СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Томский политехнический университет»
В. Н. Скворцова
ДЕЛОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Учебное пособие
Второе издание, испр. и дополн.
Издательство ТПУ Томск 2006
ББК 65.272
УДК 36.4001
С 42
C 42
Скворцова В. Н.
Деловые и общественные отношения: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и дополн. –Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 163 с.
В пособии в краткой форме изложены основные теоретиче- ские вопросы деловых коммуникаций для специалистов по серви- су и туризму. При составлении пособия использован широкий круг современной литературы.
Учебное пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического универси- тета, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» Института дистанционного образования.
ББК 65.272
УДК 36.4001
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета
Рецензенты:
М. П. Завьялова – профессор философского факультета Томского госу- дарственного университета, доктор философских наук;
В. Г. Рубанов – профессор гуманитарного факультета Томского поли- технического университета, доктор философских наук.
© Томский политехнический университет, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ 4
Раздел 1
СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................... 6
1.1. Понятие отношений, их сущность и характеристики............... 6
1.2. Общение как механизм формирования отношений............... 19
1.3. Специфика делового общения................................................. 22
1.4. Межкультурные особенности деловых взаимодействий....... 25
Раздел 2
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
КАК СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.............................. 53
2.1. Коммуникативный аспект делового общения........................ 53
2.2. Перцептивный аспект делового общения............................... 68
2.3. Интерактивный аспект делового общения.............................. 81
Раздел 3
СРЕДСТВА ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ................................................ 100
3.1. Вербальные средства деловых взаимодействий................... 100
3.2. Невербалика в системе деловых коммуникаций.................. 106
Раздел 4
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ..................... 111
4.1. Стратегии устных коммуникаций......................................... 111
4.2. Стратегии письменных коммуникаций................................. 121
Раздел 5
КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ................................................. 126
5.1. Причины и виды конфликтных взаимодействий.................. 126
5.2. Структура и динамика конфликта........................................ 133
5.3. Стратегии и тактики выхода из конфликта.......................... 152
5.4. Управление конфликтами в организации............................. 157
УПРАЖНЕНИЯ........................................................................................................... 160
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 162
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Деловые и общественные отношения» призван рассмотреть вопросы, связанные с взаимоотношениями специалистов в профессио- нальной деятельности. Характер деловых контактов оказывает решаю- щее влияние на эффективность совместной деятельности, на успеш- ность проведения бесед, переговоров, совещаний, пресс-конференций, презентаций и т. п.
Логика учебного пособия такова. Первый раздел посвящен рас- смотрению сущности деловых отношений и специфики делового обще- ния. Сначала мы обратимся к понятию межличностных отношений и важнейшим факторам, детерминирующим их: временным параметрам, чувствам и эмоциям, аттракции и экспектациям. Здесь же раскрывается смысл общения как механизма формирования отношений. Затем фикси- руются сущность и специфика деловых отношений. Поскольку данное учебное пособие написано для студентов специальности «Социально- культурный сервис и туризм», в этом же разделе акцентируются и меж- культурные особенности деловых контактов. Знакомство с многообраз- ными проявлениями межкультурных особенностей деловых коммуни- каций позволит будущим специалистам по социально–культурному сервису и туризму эффективно взаимодействовать с иностранными партнерами, стать преуспевающими людьми, вызывающими уважение.
Цель второго раздела – показать деловое общение как сложный со- циально-психологический феномен. В соответствии с этой целью рас- сматриваются структурные аспекты делового общения – коммуникатив- ный, перцептивный и интерактивный. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Инте- рактивная сторона заключается в организации взаимодействия между об- щающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (поведенческий аспект). Перцептивная сторона общения оз- начает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по обще- нию и установления на этой основе взаимопонимания.
Третий раздел посвящен эффективному использованию вербаль- ных и невербальных средств в деловой коммуникации. Чтобы выигры- вать, добиваться успеха, нужно уметь говорить и слушать, применять адекватные стратегии и тактики взаимодействия, умело использовать невербалику (организацию пространства и времени общения, мимику, жесты, интонации и другие сигналы, свидетельствующие о профессио- нальной компетентности и знании делового этикета).
В четвертом разделе пособия представлены основные стратегии взаимодействий в различных формах устных и письменных коммуника- ций в деловой сфере.
Пятый раздел посвящен подробному рассмотрению конфликтных взаимодействий, поскольку в образовательном стандарте специалистов по сервису и туризму отсутствует специальный курс «Конфликтоло- гия». Анализируются причины и виды конфликтных взаимодействий, структура и динамика конфликта, стратегии и тактики выхода из кон- фликта.
Овладение основами деловой коммуникации позволит будущим специалистам по сервису и туризму эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, стать преуспевающими людьми. Успех этой деятельности зависит и от того, насколько человек уважает окружаю- щих его людей, от его коммуникативных качеств и соблюдения основ- ных норм общественного поведения. Но эти вопросы рассматриваются уже в другом курсе – «Профессиональная этика и этикет».
Раздел 1
СУЩНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Понятие отношений, их сущность и характеристики
1.2. Общение как механизм формирования отношений
1.3. Специфика делового общения
1.4. Межкультурные особенности деловых взаимодействий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|