Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа со скороговорками и загадками.





В далёкие времена наши предки сочиняли скороговорки, загадки. Зачем?

1) Какие скороговорки вы знаете?

– Прочитайте скороговорку. Что заметили? Подчеркните в скороговорке все буквы Д, посчитайте, в какой строчке их больше? (5 и 12)

Дети читают скороговорки несколько раз наизусть увеличивая темп.

2) Прочитайте загадки.

– Назовите отгадки и объясните свой выбор.

– Чем похожи и чем отличаются загадки?

Вывод: Скороговорки и загадки – жанры устного народного творчества.

 

3) Дома вы соединили буквы в алфавитном порядке.

– Что у вас получилось?

– Как вы думаете, почему и утки, и гуси выходят сухими из воды?

Это интересно!

Оперение водоплавающих птиц покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста, а гусь клювом распределяет её по всем перьям. Вода поэтому и не смачивает перья, скатывается по жиру.

Работа с рифмой.

На доске:

Нога, борода, рога, города, дуга, балда.

– Определите рифмующиеся слова.

– Чем похожи слова борода и города?

– Подчеркните -оро- в словах. Запомните написание этих слов.

– Что заметили в написании слов? (Написание расходится с произношением.)



– В какой позиции (слабой или сильной) находятся эти гласные?

– Назовите слова, в которых гласные – в слабой позиции.

– Как проверить их написание?

– Разделите слова на слоги, поставить ударение.

– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «города» стоит во множ. числе, остальные – в единственном числе.)

 

II. Работа над новой темой ЗВУКИ [Ж], [З], [З’], БУКВЫ Жж Зз.

1. Определение темы урока:

С какой буквой мы сегодня познакомимся и какие звуки она обозначает, вы сейчас попробуете угадать.

– Послушайте слова: ужи, стрижи, ежи, снежинки, жук, лыжи.

– Что заметили? (Во всех словах слышится одинаковый звук.)

– Какой это звук? ([ж].)

 

Характеристика звука

– Произнесите этот звук, глядя в зеркальце, и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

– Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.

– Попробуйте произнести этот звук мягко.

– Что заметили? (Мягко его произнести нельзя.)

– Какой вывод можно сделать? ([ж] – всегда твёрдый согласный.)



– Над чем будем работать сегодня на уроке?

 

3. Какой буквой обозначается звук [ж]?

– На что похожа эта буква? (Иллюстрации из «Весёлой Азбуки»)

1) Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

2) Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её

Не растопит уже!

3) Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском,

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву Ж.

Работа с учебником (с. 49).

– Рассмотрите рисунки.

– Назовите слова, в которых слышится звук [ж]:

I вариант – слова, обозначающие одушевлённые предметы,

II вариант – слова, обозначающие неодушевлённые предметы.

III. Закрепление изученного.

Соревнование «телефонистов» или «глухой телефон».

Учитель подбирает для каждого ряда учащихся какую-нибудь не очень сложную скороговорку и говорит её тихо ребятам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу учителя капитаны пересказывают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит первоначальный текст.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Лежит ёжик у ёлки, а у ежа – иголки.

Не живут ужи, где живут ежи.

Жутко жуку жить на суку.

У Жоры – уж, у Розы – жук.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

 

Знакомство с буквой Зз. Работа с Азбукой (с. 49)

Рассмотрите рисунки под буквой Ж:

– С какой буквой ещё сегодня познакомимся?

– Покажите на иллюстрации эту букву.

– На что похожа эта буква?

1) На эту букву посмотри:



Она совсем как цифра три. Маршак

2) З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка. В. Степанов

3) Извиваюсь, словно змейка,

Срисовать меня сумей-ка! Г. Виеру

 

– На что ещё похожа буква З?

– Назовите слова, в которых есть звуки [з], [з’].

– Если услышите в словах новые звуки, делайте наклоны в стороны. Если не услышите, хлопайте ладошками по парте.

Стрекоза, слон, тигр, кузнечик, зяблик, бизон, волк, лось.

 

Д/З стр. 49 задание внизу:

– Раскрасьте предметы, в названиях которых слышатся звуки [ж] или [з].

– К каким названиям относятся эти схемы?

– Выпишите буквы согласных звуков.

 

V. Итог урока.

– С какими звуками и буквами познакомились сегодня на уроке?

– Дайте им характеристику.

– Что ещё нового узнали сегодня на уроке?


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.