Сделай Сам Свою Работу на 5

СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

 

 

В. Н. Скворцова

 

 

ДЕЛОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Второе издание, испр. и дополн.

 

 

Издательство ТПУ Томск 2006


 

 

ББК 65.272

УДК 36.4001

С 42

 


 

C 42


Скворцова В. Н.

Деловые и общественные отношения: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. –Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 163 с.

 

 

В пособии в краткой форме изложены основные теоретиче- ские вопросы деловых коммуникаций для специалистов по серви- су и туризму. При составлении пособия использован широкий круг современной литературы.

Учебное пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического универси- тета, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» Института дистанционного образования.


ББК 65.272

УДК 36.4001

 

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета



 

 

Рецензенты:

 

М. П. Завьялова – профессор философского факультета Томского госу- дарственного университета, доктор философских наук;

 

В. Г. Рубанов – профессор гуманитарного факультета Томского поли- технического университета, доктор философских наук.

 

 

© Томский политехнический университет, 2006

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ 4

Раздел 1

СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................... 6

1.1. Понятие отношений, их сущность и характеристики............... 6

1.2. Общение как механизм формирования отношений............... 19

1.3. Специфика делового общения................................................. 22

1.4. Межкультурные особенности деловых взаимодействий....... 25

Раздел 2

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

КАК СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.............................. 53

2.1. Коммуникативный аспект делового общения........................ 53

2.2. Перцептивный аспект делового общения............................... 68



2.3. Интерактивный аспект делового общения.............................. 81

Раздел 3

СРЕДСТВА ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ................................................ 100

3.1. Вербальные средства деловых взаимодействий................... 100

3.2. Невербалика в системе деловых коммуникаций.................. 106

Раздел 4

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ..................... 111

4.1. Стратегии устных коммуникаций......................................... 111

4.2. Стратегии письменных коммуникаций................................. 121

Раздел 5

КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ................................................. 126

5.1. Причины и виды конфликтных взаимодействий.................. 126

5.2. Структура и динамика конфликта........................................ 133

5.3. Стратегии и тактики выхода из конфликта.......................... 152

5.4. Управление конфликтами в организации............................. 157

УПРАЖНЕНИЯ........................................................................................................... 160

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 162


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Деловые и общественные отношения» призван рассмотреть вопросы, связанные с взаимоотношениями специалистов в профессио- нальной деятельности. Характер деловых контактов оказывает решаю- щее влияние на эффективность совместной деятельности, на успеш- ность проведения бесед, переговоров, совещаний, пресс-конференций, презентаций и т. п.

Логика учебного пособия такова. Первый раздел посвящен рас- смотрению сущности деловых отношений и специфики делового обще- ния. Сначала мы обратимся к понятию межличностных отношений и важнейшим факторам, детерминирующим их: временным параметрам, чувствам и эмоциям, аттракции и экспектациям. Здесь же раскрывается смысл общения как механизма формирования отношений. Затем фикси- руются сущность и специфика деловых отношений. Поскольку данное учебное пособие написано для студентов специальности «Социально- культурный сервис и туризм», в этом же разделе акцентируются и меж- культурные особенности деловых контактов. Знакомство с многообраз- ными проявлениями межкультурных особенностей деловых коммуни- каций позволит будущим специалистам по социально–культурному сервису и туризму эффективно взаимодействовать с иностранными партнерами, стать преуспевающими людьми, вызывающими уважение.



Цель второго раздела – показать деловое общение как сложный со- циально-психологический феномен. В соответствии с этой целью рас- сматриваются структурные аспекты делового общения – коммуникатив- ный, перцептивный и интерактивный. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Инте- рактивная сторона заключается в организации взаимодействия между об- щающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (поведенческий аспект). Перцептивная сторона общения оз- начает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по обще- нию и установления на этой основе взаимопонимания.

Третий раздел посвящен эффективному использованию вербаль- ных и невербальных средств в деловой коммуникации. Чтобы выигры- вать, добиваться успеха, нужно уметь говорить и слушать, применять адекватные стратегии и тактики взаимодействия, умело использовать невербалику (организацию пространства и времени общения, мимику, жесты, интонации и другие сигналы, свидетельствующие о профессио- нальной компетентности и знании делового этикета).


 

 

В четвертом разделе пособия представлены основные стратегии взаимодействий в различных формах устных и письменных коммуника- ций в деловой сфере.

Пятый раздел посвящен подробному рассмотрению конфликтных взаимодействий, поскольку в образовательном стандарте специалистов по сервису и туризму отсутствует специальный курс «Конфликтоло- гия». Анализируются причины и виды конфликтных взаимодействий, структура и динамика конфликта, стратегии и тактики выхода из кон- фликта.

Овладение основами деловой коммуникации позволит будущим специалистам по сервису и туризму эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, стать преуспевающими людьми. Успех этой деятельности зависит и от того, насколько человек уважает окружаю- щих его людей, от его коммуникативных качеств и соблюдения основ- ных норм общественного поведения. Но эти вопросы рассматриваются уже в другом курсе – «Профессиональная этика и этикет».


 

 

Раздел 1

СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1. Понятие отношений, их сущность и характеристики

1.2. Общение как механизм формирования отношений

1.3. Специфика делового общения

1.4. Межкультурные особенности деловых взаимодействий

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.