|
Об одном несостоявшемся худсовете 8 глава
Смерть любви. Дальнейшее теряет свой смысл. Лир умирает.
Каким же миром правил это человек? Королем какого королевства он был? Без ответа на эти вопросы мы не сумеем разгадать многого в исторической неизбежности пройденного Лиром пути. Что не учел Лир, осуществляя свой тайный замысел? В чем его королевская вина?
Мир, в котором «Крысе можно жить», но не Корделии, создан самим Лиром. Это государство беспрекословного подчинения всех одному. Это государство, где один может лишать жизни другого или других без суда и следствия, где нет законов, ограничивающих власть одного над всеми. Это государство, где царит страх и террор. Только чудо спасет Кента от немедленной физической расправы тут же, в тронном зале, и эта расправа заменяется высылкой человека из страны, лишением всех прав, и прежде всего права на Родину. Свершается грех — разрушается дружба. Растаптывается верность.
Но до того происходит еще одно немаловажное событие, что становится огромной, уже чисто политической виной короля Лира: разделение земли поровну между двумя противоположными, можно сказать, враждебными сторонами. Лир протягивает руку врагу, он братается с ним, ненавидя Корнуэлла и симпатизируя Альбани. Лир тем не менее настолько уверен в себе, что и врагу и другу дает поровну. История человечества неоднократно подтверждала мысль об опасности политических союзов с теми, кого не любишь...
Ошибка Лира при разделе «всем поровну» и последовавшие за ней «грехопадения» обернутся войной, смертью, разрушением страны. В кровавой мясорубке погибнут все. События в «Короле Лире» сравниваются с обвалом в горах. В самом деле, трудно найти в мировой драматургии пьесу где стремительность, а главное, трагизм событий нарастал бы с такой невиданной, «сверхчеловеческой» силой. Это предопределяет крайнее столкновение, крайнюю конфликтность всего происходящего на сцене с первых секунд действия, и в свою очередь ставит перед театром задачи необычайной трудности, — выражаясь современным языком, артист сразу же должен начать работать в условиях сверхнагрузок, и эти сверхнагрузки будут расти и расти. Ну где взять душевные ресурсы сострадания и боли, если в первом же эпизоде два чудовищных акта произвола и жестокости, а дальше цепь предательств, подлог, ожесточение и пытка, охота на людей, изгнание, гражданская война и т. д. Пишу это не для того, чтобы посеять панику среди тех, кто ринется штурмовать эту вершину, а только для того, чтобы театр реально представлял себе степень сложности этого «восхождения».
Огромное значение для развития действия трагедии имеет небольшой эпизод после изгнания Кента и разрыва с Корделией, когда в тронном зале остаются старшая и средняя дочери Лира. Между ними происходит короткий разговор, который во многом определит поведение и самих сестер, получивших из рук отца власть, и тех, кто с ними связан. Только в атмосфере страха и террора может родиться этот нарастающий ужас за свое будущее у дочерей Лира. Момент субъективной правды в современном театре имеет все возрастающее значение, а при постановке шекспировских трагедий, где злодейство, на первый взгляд, обнажено до предела и носит почти инфернально зловещий характер, особенно важно определить мотивы поведения. В самом деле, могут ли сестры быть уверены в том, что их минуют репрессии, если на их глазах произошли ужасающие по своей жестокости расправы? Необходимо было показать растерянность и страх, который охватил двух женщин. Ведь Страх — одно из сильнейших чувств, присущих человеку, очень часто толкающий на самое бесчеловечное. Столкнувшись с бешеными реакциями своих героинь, актрисы будут вынуждены оправдать это бешенство не только особенностями их характеров.
Много слов и времени было потрачено на анализ поведения Глостера и двух его сыновей. Здесь многое нельзя понять, если опять-таки не осмыслить атмосферу трагедии. Понятие «атмосфера» — одно из главных составляющих профессионального решения спектакля. Именно в атмосфере страха и террора, которые предопределят поведение Гонерильи и Реганы, и стала возможна дерзкая и бесчеловечная интрига Эдмунда.
Униженный с детства юноша, несущий с рождения позорное клеймо «незаконный», чувствующий, что его стыдится отец и отсылает за границу, чтоб «грех глаз не колол», вынужденный выслушивать похабные намеки отца насчет своей матери, — именно в этой обстановке и в этот момент раскручивает он интригу. Он понимает, что сейчас возможно все. Люди всему поверят и на все пойдут. Иначе мы сами никогда не поймем: почему так быстро, почти мгновенно Глостер, еще вчера мирно игравший в шахматы с любимым, «законным» сыном Эдгаром, сегодня видит в нем заговорщика и подлого убийцу. Еще не успев дочитать подложное письмо, он сразу же квалифицирует его как «заговор», и тут же отдает распоряжение арестовать сына. Нужно очень точно чувствовать обстановку в стране, нужно нести ее в себе, иначе артист рискует сразу же превратиться в сказочного героя, и мы скажем: «Страшно, как в сказке». А должно быть страшно, как в жизни.
А Эдгар? Один намек на рассерженность любимого отца, и восприятие Эдгара однозначно: «Какой-нибудь мерзавец оклеветал меня». И уже в его трясущиеся от страха за свою жизнь руки вкладывается оружие, чтобы защищаться от отца, еще вчера вечером, повторяю, мирно игравшего с ним в шахматы...
На первых же репетициях мы столкнулись именно с этими трудностями. Трудностями восприятия атмосферы, климата трагедии. Вот эта пресловутая «сказочность» била нас наповал. Кажется, что логика ясна и поведение понятно, но почему же герои превращаются в театральных злодеев, жизнь которых определяется тем, что один очень злой, а другой еще злее. Один очень жадный или властолюбивый, другой еще хуже, еще более... Пониманию субъективной правды каждого персонажа было отдано много сил. Многолетний опыт и инерция восприятия тех или иных героев становились мощным заслоном в осознании первопричин человеческого поведения. Необходимы были особые усилия каждого участника спектакля, чтобы погрузиться в глубинное самопостижение. Ведь «Король Лир» — это мы. Готовы ли мы к такому откровению? Но и этого не будет достаточно, потому что на каком-то другом этапе понадобится не только сила чувства или острота действия — возникнет потребность в гражданском и, наконец, философском осмыслении действительности.
Неизбежно встает вопрос о готовности театра решать эту задачу. Всегда ли мы способны трезво оценить собственные силы? Возможности коллектива, где мы работаем?.. Нельзя забывать, что сам Шекспир создал свое вершинное творение не сразу. Он шел к нему всей своей жизнью и проходил подлинно трагические «университеты», огромной силы, прежде чем прийти к «Лиру». Мы же подчас ныряем в эти глубины, обладая незавидным опытом многолетнего плавания в мелких водах, поэтому желательно, чтобы у театра уже был определенный опыт работы над Шекспиром.
Шекспира совершенно невозможно понять и тем более сыграть, не выстрадав то, что, на первый взгляд, просто отсутствует в пьесе. Речь идет о жизни между сценами, между эпизодами, когда в самом тексте эта жизнь открывается почти незаметно, хотя изменения в поведении человека предполагаются большие. Например, как и где развиваются любовные отношения между Эдмундом и сестрами Гонерильей и Реганой? А они необычайно быстро вырастают до крайних пределов и завершаются отравлением одной и самоубийством другой, то есть двойным убийством. Шекспир совершенно не дает ни места, ни времени на возникновение или развитие этих чувств, почти сразу вознося героев на самую высшую точку борьбы за возлюбленного. У Реганы одна встреча с Эдмундом, причем дай Бог ей просто обратить на него внимание — в таком она находится состоянии после письма Гонерильи и бегства в замок Глостера. Но уже в следующем эпизоде, сразу же после смерти мужа, она слеплена любовью к молодому человеку и готова на любую борьбу с сестрой. А Гонери-лья? Она садится на коня и отправляется в свой замок в сопровождении Эдмунда, почти для нее незнакомого юноши, а прибывают в замок два влюбленных друг в друга человека. Причем коварный и холодный расчет Эдмунда не может быть обнаружен ни на йоту, настолько искренна и самоотверженна его клятва верности Гонерилье.
Шекспиру, похоже, неважны истоки, он стремительно мчится к развязке главного узла трагедии. Режиссура и артисты могут сколько угодно фантазировать относительно того, что произошло между Гонерильей и Эдмундом по пути к замку, но живое воплощение эпизода потребует от исполнителей много сил. Должна быть прожита как бы «отсутствующая» жизнь и прожита, как говорится, за кулисами, и мы знаем сколь это непросто, хотя все это входит в жизнь артиста, какую он проживает в любой пьесе, в любом спектакле, но шекспировская страстность и ярость, темперамент борьбы таковы, что самые привычные профессиональные усилия сразу же становятся недостаточными.
Тут неизбежно возникает вопрос самуй душевной предрасположенности к той борьбе, что ведут шекспировские героини. Возникает необходимость понять уровень их отношений с мужьями, и если у Гонерильи с герцогом Альбани они определены самим Шекспиром и имеют некоторое развитие, то у Реганы роль как бы делится на две части: до гибели мужа — она, пусть не без лукавства, верная жена, а после — любит Эдмунда. Причем это не робкое первое чувство, а яростная любовь, все та же шекспировская крайность в отношениях. Значит, Шекспир как бы предопределяет градус и уровень одиночества этой женщины еще задолго до раздела государства, он обнаруживает глубоко скрытую ложь и ханжество изначально присутствующие в семейной жизни старших дочерей Лира. Сложности такого рода столь значительно сказались на репетициях, что есть смысл остановиться еще на одном примере.
Знаменитая сцена на ферме Глостера, куда приводят бежавшего в степь Лира: здесь, в хлеву, он устроит суд над дочерьми и за снет в изнеможении, теряя от боли души рассудок. Долго бились на репетициях, долго не расшифровывалась сцена. Мы понимали, что Лиру пришлось пройти довольно большой кусок пути от «другой части степи», как пишется в ремарках, до фермы Глостера. Понимали, что этот путь был непрост: Лир измучен до предела и физически, и духовно. Он устал, продрог, мозг его воспален (после разрыва с дочерьми он признается Шуту: «Я ранен в мозг»), встреча с Эдгаром доводит его до крайнего предела боли, эта боль рождает в нем величайшее прозрение. Тут Шекспир вкладывает в уста Лира самые глубокие и прекрасные мысли о сущности человека, но куда же еще двигаться артисту, что должны играть сопровождающие его Кент, Глостер, Шут, Эдгар?
Где взять психологические и эмоциональные ресурсы в душе артиста, чтобы закричать, заплакать, застонать от сострадания к сходящему с ума человеку? Кент не в силах остановить процесс разрушения. Он мог защитить Лира своей грудью от удара в бою, но не в силах излечить рану в мозгу, в сердце. Эдгар, обессиленный ужасом преследования, впервые забывает о собственных горе и страхе, и слезы сочувствия душат его во время последних вспышек боли у Лира: «Я слезы лью так искренне о нем, что ложный вид свой ставлю под опасность».
И, наконец, Шут, способный вынести все, даже он не выдерживает. Миссия его исполнена. Он исчезает.
Так заканчивается один из многочисленных эпизодов этой трагедии — эпизод на ферме Глостера. И когда я возвращаюсь к вопросу, где же взять артистам силу и глубину чувств, то как бы остро мы ни вскрывали действенный конфликт в этом эпизоде, как бы ни бились артисты в этом поединке, они никогда не одержат победы, если не будут прежде всего — любить Лира. Любить по-шекспировски. Это так же непросто, как необходимо.
Никогда не будет одержана победа, даже полупобеда при постановке трагедии, если всей душой не полюбит Лир свою младшенькую — Корделию. И если Корделия не будет с такой же «ли-ровской» силой любить отца. Не станет тогда ее встреча с ним тем самым божественно светлым и печальным мгновением ее жизни. Не станет тогда для Корделии его пленение самым черным мигом существования. Не станет тогда и сама смерть Корделии вершиной и эпицентром этой простой истории с простым названием «Король Лир».
А что это такое — любить по-шекспировски? Может, это чувство вообще не подвластно современному артисту? Надо очень внимательно прочитать пьесы Шекспира — во многих из них живет любовь как исключительное состояние человеческой души... Каким образом артистам, репетирующим «Лира», обрести это самочувствие? В этом одна из трудностей работы. Надо забираться в самые заповедные глубины своего человеческого «я». Надо находить в себе и вызывать к жизни очень личные, глубоко затаенные чувства. Сила восприятия и степень отдачи в действии должны доводиться до края. Только тогда многое, что может показаться, на первый взгляд, нелогичным и неоправданным, станет естественным и необходимым. У страстей и страданий своя логика. Не менее железная, чем логика будней. Но — другая.
Исходя из целенаправленности жизни того или иного персонажа, мы определяем его сверхзадачу, сквозное действие, мы говорим о его «хотении» в той или иной пьесе. И в «Лире» у каждого героя есть своя цель, своя страсть. Но мы не можем постичь и подобраться к бездне (и опять только таким словом я мог бы определить степень этой страсти, хотения). Тут нужно говорить о душевном, ослепляющем человека порыве, когда все клетки, все нервы напряжены, когда рациональные оценки невозможны и поступки его, если и мерить, то уже другой мерой. Вспомним хотя бы ярость Реганы и Гонерильи, когда они узнают, что Глостер проявил сочувствие... к кому? К отцу родному, старику, выброшенному ими же в ночь, в степь, в грозу. Ведь здесь даже примет человечности нет. Это запредельное бешенство.
А сам Лир? Страшное ожесточение рождается в его душе мгновенно. Вспомним его монолог — проклятие в адрес старшей дочери:
Услышь меня, услышь меня, природа,
И если создавала эту тварь
Для чадородья, отмени решенье!
Срази ее бесплодием! Иссуши
В ней навсегда способность к материнству!
Надо, чтобы это прозвучало, чтобы не было пустой декламации и стало страшно. Все атрибуты прошлого, романтического, гневного пафоса оказываются непригодны на сегодняшней сцене. Кто-то заметил, что все герои «Короля Лира» несут в себе «лировское». И силы добра, и силы зла. Все это — мир Лира. И темперамент задуманного Лиром «заветного решения» должен стать камертоном для всех участников конфликта. Эта борьба, этот основной конфликт, исходя из определения нами главного события трагедии — смерти Корделии, — сосредоточивается вокруг судьбы Лира, вокруг его жизни и смерти, которые всецело связаны с жизнью и смертью Корделии. С самого начала, предчувствуя трагедию, и Кент, и Шут пытаются ее предотвратить, но «вышедшие из берегов» роковые поступки Лира неумолимо ведут его к катастрофе. Спасти Лира, оградить его, связать с Корделией в обстановке охоты, преследования, ожесточения и террора не так-то просто. Это предопределяет жестокость и накал борьбы. Кент, Шут, Куран, потом Глостер, Альбани, Эдгар делают все возможное, чтобы спасти Лира, — Корну-эл, Эдмунд, Регана и Гонерилья видят в этом предательство интересов государства и жестоко преследуют сочувствующих или помогающих Лиру. Надо сказать, что у сил зла есть своя субъективная правда в этой борьбе. Дело в том, что Корделия высаживается в Дувре с войсками Франции. Она, дочь английского короля, возглавляет французские войска, которые начинают войну с ее родиной. И Лир находит пристанище в стане вражеских для Англии войск. Это вызывает особое бешенство у так называемых патриотов, государственников, как принято теперь выражаться, а по сути узурпировавших власть Корнуэлла, Гонерильи и Реганы.
Но трагедия Шекспира заключает в себе и внутренний сюжет, смысл которого вскрыть значительно сложнее. Трагический путь Лира последовательно и неумолимо приводит его к гибели. Сердце не выдерживает страданий, выпавших на его долю. Физической его смерти предшествует безумие, но самое поразительное, что Лир подходит к своей роковой черте человеком, постигшим высший смысл бытия, высшее предназначение homo sapience, в конечном счете обретая и открывая человеческое в самом себе. Находясь на вершине жизни, будучи королем, окруженный славой и могуществом, Лир в то же время дальше всех от понимания, что же есть человек. Теряя земли, силу, власть, Лир из «все-короля» постепенно превращается во «всечеловека». Путь к смерти становится путем к рождению Великой личности. Поэтому, спасая Лира от боли, физических невзгод, страданий, самые близкие ему люди вступают в конфликт с рождающимся могучим человеком, и этот конфликт не менее яростен, чем конфликт с врагами Лира.
Ярость и глубина постижения жизни, ее открытие (процесс исключительно действенный) происходит у Лира с той же силой и мощью, с какой до того эта огромная фигура властно парила над людьми, создавая свое незыблемое королевство.
Но не сразу смиряется король со своим поражением и не сразу открываются глаза его. Попытка Кента образумить гнев Лира рождает в нем крайнюю ожесточенность, чудом Кент остается жив, немедленная казнь над ним заменяется вечной ссылкой за пределы родины. Отказ Корделии от участия в лживом ритуале рождает еще большую жестокость. Решение Гонерильи сократить свиту и утихомирить развязного Шута вызывает в нем буквально приступ гнева и проклятия. Последовавшее затем оскорбление — унизительное пленение его гонца Кента — приводит Лира в неистовство; то есть, все еще работает привычный механизм силы, жестокости, подавления. И только открывшаяся ему правда — заговор дочерей, их беспощадное решение лишить его всего, — осознание того, что в конце концов на их стороне огромная сила, приводят его к пониманию произошедшего, он оказывается лицом к лицу с катастрофой. К этому он не был готов вовсе.
Но и здесь понимание еще неполное. Не так-то просто постичь меру крушения, прожив жизнь властелином Вселенной. Ему еще предстоит пройти круги ада, а пока что Лир бежит из замка Глостера с неясным планом борьбы, хотя в глубине души он еще надеется на союзников, которые всю жизнь были за него, — это Природа и Боги, силы Неба, Звезды. Конечно, появляются первые, робкие ростки простой, человеческой, не «генеральской», я бы сказал, боли: «Шут мой, я схожу с ума... Как больно бьется сердце...», — признается самый высший самому низшему на этой земле, прежде чем бежать из замка Глостера. Но уже через несколько минут, оказавшись в степи, наедине с Природой и Богами, Лир еще сделает последнюю, самую дерзкую, самую величественную, самую «ли-ровскую» попытку обрести своих былых покровителей в надежде, что эти покровители, не оставлявшие его никогда, сейчас выступят за него и зло будет покорено. Но... Природа и Боги отнеслись к нему как к простому смертному. Они не услышали его. Они выливают на него столько же воды, сколько выливали всю жизнь на тех бездомных и нагих, о существовании которых он не задумывался ни разу.
Гроза, буря, молнии и гром — вся вздыбившаяся природа — обрушились на непокорную голову седого старца, и он понял: мир не просто равнодушен, нет. Мир — на стороне сильных. Неважно, зло или добро творят люди, важно, что с теми, у кого сила, власть, замки и земли, — с ними заодно и Боги, и Природа. Это открытие Лира в знаменитой, высшей по своей духовной напряженности сцене бури и становится началом рождения нового человека, новой личности, миссия которой — осознать предназначение человека на этой земле от рождения до смерти. И вот начинается поразительный по своей гуманистической глубине и мощи процесс открытия. Это открытие должно играться артистом, исполняющим роль Лира, неистово по степени духовного наполнения. Что значит увидеть в первый раз согнувшегося, озябшего и промокшего Шута? Тут действенная задача обостряется до предела. Это как если бы ослепший человек начал сквозь непроницаемый мрак различать первые световые лучи. Вначале тоненький лучик. Самый близкий Лиру человек, часть его самого, оказывается, тоже имеет плоть, кожу, глаза и, наконец, сердце.
...Мой бедный Шут, средь собственного горя Мне так же краем сердца жаль тебя.
И уже следующее открытие звучит с непереносимой болью и состраданием. Кажется, что ради этих слов, ради этого единственного из многих прозрений Лира и есть смысл ставить трагедию.
Бездомные наши горемыки, Где вы сейчас? Чем отразите вы Удары этой лютой непогоды
В лохмотьях, с непокрытой головой И тощим брюхом? Как мало думал Об этом прежде! Вот тебе урок, Пустая роскошь! Стань на место бедных. Почувствуй то, что чувствуют они. Отсыпь им часть от своего избытка В знак высшей справедливости небес.
Мы становимся свидетелями совершенно уникального, невиданного в искусстве театра процесса — рождения новой человеческой души. Душа огромная, страдающая, мудрая! Лир уже готов постичь мир, человека, ему нужен только последний толчок, и в этой грозовой степи происходит встреча. Встречаются двое. Бывший властелин, одно имя которого приводило в трепет, и человек без имени, беглый, преследуемый государством. Встречаются облаченный в королевскую одежду и нагой. Сходятся сила и бессилие, право и бесправие, воля и безволие, храбрость и страх.
Вот этот нагой, беглый и безумный человек, это «двуногое животное» и есть человек. И не только человек. Он и есть Король! Вот какое открытие предстоит сделать больному сознанию Лира. Встреча с Эдгаром становится кульминацией в пути Лира к человеческому сознанию. Это событие предопределяет его дальнейшее поведение. И уже к главным событиям трагедии — встрече с Корделией и ее смертью — Лир придет новым человеком. Но до того ему предстают еще не раз бежать и от своих преследователей, и от тех, кто будет пытаться спасти его.
Ему предстоит открыть еще не одну истину, прежде чем он найдет самые нежные, самые горькие слова любви и покаяния, когда снова встретит дочь. Ему предстоит сделать открытие поистине выстраданное: человеческое счастье не зависит ни от чего, и ничего важнее такого счастья нет. Круг познания свершит свой оборот... И вот — арест. Для них обоих. Но Эдмунд будет смешон в своей устрашающей жестокости. Жалкий выродок, он захочет напугать Лира и Корделию казематом. Разве это наказание? Что может быть сейчас наказанием для Лира? Он обрел! Он покаялся! Она простила его! Они вместе! Слова утешения и нежности — апофеоз лировского познания.
...Пускай нас отведут скорей в темницу.
Там мы, как птицы в клетке, будем петь. Ты станешь под мое благословенье, Я на колени стану пред тобой, Моля прощенья. Там вдвоем и будем Жить, радоваться, песни распевать, И сказки сказывать, и любоваться Порханьем пестрокрылых мотыльков. ...Мы в каменной тюрьме переживем Все лжеученья, всех великих Мира, Все смены их, прилив их и отлив.
Это станет и нашим познанием. Нашей верой. И снова покажется, уже в который раз, что, может быть, только ради одного этого и есть смысл снова и снова карабкаться на вершину, имя которой — «Король Лир».
1981 г.
Люблю работать с художником
Слишком много будничного, унылого, снабженческо-оформительского вокруг понятия «декорация спектакля».
А это как стихи. Свои образы, музыка, рифмы, только выражаются они не словами, а красками, линиями, вещами, материей, светом. Иногда это простая табуретка, иногда — десятки метров золотой парчи, старая керосиновая лампа, зеленоватая бронза старинной люстры, проржавленный лист железа, зеркальная гладь дворцового паркета, сложный витиеватый набор цветных пятен, как будто море переливается...
Хорошо, когда художнику удается увлечь зрителя в особый, неожиданный мир, а не просто удивить декорациями как таковыми. Мир спектакля — главное, к чему нужно стремиться в работе с художником. Не всегда его находишь, важно, чтобы не расхотелось искать.
Бывает так, что образ спектакля, кажется, найден, можно даже его сформулировать. Например, образ «Чайки» — это... С подозрением отношусь к любым четким определениям в сфере творчества. Окружающий мир сложен и многообразен. Люди, живущие в нем, опутаны бесконечными связями с прошлым, настоящим, будущим. И дело здесь не только в необходимости передать на сцене ту среду, которая окружает человека. Значительно труднее уловить внутреннюю сущность явления и жизни, описанных в пьесе. Еще труднее не проиллюстрировать эту жизнь в декорациях, пусть узнаваемых и так радостно похожих на то, что мы чаще всего поверхностно знаем или слышали (например, Венеция — не только гондолы и серенады, но и дурная промозглая зима, отсыревшая одежда и плохие, полуразрушенные дымоходы в старинных домах), а найти такой художественный эквивалент, который вобрал бы в себя и внешние и внутренние связи в жизни людей, придал бы им обобщенный поэтический смысл.
Это трудный путь. Но вне его не может быть выражен и мир самого театрального художника, его личность, мировоззрение. Нужен постоянный творческий максимализм в борьбе за рождение и создание таких декораций, о которых хотелось бы сказать — это мир спектакля, мир подвижный, бесконечный и многозначный.
Декорации могут быть разными. Был момент, когда реакцией на многолетнее тяготение к строительно-штукатурным оформительским работам вернуло — подчеркиваю, вернуло (так как до сих пор, хотя прошло много лет, перед глазами замечательная выставка — ретроспектива советского театрально-декорационного искусства), — увлечение пустой сценой. Потом и это увлечение прошло. Более того, кажется ясно, что нельзя заранее противопоставлять пустую сцену — застроенной, «условное» решение — «неусловному». На сцене может быть и то и другое. Создание истинно художественного, я бы сказал одухотворенного интерьера и павильона сегодня не менее, а, вероятно, более сложно, чем самая концентрированная условность. Очевидно, что программировать пропорции реального и условного неверно. Все это должно приходить в результате упорного постижения сути и смысла пьесы, автора, времени.
Печальна, как раз, такая ситуация, при которой еще до начала работы на нас наваливается груз тех или иных условий, из которых нельзя выпрыгнуть. Предварительная заданность, в какие бы одежды она ни рядилась, будь то, например, ослепление собственным приемом, жертвой которого мы иногда становимся, или требования, которые могут исходить от разных людей внутри театра. — «А у нас такого нельзя, мы любим такое...», — всегда приводят к неестественным и неискренним результатам, чаще всего малорадостным. Но первый враг все-таки — наша собственная, то есть, режиссера и художника, инерция мышления. Она толкает нас порой на вульгарную, поверхностную образность или не менее поверхностную, зато хорошо усваиваемую иллюстративность, или на пошловатое оформительство, когда декорации спектакля мало чем отличаются от витрины модного магазина.
В борьбе с этой инерцией трудно переоценить значение союза между художником и режиссером. Нелепо и откровенно неловко чувствуешь себя, когда слышишь, а иногда и сам говоришь: ищу художника, как если бы — ищу невесту... Союзы редки и недолговечны, но чаще всего их просто нет. Мне кажется, опять-таки виноваты мы сами. И не потому что плохо и мало ищем. Легко работаем, легко встречаемся, легко расстаемся, жалуемся друг на друга, случается, завидуем. Конечно, тут все индивидуально. С каждым художником приходится работать по-своему. Так же и они с нами «мучаются». Бывает, что в результате одной встречи с художником рождается первый и единственный взгляд на декорацию. Но я предпочитаю трудную работу. С отказами от уже, казалось бы, найденного, с вариантами и возвратами назад, поворотами, как говорится, на сто восемьдесят градусов. Между прочим, трудности только сближают, особенно, если в результате что-то получается. Короче, художник и режиссер — будьте беспощадно требовательны к друг другу!
Над четырьмя спектаклями я работал с Иосифом Георгиевичем Сумбаташвили. И каждый раз это был путь поисков, трудный, всегда с полной отдачей. Сумбаташвили — художник громадного внутреннего темперамента, большой опытный мастер. И не скрою, какое-то время я опасался, что знаменитый художник «подомнет» меня в том сложном союзе, который необходим нам обоим в процессе постановки. Но мы не торопились. Даже когда казалось, что все внутренние ресурсы исчерпаны, мы не позволяли себе говорить «Стоп — хватит». Ощущение завершенности работы приходило неожиданно. Только однажды, во время постановки «Дяди Вани», мы поняли, что сценическое воплощение ниже того, что было заложено в макете. Тут подвели нас технология и материалы. Хотя мир чеховского спектакля, найденный в макете, был для меня чрезвычайно емким и точным.
Всякий раз мы ставили перед собой задачу пластического выявления сущности драматургии. Всякий раз просматривалось и прочитывалось все возможное о времени, быте, нравах эпохи. Иосиф Георгиевич никогда не подменял опытом собственные свежие впечатления и в процессе работы был больше похож на увлеченного студента, чем на признанного мастера.
Верно передавать на сцене эпоху, в которую происходит действие спектакля, воссоздавать время, опираясь на первоисточники, мне представляется единственно возможным. Такой принцип не гарантирует от неудач, но в какой-то степени обнадеживает, что усилия не пропадут даром. Особенно это чувствуешь в работе над историческим материалом, над классикой. Исторический спектакль должен говорить со зрителем на языке созвучных ему мыслей. Прочь от вульгарных аналогий. Искать правду того времени, чтобы еще больше оттенить контраст с современностью.
И этот, казалось бы, обратный ход в работе над «Грозным» оказался наиболее историчен, художествен и современен. Отсюда шло понимание принципов оформления спектакля. Активный бросок к линии, фактуре, материалам средневековья. Иконы, древние гравюры. Замечательные старинные миниатюры... Мы пересмотрели сотни книг и облазали многие московские и подмосковные церкви, соборы, монастыри того времени... Абсолютная гармония и классической красоты геометрия Ивановской площади в Кремле. Проржавевшие, коричневатые, мерцающие купола Ростова Ярославского.. . Почерневшие от времени срубы Коломенского... Полные воздуха, музыкальные в своей строгости, уходящие вверх своды Грановитой палаты... Постепенно рождался образ спектакля — задымленная проржавевшая Русь, Русь соборная, Русь торжественных храмов, а не мышиных дворцовых переходов. Оставим кельи и низкие сводчатые палаты для дворцовых интриг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|