Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины и виды конфликтных взаимодействий





Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием объективных, организационно-управленческих, социально- психологи- ческих и личностных факторов.

Причины конфликтовможно объединить в пять групп в соот- ветствии с обусловливающими их факторами:

· информацией,

· структурой,

· ценностями,

· отношениями,

· поведением.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и не- точные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению; подоз- рения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании; сомне- ния в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, доктрин, правил порядка действий и т. д.

Кроме этого, у каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации. Особенности этих моделей определяются спецификой ценностей, мотивов, целей. Они,


 

 

в свою очередь, зависят от мировоззрения человека, его образованности, профессионализма, культуры, жизненного опыта.

В процессе общения информация, передаваемая людьми друг дру- гу, может существенно искажаться и теряться. Все это крайне осложня- ет проблему взаимопонимания людьми друг друга, тем более в про- блемных ситуациях.



Рассмотрим, как теряется и искажается информация в процессе межличностной коммуникации. Предположим, что один человек (А) объясняет свое понимание какой-либо проблемы другому (Б). Инфор- мация, имеющаяся в психике А, всегда отличается от той информации, которую он высказывает. С чем это связано?

· Значительная часть информации о проблеме существует на уровне бессознательного и словами выражена быть не может. Часть этой информации может восприниматься собеседником за счет невер- бальных средств коммуникации: мимики, жестов, поз и т. д.

· Часть информации, которая может быть выражена словами, не высказывается человеком из-за ограниченности его словарного запаса. Словарный запас современного образованного человека насчитывает около 4 000 слов. Для сравнения: в словаре В. И. Даля насчитывается более 200 000 слов. Самая полная словарная картина мира в тысячи раз беднее информационной модели окружающей действительности. Чем беднее словарный запас у человека, тем сложнее ему выразить мысль, передать ее нюансы, от чего будет страдать понимание этой мысли дру- гим человеком.



· Многое из того, что человек знает, чувствует и может выска- зать словами, он не высказывает по причине недостатка времени, в ре- зультате вновь теряется определенное количество информации.

· Часть информации, которую человек может высказать слова- ми, он не считает нужным говорить. Возможно, он считает ее незначи- тельной или она характеризует его с негативной стороны. Может быть, часть того, что он думает, вслух высказывать не принято.

 

С другой стороны, из того, что говорит А, не все слышит и понимает другая сторона – Б. С чем это связано?

· Часть информации слушающий не слышит, так как отвлекает- ся, думает о своих проблемах и т. п. Такое часто происходит на совеща- ниях, конференциях, занятиях.

· Часть информации слушающий может просто не понимать из- за разницы тезаурусов общающихся, несовпадения темпов речи, семан- тических, фонетических, логических барьеров.

· Услышав одну и ту же информацию, разные люди могут сде- лать не только разные, но и противоположные выводы о позиции гово-


 

 

рящего. Происходит это в силу разного жизненного опыта слушающих, разного уровня знаний о говорящем и об обсуждаемой проблеме, а так- же из-за того, что эта проблема по-разному затрагивает их собственные интересы.

 

Структурные факторы– относительно стабильные обстоятель- ства, существующие объективно, независимо от нашего желания, кото- рые трудно или невозможно изменить. Они связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, вла- стных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стан- дарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания, гео- графическое положение (добровольная или вынужденная изоляция либо открытость, интенсивность контактов), распределение ресурсов, това- ров, услуг, доходов. К примеру, конфликт между людьми из-за низкой зарплаты имеет причиной дефицит финансовых средств.



 

Ценностные факторыэто те принципы, которые мы провоз- глашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

 

Факторы отношенийсвязаны с чувством удовлетворения от взаи- модействия между сторонами или его отсутствия. При этом важно учиты- вать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимные ожидания, длительность отношений, совмес- тимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессио- нальных целей и личной сочетаемости, вклад сторон в отношения (надеж- ды, деньги, время, эмоции, энергия, репутация), различия в образователь- ном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

 

Поведенческие факторы– неуместность, грубость, эгоизм, не- предсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые од- ной из сторон. Они неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (фи- зической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния. В меж- личностных отношениях наиболее типичными поведенческими факто- рами, вызывающими конфликтные ситуации, являются стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.


 

 

Такая группировка причин конфликтов способствует их понима- нию и анализу, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения про- тиворечий.

 

Типологические различия конфликтовпрежде всего обознача- ются по линии их субъектов-носителей, а также той социальной систе- мы, элементами которой они являются.

Субъектами общественных конфликтов выступают, как мы уже знаем, личности, группы, этнические общности, социальные организа- ции и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно конфликты подразделяют на внутрилич- ностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возни- кающие между государствами или международные. Возможны кон- фликты между культурами и типами культур.

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что ролевые требования не согласуются с личными потребностями или ценно- стями индивида, а также если это противоречивые ролевые требования.

Межличностные конфликты могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, власть, ценности, из-за несходства характе- ров и т. п.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противо- речие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе ценностями и нормами поведения. В организа- ции этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности ру- ководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за непри- ятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты – это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри не- формальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

 

В другой типологии подчеркивается ранг субъектових уровень относительно социальной системы: конфликты делятся на горизонталь- ные,вертикальные, смешанные.

К горизонтальным относятся такие конфликты, в которых не уча- ствуют лица, находящиеся друг у друга в подчинении.

К вертикальным – те, в которых участвуют лица, находящиеся один у другого в подчинении.


 

 

В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизон- тальные составляющие.

 

Для примера обратимся к конфликтам в организациях. На кон- фликты, имеющие вертикальную составляющую (т. е. вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем от 70 до 80 % их числа. Они наиболее нежелательны для руководителя, ведь руководитель, участ- вуя в этом конфликте, «связан по рукам и ногам», ибо каждое действие и распоряжение в данном случае рассматриваются всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсирует- ся, как правило, домыслами преимущественно негативного свойства. Тем самым конфликт углубляется.

Уже из этого предварительного рассмотрения понятны некоторые установки руководителя: наибольшую осторожность проявлять по от- ношению к вертикальным конфликтам (стараться погасить их в заро- дыше).

Широко известна классификация конфликтов по сферам жизне- деятельностиобщества: экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные, научные, управленческие.

 

По длительности протеканияконфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следст- вием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими трав- мами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зави- сит как от предмета противоречий, так и от черт характеров столкнув- шихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Час- тота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

 

Необходимо различать конфликты по методам и формамборьбы, степени интенсивностиконфликта. В данном контексте разграничивают- ся насильственные и ненасильственные конфликты. Уровень интенсивно- сти первых всегда выше. Интенсивность конфликта прямо связана с мето- дами и формами противоборства соперников (к примеру, вербальная дис- куссия или физическое воздействие, вооруженное нападение).


 

 

На основе функциональногокритерия различаются две разно- видности конфликтов: деструктивные и конструктивные (продуктив- ные). Представляется логичным выделить нейтральный конфликт.

 

Определение деструктивного конфликтав большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Дест- руктивный конфликт чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порож- дает стрессы.

Для него характерно специфическое развитие, а именно расшире- ние количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и ост- роты высказываний («экспансия» конфликта).

Другая черта – «эскалация» конфликта – означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий, как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Используются «запрещенные» приемы: оскорбления, дискредитация и унижение партнера в глазах ок- ружающих.

При таком конфликте межличностные отношения нарушаются, разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения – компромисс – здесь реализуется с большими затрудне- ниями.

 

Конструктивный (продуктивный) конфликтчаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости лично- стей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует фор- мированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения, – она становится более

«легитимной».

Сам факт другой аргументации, признания ее законности способ- ствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит и нахождения оптимального решения дискути- руемой проблемы. Партнеры не выходят за рамки деловых или коррект- ных аргументов и отношений и зачастую находят взаимоприемлемые решения.

 

Нередко деловые разногласия рассматриваются как конфликт, но при этом различаются его конструктивная и деструктивная фазы. При-


 

 

знак конструктивной фазы – нарушение общения при сохранении на- правленности на предмет спора. Деструктивная фаза распадается:

а) на обратимую стадию(необоснованная критика, пренебреже- ние, личные выпады);

б) необратимую стадию (переход на личности, оскорбления, на- рушение восприятия и самоконтроля, полный отход от предмета спора).

 

Существуют типологии конфликтов, построенные на основе дру- гих параметров. К примеру, широко распространенными являются ти- пологические конструкции, в основании которых лежит такой элемент, как характер причинконфликта. В качестве примера одной из таких конструкций можно привести типологическую «схему» М. Дойча, кото- рый выделил следующие типы конфликтов:

· «подлинный конфликт» – когда столкновение интересов суще- ствует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяющегося фактора;

· «случайный, или условный конфликт», – когда конфликтные от- ношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

· «смещенный конфликт» – когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежа- щими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-либо символической форме;

· «неверно приписанный конфликт» – когда конфликтные отно- шения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывает- ся действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно, с це- лью спровоцировать столкновение в группе противника, «затушёвывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непред- намеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

· «скрытый конфликт» – когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются. Та- кой «конфликт» может быть еще и смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей;

· «ложный конфликт» – это конфликт, не имеющий объектив- ных оснований и возникающий в результате ошибочных, ложных пред- ставлений или недоразумений. Любопытным является то, что «ложный конфликт» может сформировать у его участников новые мотивы и уста- новки и перерасти в истинный.


 

 

В качестве общего вывода по рассматриваемому вопросу необхо- димо отметить, что многообразие типологий отражает многогранную сущность конфликта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.