Сделай Сам Свою Работу на 5

Межличностная аттракция (привлекательность, притягательность, симпатия)

Особый круг проблем теории межличностных отношений возни- кает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональ- ных регуляторов. Наше восприятие людей, как правило, сопровождает- ся более или менее выраженным оценочным отношением к ним. Среди людей, входящих в круг нашего общения, одни нам нравятся больше, другие – меньше, и есть такие, которые нам вообще не нравятся. На ос- нове сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от не- приятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Диа- пазон привлекательности можно представить следующим образом: Люблю – Очень нравится – Нравится – Нейтральный – Не нравится – Очень не нравится – Ненавижу. Наши предпочтения проявляются не только в выборе друзей, супругов, но и деловых партнеров.

 

Процесс предпочтения одних людей другим, притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название межличностной ат- тракции(от англ. Attract – привлекать, притягивать, пленять, прель- щать). Вместе с тем аттракция – продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной ус- тановки на другого человека, т. е. отношения одного человека к друго- му, в которой преобладает эмоциональный компонент. Особенность ат- тракции в сравнении с другими чувствами и эмоциями состоит в том, что ее предметом является другой человек. Тем самым она всегда вклю- чена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факто- ров формирования и реализации межличностных отношений.

 

Среди причин, влияющих на процесс межличностной аттракции, выделяют внешние и внутренние (собственно межличностные).

К внешнимфакторам, т. е. не связанным непосредственно с про- цессом взаимодействия, относят:

· степень выраженности у человека потребности в аффилиации (желании нравиться, чувствовать себя ценной и значимой личностью);

· эмоциональное состояние партнеров по общению (если на- строение переносится на других: «Сегодня мне все нравятся» или «Все меня сегодня раздражают»);




 

 

· пространственную близость (при прочих равных условиях чем ближе пространственно находятся люди, тем вероятнее их взаимная привлекательность).

 

К внутреннимдетерминантам аттракции можно отнести:

· Физическую привлекательность партнера по общению. Наличие связи между внешней красотой и аттракцией фиксируют многочислен- ные исследования. Однако эта связь, понятно, находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях. Именно поэтому данный фактор не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Влияние внешней привлекательности обычно более высо- ко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о дру- гих чертах этого человека.

· Демонстрируемый стиль общения, манеры поведения. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, оптимизм, живость, коммуника- бельность, решительность, как правило, нравятся нам больше, чем те, кого воспринимают как холодных, скупых, апатичных, агрессивных, эгоцентричных или чересчур робких. Социально-психологические ис- следования показывают, что неприятно взаимодействовать с самовлюб- ленными, высокомерными, тщеславными людьми. Как оскорбительное воспринимается стремление постоянно спорить, противоречить партне- ру. Ощущение опасности вызывает двуличность и неискренность в об- щении.

· Фактор сходства и взаимодополнительности между партнерами по общению (рассматривались выше).

· Выражение личного отношения к партнеру по общению (фак- тор поддержки). Поддерживающий стиль поведения – это любое пове- дение, в результате которого другой человек начинает ценить себя больше. Как поддержка самоуважения и достоинства партнера воспри- нимается обращение к человеку по имени (имя – символ личности чело- века, его восприятие, как правило, окрашено положительной эмоцией). Кроме того, похвала, одобрение, прямое признание, выражение положи- тельных чувств (вербальное и невербальное), благодарность, заинтере- сованность, участие и т. д. также порождают позитивное отношение со стороны партнера.

 

Экспектации

В самом начале этой главы, определяя понятие «межличностные отношения», мы акцентировали, что это система установок, ориента- ций и ожиданий партнеров относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями,


 

 

на которых основывается общение людей. В социальной психологии требования, ожидания, с которыми партнеры по общению встречают друг друга, называют экспектациями.

Отношения людей основываются на достаточно устойчивых пред- ставлениях о возможностях, способностях и интересах друг друга в той или иной ситуации. Эти представления складываются на основе опыта общения и определяют наши «ролевые ожидания». Механизм формиро- вания экспектаций – соотнесение представлений о партнере с уже сло- жившимся в данной социальной группе стандартом его поведения.

 

Выделяются две основные группы экспектаций:

· более или менее четко сформулированные «гласные»экспекта- ции, воплощенные в письменные правила, инструкции, указания и т. п., относящиеся по преимуществу к сфере профессионально-должностных, производственных отношений;

· экспектации неформальные, основанные на неписаных прави- лах, нормах, стандартах поведения, которых придерживаются порой со- вершенно неосознанно; они значительно разнообразнее и, как правило, несут на себе отпечаток культуры, морали человека, коллектива, обще- ства.

 

С взаимных ожиданий начинается любое сотрудничество, при этом иногда ожидания обретают устойчивость мифа и, опережая любое взаимодействие, снижают его эффективность. Например, российские партнеры часто попадают в плен двух легенд об американцах: что они – то уж точно знают, что у нас происходит (обычно этого не понимаем даже мы сами) и что у них неисчерпаемый запас денег.

Есть свои легенды и у американских партнеров. Американцам, которые собираются работать в России, говорят, что они должны будут засиживаться допоздна за водкой со своими новыми русскими партне- рами, рассказывая поочередно различные истории, в результате чего на- завтра в проекте будет достигнут небывалый прорыв.

Русским советуют много улыбаться, соглашаться со всем и обес- печивать американским партнерам физический комфорт.

С самого начала возникновения взаимоотношений обе стороны начинают бессознательно оценивать друг друга с помощью различных приемов. Американцы делают это, оценивая внешние поведенческие признаки партнеров (Как они одеваются? Каков их уровень раскрепо- щенности? О чем говорит язык их телодвижений? А какова личная ги- гиена? Точны ли они? Эффективны ли они? Решительны? Говорят ли прямо то, что думают?). Они часто тестируют партнеров на соответст- вие ожиданиям. Если ожидаемого соответствия нет, американцы могут


 

 

стать более отчужденными и поставить под сомнение ценность парт- нерства.

Российские коллеги, «попавшись на крючок» первоначального дружелюбия со стороны американцев, теряются и не понимают причин такой реакции. Возможно, весь проект рассыплется из-за непонимания, возникшего на самом элементарном поведенческом уровне.

Русские также тестируют новых зарубежных партнеров, но их тест происходит скорее в сфере межличностного восприятия и системы ценностей. Действительно ли этот американец уважает, принимает, чув- ствует то, чем является русский партнер, его опыт и опыт его страны? Имеются ли у американца столь же глубокие жизненные ценности? Способен ли он оценить русскую культуру и уникальность духовного эмоционального измерения в тесных взаимоотношениях с русскими? Русские очень восприимчивы к малейшим признакам неуважения. Если российский партнер начинает подозревать безразличие со стороны аме- риканского партнера, он может довести ситуацию делового партнерства до крайнего дискомфорта и непредсказуемости. По-видимому, это свя- зано с тем, что советская система не создала приемлемых норм в облас- ти партнерских отношений и русские в качестве компенсации вырабо- тали высокочувствительный социально-психологический механизм оценки друг друга.

Видим, что различия в ожиданиях и тестирование на начальных стадиях взаимодействия являются нормальными аспектами любых но- вых отношений. Чаще всего эти ожидания уточняются и корректируют- ся в ходе дела, если партнеры осознают возможность такого рода взаи- монепонимания на самых ранних стадиях партнерства и настроены на действительно плодотворные взаимоотношения.

Ожидания во всех случаях выступают в качестве стандартов оцен- ки и нормирования как со стороны индивида, так и со стороны группы. Каждый человек в зависимости от уровня личной культуры так или иначе воспринимает требования, которые предъявляют к нему другие и которые он сам предъявляет к окружающим. Несовпадение или взаи- моисключение экспектаций вызывает их противоборство и, как следст- вие, конфликт между людьми или между личностью и группой.

Экспектации формируются и закрепляются путем многократного повторения. Поскольку людям в процессе общения вновь и вновь при- ходится решать определенные, зачастую одинаковые задачи, они начи- нают полагаться друг на друга и исходят в своих поступках из ожидае- мого от человека поведения.


 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.