|
ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФЕМИНИСТСКУЮ ТЕОРИЮ
Классический психоанализ
и объяснение половых различий
Среди теорий, повлиявших на развитие тендерных исследований, психоанализ играет особую роль: взаимоотношения между психоаналитической и феминистской традицией исторически колебались от полного отвержения до восторженного приятия, но в любом случае не были индифферентными. На протяжении своей жизни Зигмунд Фрейд работал со многими женщинами - и как с пациентками, и как с коллегами-аналитиками, и в обеих этих ипостасях они весьма сильно повлияли на его взгляды.
Основные положения психоаналитической теории, относящиеся к формированию половой идентичности, в общих чертах сводятся к следующей последовательности аргументов. Следуя Фрейду, дети проходят несколько принципиально важных ступеней, или стадий, психосексуального развития, и психика каждого взрослого человека зависит от того, насколько успешно ему удалось перебраться через эти стадии и свойственные им внутренние проблемы. Другими словами, половая идентификация и осознание половой роли есть продукт половой зрелости. Поскольку, в результате биологических различий, мальчики и девочки по-разному воспринимают свою сексуальность, они в итоге приходят к диаметрально противоположным половым ролям. Если половое созревание мужчины происходило нормально (т.е. типично), он в итоге будет обладать традиционными мужскими чертами; если женщина развивалась нормально, она будет обладать всеми свойствами традиционной женственности.
Как же проходит половое созревание? В «Трех очерках теории сексуальности» Фрейд выделяет его основные стадии:
- оральную,связанную с приятными ощущениями от сосания материнской груди;
- анальную,связанную с открывающейся у ребенка способностью контролировать свои отправления;
- и, наконец, чрезвычайно важную фаллическую,когда у ребенка возникает интерес к его половым органам и он переживает эдипов комплекс и комплекс кастрации59 (Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд 3. "Я" и "Оно". Книга 2. Тбилиси: Мерзни, 1991. С.96-98). Затем, с достижением пубертального возраста, наступает латентный период,и ребенок входит в генитальнуюстадию. Если все прошло по плану, то либидо -сексуальная энергия — будет направлено на человека противоположного пола (а не на самого себя и не на однополого с собой человека). Как полагал Фрейд, тот факт, что мальчики имеют пенисы, а девочки нет, самым решительным образом влияет на то, что они по-разному проживают фаллическую стадию формирования сексуальности. Эдипов комплекс для мальчиков проистекает из их естественной любви к матери, которая о них заботится. Они хотят обладать ей как женщиной и рассматривают своего отца как соперника в борьбе за ее внимание. Однако это чувство держится недолго, поскольку у мальчика есть серьезные основания опасаться своего отца. По мере того, как он знакомится с женской анатомией (например, увидев тело своей матери или какой-нибудь другой женщины), он обнаруживает отсутствие у женщин пениса, и считает это результатом кастрации. Потрясенный этой мыслью, мальчик опасается, что отец кастрирует и его, если он будет слишком близок с матерью. Страх приводит к тому, что мальчик старается преодолеть свою любовь к матери. Это длительный, болезненный процесс, в результате которого вырабатывается то, что Фрейд назвал суперэго.
В той степени, в какой суперэго является усвоением сыном ценностей своего отца, оно связано с патриархатным социальным сознанием. Мальчики, которые успешно разрешают эдипов комплекс и комплекс кастрации, имеют особенно сильное суперэго. Это означает, что они успешно избавляются от любви к матери (и страха кастрации) и учатся подчиняться своему отцу. Если же этого не происходит, из мальчика так никогда и не получится «настоящий мужчина», опора современной цивилизации.
Важно отметить, что женские впечатления от переживания эдипова комплекса и комплекса кастрации радикально отличаются от мужских. Как и у мальчика, основным объектом любви девочки бывает мать. Но в отличие от типичного мальчика, которому всю жизнь предстоит любить женщин, девочке придется переключиться с любви к женщине на любовь к мужчине - сначала к отцу, затем к тому, кто займет его место. Таким образом, Фрейд делает вывод о том, что девочке гораздо труднее достигнуть «нормальной» зрелой сексуальности60 (Там же. С.83-86). Следуя Фрейду, эта переориентация происходит, когда девочка обнаруживает, что у нее нет пениса, что она кастрирована. С этого момента у нее возникает «зависть к пенису», она чувствует себя неполноценным существом. Она проникается неприязнью по отношению к матери, которая не дала ей столь важную часть тела, отворачивается от нее и переносит свою любовь на отца. Но, как пишет Фрейд, когда человек теряет объект любви (в данном случае - мать), единственный способ справиться с этой потерей - это в той или иной форме стать этим отвергнутым объектом. Так, девочка начинает идентифицировать себя с матерью, стремясь занять ее место рядом с отцом. Мать становится ее соперницей. Сначала девочка хочет иметь пенис, как у отца, но постепенно переходит к желанию иметь нечто даже более драгоценное - ребенка, который его окончательно заменит.
Однако не все девочки становятся полноценными женщинами. Некоторые бывают настолько разочарованы отсутствием пениса, что отворачиваются от всего, что связано с сексом вообще. Впоследствии они будут определены как «невротички», особенно если окажутся фригидными (неспособными испытывать оргазм). Другие, наоборот, не могут признать факт своей «кастрированности». У этих девочек развивается то, что Фрейд назвал «комплексом маскулинности», они имитируют мужские черты характера и в крайних случаях даже становятся лесбиянками.
Весь этот сложнейший процесс созревания женщины приводит к тому, что она приобретает ряд свойственных ее полу негативных черт:
- во-первых, это нарциссизм,который порождается в результате переключения с активной сексуальности на пассивную. Девочки, по наблюдению Фрейда, куда больше стремятся быть любимыми, чем любить;
- во-вторых, это самовлюбленность.В качестве компенсации своего природного «недостатка» (отсутствия пениса) девочки переоценивают свое тело в целом;
- в-третьих, девочки становятся жертвами преувеличенного чувства стыдливости.
Но есть и более серьезные последствия: по мнению Фрейда, для девочек нет такого механизма выработки суперэго, как для мальчиков, которые преодолевают эдипов комплекс с помощью комплекса кастрации. Девочки как бы «застревают» на этом комплексе, они не могут переносить на себя черты своих отцов, которые суть черты цивилизованного человека. Соответственно, по сравнению с мужчинами женщины оказываются менее добросовестными, менее моральными, менее цивилизованными людьми.
Итак, согласно учению Фрейда, моральная неполноценность женщин проистекает из того, что у девочек нет пениса. Девочки, не в той форме, как мальчики, переживающие комплекс кастрации, не имеют достаточно сильной мотивации подчиняться каким-либо высшим правилам.
Работы некоторых его последователей были еще более радикальными в этом направлении. Например, Хелен Дойч в своей известной работе «Психология женщины: психоаналитическая интерпретация»61 (Deutsch H. The Psychology of Women: A Psychoanalytic Interpretation. New York: Grime Stratton, 1944)обозначила такие главные черты женского характера, как пассивность, мазохизм и нарциссизм. Пассивность является базовой характеристикой, порожденной положением женщины во время полового акта, а также ее «установкой на ожидание». Она тесно связана с мазохизмом, который Дойч определяла не как получение наслаждения от болевых ощущений, а как пристрастие женщин к впечатлениям, в которых удовольствие смешано с болью, таким как, опять-таки, половой акт и рождение детей. Обе эти характеристики уравновешены нарциссизмом, который представляет собой незрелое и нездоровое (но женственное) требование к себе внимания в качестве компенсации чувства небезопасности и неполноценности.
Нормальная женщина все время балансирует между своим пассивным, мазохистским отношением к другим людям и нарцис-сической заботой о себе. Если она чересчур активна, или агрессивна, или интеллектуальна - она сопротивляется своей женской сущности, что, по мнению Дойч, вредно и противоестественно, потому что создает «внутренний конфликт».
Лучший способ, которым женщина может сохранить необходимый баланс - это родить ребенка, только это может дисциплинировать эгоистические женские устремления. Женская сексуальность неразрывно связана с прокреацией, все женщины созданы для того, чтобы быть матерями. Только материнство делает нормальную женщину счастливой и здоровой.
Таким образом, на первый взгляд, учения Фрейда приводит к социальным выводам, подтверждающим самые жесткие постулаты патриархата.
Феминистская критика классического психоанализа
Нетрудно себе представить, что теория Фрейда стала объектом острой критики со стороны авторов-феминисток. Общим местом этой критики (с которой выступили, в частности, такие авторы как Бетти Фридан, Суламифь Файрстоун, Кэйт Миллет) является тезис о том, что безвластное положение женщины в обществе вытекает не из ее биологии, а из социальной предписанности «женской роли».
Так, например, Бетти Фридан полагала, что Фрейд просто выразил взгляды своего времени и своего круга на отношения полов. Наиболее жестко критиковала она его биологический детерминизм62 (Фридан Б. Загадка женственности. М.: Пргоресс, 1991). В самом деле, афоризм Фрейда: «Анатомия есть судьба»63 (Freud S. The Passing of the Oedipus Complex" // Freud S. Sexuality and the Psychology of Love. New York: Colier Books, 1968. P.181), по сути, означает, что тендерная идентификация, сексуальные предпочтения и репродуктивное поведение женщины определяются исключительно отсутствием у нее пениса, и все женщины, которые не следуют своей биологической судьбе, являются в некотором смысле «ненормальными». Она также подвергла критике ту преувеличенную роль, которую Фрейд отводит сексуальности в жизни женщины, считая, что «мистика женственности» заставляет женщину единственным своим предназначением считать деторождение. Фактически, женщины оказываются неполноценными существами, для которых закрыты или полузакрыты многие сферы жизни, потому что они на самом деле не нуждаются в них или не могут в них полноправно существовать «по своей природе».
Кейт Миллет в особенности критиковала фрейдизм за оправдание мужской агрессивности, «органически присущей» мужскому типу сексуальности, доказывая несостоятельность приводимых в защиту этой точки зрения примеров, почерпнутых в основном из жизни животных и даже рыб64 (Millett К. Sexual Politics. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1970).
Таким образом, классический психоанализ подвергался острой феминистской критике как эссенциалистская и даже женоненавистническая теория. Однако наряду с этой критической тенденцией очень быстро возникли попытки переосмысления и адаптации психоаналитической теории к теории гендерной. В основном они были отражением следующей стадии развития психоанализа, связанной с именем Жака Лакана.
Жак Лакан
Ж.Лакан родился в апреле 1901 г., скончался в сентябре 1981 г. Свою профессиональную карьеру психиатра он начал в 1932 г. в одном из центральных округов Парижа (вся жизнь Лакана и впоследствии была связана с этим городом).
Основные положения его работ заключаются в следующем. Опираясь на идеи Леви-Стросса о том, что каждое общество регулируется с помощью набора определенных символов (т.е. знаков, ролей и ритуалов), Лакан назвал этот набор Символическим Порядком. Для того, чтобы ребенок мог адекватно взаимодействовать с социальным миром, он(а) должен интериоризировать Символический Порядок через посредство языка, и чем лучше он усваивает лингвистические законы, тем глубже этот наборов символов проникает в его бессознательное. Другими словами, Символический Порядок регулирует общество, регулируя индивидуумов. Тендерные и классовые роли усваиваются именно через язык, и пока язык Символического Порядка остается неизменным, общество будет воспроизводится в более или менее неизменной форме.
Для Лакана этот Символический Порядок, по сути, и является обществом. Переинтерпретируя Фрейда, Лакан настаивает на том, что бессознательное структурировано так же, как язык, т.е. в соответствии с Символическим Порядком. Для того чтобы усвоить этот порядок, утверждает Лакан, мы должны пройти через несколько стадий развития, постепенно усваивая Закон Отца.
- На первой, до-Эдиповой стадии, называемой фазой Воображения,которая является своего рода противоположностью Символическому Порядку - ребенок абсолютно свободен от осознания границ своего «Я». Он не представляет еще, где кончается его тело и начинается тело его матери.
- На второй, Зеркальной стадии(тоже относящейся к Воображению), ребенок узнает самого себя. Когда взрослый подносит его к зеркалу, ребенок сначала путает свое отражение с собой самим и с отражением взрослого, который его держит. Постепенно он осознает, что отражение в зеркале - не реальный человек, а только его образ. Для Лакана стадия Зеркала играет принципиальное значение, потому что из нее ребенок узнает, что чтобы стать самим собой, надо раздвоиться: чтобы понять, кто ты такой, надо сначала увидеть свое отделенное изображение. Лакан считал, что этот первичный процесс самоконструирования служит парадигмой для всех последующих отношений: человек познает себя только через отражение в Другом.
- Третья, Эдипова фаза,характеризуется периодом нарастающего отчуждения между матерью и ребенком. Ребенок больше не воспринимает себя и мать как единое целое: он понимает, что мать - это Другая, человек с которым ему надо вступать в коммуникацию, сообщать ему о своих желаниях - но из-за несовершенства языка она никогда не сможет их полностью понять. Если Эдипова фаза проходит правильно, то кульминацией этого нарастающего напряжения служит вторжение отца. Опасаясь символической кастрации (потери фаллического означающего всего, приносящего удовлетворение), ребенок отделяется от своей матери и обращается к медиуму, языку, с помощью которого он может установить какую-то связь с матерью, и тем самым навсегда нарушает то невозвратное единство, источник полного удовлетворения, которым он когда-то обладал.
У мальчиков этот процесс проходит иначе, чем у девочек. На Эдиповой фазе мальчик отвергает идентификацию со своей матерью, с незнающим границ и различий молчанием пребывания в матке, и вместо этого идентифицируется с отцом, имеющим такую же анатомию, который репрезентирует собой Символический Порядок, слово. Через идентификацию с отцом мальчик не только обретает субъектность и индивидуальность, но также и интериоризи-рует доминирующий порядок, ценностно нагруженные социальные роли. Короче говоря, мальчик рождается во второй раз - на этот раз в мир языка.
Девочка из-за своей анатомии не может полностью идентифицироваться с отцом. В результате она оказывается исключенной из Символического Порядка - это перекликается с выводом Фрейда, считавшего, что из-за того, что девочки не переживают комплекс кастрации так же, как и мальчики, их моральные чувства оказываются недоразвитыми. С другой стороны, мы можем сделать и вывод о том, что девочки все же присутствуют в Символическом Порядке, но подавляются в нем, занимают маргинальную позицию. Из-за того, что женщина не способна интериоризировать Закон отца, этот закон накладывается на них извне,как внешнее принуждение. Женственность оказывается подавленной, зажатой и бессловесной из-за того, что она вынуждена пользоваться мужским языком. Это потеря более чем существенна, потому что женщина в результате не может выразить свои чувства на данном языке, поскольку он для этого не приспособлен.
Как и Фрейду, Лакану было сложно вписывать женщин в свою концепцию. Поскольку женщины не могут пройти через Эдипов комплекс, они не могут существовать (и не существуют) в рамках Символического Порядка. Согласно Лакану, женщины — вечные аутсайдеры, и поэтому они не только не выражаемы, но и непознаваемы. Однако взамен, вместо закона Отца, женщинам дано свойство, называемое французским словом jouissance- особый род женского сексуального наслаждения, который не может быть выражен средствами фаллического языка. Если бы такие средства нашлись, это означало бы подрыв Символического Порядка.
Пост-лакановская фаза феминистской теории
Существуют несколько направлений современного феминизма, разрабатывающих психоаналитические сюжеты;
- первая разновидность связана с попытками очистить фрейдизм от биологического детерминизма;
- вторая обращает особое внимание не на эдипов комплекс, а на до-эдипову стадию развития,когда отношения матери с ребенком наиболее интенсивны и бесконфликтны;
- третья фокусируется на сильных сторонах женской морали,вместо столь широко обсужденных ее слабостей;
- четвертая использует психоаналитические аргументы для построения теории полового различия.
Феминизм против биологического детерминизма Наиболее заметные фигуры, относящиеся к первому направлению — это основатель гуманистической психологии Альфред Адлер65 (Adler A. Understanding Human Nature. -New York: Greenberg, 1927), а также Карен Хорни66 (Horney K. Feminine Psychology. - New York: W.W.Norton, 1973) и Клара Томпсон67 (Thompson C. Problems of Womanhood // Interpersonal Psychoanalysis: The Selected Papers of Clara Thompson. - M.P.Green, ed. New York: Basic Books, 1964). Все они солидарны в том, что:
- во-первых, человек развивается от биологии к культуре, и особенности психологии обоих полов коренятся скорее в культурном использовании биологии, а не в анатомических различиях как таковых, «анатомия - не есть судьба»;
- во-вторых, они предложили единую, или «унитарную» теорию развития человека вместо дуалистической теории развития мужчины и женщины;
- в-третьих, они рассматривали каждого человека как уникальную индивидуальность. Их главной заслугой можно считать вывод о том, что не существует ни единого образца развития для «нормального, здорового, естественного мужчины», ни другого образца для «нормальной, здоровой и естественной женщины».
Образ матери и «двойное родителъство»
Второе из упомянутых нами направлений психоаналитического феминизма является вплоть до настоящего времени весьма влиятельным, поэтому заслуживает более подробного рассмотрения. Оно связано, прежде всего, с именами Дороти Диннерштейн6*( Dinnerstein D. The Mermaid and the Minotaur: Sexual Arrangements and Human Malaise. - New York: Harper Colophon Books, 1977) и Нэнси Ходоров69 (Chodorow N. The Reproduction of Mothering. - Berkeley: University of California Press, 1978). Обе они фокусируют внимание на до-эдиповой стадии развития личности, когда ребенок с матерью находятся как бы в состоянии симбиоза. По их мнению, большинство бед, связанных с сегодняшним состоянием сознания и женщин, и мужчин (да и общества в целом) связано с тем, что забота о ребенке в первые месяцы и годы его развития осуществляется исключительно женщиной-матерью. Материнское тело — это первое впечатление ребенка об окружающей его Вселенной, мать является единственным источником удовольствия - но и боли тоже. Поэтому и мальчики, и девочки вырастают с заложенным в подсознание двойственным образом матери и женщины вообще. Если бы отцы принимали такое же участие в выращивании и воспитании детей, они бы чувствовали, что мужчины, как и женщины, имеют свои как сильные, так и слабые стороны, и никто из них не несет исключительной ответственности за то, что человеческие тела уязвимы и в конечном итоге обречены на смерть.
В своей книге «Русалка и Минотавр» Диннерштейн сетует, что современные отношения между мужчинами и женщинами носят характер инфантильной незрелости, когда оба субъекта этих отношений играют некие навязанные им роли и стремятся избежать ответственности за свою судьбу. По Диннерштейн, решающим фактором формирования личности является то чувство полной зависимости от матери, которое переживает маленький ребенок. Мать, по сути, предстает в образе некого Демиурга, который может по своему усмотрению карать и миловать. Именно поэтому мужчины стараются избегать прочных и близких отношений с женщинами: они боятся снова попасть в такую же зависимость. Поэтому они всегда стремятся полностью контролировать любую ситуацию. Женщины же, лишенные такого страха, охотно идут на тесную эмоциональную связь, но имеют свои собственные, чрезвычайно болезненные проблемы. Им внушает некоторый ужас та власть, которую они чувствуют внутри себя, поэтому они ищут мужчину, который бы нуждался в них - и критерием этого служит его способность контролировать свою женщину. Во-вторых, во всех связях женщины пытаются найти что-то похожее на тот симбиоз, который связывал их с матерью, поэтому предпочитают глубокие, долгие связи. При этом в области секса они ориентированы не на свое собственное удовольствие, а на удовольствие своего партнера- в противном случае в сознании опять возникает мучительная для них обоих ситуация полного материнского/женского контроля.
Еще одна важная особенность тендерных различий, вызванная всевластием матери над ребенком, на которую указывает Диннерштейн - это то, что женщины подсознательно мыслятся как «неодушевленные они», т.е. просто часть окружающего мира. Это происходит потому, что у ребенка понятие о матери формируется еще до того, как он понимает, что помимо него/нее существуют другие люди — она как бы не вычленена из окружающего мира, следовательно, не-субъектна. Отец же осознается ребенком именно как другой человек, «человек-как-и-я», он субъектен и является личностью.
Другое следствие тесных отношений с матерью в самый ранний период жизни - асимметричное отношение мужчин и женщин к своему телу. Представители обоих полов в принципе относятся к нему двойственно: оно является источником удовольствия, и в то же время оно уязвимо и, главное, смертно. Но тело женщины как бы концентрирует в себе эту двойственность: будучи источником жизни, оно одновременно кровоточит, источает выделения - короче говоря, внушает отвращение. Поскольку тело мужчины не несет такой двусмысленной культурно-символической нагрузки, он как бы выносит связанные с ним проблемы за его пределы, и именно тело женщины становится в его представлении грешным и нечистым (это подтверждается множеством отмеченных этнографами ритуалов, когда женщины во время менструации изгоняются за территорию обитания своего племени, упоминания о нечистоте женщины есть и в Ветхом Завете, оказавшем такое принципиальное влияние на формирование современной иудео-христианской культуры). Это представление разделяется и самими женщинами, что создает для них сильное эмоциональное напряжение.
Выход из ситуации Диннерштейн видит в институциализации «двойного родительства», чтобы соответствующие представления ребенка не концентрировались на матери, а разделялись между ней и отцом; и ни мужчина, ни женщина не несли на себе груз исключительной вины за несовершенство мира.
Нэнси Ходоров в своей ставшей социологическим бестселлером книге «Воспроизводство материнской заботы» задается вопросом: почему вообще женщины хотят быть матерями? Она отвергает расхожие объяснения о том, что это «естественно», «заложено природой» и предполагает, что стремление к материнству имеет психоаналитическую природу, т.е. заложено в подсознание. Она также концентрирует внимание на до-эдиповой стадии развития как периоде симбиоза матери и ребенка. Далее ее логика довольно близка к «классическому фрейдизму»: мальчик обнаруживает, что он принадлежит к другому по сравнению с матерью полу, переживает затем эдипов комплекс, понимает, что отец будет разгневан его близостью с матерью и начинает от нее отворачиваться. Таким образом, он приобретает «опыт разрыва», болезненность которого несколько смягчается тем, что он понимает, что отец, с которым он начинает теперь идентифицировать себя, занимает более высокое общественное положение, чем женщины. Что же касается девочки, то здесь картина обратная: ощущение ее близости с матерью как идиллии так никогда до конца ее и не покидает. Хотя она переживает процесс переноса своей любви к матери на любовь к человеку другого пола, опыт этой любви остается для нее позитивным опытом, который она все время пытается воспроизвести — в частности, через посредство собственного материнства.
Это не означает, что материнство является царством ничем не омраченной любви: женщине приходится все время балансировать между «недостаточным» и «избыточным» материнством, оба из которых приносят вред и ей, и ребенку. Ходоров считает, что «недостаточное» материнство, т.е. холодность по отношению к ребенку, является следствием холодности, которая испытывала в детстве сама мать от своих родителей. Вследствие негативного опыта отношений с собственной матерью способность любить и заботиться оказывается у нее неразвитой. «Избыточное» же материнство, т.е. чересчур навязчивая забота происходит вследствие того, что женщина недополучает любви и внимания со стороны своего мужа. В отношениях с дочерью такая мать пытается найти заменитель собственной матери, которая ее любила, а сына она, скорее всего, захочет вырастить могущественным, «статусным» человеком, который сможет когда-нибудь о ней позаботиться - т.е. будет стремиться заместить им образ отца.
Оба эти перекоса имеют плохие последствия для детей обоего пола: при недостаточном внимании они вырастают невротиками, избыточное же сказывается по-разному: девочки вырастают очень несамостоятельными, зависимыми, мальчики же капризными и боящимися прочных отношений с женщинами.
Из всего этого Ходоров делает вывод о том, что в результате женщины вступают во взрослую жизнь с «переразвитой» способностью/потребностью в любви и заботе, а мужчины с «недоразвитой». Спасение от этой ситуации она, как и Диннерштейн, видит в активизации двойного родительства: если отец и мать будут в равной степени принимать участие в воспитании ребенка с самых ранних его дней, то и мальчики, и девочки будут знать, что оба родителя/представители обоих полов могут любить, и могут в то же время быть автономными и независимыми.
Общая заслуга Диннерштейн и Ходоров заключается в том, что они первые обратили внимание на то, что в угнетении женщин в известном смысле виноваты сами женщины-матери. Однако их подходы имеют и существенные различия: для Диннерштейн впечатления маленького ребенка от матери окрашены, прежде всего, ужасным состоянием беспомощности, которое заставляет его всю жизнь бороться с образом матери и со всем женским вообще. Подход Ходоров более оптимистичен: она делает акцент на подсознательной тоске и мужчин, и женщин по материнскому теплу.
Критика Диннерштейн и Ходоров
Основные критические аргументы, отмечающие слабые места обоих авторов, вкратце сводятся к следующему.
- Во-первых - и этот аргумент наиболее серьезный — и Диннерштейн, и Ходоров чересчур фокусируются на внутренней динамике человеческой психики и уделяют недостаточно внимания социальному окружению, которое самым существенным образом влияет на распределение тендерных ролей. Их логика предполагает, что все беды нашего мира происходят преимущественно из-за того, что с ребенком возится одна мать, а не оба родителя. Это общее слабое место психоанализа: абсолютизация ранних детских впечатлений и недооценка макросоциальных факторов, таким образом, «телега ставится впереди лошади».
- во-вторых, все эти глобальные умозаключения основаны на анализе лишь одного типа семьи: нуклеарной и гетеросексуальной, которым далеко не исчерпывается возможный набор вариантов. Хотя гомосексуальные семьи с детьми относительно редки, весьма распространены семьи, где присутствует лишь один родитель (почти всегда мать), и во многих странах - большие патриархальные семьи, где в ближайшем окружении ребенка оказывается сразу несколько взрослых людей разного пола и возраста. Очевидно, формирование эдипова комплекса и сопутствующих ему переживаний в таких семьях происходит по-другому (если вообще о нем можно говорить).
- в-третьих, вряд ли можно ожидать, что «двойное родитель-ство», как бы ни было оно справедливо и полезно для развития и взрослых, и детей обоего пола, само по себе положит конец угнетению женщин. «Дети нового типа», с иным представлением о распределении половых ролей, могут получиться лишь частично: все равно мальчики будут идентифицировать себя с отцом, а девочки с матерью, хотя бы в силу анатомических различий. К тому же неравноправное положение женщин столь глубоко интегрировано во все структуры современного общества, что институциализация «двойного родительства» вряд ли вообще практически достижима в обозримом будущем.
Психоаналитический подход к «женской морали»
Кэрол Гиллиган подвергла сомнению психоаналитическое представление о том, что благодаря более развитому суперэго мужчинам присуще более совершенное чувство справедливости. По ее мнению, на самом деле у мужчин и женщин формируются разные концепции морали, каждая из которых внутренне логична и обоснована70 (Gilligan С. In a Different Voice. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982). В отличие от Ходоров и Диннерштейн, Гиллиган не акцентировала специальное внимание на происхождении этих концепций морали. Она предположила, что важная роль автономии в жизни мужчины приводит к тому, что для него особое значение имеет мораль как следование абстрактным, «правильным» представлениям о справедливости, в то время как для женщин, жизнь которых строится, прежде всего, вокруг их семейных и дружеских связей, особое значение имеют реальные человеческие чувства, потребности и интересы, выводимые не из «высшей идеи», а социальной практики как таковой. Таким образом, мужчины и женщины часто пользуются разными моральными критериями: для первых мораль - это, прежде всего, торжество справедливости любой ценой, для вторых - сопереживание.
Критика Гиллиган
Работа Гиллиган была основана на конкретном исследовании, связанном с отношением женщин к абортам. В связи с тем, что задачи этого исследования носили ограниченный характер, она не рассматривала другие, «внеполовые» социальные факторы, влияющие на мораль и систему ценностей: класс, расовую и этническую принадлежность, возраст и т.п. Вопрос о том, как различаются этические системы представителей различных полов, конечно, стоит изучать в более широком социальном контексте.
Помимо этого, ее подход в известной степени «сыграл на руку» патриархатным представлениям о том, что женщины руководствуются, прежде всего, эмоциональными, а не рациональными категориями - в то время как само противопоставление рационального и эмоционального (даже если не считать никакой из элементов этой дихотомии второсортным) принадлежит традиционной метафизической системе, которая подвергается жесткой критике в современной феминистской теории.
Люс Иригарэ и теория полового различия
Люс Иригарэ родилась в 1932 г. в Бельгии, впоследствии закончила Эколь Нормаль в Париже. Практикующий психоаналитик, в настоящее время она живет в Париже и работает в Национальном центре научных исследований Франции. Иригарэ выпустила уже более 20 книг и множество статей.
Теоретический проект Иригарэ заключается в том, чтобы освободить женственность из-под гнета мужской философской мысли. Как и другой французский теоретик, Элен Сиксу71, она считает, что источником женского слова и женского письма должно стать женское тело и сексуальность.
Вслед за Лаканом, Иригарэ обращает особое внимание на стадию Зеркала, когда ребенок учится обретать границы своего «Я» и находить его обозначение в языке - т.е. когда Воображаемое сменяется Символическим. Но ее представление о Воображаемом существенно отличается от предложенного Лаканом - в частности, она различает мужское и женское воображение.
Для Лакана Воображаемое было своего рода тюрьмой, где личность томится среди иллюзорных образов. После успешного преодоления Эдиповой фазы мальчики успешно освобождаются от власти Воображаемого и вступают в Символический Порядок -царство языка и самосознания. Девочки же, которые не могут это сделать, во многом остаются в плену Воображаемого. Иригарэ рассматривает это обстоятельство как позитивное, полагая, что в
Сиксу Э. Хохот Медузы // Тендерные исследования. 1999. № 3. С.71-88.
Воображаемом заключается важный женский ресурс. То, что мы знаем о Воображаемом и женской сексуальности, считает Иригарэ - есть знание с мужской точки зрения. Единственная женщина, которую мы можем узнать - это «мужская», или фаллическая женщина, т.е. женщина, видимая мужским взглядом. Иригарэ предлагает другую перспективу, с которой можно смотреть на женщину, женскую сексуальность и Воображаемое. Иригарэ считает, что может существовать и «женская», или не-фаллическая женщина, а также такой путь самопознания и средства языка, которые не были бы опосредованы мужчинами.
Такая «женская женщина» не может быть создана через определение. Любое утверждающее суждение о том, что есть истинная, настоящая женщина воспроизведет женщину фаллическую: «.Утверждать, что женское может быть выражено в форме концепта ~ означает быть снова пойманным системой мужских, репрезентаций, в которой женщина попадает в ловушку системы или значения, которые служат самовлюбленному (мужскому) субъекту»1'1-. Иригарэ считает, что развитию женского мышления из области Воображаемого препятствует концепт Одинаковости, результат мужского нарциссизма.
Иригарэ использует слово Speculum (зеркальный медицинский инструмент, часто используемый при гинекологических осмотрах), чтобы объяснить природу и функции идеи Одинаковости в западной философии и психоанализе. Спекуляция предполагает не только зеркальное отражение, возникающее при проникновении в вагину, но предполагает существование субъекта, рефлексирующего (отражающего) собственное бытие. Нарциссическая философская спекуляция, сформулированная в средневековых представлениях о Боге, как о мысли, думающей мысль, означает, что маскулинный дискурс никогда не мог понять женщину, как нечто другое, чем отражение мужчины. Поэтому невозможно думать о женской женщине, оставаясь в структуре патриархатной мысли. Когда мужчины смотрят на женщин, они видят не их, а отражения, имиджи или подобия мужчин.
Изучая западную философию и психоанализ, Иригарэ обнаружила Одинаковость везде: этот концепт использовали такие раз-
72 Irigaray L. The Sex Which Is Not One. Trans. By C.Porter. Ithaaka, N.Y.: Cornell University Press, 1985. P.32.
ные мыслители как Платон, Декарт, Гегель, Ницше, Фрейд и собственно Лакан. Особенно важен ее анализ представлений об Одинаковости у Фрейда, потому что он позволил ей предложить критику его теории женской сексуальности. Фрейд представлял девочку, как обладающую женственностью не в позитивном смысле, но только в негативном: как маленького мужчину без пениса. Он определяет женское через недостаток, не пользуясь при этом понятием различия. Там, где женщина не отражает мужчину, она просто не существует и, как полагает Иригарэ, никогда не будет существовать, пока не будет преодолен Эдипов комплекс и «женская женственность» не перестанет подавляться.
Иригарэ предлагает три стратегии, с помощью которых женщины могут стать чем-то, кроме «провала» или «излишка», существующего где-то в области слабо структурированных окраин доминирующей идеологии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|