мотивах, ценностях, возможностях и т. д.); о про- тивостоящей стороне (ее целях, мотивах и т. д.); каждого участника о том, как другой воспринимает его. Именно такие идеальные картины конфликта, а не сама реальность определяют поведение сторон. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженно- сти. В чем же состоит искажение конфликтной ситуации?


 

 

Искажение конфликтной ситуации в целом:

· Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.



· Происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются некоторые основные устойчивые связи и отношения.

· Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь и теперь». Последствия, как правило, не просчитываются.

· Восприятие ситуации происходит в полярных оценках по типу

«черное – белое». «Серые» тона или полутона используются редко.

· Господствует категоричность оценок, которые не поддаются пересмотру и сомнениям.

· Происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует своим предубеждениям.

 

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте:

· Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – как возвышенные и поэтому достойные реализации.

· Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т. д.).

 

По такому же сценарию происходит искажение восприятия дей- ствий, высказываний, поступков (даже непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные) и личностных качеств.

Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты, они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента.

Восприятие личности оппонента. Происходит усиление и гипер- болизация негативных черт и свойств. Срабатывает эффект поиска «со- ринки в глазу другого». Усиливается поиск всего негативного и непри- влекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечелове- ческое, ценное. Оправдывается высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес.



Таким образом, можно говорить, что искажение обобщающего образа оппонента в ходе восприятия конфликтной ситуации приводит к формированию «образа врага». Этот образ является целостным пред- ставлением об оппоненте, интегрирующим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки «образа врага»: не-


 

 

доверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождеств- ление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в со- чувствии.

От чего зависит степень искажения восприятия конфликтной си- туации?

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают сте- пень искажения восприятия конфликтной ситуации:

· Состояние стресса (обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие).

· Высокий уровень негативных эмоций.

· Уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он до- мысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя образ конфликтной ситуации.

· Особенности перцептивных процессов.

· Неумение предвидеть последствия.

· Доминирование в сознании «агрессивной концепции среды».

· Негативную установку на оппонента, сформировавшуюся в доконфликтный период отношений.

· Ограниченность кругозора, состояние алкогольного или наркотического опьянения, недостаток времени для досконального и объективного изучения ситуации и т. д.

 

Конфликтное поведениесостоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии и тактики.

Среди основных принципов конфликтного противоборства выде-


ляют:


 

· концентрацию сил;

· координацию сил;

· нанесение удара по наиболее уязвимому пункту;

· экономию сил и времени и др.


 

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориента- ция личности или группы на определенные формы поведения в ситуа- ции конфликта. Известны следующие стратегии поведения в конфликте:

· соперничество (конкуренция);

· сотрудничество;

· компромисс;

· приспособление (уступка);

· избегание (бездействие).


 

 

Стратегии реализуются через различные тактики (совокупность приемов воздействия на оппонента):

· захвата и удержания объекта конфликта;

· физического или психологического насилия;

· давления;

· демонстративных действий;

· тактики дружелюбия, сделок (они могут быть жесткими, ней- тральными и мягкими).

 

Конфликтные действияэто некорректные, враждебные, на- правленные друг против друга действия и противодействия конфлик- тантов.

Основными видами конфликтных действий являются:

· создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений противоположной стороны;

· невыполнение другой стороной своих обязанностей и обяза- тельств;

· захват или удержание того, что не должно находиться во вла- дении другой стороны;

· нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репу- тации (например, распространение порочащих слухов);

· унижающие человеческое достоинство действия (в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования);

· угрозы и другие принуждающие действия;

· физическое насилие.

 

В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывают су- щественное влияние на другую сторону, на ее ответные действия. Вза- имное влияние соперников может принимать разнообразные формы: за- ражения, внушения, убеждения, подражания и др.

В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникнове- ние конфликтной ситуации, ее исчезновение, возникновение и прекра- щение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта (если инцидент уже начался), а воз- можно, и к началу нового конфликта.

 

Динамика конфликта

Развитие конфликтной ситуации в конфликт – многоэтапный про- цесс. Различаются следующие стадии конфликта:

· предконфликтная ситуация;

· возникновение (начало);


 

 

· развитие (эскалация, нарастание);

· апогей (кульминация);

· завершение;

· постконфликт.

 

Предконфликтная ситуация –это положение дел накануне конфликта.В этот период проблемная ситуация еще не проявляет себя, но противоречие уже имеется, в отношениях чувствуется напряжен- ность. В таком виде ситуация может существовать длительное время, перейти в латентный конфликт. Напряженность характеризуется нали- чием глубокой неудовлетворенности людей сложившимся положением в обществе, отдельной его сфере, организации, семье и т. д.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятель- ности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъ- ективными факторами.

Одно из условий такого перехода – осознание объективной про- блемной ситуации. Именно на этом этапе проблемная ситуация начина- ет искажаться в связи с субъективностью ее восприятия, обусловленной индивидуальными и социальными различиями участников коммуника- ции. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Осознание противоречивости ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное взаимодействие сторон. Часто они (или одна из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами (убежде- нием, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерас- тания проблемной ситуации в конфликт. На данном этапе стороны ар- гументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации связано с наличием непосредственной угрозы каким-либо важным интересам субъекта. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта. Растет агрессивность и формируется ус- тановка на борьбу.

 

Возникновение (начало) конфликта.Анализ возникновения конфликта включает рассмотрение развития того противоречия (или не- скольких противоречий), которое лежит в его основе. Многие исследо- ватели отмечают, что конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность разрешения обострившегося противоречия.

Развитие противоречия из латентного (скрытого) в явное, осознан- ное носителями противоположных интересов, целей, ценностей и т. д., –


 

 

это и есть процесс возникновенияконфликта. Латентные интересы на первом этапе формирования конфликта необязательно осознаваемы и признаваемы представителями противоположных позиций.

Для того чтобы конфликтная ситуация переросла в реальный кон- фликт, также необходимы условия: материальные, коммуникативные, социально-психологические и др. Кроме того, начало конфликтного действия предполагает наличие комплекса мотивов (намерений) субъек- тов как адекватного обоснования действий. Структура мотивов включа- ет в качестве основного элемента ориентацию на защиту интересов и позиций определенной группы (общности). В составе мотивов – шаб- лоны группового поведения, агрессивные намерения, защитная реакция субъектов. Мотивы могут быть конструктивными и деструктивными. Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами: в мотивах сочетаются и сознательное, и подсознательное начала.

Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, или внешнего. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называют инцидентом.Это – действие од- ной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны. Это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы ре- шить проблему в свою пользу. Инциденты могут быть различными: от неудачно сказанного лидером слова или спорного решения, принятого менеджером, до террористического акта...

Инцидент – пусковая причина конфликтного взаимодействия. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне связан с конфликтным взаимодействием. Если же инцидент является внешним по отношению к конфликтному противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода.

В любом случае это первая стычка конфликтантов, повод для на- чала открытого столкновения. При этом инцидент может не отражать реальных причин конфликта. Иногда он возникает случайно, иногда спровоцирован одним из прямых участников конфликта либо третьей стороной, преследующей свои цели.

Конфликт вполне может завершиться на этом, если конфликтанты сразу разрешают возникшее противоречие, если они расстаются, чтобы никогда больше не встретиться, если инцидент привел к гибели одной из сторон.

 

Развитие (нарастание, эскалация) конфликта.Под эскалацией конфликта (от лат. scala — лестница) понимается прогрессирующее во


 

 

времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта пред- ставляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Для эскалации конфликта характерны следующие признаки:

· Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. От- метим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

· Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе ла- тентного периода конфликта в результате восприятия, детерминирован- ного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение не- четкое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют: недоверие (все, что исходит от врага, – либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели).

· Возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем).

· Негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единст- венной целью – нанести нам вред).

· Отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я до- рожу, и поэтому должен быть сам уничтожен).

· Представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вре- дит нам, и наоборот).

· Деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной груп- пе, автоматически является нашим врагом).

· Отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим вра- гом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гу- манные чувства, руководствоваться этическими критериями по отноше- нию к врагу опасно и неблагоразумно). Закреплению образа врага спо- собствуют возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, значи- мость предмета конфликта для личности (группы), длительность кон- фликта.


 

 

· Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противопо- ложной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желае- мом объеме в короткое время, сопротивление оппонента.

· Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументиро- вать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а по- пытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личност- ный план.

· Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых инте- ресов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как про- цесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

· Применение насилия. Отличительный признак эскалации кон- фликта – введение в «бой» последнего из аргументов – насилия.

· Потеря первоначального предмета разногласий. Заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерас- тает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми.

· Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникнове- нию множества разных точек столкновения. Конфликт распространяет- ся на более обширные территории. Происходит расширение его времен- ных и пространственных границ.

· Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов пу- тем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфлик- та, расширяя набор применяемых в нем средств.


 

 

Рассмотрим более подробно такие важнейшие характеристики эс- калации конфликта, как его интенсивность и масштабность.

Нарастание интенсивности конфликта, расширение его поля и масштабности представляет существенный признак развития кон- фликта, характеризует его переменные. Любой конфликт может быть более или менее интенсивным. Интенсивность – это количественная мера активности противоборствующих сторон. Она измеряется часто- той их столкновений, использованием разнообразных средств борьбы, в том числе насильственных, уровнем остроты борьбы. В числе средств противоборства используются как организационные (создание органи- зованных групп, перестановка должностных лиц, применение дисцип- линарных санкций и т. д.), так и экономические, политические, идеоло- гические и моральные приемы борьбы. Более или менее насильствен- ными формами столкновений конфликтологи называют забастовку, конкуренцию, ожесточенно проходящие дебаты, угрозу, ультиматум, взаимный обман и т. п. В буквальном смысле слова насильственные ме- тоды и средства – это вооруженная борьба.

Возрастание интенсивности конфликта как сознательно спрово- цированный процесс обозначается термином «разжигание» конфликта. Такая акция зачастую используется заинтересованными в поддержании конфликтной ситуации силами в самых различных областях обществен- ной жизни.

Интенсивность противоборства возрастает тем больше, чем выше значение для сторон предмета противоречия и чем сплоченнее противо- стоящие субъекты вокруг избранных целей борьбы.

Интенсивность конфликта, естественно, снижается на стадии его за- тухания и по мере разрешения. Напротив, она нарастает, если конфликт по- давляется или разрешается путем взаимного уничтожения сторон.

Действенным средством снижения интенсивности противостоя- ния служит регулирование конфликта. В противоположность подавле- нию этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым, смягчающимся.

Расширение поля и масштабности конфликтов – весьма сходные характеристики параметров развития. Обозначая совокупность кон- фликтных действий и отношений, понятие поля обозначает также про- странственные границы взаимодействия сил. И все же здесь акцент де- лается на взаимосвязях позиций, соотношении действующих субъектов. Масштабность же – количественная характеристика и сил, вовлечен- ных в конфликт, и применяемых средств борьбы, и их распространен- ности.

Развитие конфликта – не плавный процесс, а противоречивый, ибо он есть само противоречие в его острой форме. Сочетание и сменяе-


 

 

мость конструктивного и деструктивного направлений, умеренных и острых форм противоборства, разрастания и уменьшения конфликта, управляемости и стихийности процесса, доминирование рационального и иррационального моментов в борьбе противоположностей – все это характеризует сложную картину развития и завершения конфликтов. В ходе углубления конфликта усложняется взаимодействие сторон, имеет место переплетение различных конфликтов, наслоение их друг на друга, что ведет к их взаимному усилению.

Эскалация может быть непрерывной, когда напряжение и сила ударов возрастают постоянно, либо волнообразной, когда периоды ак- тивных действий сменяются периодами затишья. Эскалация может быть очень крутой, когда конфликт развивается очень быстро, либо вялой, когда конфликт переходит в хронический, идет на спад и иссякает сам собой.

 

Кульминация (апогей) конфликта.Это высшая точка развития конфликта. Накал конфликта достиг такого момента, когда сторонам (или одной из них) становится понятно, что продолжать его не следует, что враждебные действия не приносят результата и нужно искать дру- гие средства. Кульминация может и не произойти, если стороны пред- принимают меры по урегулированию конфликта, не дожидаясь оконча- тельного взрыва. В затяжном конфликте оттягивание кульминации об- ходится дорого, потенциал негативных эмоций накапливается, нанося вред сторонам, общему делу, взаимоотношениям. Иногда целесообразно спровоцировать столкновение, чтобы снизить напряжение и перейти к стадии поиска выхода из конфликта.

 

Завершение конфликта.Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам. На этом этапе у сторон проис- ходит переоценка сложившихся конфликтных отношений, расстановки сил, осознание «цены» конфликта, собственных возможностей и т. д. На- кал борьбы ослабевает, стороны начинают искать средства и условия при- мирения либо какого-то другого способа завершения конфликта.

Цена конфликта складывается из затрат энергии, времени, сил; ущерба, наносимого действиями другой стороны; потерь, связанных с ухудшением общей ситуации. Целесообразно сопоставить разницу ме- жду затратами и приобретениями (в случае выхода из конфликта). Хотя и те, и другие не всегда ясны, гипотетичны, – это возможность рацио- нально решить, стоит ли продолжать конфликт.

 

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению моделей завершения конфликта, отметим, что конфликты крайне редко завершаются оконча-


 

 

тельно, что предполагает наличие еще одной стадии – постконфликта.Если учитывать влияние конфликта на последующую жизнь и развитие общества или коллектива, то различают конфликты, дающие осложне- ния (так называемый постконфликт) и не имеющие каких-либо отрица- тельных последствий. Постконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализа- цию их отношений.

Постконфликт проявляется в негативном поведении или чувстве неудовлетворенности после того, как конфликт считается завершенным (разрешенным или отмененным). Это значит, что конфликт не был раз- решен или был разрешен несправедливо либо методами, задевающими личное достоинство партнера.

Возникновению постконфликта могут способствовать прежде- временное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворен- ность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверения выпол- нить что-либо без взятия на себя обязательств и другие. Существенны также психологические и поведенческие факторы: стремление найти виновного, а с себя снять вину, расчет на одностороннюю выгоду, не- достаточные возможности «сохранить лицо», ощущение давления и принуждения, изменение баланса сил между участниками конфликта.

В любом случае постконфликтная ситуация характеризуется сте- пенью удовлетворенности сторон, которая зависит от того:

· насколько стороны достигли своих целей;

· какими методами велась борьба;

· насколько велики материальные и духовные потери (цена кон- фликта);

· было ли решение навязано или вырабатывалось совместно;

· какова реакция окружающих на итоги конфликта и т. д.

 

Итак, вернемся к основным моделям завершения конфликта: уга- сание, устранение, перерастание в другой конфликт, разрешение, урегу- лирование.

 

Угасание конфликта – это временное прекращение противодейст- вия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

· истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

· потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

· переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).


 

 

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на не- го, в результате которого ликвидируются основные структурные эле- менты конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, су- ществуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздей- ствий на конфликт (угроза насилия, гибель людей; дефицит времени или материальных возможностей).

Для устранения конфликта возможно использование следующих способов:

· изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы);

· исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т. п.);

· устранение предмета конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт);

· устранение дефицита предмета конфликта (у третьей стороны есть возможность обеспечить каждую из конфликтующих сторон пред- метом, к обладанию которым они стремились).

 

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношени- ях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена предмета конфликта.

 

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участ- ников, направленная на прекращение противодействия и решение про- блемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта пред- полагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в кото- рых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для раз- решения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

 

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствую- щих сторон, так и без их согласия.

 

Во всех многообразных моделях реализуются различные методы завершенияконфликта:

· насилие (прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; возможно и взаимное уничтожение противоположностей);


 

 

· взаимное примирение противоборствующих агентов;

· разъединение конфликтантов (разрыв отношений, развод между супругами, расхождение по разным территориям и т. д.).

 

При осуществлении первой и последней из указанных возможно- стей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других способов происходит постепенное затухание кон- фликта.

Насилие с привлечением третьего участника способна совершить более слабая сторона над более сильной.

Во многих случаях в качестве поддерживающей силы использует- ся социальное давление (через служебные инстанции, общественное мнение, СМИ) или суд. Суд – это представитель общественной власти, его сила более могущественна, чем сила любого из конфликтантов. В судебном разбирательстве прав тот, на чьей стороне закон.

Остановимся на таких моделях завершения конфликта, как разре- шение и урегулирование, более подробно.

 

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как мини- мум, из трех этапов:

· подготовительного (диагностики конфликта);

· разработки стратегии разрешения и технологии;

· непосредственной практической деятельности по разрешению конфликта – реализации комплекса методов и средств.

 

Разработка стратегийразрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления кон- фликтом, зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности.

· Если завершение конфликта предполагается осуществить в ви- де модели «победа – поражение», «выигрыш – проигрыш», то разраба- тывается стратегия устранения одной из сторон путем доведения борь- бы до победного конца.

· В ситуации, когда возможна модель «победа – победа», «выиг- рыш – выигрыш», «взаимный выигрыш», прорабатывается стратегия разрешения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого – обоюдного примирения.

· Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное зату- хание – таковы моменты асимметричного решения конфликта.

· В ситуации, когда обе стороны проигрывают противоборство, целесообразна стратегия подавления конфликта, механического его уст- ранения.


 

 

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если име- ет место преобразование или устранение основы конфликта, то кон- фликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место то- гда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структур- ные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т. п.

 

Отдельно рассмотрим медиацию как способ урегулирования кон- фликта с помощью третьей стороны.

 

Медиация– один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала еще в древности, когда старейшины ро- да или племени выступали в роли своеобразных медиаторов, обеспечи- вая бесконфликтное решение проблемных ситуаций.

Формальное медиаторство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса или возможности воздействия на оппонентов. Неформальное, неофициальное медиаторство предполагает наличие не- формального авторитета у оппонентов в решении подобных проблем.

 

Официальными медиаторами могут быть:

· межгосударственные организации (например, ООН и др.);

· отдельные государства;

· государственные правовые институты (арбитражный суд, про- куратура и т. п.);

· правительственные комиссии (например, для урегулирования забастовок);

· представители правоохранительных органов (например, участ- ковый милиционер по отношению к бытовому конфликту);

· руководители предприятий, учреждений, фирм;

· общественные организации (профсоюзные, комиссии по раз- решению трудовых споров и т. д.);

· профессиональные медиаторы-конфликтологи.

 

Неофициальными медиаторами обычно являются:

· известные люди (политики, государственные деятели);

· представители религиозных организаций;

· профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;

· неформальные лидеры социальных групп;

· старшие по возрасту;

· друзья, соседи, свидетели конфликта.


 

 

В некоторых случаях к медиатору конфликтующие стороны могут обратиться сами, когда:

· все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;

· стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

· по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии завершения конфликта;

· одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует санк- ций по отношению к оппоненту;

· сторонам важно сохранить хорошие отношения, но взаимопри- емлемое решение они найти не могут;

· оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний и объективный контроль за его выполнением.

 

В других случаях необходимо оперативное вмешательство

третьей стороны в конфликт. Это ситуации, когда:

· происходит опасная эскалация конфликтных событий, сущест- вует непосредственная угроза применения насилия;

· одной из сторон уже применяется насилие;

· третьей стороне лично не выгоден этот конфликт;

· конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролиру- ется третьей стороной;

· стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть воз- можность удовлетворить интересы обеих сторон.

 

В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

 

Третейский судья – наиболее авторитарная роль, он обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения про- блемы. Он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вер- дикт, который не оспаривается. Таков, к примеру, суд присяжных.

Арбитр также обладает значительными полномочиями. Он изуча- ет конфликт, обсуждает его с участниками, затем выносит окончатель- ное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны мо- гут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих ин- станциях.

Посредник – более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.


 

 

Помощник в регулировании конфликта участвует с целью совер- шенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания пробле- мы и принятия окончательного решения.

Наблюдатель своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей и от взаим- ной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.

 

Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли медиатора. Третья сторона может обеспечить волевое прекращение конфликта; раз- ведение конфликтующих сторон; блокирование борьбы; применение санкций к сторонам; определение правого и неправого; оказание помо- щи в поиске решения; содействие нормализации отношений; оказание помощи в организации общения; контроль за выполнением соглашения.

 

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнооб- разны. Поэтому процесс медиациине имеет жесткой структуры. Мож- но выделить его основные этапы:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.