Иллюстрация из «Весёлой Азбуки»
Показ учителем печатной и письменной буквы Йй. Дети печатают эту букву в тетради.
И надела поясок,
Н надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шляпку подари –
Станет краткой буква И.
А. Шибаев
Букву й зовут «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
- Найдите на рисунке слова, в которых есть этот звук.
- Где чаще встречается этот звук: в начале слова или в середине и на конце?
Это интересно!
Буква й официально была введена в азбуку, как и буква э, в 1735 году, хотя её начали употреблять гораздо раньше.
Почему эта буква называется «и краткое»? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый «крътка» «и с краткой». А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить «и краткое».
II. Работа с учебником (с. 34).
Задание 1. Послушай. Допишите букву.
Предложения может прочитать учитель или читающие дети.
– Как правильно нужно прочитать предложения? Почему? (Подсказывают знаки препинания.)
– Подчеркните букву й в словах.
Задание 2. Найдите и зачеркните лишнюю букву: н, р, й, и.
– Докажите свой выбор.
– Что общего у оставшихся букв? Какие звуки они обозначают?
Задание 3. Чтение столбиков слов.
– Назовите слова, которые отвечают на вопрос какой? Как называют такие слова?
– Подчеркните в словах согласные буквы.
Задание 4. Прочитайте слова по иллюстрациям и буквенным схемам: чайник, лейка, таз, попугай.
– Впишите в схемы соответствующие буквы.
– Как называются их звуки?
– Какое слово здесь лишнее? Почему?
– Рисунок какого предмета лишний? Раскрасьте его. Докажите свой выбор.
III. Итог урока.
– Назовите тему и цель нашего урока.
– Что вы узнали о новом звуке и букве, которая его обозначает?
– Сможете ли вы легко отличать этот звук от других звуков?
– Нужно ли нам ещё поработать над этой темой? Почему?
Уроки 23 - 24 . РОЛЬ ФОНЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ. МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ. СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ И НАПИСАНИЮ, НО РАЗНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (омонимы)
(Азбука с. 35 -36, «Я читаю?», с. 19, 21)
Цели: показать роль фонемы в образовании слов; дать понятие «многозначность слов»,
упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами; учить работать с кроссвордами; показать роль союзов а, и в предложениях.
Ход урока
I. Работа над пройденным материалом.
1. Назовите все виды транспорта: подземный (метро), водный (теплоход, катер), наземный (троллейбус, автобус, такси, электровоз, трамвай).
– В каких словах встретился звук, с которым мы познакомились на прошлом уроке? (Й)
– Что вы о нём можете сказать? (согласный, всегда мягкий, звонкий)
2. актуализация темы:
а) заучивание стих-яКарандаш
Я чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в древесине.
Я с острым ножиком дружу.
И что хочу, изображу.
Учитель дважды читает стихотворение, а затем просит детей повторить его.
Б) Далее он берёт у кого-нибудь карандаш и спрашивает: «Чей это карандаш?» Ученик отвечает: «Мой». Учитель: «А если карандашей много?» Ученик: «Мои».
– Что заметили?
– Об этом и будем говорить сегодня на уроке.
II. Работа над новой темой.
1. Работа с учебником (с. 35).
– Прочитайте предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. (Мои руки, игрушки, предметы, шары.) Мой шар (автомобиль, шампунь). Мой руки (машину).)
– Что можете сказать о написании и произношении слова мой? (Они одинаковые.)
– Что можно сказать о значении? (Различные по значению.)
– Какие значения имеет слово мой?
Учитель называет слова: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Если дети услышат в слове звук [й']– приседают и хлопают в ладоши.
2. Прочитайте в таблице стр. 35 выделенные слова.
– Найдите и подчеркните выделенные слова.
– Дайте характеристику звукам, обозначенным буквами м, а, й, р, о.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ
- Назовите нарисованные здесь предметы.
(Трубка для курения и телефонная трубка, колесо от телеги и гимнастическая фигура, гусеница – животное и гусеница у трактора или танка и т. д.)
– Объедините их парами.
– Что заметили?
– Почему эти предметы одинаково называются, что между ними общего? (Слова – одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению.)
– Такие слова называют многозначными.
Можно предложить детям назвать свои примеры многозначных слов.
Так, да не так».
– Прочитайте пары слов в первом столбике.
– Что заметили?
(Можно в первом столбике словосочетаний зачеркнуть неправильное написание окончания, устно сказать правильный ответ. Во втором столбике дети могут самостоятельно исправить ошибки, дописав нужные буквы.)
– На какие вопросы отвечают данные слова?
– Какой частью речи они являются?
– Определите род имён существительных.
– Прочитайте пары слов, соблюдая правила русского языка. Составьте со словами второго столбика предложения.
– Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
5. Самостоятельная работа(задание простого карандаша внизу стр, 35.)
– Продолжите в таком же порядке.
– Сравните буквы. Дайте характеристику звукам, которые обозначены этими буквами.
Актуализация темы:Работа с классной разрезной азбукой.
– Договорите слово-отгадку к загадке.
1) До чего же колки у ежа … (иголки).
– Какой в отгадке последний звук?
– Покажите (из разрезной азбуки) букву, которая обозначает этот звук.
Дети выносят букву на доску.
2)– Всему свету я краса! –
Пела рыжая … (лиса).
– Какой в этой отгадке последний звук?
– Покажите букву, которая обозначает этот звук?
– Что вы видите на доске? (Буквы и, а.)
– А могут ли быть эти буквы словами?
– Вот об этом поговорим сегодня на уроке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|