Сделай Сам Свою Работу на 5

Общение как механизм формирования отношений





В предыдущем параграфе мы выяснили, что отношения между людьми – это взаимные ориентации, которые формируются и развива- ются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Отношения между людьми возникают и формируются в рамках общения друг с дру- гом. Следовательно, необходимо обратиться к смыслу и содержанию понятия «общение».

В обыденном, повседневном значении понятие «общение» имеет широкий смысл, обозначая все формы непосредственных контактов лю- дей друг с другом, с природой, космосом и самим собой. О содержании этого понятия образно писал В. Леви: «Общение – одно из разъезжен- ных слов... нечто вроде пакета, в который можно завернуть радиопере- дачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию, постель, дрессировку, те- атр, младенческое «уа-уа», застолье, книгу, случайный взгляд, аноним- ку, музыку, дипломатию, матерщину... Я не знаю, что такое не- общение».

Понятие «межличностное общение» относится непосредственно к сфере взаимоотношений между людьми, обозначая осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие между людьми.

Применительно к профессиональной сфере общение необходимо рассматривать как форму деятельности, осуществляемую между людьми как равноправными партнерами и приводящую к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информа- цией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.



 

Психологи отмечают, что общение многофункционально, оно од- новременно может решать разные задачи: обмен информацией и демон- страция отношения друг к другу, взаимное влияние, сострадание и вза- имное понимание.

Многофункциональность общения позволяет выделить различные аспекты его изучения:

· информационно-коммуникативный;

· интерактивный;

· гносеологический;

· аксиологический;

· нормативный;

· семиотический;

· социально-практический и т. д.

Теоретическая классификация видов общения может базироваться на различных основаниях. Такими основаниями могут быть:

· характеристика субъектов общения;


 

 

· ситуация общения;

· цели общения;

· предмет общения;

· средства общения;

· время общения;

· отношение к партнеру в процессе общения;



· степень завершенности общения;

· пространство общения;

· сочетание различных оснований.

К примеру, известный психолог Д. Д. Леонтьев выделяет три вида общения по целевым характеристикам:

· социально-ориентированное;

· предметно-ориентированное;

· личностно-ориентированное.

 

Под первым (социально-ориентированным) подразумевается об- щение, направленное на изменение психологических характеристик лю- дей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Такое обще- ние происходит между людьми как представителями социальных групп. Предметно-ориентированное общение направлено на урегулирование совместной деятельности людей. Личностно-ориентированное – на из- менение позиции, взглядов отдельной личности.

 

Классификация видов общения Э. Берна, создателя теории трансактного анализа, затрагивает сразу несколько оснований, главными из которых являются мотивы общения и отношения к партнеру. Э. Берн выделяет шесть типов общения:

1. Общение–«отсутствие» (или ноль-общение) – состояние, когда человек физически присутствует, но психологически, мысленно отсутствует. Это те моменты в любом разговоре, когда один из собесед- ников отвлекается на что-то, думает о своем и не слышит, не видит того, что перед ним происходит, что говорят, делают и т. д.

2. Ритуалы привычные, повторяющиеся, не несущие почти никакой смысловой нагрузки и в основном не имеющие никаких целей, кроме собственно выполнения ритуалов. Наиболее типичные примеры ритуалов, согласно Э. Берну, – это приветствия и прощания: «Привет»,

«Здравствуй», «Как дела?» – «Нормально»; «Как живешь» – «Как всегда»; «Не слыхали, будет сегодня дождь?»; «Ну бывай» – «Будь здоров» и т. д. Такие привычные диалоги всегда стереотипны и обычно свидетельствуют лишь о хорошем воспитании.




 

 

3. Развлечения полуритуальные разговоры о всем известных общественных проблемах и событиях (общих темах). Э. Берн считает, что их основная цель – приятное и отчасти информативное и, следовательно, полезное препровождение времени. Обычно такое общение начинается с ритуала: «Я вас где-то видел», «Как давно мы не встречались» и определяется набором стереотипных тем, таких, как политика, спорт, дети, приготовление пищи, достоинства разных марок машин, последние публикации в газетах и журналах, интересные телевизионные передачи и т. д. К их числу относятся разговоры за новогодним столом, когда все присутствующие давно и хорошо знают друг друга, когда и темы установились и всем примерно известно мнение каждого по любому вопросу. Э. Берн рассматривает следующие типичные примеры развлечений: «Дженерал Моторс» (какая машина лучше), «А вот раньше»,

«Что почем», «Гардероб», «Куда они смотрят» и т. д. Важно отметить, что специфическим аспектом развлечений, по Берну, является их взаимная исключительность – нельзя смешивать разные развлечения. Таким образом, существуют некоторые правила развлечений.

4. Совместная активность – целенаправленное взаимодействие, например при совместной работе. Такое общение направлено на урегу- лирование общих проблем или решение общих целей. Э. Берн выделяет два вида такого общения. Во-первых, направленное на управление ок- ружающей действительностью или решение рабочей задачи. Типичный пример – переговоры летчиков и авиадиспетчеров. Во-вторых, манипу- лятивное – направленное на то, чтобы другой выполнил необходимые для общих целей операции.

5. Игры – наиболее сложный из выделенных Э. Берном типов об- щения, так как в играх каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой. Берн подчеркивает, что основное отличие игр от остальных типов совместного проведения времени – их скрытый характер. Ритуалы, развлечения обычно откровенны, в играх же каждый из партнеров ведет скрытую «линию», которая должна привести его к превосходству над другими. Рассматривая игры по «местам обитания»

– бытовые, супружеские, общественные и т. п., Берн выделяет и описы- вает более сорока их видов. Например, широко распространенные –

«Все из-за тебя», «Вот что я из-за тебя наделал», «Я только хотел тебе помочь» и т. д.

6. Интимность – свободное от игр общение, предполагающее те- плое, заинтересованное отношение к другому человеку. Этот тип обще- ния сочетается с осознанно хорошим отношением к партнеру, которое исключает наличие скрытых мотивов манипулировать партнером.

 

Для каждой из приведенных ситуаций существуют не только пра- вила участия в них, но и способы понимания действий партнера. На-


 

 

пример, в «ритуалах» смысл действий определяется как «поглажива- ние» или «укол» – своеобразные признаки хорошего или плохого отно- шения. Определение типа общения создает способ интерпретации дей- ствия партнеров и возможности прогнозирования его поведения.

 

К структуре общения можно подойти по-разному, как и к опреде- лению его функций. Чаще всего предлагается характеризовать структу- ру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: ком- муникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативнаясторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися ин- дивидами.

Интерактивнаясторона заключается в организации взаимодей- ствия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только зна- ниями, идеями, но и действиями (поведенческий аспект).

Перцептивнаясторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для теоретического анализа (см. разд. 2 «Деловое общение как со- циально-психологический феномен»).

Таким образом, общение – сложный феномен, на основе которого сначала возникают, потом устанавливаются определенные межличност- ные отношения. В свою очередь, эти отношения влияют на характер и стиль общения этих людей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.