I. Работа над темой «РОЛЬ ФОНЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВА».
Работа с учебником (с. 46).
Как зовут попугая? (превращение слов с изменением 1 буквы)
– Что нам в этом поможет? (Схемы слов и рисунки)
Дети вписывают в схемы слова: лоза, ложа, лыжа, лужа, лупа, лапа, лама, рама.
– Что заметили? (Один звук, место его буквы отмечено жёлтым цветом, имеет значение слов.)
– Как же зовут попугая? (Рома.)
– Почему первая клеточка больше остальных?
– Какие ещё слова нужно писать с большой буквы?
– Нельзя ли проще узнать имя попугая?
(Перед попугаем нарисована рама, меняем второй звук, получается Рома.)
Отгадайте имя мальчика (решение рисуночного кроссворда).
– Первые буквы отгаданных слов подскажут вам имя мальчика.
Дети вписывают буквы в клеточки.
– Как же зовут мальчика? (Роман.)
– Что общего между словами Рома и Роман?
– Что можно сказать о написании слова Роман? (Пишется слово с большой буквы, потому что это имя.)
– Где «опасное место»? Почему?
– В какой позиции стоит о в слове Рома? В слове Роман?
Чтение текста с рисунками.
– Продолжите эту историю.
4. Пересказ с изменением лица
– Как бы её рассказала кошка? А как Рома? (пересказ с изменением лица рассказчика: 1 ряд - от имени мальчика, 2 ряд - от имени попугая, 3 ряд - от имени кошки)
Самостоятельная работа: подготовить пересказ3-4 мин на подготовку
Проверка(выслушать по 2 чел. от ряда, анализ пересказа)
– Почему попугай закричал: «Воры! Воры! Горим!».
– А что вообще могут говорить попугаи?
– Какого человека сравнивают с попугаем? Почему?
II. Работа над темой «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА».
Работа с учебником (с. 47).Задание «Найди пары».
Учитель предлагает детям самостоятельно проанализировать рисунки, слова и найти пары.
– Что заметили? (Некоторые предметы называются одинаково: камера хранения и камера мяча, лодочка на реке и лодочки туфли, касса букв и касса в магазине, кошки животные и кошки для лазания по столбам.)
– Есть ли что-то общее между парами предметов?
– Что можно сказать об этих словах: камера, лодочки, кошки, касса?
(Это многозначные слова.)
СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ СОГЛАСНОГО ЗВУКА. Чтение столбиков слов.
– Послушайте, как произносятся эти слова. Сравните с написанием.
– Что заметили в парах слов? (В данных парах в первых словах написаны буквы, не соответствующие конечному согласному звуку: дуб, удав, дог, город.)
– Подчеркните случаи расхождения звука и буквы. (Это «опасные места» и при чтении, и при письме.)
– Что можно сказать о вторых словах каждой пары? (После сомнительных согласных стоит гласная, тогда их произношение соответствует написанной букве.)
– Что ещё общего заметили в словах? (У слов бывает общая часть и пишется она одинаково, как бы не менялось её произношение.)
Этимология слов ГРАД и ГОРОД, образование слов – названий городов.
Работа с иллюстрациями стр. 47 внизу.
- сравните рисунки, что можно о них сказать?
-как вы думаете, какой город в России самый старый?
Это интересно!
Город Москва получил своё название по реке, на которой располагался. Происхождение же названия Москва-река точно не известно. Одни учёные считают, что оно произошло от древнеславянского корня «моск», или «мозг», что значит «мокнуть» (а места здесь, действительно, в древности были болотистые). Другие учёные считают, что слово Москва произошло от угро-финского слова «моск», что означает «корова» (древние племена занимались скотоводством).
Москва – это древний город. Ему более 850 лет.
– Где мы живём?
– Что вы о нём знаете?
– Какие ещё города вы знаете?
– Чем отличались древние города от современных?
– Сравните пары слов: город град
Новгород Волгоград
– Что заметили?
– Чем отличаются слова город и град?
Игра «Города» стр. 47 внизу.
- Прочитайте цепочку слов, что заметили? (конец одного слова – начало другого)
Знаете ли вы игру «Города»?
– Давайте поиграем.
Можно продолжить цепочку названий городов из учебника или предложить детям составить свои цепочки слов.
II. Итог урока.
– Что нового узнали?
– О чём бы вам хотелось рассказать дома? Почему?
– Что запомнилось сегодня на уроке?
– Какие задания хотелось бы ещё выполнить?
Д/З – стр. 48 в Азбуке.
Четверть
Урок 37 ЗВУКИ [Ж], [З], [З’], БУКВЫ Жж Зз. (Азбука, с. 48, 49)
Цели: познакомить со звуками [Ж], [З], [З’],и буквой, которая его обозначает; показать роль фонемы в образовании слов. формировать представление о сильной и слабой позиции гласных и согласных звуков.
Ход урока
I. Повторение изученного. Проверка Д/З
Работа с учебником (с. 48).
Разговор о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
Рассмотрение рисунка.
– Как вы поступите в таких случаях?
– Что вы будете делать, если потеряетесь в магазине?
– Как вы поступите, если встретите этого малыша?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|