|
Феномен культуры, или Факты из жизни
Вплоть до середины 60-х годов XX века проповедуемые учителями, религиозными деятелями и официальными представителями властных структур идеи, касающиеся честности, нравственной чистоты или власти, редко ставились под сомнение.
Однако война во Вьетнаме, президенты Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) и Ричард Никсон (Richard Nixon), Уотергейт (Watergate) и движение за мир, кампания за права женщин и накопление богатства обществом, повышение уровня образования населения страны, развитие СМИ, успешные широкомасштабные выступления против власти — все это происходило постепенно и кумулятивно — изменили лицо государства, общества и культуры. Люди более не считают, что честность в общественной жизни и бизнесе—дело доказанное, и даже если кто-то из числа широкой общественности не согласен с правилами, которые насаждаются властью, больше нет внешних запретов на то, чтобы начать движение за изменение порядка вещей. Сегодня действуют совершенно иные законы.
• Люди готовы жениться на совершенно незнакомых персонах в студии телевидения, чтобы получить большие деньги.
• Священнослужители платят миллионы долларов за собственную фотографию в обнаженном виде на обложке журнала.
• Многие готовы выставить свою частную жизнь на всеобщее обозрение в ежедневных программах — за аплодисменты в студии...
Раздел 13. PR: этические нормы и современная культура
и общество, которое еще десяток лет назад испытывало шок и возмущение от этого, ныне покупает книги, аплодирует смельчакам и делает известными участников передачи.
• Время от времени выясняется, что у религиозных или общественных деятелей, которые активно выражают негодование, есть скелеты в их собственных шкафах.
• Интернет-провайдеры предоставляют доступ и дают возможность оперировать информацией.
• Доступ в Интернет, приходящий в упадок рынок труда и увеличение численности «людей, работающих дома» дали миру миллионы новых «топ-менеджеров», так как все больше людей берет в собственные руки ответственность за свою жизнь.
• Волна телевизионных реалити-шоу сделала популярными сотни людей, которые известны только тем, что они известны.
Когда вопиющее воровство материалов, охраняемых авторским правом, называют «передачей в общее использование» и юристы только пожимают плечами и отводят глаза, когда у всех на виду преступник становится богатым и знаменитым, это означает, что правила изменились.
Родители, которые раньше внушали своим детям «беречь честь смолоду», сегодня светятся от гордости, когда их непослушные отпрыски взламывают компьютерные сети корпораций и правительственных организаций или получают громадную прибыль, участвуя в мошеннических операциях на фондовом рынке.
А в другой части страны другие родители возбуждают судебный процесс, чтобы ликвидировать досье о криминальных подвигах их детей-подростков, так как таковые могут стать препятствием при поступлении их чад в престижные высшие учебные заведения.
Как вам это?
Этика и интерпретация
Многие века считалось, что этика или этические нормы, которые демонстрируют аудитории, «что такое хорошо и что такое плохо», необходимы для бизнеса, общественного имиджа и репутации персон, для маркетинга, но не для собственной выгоды.
Что нового во всем этом, так это то, что никогда ранее в истории PR этика и доверие не становились предметом, который требует переосмысления. Хотя изменения могли затрагивать некоторые темы,
PR: полное руководство
в бизнесе и обществе существовали правила и законы и этика не считалась вышедшей из моды концепцией.
Так как бизнес и организации имеют дело с большими сегментами общества, этика становится набором стандартов, оперируя которыми профессионалы расширяют позицию и статус их деятельности, а также гарантируют общественности, что некоторые из них работают честно. И это положительный момент.
Приверженцы «правил профессиональной этики» намереваются предоставить аудитории из этого сегмента четкие ориентиры, отличающие плохих парней от хороших, — увы, для людей это еще кое-что значит.
Если вдруг обнаружится, что один из тех, кто принял «правила профессиональной этики», нарушил их, другие члены этого профессионального сообщества должны исключить нарушителя из своих рядов, в противном случае этические правила потеряют ценность в качестве характеристики, отличающей хороший бизнес от плохого.
Имеет ли право человек, чья этика не вызывает сомнений, сотрудничать с не отличающимися щепетильностью в вопросах морали клиентами или компаниями ?
Кажется, ответ должен быть простым, однако это не так. Во-первых, как в случае со стратегами PR, которых нанимают для разработки плана управления в кризисной ситуации для хороших компаний, попавших в затруднительную ситуацию, это туманная область: вразумительное, хорошо управляемое представление фактов позволяет корректно подать ситуацию, что важно для фирм, заинтересованных лиц, сотрудников и клиентов, а также для всех остальных. У компании возникли некоторые проблемы. Это не делает ее ни хорошей, ни плохой.
Это напоминает работу адвокатов, которые полагают, что даже виновные заслуживают, чтобы их дело было представлено как можно лучше, чтобы его удалось ясно рассмотреть со всех сторон до того, как правосудие вынесет вердикт.
И наконец, есть и неэтичные, непринципиальные, нечестные компании или организации, менеджеры которых стараются перекупить высококлассных PR-специалистов с отличным послужным списком в надежде заполучить с их помощью «нимб святой» — некий положительный имидж, который замаскирует плохую репутацию компании и придаст ей более мягкий оттенок. Специалисты по PR, вовлеченные в такую ситуацию, рискуют многим; фактически нет такого оправдания, которое обелит доброе имя профи, продавшемуся плохой компании.
Доводы этики должны иметь какое-то значение вопреки тому факту, что игровое поле, которое никогда не было ровным, в наши дни и во-
Раздел 13. PR: этические нормы и современная культура________________ 211
все превратилось в минное; это означает, что, как в случае с рекламной благотворительностью, весьма значительная часть общества, компаний и организаций поддерживает все, что позволяет сделать мир лучше, и стремится реализовать это на практике. PR-специалисты должны делать следующее.
• Настраивать клиентов и компании на необходимость присоединиться к профессиональному сообществу, которое создало и поддерживает правила этики. Если клиенты и фирмы уже являются членами такого сообщества, то этот факт следует в полной мере использовать везде и всюду и так часто, как это только возможно, — в пресс-релизах, литературе, визитных карточках, печатных бланках, в рекламе, в биографиях и на бортах грузовиков.
• Указать одним из пунктов миссии компании приверженность сотрудников этическим нормам.
• Призвать другие компании, работающие в этой отрасли, подписаться под кодексом профессиональной этики и опубликовать результаты — кто откликнулся на призыв, а кто — нет, чтобы общественность могла ясно увидеть отличия.
• Бить тревогу в отношении нарушений и ошибок, допущенных в профессиональной сфере, а также быстро и активно прояснять и определять позиции компаний или организаций в отношении подобных ситуаций.
• Извлекать позитивный опыт из негативных ситуаций. Чтобы это не выглядело как извлечение выгоды из проблем других (такое весьма часто происходит в условиях рынка), необходимо разработать соответствующую схему. Это не означает добить компанию, когда она попадает в кризисную ситуацию или подвергается критике, это означает использовать такую ситуацию, чтобы привлечь внимание к этическим вопросам, которые важны для конкретной отрасли или сферы профессиональной деятельности (и связать их с проблемами, которые возникают в отношении клиентов и компании). Можно посоветовать организации, как избежать проблемы, ставшей предметом обсуждения, и указать, что компания или лицо, с которым обсуждался возникший вопрос, делает, чтобы гарантировать предотвращение подобной ситуации в дальнейшем. Это стандартный прием в области PR — воспользоваться благоприятным моментом для комментария, который позволит прорекламировать клиента. Зачастую некоторые практики, особенно обладающие научными степенями в области права, не считают
PR: полное руководство
Раздел 13. PR: этические нормы и современная культура
возможным использовать плохие новости вроде промашек или нарушений со стороны конкурентов, так как это марает их компанию или организацию. Это глупо. Возможности следует выявлять, отбирать, ими необходимо управлять.
• Понять, что содержание имеет важное значение. Немногие люди могут похвастаться безупречным прошлым или настоящим, а это значит, что скрываемые факты могут стать достоянием ваших оппонентов, которые используют их против вас. Ведите себя честно в делах, публикуйте правдивую информацию в документах и рекламных материалах, чтобы никому не дать козыри против вас.
• Знайте, что даже признание вашей хорошей работы и этичного поведения в жизни и на службе не оградят вас от нападок и атак критиков в будущем.
Уильям Беннетт (William Bennett) — уважаемый правительственный чиновник, преподаватель, писатель и лектор с двадцатилетним стажем. В своем бестселлере «Книга о добродетелях» («Book of Virtues») и его продолжении, которые разошлись миллионными тиражами, он изложил основные принципы морали и этики. Он описал основы того, что можно считать правильным, и его жизнь, казалось, может служить иллюстрацией к этому. Когда общественности стало известно, что он страстный картежник, потративший более $ 8 млн, критики подняли его на смех и объявили ханжой, который проповедует одно, а живет совсем по другим правилам.
Он мог избежать потери доверия и репутации, просто признав свои проблемы. Он же заявил, что, мол, «не пойман — не вор», и затем попытался отделаться от критиков, объясняя, что в его случае увлечение картами — не беда, так как это помогало ему расслабляться, к тому же он может позволить себе подобные траты.
Общественность решила, что он покусился на ее доверие к нему, и заявила в ответ, что существует множество иных методов расслабления, согласующихся с тем образом приличного человека, который он так тщательно культивировал.
Кларк Клиффорд (Clark Clifford) сделал отличную карьеру в правительстве и работал советником нескольких президентов США. Позднее он консультировал банки по поводу их зарубежной деятельности и даже был назначен президентом филиала American Bank за границей. Когда он был освобожден от должности, оказалось, что многие контакты банка сомнительны и «дурно пахнут», репутация банка запятнана, пятьдесят лет безупречной работы скомпрометированы — закончилось все тем, что банк был продан с молотка.
Поддержка имиджа и репутации в современном окружении
То, что общество ассоциирует образ и репутацию персоны с хорошей работой, не гарантирует, что так будет всегда. Хорошие американские предприятия, связавшись с полулегальными компаниями за рубежом, вредят собственному имиджу (и биржевой стоимости акций). Чтобы свести на нет или снизить ущерб от обнародования этого факта, можно поднять этот вопрос в печати и объяснить ситуацию. Современный мир диктует свои законы.
• Создание или поддержка правил профессиональной этики, а также субсидирование тех, кто этого заслуживает, укрепляет имидж компании, организации или отдельной личности, однако СМИ и общественность готовы поддержать и принять только такой имидж и его носителя, который все это делает в реальности. Если этика не в полной мере становится способом ведения дел, все остальное воспринимается как приукрашивание действительности.
• Этика в современном мире, кажется, становится предметом интерпретации (а может, и многократной интерпретации) по большей части в результате эгоизма, желания властвовать и алчности. Этика врачей, однако, буквально представляет собой вопрос жизни и смерти. Обучение работников этой области в различной степени затрагивает и медицину, и право, и психологию, и теологию. Другая крайность — автор популярной газетной колонки «The Ethics», которая выходит еженедельно в The New York Times Sunday Magazine. Это особый писатель, он вроде Dear Abby, Ann Landers и сотен других ведущих колонок, он раздает советы, решает споры и выражает взгляды в отношении того, что правильно, а что неправильно с точки зрения этики.
Этические вопросы теоретически должны быть не просто выражением мнений, во многих случаях они должны представлять собой, если говорить точно, судебное решение. По этой причине PR-специалистам рекомендуется фиксировать на бумаге миссии, политики, философии и стандарты. Гибкость важна, однако необходимо наличие базовых принципов, на основе которых она возможна.
PR-специалистам, которые полагают, что их профессия — работать с незаслуженно плохой репутацией, можно посоветовать самим стать клиентами.
Обдумывать бизнес с точки зрения «клиента» означает составить план (анализ ситуации, цели, стратегию и тактику, график и бюджет), чтобы
PR: полное руководство
Раздел 13. PR: этические нормы и современная культура
реализовать установленные задачи. Рассмотрите особые предложения о продаже и решите, какие с позиции основных принципов и конкретной практики PR являются особо ценными.
Определите, какие компании и (или) профессии воспринимаются людьми негативно. Подготовьте убедительные аргументы, которые позволят отразить нападки оппонентов.
Если перед вами поставлена задача создать положительное впечатление о профессии, не пытайтесь приукрасить действительность, обходя острые углы и изыскивая лазейки.
Будьте честными. Если кампанию требуется провести, чтобы изменить восприятие общественностью PR, так как к этой отрасли прилипли определения вроде тех, что использовались в фильме, о котором речь шла в начале этого раздела («аморальный», «эгоистичный», «подлый «льстивый»), необходимо нивелировать вред и создать позитивный образ, чтобы заменить сложившееся представление, а не другой негативный образ, чтобы усилить нынешнее представление о фирме.
Можно ли ожидать, что PR-специалисту удастся поправить негативное восприятие своей профессии, если социальные и культурные тенденции, по-видимому, направлены в противоположную сторону?
Определенно, это нелегкая задача и, возможно, ее не удастся осуществить в реальности (плыть против течения весьма сложно). Однако каждый, кто придает значения таким понятиям, как этика и честность, почувствует удовлетворение, когда в следующий раз увидит или услышит выражение «сейчас все так делают»,потому что будет знать, что эта фраза не соответствует действительности.
Резюме
• В бизнесе и в обществе в целом этика PR-профессионалов ставится под сомнение, причем планка в этой сфере весьма занижена.
• Технологический бум и появление гвардии «известных топ-менеджеров» в 90-х годах XX века стали причиной основных изменений в культуре: появились новые правила и новые стандарты, принятые обществом.
• Плохие новости интереснее хороших и дольше хранятся в памяти, даже после того, как выясняется, что они содержат неверную информацию.
• Люди заявляют, что они жаждут правды, однако же в действител ности они хотят ответа, который будет соответствовать их целя и точке зрения. Правда становится вещью весьма относительной.
• Некоторые люди испытывают злорадство и радость, когда сообщается о неудачах и проблемах богатых и знаменитых людей.
• Моральный кодекс информирует общество о том, что предмет заслуживает доверия. Это хорошо для бизнеса, для репутации и публичного имиджа людей.
• PR-профессионалам следует фиксировать на бумаге миссии, политики, философии и стандарты. Хорошая PR-программа поможет изменить негативный образ, демонстрируя и поддерживая этические нормы и честность.
Библиография
Greg Burns, "Stewart merely reflects lower standards" // Chicago Tribune, 2003. — June 15.
David Greising, "The rug pulled out from beneath of our feet" // Chicago Tribune, 2003. - June 15.
Dan McGrath, "Throwing the fans and ethical curve" // Chicago Tribune, 2003. — June 15.
Floyd Norris, "Business Ethics and Other Oxymorons" // New York Times Book Review, 2003. — April 20.
Letters to the Editor // People Magazine, 2003. — July 14.
Раздел 14
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|