|
Об одном несостоявшемся худсовете 5 глава
Трудно, да, думаю, и невозможно было бы в одной фразе определить, о чем «Дядя Ваня». Эта пьеса, как жизнь, вобрала в себя многое. Может быть, главное: «Даже в самую трудную минуту — надо жить. И жить по-человечески...»
Человеческая жизнь всегда между жизнью и смертью, между счастьем и несчастьем. Надо было уяснить, в чем несчастье для каждого, кто живет или бывает в доме Войницких, чтобы понять, а в чем же могло, или есть, или будет их счастье?
А может быть, главное — «не сотвори себе кумира»? И пьеса о вредности каких-либо иллюзий и обожествлений личности?
Или — любовь? Самое дорогое и единственно возвышающее человеческое чувство, любовь, которая когда-то была попрана в угоду лживым идеалам?
Так или иначе с этих вопросов начинались наши размышления о жизни в доме Войницких.
А жизнь в пьесе начинается с простых слов няни, обращенных к Астрову.
«М а р и н а. Кушай, батюшка.
Астров. Что-то не хочется.
Марина. Может, водочки выпьешь?
Астров. Нет. Я не каждый день водку пью. К тому же душно. (Пауза.) Нянька, сколько прошло, как мы знакомы?»
Пытаемся нафантазировать, представить предысторию событий, разыгравшихся в пьесе.
.. .Жизнь в этом доме разладилась задолго до приезда Серебрякова с супругой, хотя с их появлением это выявилось окончательно. Дело не в том, что заведенный, устоявшийся порядок взаимоотношений оказался нарушенным — порвались внутренние связи людей друг с другом, во многих наметился разлад с самим собой.
Если годами люди живут, трудятся, терпят лишения во имя какой-то подлинной цели — это еще полбеды, а может быть, и не беда вовсе. Но когда оказывается, что все напрасно, что идеал обернулся мифом, а жизнь прошла и уже ничего нет впереди, тогда — страшно. Приезд профессора и его жены-красавицы всех каким-то образом коснулся, а некоторых так задел, что жить по-старому они уже не могут.
Жил-поживал себе профессор, книги писал, лекции читал, а потом на пенсию вышел, вернулся в свое имение и — такие страсти. Почему? Но об этом позже. Это мы проследим главным образом через судьбу Ивана Петровича. А сейчас мы в саду: третий час дня, пасмурно. Няня Марина предлагает чай доктору Астрову...
Это был один из тех несложившихся дней, которые с самого начала тянутся долго и неприветливо, когда все человеческие поступки кажутся бессмысленными и все приносит разочарование и раздражение. Было пасмурно. День начался поздно. После бессонной ночи долго и тяжело пробуждалась эта разбухшая неожиданно семья. Молча, стараясь говорить о пустяках, завтракали, но Иван Петрович не выдержал и все-таки ухитрился поругаться с профессором. Потом растеклись по дому, зная, что скоро предстоит снова собраться вместе, так как в полдень обычно пили чай. К тому же должен приехать местный доктор Астров, его вызвали запиской к профессору: тому ночью было совсем худо. Марина наблюдала, как тщательно и продуманно одевался Александр Васильевич, чтобы часок побродить по проселочной дороге: профессор с супругой, Вафля и Соня собрались прогуляться.
Марина долго сомневалась, убирать ли ей со стола, так как время было начинать заново. Но заведенное правило победило: Марина все убрала и тут же опять поставила самовар, так как профессор любил чай, пил помногу и в самое неожиданное время.
Иван Петрович с утра был не в духе, сегодняшняя бессонная ночь — для него уже третья ночь без сна, и причины здесь не только в состоянии здоровья профессора, но об этом опять-таки позднее.
За завтраком Ивану Петровичу удалось рассердить профессора, но облегчения это не принесло. Скорее, наоборот, — увидев глаза Елены Андреевны, он почувствовал стыд и презрение к самому себе. Идти гулять с ними было неловко, ничего другого не оставалось, как снова войти к себе, сделать хотя бы какую-то попытку уснуть, забыться. Чувства, которые он испытывал, были для него не внове. Сейчас его все время лихорадило; то он совершал что-то жестокое и бессмысленное, не умея и не желая скрыть ненависть к профессору, то мучился недовольством собой, стыдом и не знал, куда себя деть.
Соня очень болезненно переживала взаимоотношения дяди Вани с отцом. Мачеху она старалась не замечать и была с ней предупредительна, но холодна. Прогулка нужна была ей для того, чтобы быстрее прошло время до приезда Астрова, все существо ее было заполнено этим ожиданием. Иногда ей казалось, что произойдет чудо и Астров войдет в дом неожиданно. Но тридцать верст — это тридцать верст, и время надо было убить, убить, убить. Так же энергично, как тянула она всех гулять, тянула она потом всех обратно, ей казался невыносимо медленным равномерный академический ход прогулки, она бежала вперед, подталкивая сзади отца, тянула за зонтик Вафлю, искала на дороге следы брички, на которой ездит Астров, и стараясь перехитрить всех, подготавливала отца к поездке в лесничество, а там был Он. Вообще лес, само понятие его было связано с Ним. Она очень любила Астрова и очень боялась его.
И Астров приехал. Может быть, он приехал чуть раньше, чем ждала его Соня, а может, Соня так и не успела к его приезду, но он приехал в усадьбу по срочному вызову к больному, а больной ушел гулять. Ушла гулять с больным и его жена — молодая, красивая, очень красивая женщина. Она же и вызвала доктора к больному мужу. А сейчас она гуляет с ним. Вообще все гуляют, дом пуст, вернее, где-то спит Иван Петрович, где-то стучит топором работник. Марина устало вяжет. Как должен чувствовать себя человек в подобной ситуации? Даже если этот человек — врач, который привык к тому, что его вызывают, и если он нужен, то платят деньги за помощь, а если нет — платят за вызов.
Но этот приезд был для Астрова чем-то более значительным, нежели просто очередной вызов к больному. И как бы глубоко это ни было скрыто, на самом деле уже росло и захватывало его чувство, почти забытое, заставляющее его дрожать от одного только предположения, что это может быть с ним. Он уже любил Елену. Боготворил ее. Мечтал о ней. Хотя не было сказано ни одного слова, кроме служебных, когда к больному приезжает врач. Хотя трудно было на что-либо надеяться. Но ведь человеку все-таки надеяться свойственно. И он надеялся. И гнал лошадей. И ворвался в имение. А имение оказалось пусто. И если вначале, разгоряченный ездой, отмахав тридцать верст, измученный доктор еще пометался по двору и отдал дань юмору и иронии в связи с вызовом, то сейчас, когда прошло больше часа, ходить уже не было сил, оставалось только рухнуть на стул и ждать господ. Но стоило ему хоть на секундочку остановиться, присесть, прикрыть глаза, как острое ощущение своей ненужности и неприкаянности охватило его; захотелось закричать, завыть от почти физического ощущения боли в душе, боли одиночества. Почему так? Что с ним? И как всегда в такие моменты в последнее время снова перед глазами поплыла картина смерти стрелочника на операционном столе, под хлороформом, ему стало казаться, что это не просто один из случаев, которые неизбежны во врачебной практике. Нет, в этой смерти было нечто большее для него — сигнал, смысл которого в потере себя... Астров засвистел. Стало совсем тяжело. В таких случаях он пил. Водка давала освобождение и хоть на время снимала усталость мозга и сердца. Марина видела, что ему тяжело, чувствовала это. Она знала, что может ему помочь. И она предложила ему спасение. Тем более что ей самой было стыдно за господ, за дом, за друга доктора — Ивана Петровича, и жалко было доктора. Ну и пошла она на нарушение всяких правил, чтобы не ждал он никого да поел себе вдоволь. И выпил...
«Кушай, батюшка!» — это не просьба, почти приказ, почти вызов тем нарушителям порядка, грешникам. Так вот и получается, что сама Марина идет на грех своей первой, такой простой, такой незамысловатой фразой, а потом она еще оправдываться будет, монолог у нее будет страстный о безобразиях, которые вынуждают грешить людей, недаром несколько раз повторяет она — «Грехи наши...»
Но пить было неловко, тем более что приехал Астров по вызову к больному, сегодня у него рабочий день, пить пока нельзя, да к тому же здесь, здесь, совсем где-то недалеко Она... Нет, пить было нельзя, а облегчить душу — ой, как надо! И какое-то удивительное чувство благодарности и признательности возникло у Астрова к Марине за то, что говорит она мало, а чувствует и видит много, давно уж хорошо и просто понимает его. Кто, как не Марина, — такая строгая и верующая, несуетливая, а потому, может, п знающая, как жить, да просто много прожившая, — облегчит сегодня ему душу, снимет грех чужой смерти с него, вселит хоть какую-нибудь надежду. И Астров хватается за Марину, за единственного человека рядом в момент приступа одиночества. Марина нужна ему, как спасение, как мать, как Бог... Нет, кушать он не хочет, пить он не хочет, нет-нет, Марина. Не то ему надо. Ему совсем другое надо. Правда нужна, Марина. Какой он? Что он? Утешение нужно. Осталось ли в нем что-то от того, былого Астрова, от тех иремен, когда не умирали у него на столах под хлороформом? Как жить? Хоть что-то останется от него? Или так и есть — все ничто 11 он ничто? Это почти причастие. Вот так решалось начало и слона Астрова: «Что-то не хочется...» — и дальше.
И конфликт возникал еще в том, что Марина-то вряд ли могла его утешить. Вот если бы он кушать попросил, — а он просил у нее совета, как жить. Оттого и сказала она: «Люди не помянут, зато Бог помянет».
Она ведь в Бога верила — Марина. Другого не было у нее облегчения.
И если попробовать теперь определить, какое же первое событие пьесы, то получается, что опоздание господ к чаю и остывающий самовар и есть то маленькое жизненное событие, которое рождает в людях целый рой чувств и мыслей, а также определяет их действие и поведение.
Тем и труден и велик Чехов как драматург, что события кажутся очень незначительными, а оценки, восприятие их громадны. 11оэтому и сложны и просты одновременно чеховские персонажи, что чувствительны и ранимы они очень, и что многое, мимо чего мы проходим в жизни, они не пропускают: если кого-то из них обманывают, то они испытывают физическую боль и обиду. Если они на что-то надеются, то для них это жизненно важно.
Следующим событием в первом акте будет возвращение с прогулки. Наконец-то состоится чай, это ожидается, как праздник. Но чай тоже будет сорван: профессор потребует чай к себе, он не захочет пить со всеми. Это будет событием третьим. Сорванный чай! Какая мелочь! Но эта мелочь так подействует на дядю Ваню, что он почти прокричит свой монолог, да и Астрову, Соне, Елене,
Вафле, всем, всем станет неловко в создавшейся ситуации. Ждали, ждали — и на тебе! Принесите ему чай в кабинет... Вот почему не вовремя и так некстати будет попытка Марии Васильевны привлечь к себе внимание всех, и произойдет первая непристойная схватка сына с матерью:
«ИванПетрович. Пейте, маман, чай!
МарияВасильевна. Но я хочу говорить!»
Опять с точки зрения будничной суетливой жизни, казалось бы, ничего страшного и нет. Но разве естественны между ними такие отношения? Разве не дико выглядит сам факт — затыкают рот человеку, делают это грубо, почти злобно. Ведь это сын и мать. Мы привыкли представлять себе «интеллигентных» чеховских героев совсем иными. Но как быть, когда человека бьют в самое его больное место? Никто так, как мать, не знает своего сына, может быть, поэтому она и точнее всех наносит ему удар: «Надо было дело делать...» Это говорит мать, на глазах у которой прошла вся жизнь его, все ночи и дни, отданные идолу. И теперь на исходе жизни услышать этот страшный упрек? Ну что остается делать? Выть? Кричать? Стонать? Хорошо, что Соня — просто грудью на огонь — останавливает взрыв. Наступает тишина, пауза.
Начнет настраивать гитару Вафля. Эта гитара для него — почти живой человек, собеседник и друг. Ее звуки дают успокоение, отвлекают, иногда веселят не только его, но и этот дом. Начнется «полечка», и все действительно будут слушать ее, и Астров даже станет пританцовывать. Но музыка на этот раз не принесет успокоения ни застывшей с брошюрой матери — ведь только что она наблюдала падение сына, ни Елене — ее положение особенно трудно и неприятно, ни Ивану Петровичу — опять он сорвался, не выдержал, опять причинил страдания Елене. Потом приедут за доктором. Это будет ударом для Сони: рухнут ее надежды и планы. Ей захочется, чтобы последние минуты до отъезда Астров был только с ней. Но Астрову станет жаль Елену, ведь он отлично понимает всю сложность ее положения. И он будет первым среди собравшихся, кто предложит ей помощь, хотя бы просто тем, что пригласит ее с Соней в гости. А когда Иван Петрович его высмеет, он запальчиво будет защищаться и уже сам окажется в глупом положении. Так бывает иной раз, когда самые уверенные и независимые люди вдруг на глазах у красивой женщины теряются и начимают открывать душу — есть в этом какая-то беспомощность и чистота, которая потом ими вспоминается с ужасом. Так и уедет, вернее, убежит Астров от Елены с ощущением нелепости своих излияний. А Иван Петрович воспользуется тем, что Елена осталась одна, и попытается загладить свою вину перед ней за доставленные страдания, за поведение свое, за любовь свою. И уж ничего почти и требовать от нее не будет, кроме разрешения смотреть на нее, а для Елены и это невыносимо, она уйдет от Ивана Петровича... Все разбредутся. Только старухе-матери идти будет некуда и незачем, ведь ее спасение не где-то, а тут, в ней самой, в ее прошлом. Вот и начнут ее губы механически произносить какие-то слова, звуки — звуки ушедшей жизни. Вафле тоже некуда будет себя девать, оттого гитара его заиграет еще громче, еще веселее.
Даже весьма схематичное описание первого акта дает некоторое представление о специфике нашего действенного разбора, где событиями становились не только какие-то крупные сюжетные повороты, но подчас крошечные изменения в поведении людей. Не посмейся Иван Петрович над увлечением Астрова в присутствии Елены Андреевны, может быть, не понадобилось Астрову сказать столько слов, не открылась бы на глазах у красавицы-женщины его сердечная незащищенность, не ощутил бы он потом раскаяние (глупо! лишне!), не понадобилась бы, может быть, вечером и водка, чтобы заглушить душевную смуту, забыться, поставить крест на своих чувствах (хотя ничто нас так не приближает к женщине, как «категорическое решение» порвать с ней). Вот и уедет Астров из имения с твердым намерением не видеть больше Елену, а вместо этого работу бросит и начнет ездить к Войницким каждый день...
Существует много разных суждений относительно того, любит или не любит Елену Астров. Разбирая пьесу, мы в конечном счете приходили к тому (и это нас увлекало), что все здесь в любви и все в любви. Безмерно любит Иван Петрович Елену, Соня — Астрова, Астров — Елену, Серебряков — Елену, Мария Васильевна — сына, Елена — Астрова. И даже отношения между женщинами, как и между мужчинами, полны взаимного дружеского тяготения. А в свою очередь это море любви имеет тоже свою сюжетную первопричину, что укладывается в почти школьное представление о главном событии пьесы, — приезд в имение Войницких профессора Серебрякова с красавицей женой. Ведь надо представить себе, что значил приезд столичного профессора в тот далекий, оторванный от столицы край. Сколько интереса, сколько нового, сколько надежд, чести, праздничного в этом!
Вот самые беглые размышления вокруг одного события, которое сюжетно предопределяет пьесу и которое требует, на мой взгляд, самого подробного, самого тщательного рассмотрения.
(Сразу оговорюсь, что на сегодняшний день вижу и ощущаю просто бесконечность несделанного, еще непонятого и непрочувствованного. Утешаю себя надеждой, что когда-нибудь снова встречусь с драматургией Чехова.)
Во время репетиций как никогда раньше возникали перед нами вопросы, на которые не всегда обращается внимание, а может, даже и не всегда надо это внимание обращать: у Чехова нельзя открыть правду происходящего без учета всех компонентов жизни. Недооценка хотя бы одного элемента — и сразу ложь, ошибка. Величие драматурга в том, что люди у Чехова ведут себя в той или иной ситуации только так, а не иначе, именно в связи со всеми обстоятельствами, которыми окружены. Все имеет значение. Время дня: утро ли, ночь, душный полдень. Физическое самочувствие: утомление, бодрость, сонливость, болезненность, опьянение. Погода: солнце, духота, свежий воздух, ночная прохлада, осенний холодок. Без особого тончайшего поэтического восприятия мира в целом, природы, погоды, цвета, вещей — я уже не говорю людей, — невозможно прочтение Чехова. И речь идет не о традиционных театральных впечатлениях в связи с чеховской поэтичностью. Кстати говоря, его поэзия далека от красивенькой милоты, чем так часто увлекаются театры. Поэзия Чехова — это глубокий правдивый, можно сказать, беспощадный взгляд на мир, это почти физиологическое ощущение уходящего времени, а потому страстное и мужественное постижение и восприятие действительности. В письме к М. В. Киселевой в 1887 году Чехов пишет: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная».
Уже многократно описано, что значит ночная гроза в «Дяде Ване», или звон бубенчиков, или астровское «Я с утра ничего не ел, только пил». Но в реальной репетиционной практике для большинства из нас все, вроде бы хорошо известное, оказалось труднодостижимо и требовало от артистов особых усилий. И еще одно стало очевидно в процессе работы: самый лучший мастер, артист самой высокой квалификации, большого дарования может потерпеть неудачу в той или иной чеховской роли, если не будет встревожен ею, если через нее не выявит своего отношения к жизни, мироощущения, своего мировоззрения. Можно сказать, что это нужно везде и всегда. Правильно! Но если в пьесе другого автора можно порой спрятаться за характерность или просто органику поведения, то Чехов — автор, который моментально срывает с актера все наносное, искусственное, требуя от него только существа.
Работа над пьесой обнаружила еще одну закономерность, без учета которой трудно было прорываться в жизнь ее героев. Речь идет о том, что у любого персонажа здесь — своя субъективная правда. Вне открытия субъективной правды каждого все взаимоотношения резко рушились и огрублялись.
Прежде всего — как это ни жестоко, ни жутко, ни горько — можно уверенно сказать, что ни одна из этих описанных Чеховым жизней не удалась. Конечно, были в России счастливые гармоничные люди, судьбы, сложившиеся биографии, были признанные таланты, была деятельность полезная и глубоко нравственная, приносящая людям чувство удовлетворения и счастья. Чехов в «Дяде Ване» размышлял о других людях. Может быть, его сердце и совесть заставляли беспрерывно «напоминать молоточком» обществу, народу, России, всему миру: смотрите, — есть еще и такое. Не знаю. Так или иначе пьеса «Дядя Ваня» о людях, которым не повезло. И люди эти живут трудно, горько. А так как эти люди интеллигентные, то они думают о смысле жизни, своей и тех, кто их окружает, и думы эти тоже не приносят радости. Смею утверждать, что вне личной трагедии в пьесе «Дядя Ваня» нет ни одного человека.
Вдумайтесь в судьбу главного носителя «зла» — профессора Серебрякова. Разве не была его жизнь, вся жизнь отдана любимому делу — науке? Разве не было громадного, почти фантастического успеха как в области научной, так и педагогической? Разве не в него влюблялись и не его боготворили студенты, разве не его книгами и брошюрами зачитывалась молодежь? Разве не ему были предоставлены кафедры крупнейших университетов России?
Что, его боготворили только дураки и невежды? А влюблялись глупенькие курсисточки? А удивительное существо — покойная Верочка Войницкая? А брат ее, Иван Петрович? Что же — все случайно? Думаю, что нет.
Но время шло. И, как бывает в жизни, то, что казалось неоспоримым когда-то, вдруг стало подвергаться сомнению, а вскоре и вовсе обнаружило свою глубокую ошибочность. Это ли не трагедия? И каков удел Серебрякова? Физическая и моральная старость, пенсия, отсутствие средств (было не до накоплений); смерть первой и наверняка любимой жены, потом вторая любовь, любовь уже немолодого человека, а потому сильная; и полное понимание своего кризиса. А жить хочется! Жить, между прочим, хочется каждому человеку. Но жизнь уходит, и кафедр уже нет, и столиц нет, и студентов нет, и друзей нет. А деревня — есть, лица, чуждые во всем, — есть, жадные взгляды на молодую красивую жену — есть, боль в ногах — есть, приближение смерти — есть. Это ли не трагедия? Сохранить возле себя дорогого человека — женщину, жену, любовь. Когда стар, болен, одинок, когда нет успеха и славы, когда все в прошлом. Сохранить не просто, чтобы жить, а чтобы выжить сейчас, сегодня, завтра, — это ли не сверхзадача, рождающая страстные поступки и действия?
Артист М. М. Майоров безусловно следовал именно такому толкованию образа Серебрякова. В результате лично мне представляется его работа очень интересной. Объективные поступки Серебрякова все равно в глазах зрителя не оставляют сомнений относительно его человеческой сущности, но тем дороже те мгновения в игре артиста, когда мы понимаем, что жизнь богаче и глубже самых точных схем и представлений. По крайней мере мы не боялись и даже стремились к тому, чтобы однажды и Серебрякова стало жалко.
Особенно дорога мне работа Л. И. Добржанской. Не принято режиссеру как-то оценивать то, что делается в спектакле, им самим поставленном, но ведь у каждого из нас, независимо от мнения критика и даже зрителей, существует своя рабочая оценка того или иного актерского исполнения. Поэтому сегодня я могу позволить себе сказать несколько восторженных слов относительно того, как репетировала и играла Л. И. Добржанская.
Получив роль Войницкой с текстом, буквально поместившимся на одной страничке, Любовь Ивановна необыкновенно глубоко ощутила судьбу этой женщины, в образе которой чаще всего ищут сатиру, гротеск. А судьба Марии Васильевны не менее грустна, чем судьба ее сына. Потеряв когда-то мужа, она была счастлива браком своей дочери Верочки. Ведь Верочка вышла замуж за блистательного ученого. И она сама и дети — Вера и Ваня — полюбили Александра Васильевича. Он стал для них божеством. Настолько, что, даже когда умерла Верочка и Серебряков женился второй раз, он не перестал быть для них сыном, братом, самым дорогим человеком. Тем более что Соня стала живой связью с этим счастливым прошлым. Шли годы. Старел не очень удачливый сын. Росла внучка Соня, все выше и лучезарнее сиял нимб профессора — гордости дома. А потом, когда фортуна изменила Серебрякову, Марии Васильевне уже поздно было менять свои взгляды. Разве к этому времени у нее что-нибудь осталось в жизни, кроме воспоминаний о том времени? Разве был хоть какой-нибудь контакт с сыном, который погибал на глазах? Соня, измученная долгой безответной любовью к Астрову, хозяйством, бытом, была далека от нее еще более. Вот и бродила по дому никому ненужная старуха, одичавшая в своей драматической преданности прошлому. Понимала ли она, что то, за что цепляется, — лживо и мертво? Думаю, понимала. Понимала ли она, что сын ее Ваня прожил жизнь напрасно и абсолютно прав, когда идет на бунт? И неправ Серебряков, предлагающий продать имение (кстати, неправ только морально, ибо с точки зрения дела предложение профессора вполне разумно). Все это понимала и знала. Но знала и чувствовала она еще и другое: стоило бы ей хоть на секунду позволить себе усомниться в том, что она защищает, и ей — не жить. Очень страшно, почти невыносимо на склоне лет человеку признать, что жизнь прожита зря, погублена, и она сама и дети ее погублены — притом не без ее помощи. Вот в чем Мария Васильевна Войницкая никогда не признается, нет. Она не позволит никому обессмыслить ее жизнь! Поэтому она — воинствующий защитник Серебрякова; поэтому она требует во всем ему подчиняться, заклинает, вопиет, хоть сердце у нее болит; и поэтому же на словах «Слушайся Александра» из давно сухих глаз вытекают у нее дробные слезы.
Мы уже говорили, что в судьбе каждого искалась своя личная тема ушедшего времени и чего-то несовершенного — в этом смысле интересны маленькие роли Вафли и Марины. И если в судьбе Ильи Ильича Телегина довольно-таки очевидны причины его горечи и обид (где-то растут его дети; похоронила второго мужа и стареет одиноко любимая женщина; тут, в доме, принадлежавшем некогда его дяде, он — приживал; Иван Петрович, человек для Вафли дорогой и очень уважаемый, рушится на глазах; бежит из дома профессор, чье пребывание так импонировало Вафле, вносило в его жизнь какой-то новый смысл), то в жизни Марины личная драма скрыта глубже. Тем более надо было понять, что же видела, испытала она в своей жизни, откуда это всепонимание?..
Артисты Н. И. Пастухов — Вафля, А. П. Богданова и Н. А. Сазонова — Марина сердечно и просто играют свои роли. Пастухов особенно трепетно ощущает тему одиночества. Мы хотели найти в образе Вафли такое трагическое мироощущение, при котором человек уже давно не плачет и, более того, не может переносить грусть окружающих. Искалась особо воинствующая позиция в утверждении для всех и, главное, в самоубеждении, что жизнь хороша и безоблачна. Илья Ильич пережил такое, что ему, чтобы просто жить, нужно ежедневно, как заклинание, повторять самому себе и всем: «Все хорошо, всем хорошо, жизнь — блаженство, птички поют, кругом мир и согласие...»
Все, происходящее в доме Войницких, с первых слов Ивана Петровича должно восприниматься, как надвигающаяся катастрофа и для Телегина лично и для любимых им людей. Поэтому градус его жизни очень высок, все действия направлены на то, чтобы остановить, предотвратить беду.
Одной из самых загадочных и прелестных чеховских женщин была и остается Елена Андреевна Серебрякова. При всех спорах об одаренности или заурядности ее натуры, горячности или русалочьей холодности ее темперамента, женственной грациозности или душевной лени ясно одно — эту женщину любят, любят сильно, любят на всю жизнь. И, видимо, не только за какие-то особые внешние данные, хотя и это в ней немаловажно. Казалось бы, роль не так уж внутренне насыщена и драматична. Но только на первый взгляд.
Когда-то очаровательная молодая девушка, выпускница петербургской консерватории, полюбила уже далеко немолодого, но блестящего профессора, увлеклась наверняка его талантом, ингеллектом, способностью воздействовать на студенчество и свет. Постепенно стал открываться безрадостный итог, финал этой ослепительной карьеры. Бездуховность и старческий эгоизм, зависть и недоброжелательность заслонили все то, чем он блистал раньше. Казалось бы, что может помешать молодой женщине изменить свою жизнь, если не кардинально, то хотя бы увлечься, влюбиться? Случайно или закономерно происшедшее в усадьбе? Конечно, Иван Петрович случайно зашел с букетом роз в момент признания Астрова. Но ведь до этого Астров целый месяц ездил к Войницким каждый день, забыв обо всем на свете. И Елена Андреевна понимала, зачем он здесь.
В рассказе «О любви», написанном годом позже «Дяди Вани», умный и добрый Алехин, вспоминая прощание с женщиной, которую любил долго и несчастливо, говорит: «.. .я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
Вот и Елене Андреевне что-то мешало полюбить или «поддаться чувству», как говорит Астров. И это «что-то» было для нее весьма серьезно. Разве, узнав правду о своей жизни, не ощутила она чувство жертвенности? Разве не это чувство руководило ею, поддерживало ее в бессонные ночи у постели больного старого мужа? Или не она венчалась в церкви, не был Господом Богом благословлен их союз? Или не существовал вокруг мир людей, падких на скандал, на сплетни, на грязь, моментально опошляющих самые интимные человеческие поступки? А собственное воспитание, а страх, чувство вины, стыда, раскаяния? Все это было. Поэтому не так просто поведение этой, казалось бы, беспечной женщины, которую все любят. И за внешней расслабленностью Елены — А. Покровской скрыта напряженная душевная работа: чувство вины и неловкости за себя и мужа — в первом акте; метания между чувством вины, долга и желанием видеть, слышать Астрова — во втором акте, потом жертва во имя Сони, почти самообман и дальнейшее непротивление судьбе, любви. И случай, случай, все остановивший и переломивший, — в третьем акте...
К этому следует добавить тот своеобразный оттенок, окрашивающий отношения между Соней и Еленой Андреевной: двадцатисемилетняя женщина в положении мачехи у двадцатилетней девушки. Любовь к одному мужчине: красавицы, полной женственности и мягкости, праздности и столичной роскоши, — какова «мачеха», и Сони — человека угловатого, одинокого, с утра до ночи тянущего на себе весь воз почти крестьянской жизни, безнадежно и уже много лет влюбленного в Астрова, который и не замечает-то вовсе ее глубоко скрытых страданий. Соня у Н. Вилькиной не принимает Елену. Но за этим неприятием скрыто почти детское, девичье восхищение Еленой, ее прической, платьями, духами, ее способностью жить так. Это восхищение перерастает в любовь, притом обоюдную и такую сильную, на которую способны лишь глубоко родственные души. За активным неприятием очень часто скрываются внутренние тяготения. И даже симпатии. Не всегда, конечно. Так или иначе одна из ключевых сцен в третьем акте, которая часто становится эпизодом, где Елена как бы провоцирует Астрова на «безумство», решается нами как момент искреннего стремления ее помочь бедной девочке. Елена идет на жертву, она решает «отдать» Астрова Соне, и если где-то в глубине души существует сомнение в чистоте предпринятого хода, то сомнение надо подавить, что не так просто, даже очень трудно. Вот и рождается ее монолог, полный смятения: «Улететь бы от всех от вас...» Вспомните отчаянный возглас Ирины из «Трех сестер»: «Выбросьте меня, выбросьте, я больше не могу!..» Вот тебе и «колдунья», и «роскошная женщина», и «русалочья кровь»...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|