I. Повторение пройденного.
1. Систематизация знаний:
- Что такое речь? Кто обладает речью? Какая бывает речь?
(вывешивается схема опора:
РЕЧЬ
УСТНАЯ
ПИСЬМЕННАЯ
-Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- как в устной речи мы показываем конец предложения? (делаем паузу)
- как в письменной речи обозначают конец предложения?
– Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Когда ставится вопросительный знак?
– Где чаще всего звучат вопросы? (В школе. Их задаёт учитель ученикам. На рынке: «Сколько стоит?», по телевизору в разных передачах: «Что? Где? Когда?» и др. В загадках.)
– Как называют детей, которые любят задавать вопросы? («Почемучки».)
– Хорошо ли быть «почемучкой»? Почему?
Детям предлагается послушать стихотворение.
– На какие вопросы хочет найти ответ ученик?
Почему кругом загадки, Почему?
В поле, в роще и на грядке –Почему?
Не метёт полы половник, Почему?
Не шипит в лесу шиповник, Почему?
Почему весна бывает, Почему?
Всех прохожих раздевает, Почему?
Почему лохмата тучка, А не лает, словно Жучка,
Почему я Почемучка, Почему?
Дети вспоминают вопросы, пытаются на них ответить.
Где можно найти ответы на интересующие вопросы? (в энциклопедиях, в книгах)
II. Работа над новой темой «ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ. ЖИВОТНЫЕ В СКАЗКАХ».
Работа с учебником (с. 33).
– Рассмотрите рисунки.
– Какие вопросы к ним вы хотели бы задать?
– Что здесь не так?
– Соедините «тропинками» парные рисунки.
– Найдите «спрятанные» буквы.
– Героев каких сказок вы здесь видите?
– Чем отличаются сказки от других произведений? (Животные могут разговаривать.)
– Назовите другие сказки, в которых главные герои – животные.
2.
Вариант А) Презентация «Фестиваль сказочных героев» Пономарёвой (к уроку Обучения грамоте по системе Л.В. Занкова в 1 классе) Учитель может предложить угадать: из каких сказок эти строки?
Вариант Б) если нет презентации.
1) Русская народная сказка «Теремок».
– Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
2) Сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро.
– Бабушка, почему у Вас такие большие руки?
– Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.
– Бабушка, почему у Вас такие большие уши?
– Чтобы лучше слышать, дитя моё.
– Бабушка, почему у Вас такие большие глаза?
– Чтобы лучше видеть, дитя моё.
– Бабушка, почему у Вас такие большие зубы?
– А это чтоб скорее съесть тебя, дитя моё!
3) «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
– Чего тебе надобно, старче?
Ей с поклоном старик отвечает:
– Смилуйся, государыня рыбка…
4) Сказка «Три медведя» (обработка Л. Н. Толстого).
– Кто ел из моей чашки?– заревел Михаил Иванович – большой медведь.
– Кто ел из моей чашки? – зарычала Настасья Петровна.
– А кто ел из моей чашки и всё съел? – запищал тонким голосом Мишутка.
Можно предложить детям разыграть сценки из сказок или рассказать одну из любимых сказок о животных.
3. Кому из героев сказок принадлежат эти слова?
1) «Ребята! Давайте жить дружно!» (Кот Леопольд, обращаясь к мышам.)
2) «Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы ещё дальше в лес уйдём, не услышим твоего голоса». (Кот из сказки «Петушок – золотой гребешок».)
3) «Не волнуйся, щенок!
Я очень хорошо спрятал котлету!
Я её съел!»
(«Котёнок по имени Гав», обращаясь к щенку. Из сказки Г. Остера.)
4) «Неправильно ты бутерброд ешь!
Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится».
(Кот Матроскин, обращаясь к дяде Фёдору.)
5) «Ходят слухи, что вы умеет превращаться в какого угодно зверя, например, во льва и слона». (Кот в сапогах, обращаясь к Людоеду. Из сказки Ш. Перро.)
6) «Шесть штук самых жирных карасей и мелкой рыбы сырой на закуску!» (Заказ Кота Базилио в харчевне «Трёх пескарей». Из сказки А. Н. Толстого.)
На уроке также можно использовать материалы из третьей тетради по чтению «Я читаю!» (с. 37, 38, 39, 42).
Я читаю?», с. 17
Прочитайте слова, поставьте к ним вопросы кто? или что?
- какие из предметов – герои сказок? В каких сказках они вам встречались?
Д/З «Я читаю?», с. 18
III. Итог урока.
– Вам понравился наш урок?
– Что больше всего запомнилось?
Урок 22. ЗВУК[Й΄],БУКВа Й й.
ЧТЕНИЕ СЛОВ с изученными буквами. ЗВУКОВОЙ И ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ.
(Азбука, с. 34)
Цели: познакомить со звуком [й’] и буквой его обозначающей; упражнять в чтении слов.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Систематизация знаний.
- Из чего состоят предложения? (из слов) А слова? (из звуков)
- Чем отличаются звуки от букв?
Классификация букв.
На доске листок бумаги с буквами
А И й Л
М н О Р
У ы Э
- Проверьте, верно ли что эти буквы расположены в алфавитном порядке? (да)
- На какие 2 группы можно разделить все буквы? Найдите несколько решений . (гласные и согласные, большие и строчные)
В какую группу к гласным или согласным отнесли букву Й? Почему?
Объявление темы и целей урока:познакомиться со звуком [й’] и буквой его обозначающей; упражнение в чтении слов с изученными буквами.
2. Упражнение на вычленение звука [й’].
На доске картинка с изображением майки.
– Назовите предмет, изображённый на картинке. (Это майка.)
– Замените в этом слове первый звук, чтобы получилось другое слово – порода собак. (Слова майка, лайка и последующие печатаются на доске.)
– Снова замените первый звук в этом слове, чтобы получилось название детали, предназначенной для скрепления чего-либо. Деталь имеет отверстие и винтовую нарезку. Что это за слово? (Гайка.)
– Что общего в этих словах?
– Назовите новый для вас звук, имеющийся в словах майка, лайка, гайка.
– Произнесите звук [й’] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук; как он произносится: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.
(При произнесении звука [й’] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)
Если в названном мной слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой. Если звука [й’] в слове нет, качаете головой вправо–влево.
Я люблю читать книги
О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.
Работа с АЗБУКОЙ стр. 34.
- Найдите на стр. 34 Букву, обозначающую этот звук.
- А как она называется? – Это буква «и краткое».
– На какую букву похожа буква й?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|