|
Сельского хозяйства в 1975-1994 гг., (часов в среднесезонную рабочую неделю)
Вид деятельности (затрата времени)
| Мужчины
| Женщины
|
1993-1994гг
| 1993^tr. с 1986-7 гг.
| 1986-7 г. 1 975-6 п
| с 1993-1994гг
| 1993^г. с 1986-71
| 1986-7 г. с!986-7гг.
| Рабочее время
| 54,7
| -5,4
| -0,3
| 40,1
| -5,0
| -3,0
| Внерабочее время, связанное с работой
| 4,3
| -0,2
| +0,7
| 5,5
| -0,6
| + 1,0
| Домашний труд и посещение учреждений обслуживания
| 3,6
| +0,6
| -1,0
| 24,8
| +0,6
| +3,4
| Труд в подсобном хозяйстве
| 16,3
| +0,9
| +5,6
| 19,8
| +0,9
| -0,7
| Уход за детьми и занятия с ними
| 1,5
| -0,2
| +0,5
| 3,6
| +0,9
| -0,7
| В том числе занятия с детьми
| 1,4
| +0,4
| +0,4
| 1,3
| +0,5
| -0,2
| Сон, еда, уход за собой
| 62,3
| +1,4
| -5,4
| 58,7
| +0,2
| -0,6
| В том числе сон
| 49,0
| +0,1
| -6,6
| 47,1
| +0,2
| -2,2
| Свободное время
| 23,2
| +1,3
| -0,1
| 14,4
| +2,7
| -2,2
| В том числе: просмотр телепередач
| 11,7
| +2,3
| +4,7
| 6,2
| +0,7
| +0,8
| Посещение, прием гостей
| 3,9
| + 1,1
| -1,7
| 4,1
| +1,9
| -0,5
| Прочие затраты
| 2,1
| +1,6
| 0,0
| 1,1
| +0,3
| 0,0
| Общая трудовая нагрузка (включая уход за детьми)
| 79,0
| -4,7
| +5,1
| 92,5
| -3,7
| 3,0
| Свободное время (включая занятия с детьми)
| 24,6
| +1,7
| +0,3
| 15,7
| +3,2
| -2,4
| Приведенные в обеих таблицах данные, полученные новосибирскими социологами, наглядно иллюстрируют разницу в положении мужчин и женщин как применительно к домашней работе, так и применительно к возможностям для саморазвития и просто отдыха. Преимущество таблиц бюджетов времени заключается в том, что это абсолютно объективный показатель, не связанный с оценками того, что есть "много", "мало" или "нормально", как это бывает в опросах и интервью.
Характерно, что в период с 1975 по 1994 гг. домашняя нагрузка у женщин только возрастала (и в итоге превысила мужскую в 7,5 раз), притом, что протяженность рабочего времени сокращалась и у женщин, и у мужчин. Причина этого заключается в особых свойствах домашней работы как вида деятельности: как писала еще Б.Фри-дан, домашняя работа имеет тенденцию заполнять все свободное время. Это связано с ее специфической структурой: она не имеет никаких единых стандартов и критериев оценки. В результате, когда у женщин высвобождается какое-то время (например, уменьшается трудовая загрузка вне дома), они сразу же значительно повышают критерии качества своей домашней работы - например, чаще меняют и стирают постельное белье, делают большую уборку не раз в неделю, а каждые два дня и т.п. Эта тенденция имеет психологическую подоплеку: спасаясь от монотонности и постоянной повторяемости одних и тех же операций, женщины создают свои собственные "стандарты качества". Это позволяет им чувствовать удовлетворенность своей работой — вещь, совершенно необходимую для мотивации любого труда. Однако психологический механизм выстраивания подобной защиты таков, что эти критерии, созданные самими женщинами, объективизируются в их сознании и принимают характер внешних требований, от которых они чувствуют зависимость. Это значительно уменьшает ту самую "автономию", которая называется домохозяйками как преимущество их положения по сравнению с работой "вне дома".
При этом те женщины, которые имеют более высокие стандарты домашней работы, как правило, более ей удовлетворены. В то же время, если по каким-то причинам эти стандарты перестают выдерживаться, эта категория женщин испытывает серьезный стресс. В этом смысле показательно исследование психиатра Дж.Ку-пера207, который сравнивал между собой три лабораторные группы: особенно усердных домохозяек, придерживающихся высоких
207 Cooper J. The Leyton Obsessional Inventory' Psychological Medicine, 1970, 1. P.48-64.
стандартов выполнения домашней работы; людей, страдающих клинически выявленными психиатрическими заболеваниями, и "нормальных" женщин. Купер предложил им всем набор тестов, призванных выявлять наличие навязчивых идей. В результате усердные домохозяйки показали результаты, промежуточные между нормальными женщинами - контрольной группой и психически больными людьми.
Оукли в своем классическом исследовании выделила следующие особенности домашней работы как вида трудовой нагрузки208:
- во-первых, сам характер работы. Даже если она и содержит некоторые элементы творчества, основные ее элементы рутинные, монотонные,повторяющиеся изо дня в день - словом, неинтересные и нетворческие;
- во-вторых, почти не происходит аккумуляции результатов:выстиранное белье быстро пачкается, приготовленная еда съедается, все приходится начинать сначала;
- помимо этого, она не имеет и каких-либо хронологических ограничений.Проинтервьюированные ей домохозяйки назвали самым отрицательным качеством домашней работы по сравнению с оплачиваемой работой то, что она не ограничена рамками рабочего дня - "женской работе нет конца";
- как правило, она осуществляется в изоляцииот других взрослых людей - отсутствует "трудовой коллектив";
- однако ведение домашнего хозяйства как род деятельности имеет и свое преимущество в глазах тех, кому приходится этим заниматься. Это преимущество — относительная автономность, возможность самостоятельно принимать решения в сфере своей компетенции;
- но эта деятельность имеет низкий статус, и это служит источником дополнительного дискомфорта для многих женщин. Особенно высокий уровень неудовлетворенности был отмечен у тех женщин, которые до того, как стать домохозяйками, имели достаточно высокий профессиональный статус или просто любимую работу.
В работе Р.Блада и Д.Вольфа "Мужья и жены"209 говорится, что на уровень участия мужчин в домашней работе воздействуют
208 Oakley A. The Sociology of Housewoik. London: Martin Robertson, 1974.
209 Blood R., Wolf D. Husbands and Wives: the Dynamics of Married Living. New York: Free Press, 1960
две группы факторов: тип занятости и представления о тендерных ролях. Данные многих исследований показывают, что высокооплачиваемые мужья меньше участвуют в работе по дому. Очень часто работа занимает у них столько времени, что это участие для них физически невозможно, даже при наличии доброй воли с их стороны (хотя можно поставить вопрос иначе: почему они выбирают такие виды работы, если понимают важность участия в воспитании детей и разделения с женами их домашних обязанностей?). Исследования показывает также, что мужчины, если вообще как-то участвуют в домашней работе, чаще склонны заниматься с детьми, чем выполнять какую-либо другую работу - стирку, мытье посуды, глажку и т.п210. Однако здесь тоже проходит довольно четкая демаркационная линия: если мужчины занимаются с детьми, то они в основном гуляют с ними, играют, короче говоря - "общаются". Физическое же обслуживание - кормление, смена грязных пеленок - остается "женской работой".
Даже в том случае, если муж принимает заметное участие в выполнении домашней работы, ответственностьза состояние дел в доме все равно остается на жене.
Несмотря на эволюцию тендерных ролей и тендерных иден-тичностей в семейной сфере, роста популярности представлений об эгалитарном, или «симметричном» браке, распределение домашних обязанностей остается наиболее консервативной областью семейных отношений.
«Кризис семьи» и новые семейные практики
Рост числа разводов, высокая доля внебрачных сожительств, неполных семей, уменьшение рождаемости в современной России, хотя и соответствуют в целом общеевропейским демографическим тенденциям, порождают в медиа и даже научной литературе «моральную панику»2" по поводу кризиса института семьи и того вреда, который этот кризис может нанести обществу. Надо отметить, что идея о «кризисе семьи» отнюдь не является достоя-
210 Напр., Gavron H. The Captive Wife: Conflicts of Housebound Wives. Har-mondsworth: Penguin Books, 1966.
211 Антонов А.И. Социологические проблемы кризиса российской семьи. Население и общество. 2001. № 15-16.
нием рубежа второго и третьего тысячелетий: так, например, Т.Пар-сонс в своей статье 1955 г. спорил с авторами, писавшими о «дезорганизации семьи» и «потере ею функциональности»212. Однако к концу 1990-х - началу 2000-х гг. значительно возросло число обстоятельств, позволяющих судить, по крайней мере, о серьезных и массовых изменениях в функционировании этого института. К этим тенденциям, помимо уже отмеченных выше роста числа разводов, внебрачных и неполных семей, относятся также:
- новые репродуктивные технологии, нарушившие монолитную идею материнства (появление суррогатных матерей);
- борьба геев и лесбиянок за возможность придания их союзам юридического семейного статуса;
- трудовая и экономическая миграция в международном масштабе, которая часто приводит к вынужденному многолетнему проживанию мужей и жен в разных странах;
- изменения характера отношений внутри самих семей: используя типологию С.И.Голода, на смену «детоцентристским семьям», главным смыслом существования которых было совместное выращивание детей, приходят семьи «супружеские», в центре которых находятся собственно отношения супругов213.
Э.Гидденс пишет, что на смену дискурса романтической любви, на котором было основана идея современного конъюгаль-ного брака, приходит дискурс «собственно отношений»214. Последний фактор имеет весьма большое значение для изменения как формы, так и содержания семейной жизни:
- такие отношения не обязательно моногамны.Эсклюзивность сексуальных отношений исключительно с супругом/партнером соблюдается лишь постольку, поскольку она кажется желательной или существенной для их участников (а не сама собой разумеется);
- они не обязательно гетеросексуальны;
- центральное значение для этих отношений имеет хорошее
212 Parsons T. The American Family: Its Relations to Personality and to the Social Structure // Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. Glencoe, IL: Free Press, 1955.
213 Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3-4. С.99-108.
214 Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love & Eroticism in Modern Societies. Cambridge: Polity Press, 1992.
знание особенностей и личных черт партнера. В отличие от традиционных конъюгальных семейных отношений, они не имеют готового сценария.Когда значительная область человеческой жизни не регулируется уже предыдущими образцами и традициями, человек вынужден все время считаться со стилем жизни своего партнера. Более того, особенности стиля жизни имеют уже не побочное, но первостепенное значение, определяя, с кем человек имеет дело:
- это равноправные отношения,равенство имеет для них такое же принципиальное значение, как способность к коммуникации. В них существует реальный шанс преодоления как экономической бедности женщин, так и эмоциональной бедности мужчин. И особое значение эта новая форма отношений имеет для женщин: они протестуют и решительно разрывают со своей принадлежностью к "домашней сфере" и теми ограничениями, которые она накладывает на саморазвитие. Мужчина же оказывается в куда более невыгодной позиции: он все еще прикован к роли "кормильца семьи";
- семьи, основанные на такого рода отношениях, могут быть по добровольному выбору бездетными;
- нередко привязанность, существующая между партнерами, превращается в достаточно сильную эмоциональную зависимость,сходную по своим проявлениям с наркотической зависимостью или алкоголизмом.
Тем не менее, семейные союзы, смысл которых состоит лишь в отношениях между супругами, значительно легче распадаются, так как не подкреплены никакими институциональными, традиционными и прочими установлениями. Стирается грань между «семьей» и «сожительством», «супругами» и «партнерами». Наличие общих детей далеко не всегда меняет эту ситуацию.
Таким образом, постановка вопроса о современном кризисе института семьи не лишена оснований. Другое дело, что этот кризис в известной степени является органичным продолжением ее эволюции. Как показал Ф.Арьес, по своей генеалогии семейная жизнь получила распространение в ущерб традиционной социальности. Современная семья постепенно замещала собой пришедшие в упадок старые общественные отношения, чтобы позволить человеку избавиться от невыносимого нравственного одиночества. Она отвечает потребности человека в личном жизненном пространстве и независимости, членов семьи объединяют чувства и привычка к определенному образу жизни215. Но насколько семья сейчас реально способна выполнять эти функции? Х.Арендт отмечала, что «массовое общество разрушает не только публичное пространство, но и приватную сферу, т.е. не только лишает людей их места в мире, но отнимает у них также защиту их собственных четырех стен, в которых они некогда чувствовали себя укрытыми от мира и где во всяком случае также и те, кого исключала публичность, могли найти эрзац действительности в теплоте своего домашнего очага внутри границ семьи»216. Этот кризис порожден глобальными модернизационными процессами и характерен не только для России, но в ней он принял особенно выпуклые формы. Справедливо замечено, что если европейская модернизация во многом опиралась на традиционный базис семьи, то в России наиболее развитыми были не столько семейные, сколько корпоративные, общинные традиции217.
Эти традиции в известной мере поддерживались социальной политикой советского государства, широко вторгавшегося в приватный мир своих граждан, но в то же время обеспечивавшего семью определенной организационно-экономической поддержкой. Рыночные трансформации привели к видоизменению, а местами и разрушению институтов, осуществлявших эту поддержку, что привело, по мнению М.Малышевой, к санкционированной государством деградации приватной сферы218.
В то же время нет оснований считать, что кризис семьи имеет катастрофический характер: потребность в приватности, в некой микрогруппе близких людей, способной противостоять разрушительному влиянию социетальных процессов, у большинства людей очень велика и является важным аспектом их идентичности. Поэтому скорее можно говорить об изменении семейных форм под влиянием развития тендерных отношений, чем о перспективе исчезновения семьи в обозримом будущем.
215 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 1999. С.406-410.
216 АрендтХ. Vita Activaили о деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. С.77.
217 Костюк К.Н. Архаика и модернизм в Российской культуре // Социологический журнал. 1999. № 3-4. С. 10.
218 Малышева М.М. Приватность и права человека: семейный аспект // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М: МЦГИ, 1998. Т.2. С.65.
ЛЕКЦИЯ 11.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|