II. Работа с учебником (с. 55).
Старинные имена. Полная и неполная форма имён.
- Какие редкие имена вы слышали?
– Прочитайте в учебнике старинные имена.
– Встречались ли вы с ними и где?
- Как вы думаете, почему у некоторых имён две формы: полное имя и неполное, а некоторые имена имеют только полную форму? А как вас зовут ваши родители ласково?
Чтение и разучивание скороговорки С. Белорусца.
– Кто такой капитан?
- прочитайте скороговорку медленно про себя, о чём она?
- Подчеркните простым карандашом
мальчики - все буквы К, девочки – все буквы П.
Проверка: Сколько букв нашли?
Работа над интонацией и логическим ударением.
Заучивание наизусть, опрос 3-5 учащихся.
– Кто ещё служит на корабле?
Чтение текста «Команда корабля».
А) Грамматические задания к тексту:
– Подчеркните в этом тексте имена людей и разделите на слоги.
– Назовите слова с мягкими согласными.
Б) вопросы по содержанию:
– Чей папа кормит всю команду?
– Как называют повара на корабле?
– Чем занимаются матросы, радист?
Разгадайте кроссворд.
(1. Канат. 2. Парус. 3. Матрос. 4. Швабра.)
– На корабле, в школе и других помещениях есть такая дверь. Что за этой дверью? (ПК – пожарный кран.)
– Для чего нужен пожарный кран?
III. Работа с тетрадью «Я читаю.» (с. 14–15).
1. Чтение текста «Коза и сова» (с. 14).
2. Чтение текста «О сове» (с. 15).
Тексты может читать учитель или читающие дети.
– Сравните два текста.
– Где выдумка? Где правда? Докажите свой выбор.
IV. Итог урока.
- Что нового узнали об именах людей?
- что нового узнали о профессиях людей?
- Какие буквы чаще встречались в прочитанных словах и текстах?
Урок 44. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗВУКОВ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СООТНЕСЕНИЕ СИТУАЦИИ И ГОВОРЯЩЕГО (Азбука, с. 56, «Я читаю.», с. 16)
Цели: показать смыслоразличительную роль звуков, словообразование.
Ход урока
I. Повторение изученного. Игра «Как нас зовут?» - картинный ребус.
Выставлены предметные картинки. Вызванный ученик определяет первый звук названия предмета, изображённого на картинке, и выставляет в нижнем ряду соответствующую букву. Такая работа проводится последовательно со всеми картинками, например: гусь – Г, автобус – А, лампа – Л, иголка – И, нож – Н, ананас – А. Составленные таким образом буквы – это имя девочки на фотографии (Галина).
– Какое слово получилось?
– Что вы можете сказать о его написании?
– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
II. Работа с учебником (с. 56). Клички животных, их словообразование и написание.
1. Как зовут изображенных животных?
– Как зовут первую собачку?
– Впишите это слово в пустые клеточки.
– С помощью чего образовалось это слово?
Аналогичная работа проводится с другими словами.
– Что можно сказать о написании этих слов?
Вывод: Клички животных – это имена собственные и пишутся с большой буквы, так же, как и имена и фамилии людей, а вот названия животных пишутся с маленькой буквы.
– Прочитайте слова в цветных прямоугольниках под рисунками: попугай, павлин, Пушок, пингвин.
– Что можете сказать о словах? А о предметах?
– Какое слово лишнее? Почему?
– Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
2. Смыслоразличительная роль звуков.
– Какое задание можно предложить к словам (верх страницы)?
– Вставьте пропущенные буквы.
– Что заметили?
– Что происходит со словом, если заменить один звук (букву) другим?
III. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 16).
1. Чтение реплик.
– Соотнесите реплики с изображениями на картинках.
– Кому они могут принадлежать? Почему?
– Докажите свой выбор.
– Впишите номера соответствующих реплик.
– Какие средства устного общения вы использовали, когда исполняли роли?
2. Как мы говорим?
Дети читают пары слов.
– Что можно сказать об этих словах?
IV. Итог урока.
- Что запомнилось на уроке? Почему?
Урок 45. РОЛЬ ПРЕДЛОГОВ В ПРЕДЛОЖДЕНИИ. ЧЛЕНЫ СЕМЬИ (азбука, с. 57, «я читаю.», с. 17)
Цель: упражнять в чтении слов с изученными буквами в звуковом анализе слов.
Ход урока
I. Работа над темой ЧЛЕНЫ СЕМЬИ, ФАМИЛИЯ.
На доске записаны три большие буквы – ФИО.
– Где вы встречали эти буквы? – Кто их расшифрует?
– Как образовались фамилии?
Слово фамилия на латинском языке значит «семья». В давние времена это слово не имело того значения, которое придаём мы ему теперь. Говоря слово фамилия, мы имеем в виду особое имя: оно даётся не какому-нибудь одному человеку, а всему роду. В этом роду оно переходит от родителей к детям. Фамилия у нас добавляется к личному имени человека.
– Что означает слово отчество?
Слово отчество – исконно русское; оно возникло в XI веке как буквальный перевод с греческого patria – «происхождение по отцу».
-Назовите своё отчество. Как вы его определили?
Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 17).
Найдите родителей и детей. Объясните свой выбор.
– А может ли быть и у девочки, и у мальчика одно имя? (да, но только в неполной форме: Паша, Шура, Женя и пр.) Приведите примеры.
Чтение предложений.
– Определите: он или она? Запишите рядом с предложением подходящее местоимение.
– Какое предложение будет лишним? Почему? (Саша говорит с мамой. В этом предложении непонятно, кто говорит с мамой: мальчик или девочка.)
– Можно ли по слову говорил (говорила) определить, о ком пойдёт речь в предложении? Почему?
– Сравните четвёртое и шестое предложения. – Что заметили? (По глаголу род определить нельзя, потому что он стоит в настоящем времени.)
– Что общего во всех предложениях? (Предлог С.)
– Какую роль играют предлоги в предложениях?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|