Работа со скороговорками и загадками.
В далёкие времена наши предки сочиняли скороговорки, загадки. Зачем?
1) Какие скороговорки вы знаете?
– Прочитайте скороговорку. Что заметили? Подчеркните в скороговорке все буквы Д, посчитайте, в какой строчке их больше? (5 и 12)
Дети читают скороговорки несколько раз наизусть увеличивая темп.
2) Прочитайте загадки.
– Назовите отгадки и объясните свой выбор.
– Чем похожи и чем отличаются загадки?
Вывод: Скороговорки и загадки – жанры устного народного творчества.
3) Дома вы соединили буквы в алфавитном порядке.
– Что у вас получилось?
– Как вы думаете, почему и утки, и гуси выходят сухими из воды?
Это интересно!
Оперение водоплавающих птиц покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста, а гусь клювом распределяет её по всем перьям. Вода поэтому и не смачивает перья, скатывается по жиру.
Работа с рифмой.
На доске:
Нога, борода, рога, города, дуга, балда.
– Определите рифмующиеся слова.
– Чем похожи слова борода и города?
– Подчеркните -оро- в словах. Запомните написание этих слов.
– Что заметили в написании слов? (Написание расходится с произношением.)
– В какой позиции (слабой или сильной) находятся эти гласные?
– Назовите слова, в которых гласные – в слабой позиции.
– Как проверить их написание?
– Разделите слова на слоги, поставить ударение.
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «города» стоит во множ. числе, остальные – в единственном числе.)
II. Работа над новой темой ЗВУКИ [Ж], [З], [З’], БУКВЫ Жж Зз.
1. Определение темы урока:
С какой буквой мы сегодня познакомимся и какие звуки она обозначает, вы сейчас попробуете угадать.
– Послушайте слова: ужи, стрижи, ежи, снежинки, жук, лыжи.
– Что заметили? (Во всех словах слышится одинаковый звук.)
– Какой это звук? ([ж].)
Характеристика звука
– Произнесите этот звук, глядя в зеркальце, и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.
– Произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его.
– Попробуйте произнести этот звук мягко.
– Что заметили? (Мягко его произнести нельзя.)
– Какой вывод можно сделать? ([ж] – всегда твёрдый согласный.)
– Над чем будем работать сегодня на уроке?
3. Какой буквой обозначается звук [ж]?
– На что похожа эта буква? (Иллюстрации из «Весёлой Азбуки»)
1) Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
2) Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце её
Не растопит уже!
3) Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.
Работа с учебником (с. 49).
– Рассмотрите рисунки.
– Назовите слова, в которых слышится звук [ж]:
I вариант – слова, обозначающие одушевлённые предметы,
II вариант – слова, обозначающие неодушевлённые предметы.
III. Закрепление изученного.
Соревнование «телефонистов» или «глухой телефон».
Учитель подбирает для каждого ряда учащихся какую-нибудь не очень сложную скороговорку и говорит её тихо ребятам, сидящим первыми в каждом ряду (капитанам). По сигналу учителя капитаны пересказывают скороговорку на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит первоначальный текст.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Лежит ёжик у ёлки, а у ежа – иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
Жутко жуку жить на суку.
У Жоры – уж, у Розы – жук.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Знакомство с буквой Зз. Работа с Азбукой (с. 49)
Рассмотрите рисунки под буквой Ж:
– С какой буквой ещё сегодня познакомимся?
– Покажите на иллюстрации эту букву.
– На что похожа эта буква?
1) На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. Маршак
2) З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка. В. Степанов
3) Извиваюсь, словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка! Г. Виеру
– На что ещё похожа буква З?
– Назовите слова, в которых есть звуки [з], [з’].
– Если услышите в словах новые звуки, делайте наклоны в стороны. Если не услышите, хлопайте ладошками по парте.
Стрекоза, слон, тигр, кузнечик, зяблик, бизон, волк, лось.
Д/З стр. 49 задание внизу:
– Раскрасьте предметы, в названиях которых слышатся звуки [ж] или [з].
– К каким названиям относятся эти схемы?
– Выпишите буквы согласных звуков.
V. Итог урока.
– С какими звуками и буквами познакомились сегодня на уроке?
– Дайте им характеристику.
– Что ещё нового узнали сегодня на уроке?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|