|
Об одном несостоявшемся худсовете 21 глава
Я был молодым советским режиссером. Уже давно прошел XX съезд партии. Уже давно наше поколение перегрызло и не раз внутри себя все, что было связано со Сталиным, уже не было Хрущева и начиналась брежневская слякоть, но все, что касалось секса, было под глубоким льдом. Да что я! Со мной за столом сидели нормальные советские мужики, все мы были повязаны нашим «крамольным» поступком, все мы были дико несвободны, напряжены, были, в сущности, нищими, пересчитывал непрерывно свои динары, да и что, собственно, происходило? Это надо было увидеть один раз, чтобы потом годами рассказывать друзьям.
Под конец программы показали, что называется, «убойный номер» — «Патриция из Марселя». Сначала послышался глухой шум прибоя. Потом вступила печальная музыка, появилась девушка в каком-то особом плаще «болонья» — в СССР такие плащи были у избранных. Она ждала своего моряка, и когда тоска ожидания доходила до предела, она раздевалась и демонстрировала всевозможные манипуляции с морским канатом, а также с шестом как с корабельной мачтой, так как на него опускался парус. Это, конечно, произвело впечатление. Как мне тогда казалось, было сильно сыграно — девушка в самом деле была настоящей француженкой, впоследствии на репетициях, когда надо было как-то перейти черту в нашем понимании любви на сцене, я пересказывал доверительно эти свои впечатления. В начале семидесятых в Щепкин-ском училище я репетировал сцену из сценария знаменитого фильма «Коммунист», и там молодым героям предстояло лечь в постель, и я сделал отчаянную попытку смело решить этот эпизод, но был остановлен руководителем курса, который с удивлением сказал: «Вы же не будете предлагать студенткам лечь в постель, раздевшись». — «Нет. Я и не думал их раздевать, но в одежде ведь тоже...» — «Да нет. Пусть он снимет гимнастерку, а она верхнюю кофточку, только надо найти рубашку ночную, чтобы плечи были закрыты». Так они и легли в кровать. Он в галифе и носках, а она в ночной рубашке поверх платья. Расстегнуть разрешили только верхнюю пуговичку. Сегодня это кажется неправдоподным. Но это было. Было.
Через девять лет, в 1974 году я снова оказался в Белграде. На сей раз это были гастроли Академического Малого театра Союза ССР в честь 150-летнего юбилея. Мы были в двух странах: Югославии и Болгарии. На сей раз Белграда я не увидел. Замечательный, рано ушедший артист Никита Подгорный каким-то образом вышел на Солженицына, — если быть точным, у него в руках оказался «Архипелаг Гулаг». Несколько человек, — кажется, трое или четверо, — были в это дело посвящены. Не помню, сколько дней мы были в Белграде, и все свободное от работы время мы читали. Каждый в своем номере, передавая расшитую книгу по страницам. Читали днем и ночью. Коллектив театра жил той напряженной жизнью, какая полагалась на гастролях за границей, — бегали по магазинам, пересчитывали гроши, чтобы побольше и подешевле где-то что-то ухватить. Та же нищета, унизительный быт; помню, что в гостинице вырубались пробки, когда все включали кипятильники после репетиции или спектакля; помню легендарного народного артиста СССР Михаила Ивановича Жарова, который варил суп в коридоре, так как в его номере испортилась или не подходила розетка. Все были в «одном ...».
Вскоре мы покинули Белград и оказались в Загребе. Солженицына, то есть ею книги у нас уже не было. Можно было выйти в город и присоединиться к той жизни, которой жили все. В первый же день в Загребе, увидев бананы, я не смог преодолеть искушения. Был куплен килограмм бананов на глазах изумленных членов коллектива. «Да вы с ума сошли, Леонид Ефимович?» — тут же запричитала одна актриса. — «А что такое?» — «Да вы знаете, сколько вы могли купить за эти деньги?!» Я не знал. Но узнал тут же. Она подвела меня к витрине, где лежала посуда, и я взвыл, конечно, внутренне, потому что, как выяснилось, я «проел» сервиз. Целый сервиз. Не помню, чайный или кофейный. Да! Это был урок, наглядный пример моей бесхозяйственности и глупости. Тем более, что в это время я опять был без жилья и, естественно, без посуды.
Но впереди меня ждало еще более жестокое искушение. И как это не позорно признаться, связано оно было опять со стриптизом. Этот проклятый югославский стриптиз! Так как некоторые артисты знали, что я уже бывал в Югославии, ко мне обращались как к знатоку и старожилу, мне это слегка льстило, и я старался держать марку. Поэтому, когда в вестибюле гостиницы одна актриса спросила меня, а был ли я на стриптизе тогда, в шестьдесят пятом, я ответил слегка небрежно: «Конечно». Взгляд ее сразу же изменился. — «А как? А где? Как туда попасть?» — «Да это просто», — сказал я. — Наверняка в окрестностях Загреба есть виллы, вроде «Шехерезады», где показывают стриптиз». Глаза у моей собеседницы загорелись. «Леонид Ефимович, миленький, давайте сходим, я никому не скажу. Возьмем только Георгия Ивановича и Галю». — Она назвала имена наших общих друзей. Но где тут эта «Шехерезада», мы не знали. И я уже не помню как, но вскоре мы обнаружили крошечные объявления, расклеенные в холле гостиницы, и тут в самом деле сказался мой «опыт». Короче, стало ясно — ехать никуда не надо: стриптиз в самом отеле. Надо только спуститься вниз в цокольный этаж, а гам уже касса и специальный зал, где все и происходит. Опять образовалась «подпольная группа», опять подсчитывались динары, и с болью в душе приходилось расставаться с каким-нибудь сервизом или кожаной курткой, но не мог же я бросить компанию. Прошло несколько секретных совещаний, во время которых было принято единогласное решение — идем! Блестяще была проведена операция по приобретению билетов, сделал это, кстати, сам Георгий Иванович, — милейший, трогательный человек и очень одаренный артист, — он считался за главного, хотя был совершенно непрактичным, вообще робким человеком. Все начиналось в полночь. Билеты у нас были.
Как только прошел спектакль, поздним вечером мы по одиночке стали спускаться вниз, в цокольный этаж. Место сбора было определено особо. У кассы. Но спускаться решили по одному. Чтобы не привлечь внимания товарищей и не потянуть за собой «хвост». То есть, школа разведки могла отдыхать. Ровно в полночь мы двинулись по неярко освещенным коридорам, следуя нарисованным стрелочкам, к желанному объекту. Вскоре стрелочки привели к двери, у которой стоял здоровенный амбал-вышибала, и мы облегченно вздохнули. Мы у цели. Георгий Иванович предъявил четыре билета, и мы уже готовились войти внутрь, как амбал начал что-то говорить на непонятном для нас языке. Мы стали показывать ему жестами, что мы дескать туда, на стриптиз, он же стал громко что-то выкрикивать и, более того, вообще закрыл перед нами дверь.
Прошло какое-то время, пока мы поняли: у нас были билеты не на стриптиз, а на рулетку, в игорный зал. Георгий Иванович ошибся! Не буду пересказывать, какие чувства мы тут испытали, естественно, лично к Георгию Ивановичу. Он жутко разволновался, стал оправдываться, чертыхаться, в общем, мы решили не нагнетать ситуацию, все же он был очень милым человеком. Ну, что делать? Рулетка, так рулетка! И вскоре, следуя уже другим стрелочкам, мы обнаружили объект и даже не без некоторой вальяжности вошли в игорный зал. Все мы игорные залы видели, конечно, только в кино. И преодолевая ужас, на ватных ногах мы приблизились к одному из столов, и крупье, сразу же увидев в наших руках билеты, тут же выдал нам фишки для игры.
Абсолютно не зная, что с этими фишками делать, мы какое-то время потоптались у стола, а потом одна из актрис решительно двинулась к столу: «Ребята, вперед. Кто не рискует, тот не пьет шампанского!» В последний раз мелькнули перед нашими глазами некупленные сервизы, рубахи и свитера, и фишки наши были поставлены на цифры, нами называемые. Каждый назвал, конечно, любимую. Первая Наташа, потом Галя, потом я свою «девятку», а за мной Георгий Иванович: от расстройства он вообще не мог цифру какую-нибудь вспомнить, но в результате что-то пролепетал. Мы трое мгновенно проиграли, не успев даже понять, так быстро это произошло, — наши фишки улетели в общую груду, — а вот, когда крутилась рулетка с фишкой Георгия Ивановича, все вокруг замерли. Шум, сопровождавший движение рулетки, шум и говор тех, кто стоял вокруг, внезапно стих. Крупье что-то сказал, и длинной указкой извлек из груды часть фишек и подвинул в сторону Георгия Ивановича. Тот плохо видел, — он носил очки с толстыми линзами, да и вообще в тот момент был не в лучшем виде, — но на всякий случай отшатнулся от стола. Крупье опять что-то сказал, уже более резко, да и все вокруг стали говорить и оживленно как-то смотреть на Георгия Ивановича, как бы не понимая, почему он не реагирует. Самая смекалистая из нас Наташа закричала: «Георгий Иванович, вы выиграли! Все фишки ваши!» Трясущимися руками Георгий Иванович собрал эти фишки, их было баснословно много, ведь вошли мы по платным дорогим билетам, а дали нам только по одной. А тут было, как нам казалось, целое состояние. В общем, сразу же, ни секунды не задерживаясь, мы ринулись в кассу, где Георгий Иванович, как во сне, высыпал груду фишек и тут же получил пачку динаров. И тут же преобразился! Глаза его под очками сверкали, и он воскликнул: «Эти деньги пропиваем немедленно!» Надо сказать, выпить он любил. «Зачем, — закричала практичная Наташа, — мы же хотели посмотреть стриптиз. Бежим в кассу и покупаем на эти деньги билеты! Остальные — пропьем». Она тоже любила выпить. И мы, забыв о всякой конспирации, побежали к кассе, купили четыре билета на стриптиз, и вскоре сидели за столом, где опять-таки нам поставили бокалы с вином и орешки, а на оставшиеся — их было не так мало — мы заказали водки. Быстренько выпили вино, съели мгновенно все орешки и ждали главного: в то время уже для нас самих было не ясно — стриптиза или водки с бутербродами.
Стриптиз начался одновременно с подходом официанта с подносом водки. То, чего мы ждали, мы не увидели. И вместо того, чтобы получать наслаждение от выстраданного нами стриптиза, мы начали выяснять, что это значит: дело в том, что официант поставил перед нами по маленькой рюмочке водки и опять орешки. Почему так мало? Где ожидаемая бутылка — вот, что мы начали выяснять, а стриптиз между тем шел и шел. Но нам было не до него. Выпив по бокалу вина, находясь, как говорится, «между жизнью и смертью», — все же мы очень тяжело пережили наши злоключения, — мы хотели одного — водки! Ведь мы же дали официанту много денег, а тот даже не захотел с нами разговаривать, бросил нам меню, и мы долго выискивали цену на водку, а стриптиз между тем, повторяю, продолжался. Наконец, мы обнаружили в меню водку и ... ахнули. Цена порции водки была астрономической. Потом нам объяснили, что в заведениях такого рода водка баснословно дорогая. Так что никто нас, естественно, не обманул, и нам оставалось только уныло уткнуться в сторону эстрады, где бушевал стриптиз, который всем нам после пережитого показался очень скучным, бездарным зрелищем, и вскоре мы встали и ушли.
Измученные, сели в лифт, вышли все вместе, «приземлились» в холле, и в креслах тогда все заново прошло у нас перед глазами. И мгновенное исчезновение наших фишек, и свалившееся на Георгия Ивановича богатство, которое, будь он расчетливым и хитроумным человеком, мог бы как-то использовать в Югославии, даже если бы захотел компенсировать нам наш проигрыш, — все же это он купил билеты не туда, — и наш ужас и наш восторг — все перемешалось в ту ночь, но главным в душе было какое-то тепло, какая-то нежность к нашему дорогому Георгию Ивановичу. Ведь это он проявил себя как настоящий российский мудрец: потеряли — не заплачем, разбогатели — пропьем!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|