|
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНЫХ НАРРАТИВАХ 7 глава
Поскольку человеческая деятельность включает в себя элементы свободного творчества ("творчества в определенных рамках", по выражению Бурдье) и человеческое знание рефлексивно, практика может быть направлена против того, что ее ограничивает; поэтому структура может быть целенаправленным объектом практики. Но практика не может избавиться от структуры, не может свободно осуществляться вне обстоятельств (не больше, чем социальные факторы являются просто "носителями" структуры). Она всегда вынуждена считаться с ограничениями, порождаемыми историей. Например, викторианские женщины, отвергающие замужество, не имели возможности свободно выбрать тот тип сексуальной жизни, которой им нравился. Часто единственной реальной альтернативой было отсутствие ее вообще.
Большинство трактовок социальных тендерных отношений не подразумевало попыток разделения структуры на более частные подструктуры. В таких текстах как "Угнетение женщин сегодня " ('Women's Oppression Today') Мишель Барретт, обязательно выделялись такие темы, как идеология, образование, производство и государство. Но в феминистской мысли существовала сильная тенденция представлять все эти сферы в качестве проявлений единой структуры - подчинения женщин и превосходства мужчин. Теория половых ролей, высказывающаяся в том же духе, является компромиссом.
Проблематичность такого подхода выражается в значительном числе "конечных причин" этой якобы единой структуры. Императивы эволюции, преимущество гормонально предопределенной агрессивности, физическая сила мужчин, необходимость вынашивать детей, универсальность семьи, функциональные требования капитализма, половое разделение труда при уходе за детьми - все эти объяснения только мешают друг другу. Поскольку ни одно из них не удается решительно утвердить, соперничающие друг с другом объяснения являются взаимоисключающими. Поэтому в феминистской теории конца 1970-х - 1980-х гг. существует тенденция рассматривать подчинение/господство как своего рода чистый феномен, не имеющий причин вообще.
Но эта тупиковая ситуация может также свидетельствовать о том, что трактовка структуры была чересчур упрощенной. Принципиально другой подход был предложен Джулиет Митчелл в ее первой книге "Женское сословие" ('Woman's Estate'), впервые намеченный ею в ее знаменитой статье "Женщины: Самая длинная революция" еще в 1966 году. Следуя скорее методу, чем букве аль-тюссеровской ревизии марксизма, Митчелл разделила тендерные отношения на четыре "структуры": производство, воспроизводство, социализация и сексуальность. Каждая из них, с ее точки зрения, создает свою форму угнетения женщин. Каждая имеет свой исторический путь, и в различные периоды может претерпевать большие или меньшие изменения по сравнению с остальными. Хотя Митчелл не делает на этом акцента, в ее концепции молча подразумевается возможность конфликта паттернов взаимоотношений между разными структурами. Таким образом, структура тендерных отношений может быть внутренне противоречива.
Я настаиваю, что понятия внутренней дифференциации, исторической неравномерности и внутренних противоречий необходимы для понимания структуры тендерных отношений. Этот аспект работ Митчелл весьма знаменательно игнорировался более поздними теоретиками, хотя четырехсегментная модель успешно использовалась в социальной истории Керрин Рейтер и Майклом Гилдингом.
Одной из причин того, почему теория Митчелл оказалась не востребована, была ее непоследовательность. Производство, воспроизводство и т.п. не являются структурами в строгом смысле этого слова. Это типы практики, и они перекрывают друг друга. Сексуальность достаточно явно присутствует в воспроизводстве. Социализация — если мы примем феминистскую трактовку заботы о детях как работы — является формой производства. Разумеется, во всех этих практиках можно обнаружить структуры, но в аргументах Митчелл нет ничего, что позволяло бы предположить, что структуры, проявляющиеся во всех этих сферах практики, являются отдельными друг от друга. Таким образом, Митчелл хотя и показала путь к новой форме структурного анализа, но не осуществила его.
Как бы то ни было, детальные исследования подчинения женщин, предпринятые со времени публикации "Женского сословия ", смогли выполнить эту задачу. Исследования последнего десятилетия выявили две существенным образом различающиеся структуры отношений между мужчинами и женщинами. Одна связана с разделением труда: организацией домашней работы и заботы о детях, разделением между бесплатной и оплачиваемой работой, сегрегацией рынков труда и созданием "мужских" и "женских" рабочих мест, дискриминацией при профессиональной подготовке и продвижении по службе, неравными зарплатами и неравным обменом. Вторая связана с властью, контролем и принуждением: государственными и бизнес-иерархиями, институциональным и личным насилием, регулированием сексуальности и полицейским надзором, властью в семье и ее оспариванием.
Хотя эти структуры существенным образом различаются, это не значит, что они вообще отделены друг от друга. На самом деле они все время пересекаются. Базовые различия между ними связаны со способом упорядочения социальных отношений. В первом приближении можно сказать, что главный организационный принцип первой структуры — отделение или разделение, а второй — неравная интеграция. Накопление богатства посредством производства товаров и услуг следует различной исторической траектории в зависимости от способа институциализации власти и разным образом влияет на формирование фемининности и маскулинности.
Многие институциональные и психологические проблемы, связанные с тендером, могут быть поняты в терминах структур труда и власти — но все же не все. Способы, которыми люди создают между собой эмоциональные связи, и повседневные проявления эмоциональных отношений, видимо, подчиняются какой-то другой, хотя, несомненно, также социальной, логике. Проблемы, поднятые освободительным движением геев, психоанализом и феминистскими работами о сексуальности, не сводятся только к труду и власти. Короче говоря, здесь, видимо, существует третья макроструктура. Она связана с паттернизацией выбора объектов, желания и способов его вызывать; с воспроизводством гетеро- и гомосексуальности и взаимоотношений между ними; с социально структурированными тендерными антагонизмами (женоненавистничеством, мужененавистничеством, ненавистью к себе); с доверием и недоверием, ревностью и солидарностью в брачных и других отношениях; с эмоциональными отношениями, связанными с выращиванием детей.
Задача данной главы состоит в том, чтобы показать, что эти три структуры эмпирически являются главными макроструктурами в области тендерных отношений. Это означает, что (а) их можно обнаружить в текущих тендерных исследованиях и политике по отношению к полу и (б) в их терминах большей частью можно объяснить структурную динамику. Приводимые аргументы не означают, что это единственный структуры, которые можно обнаружить, что они исчерпывают поле. Не означают они и обязательности их присутствия (утверждение, которые возвращает нас к метафизике конечных причин). Мои аргументы базируются на более мягком, скорее прагматичном, но, вероятно, легче доказуемом, утверждении о том, что данный подход может быть полезен для понимания современной истории.
Обобщенное понятие о социальной структуре как о паттерне, упорядочивающем практики, свойственные некоторой совокупности социальных отношений, можно превратить в более частное разными способами. Выделенные только что структуры — разделение труда, структура власти и структура катексиса - являются примерами того, что я назвал бы "структурными моделями". Они работают на определенном логическом уровне сложности и, в принципе, позволяют сравнивать на этом уровне разные исторические ситуации. Они дают возможность поставить такие вопросы, как: что изменилось в половом разделении труда в результате капиталистической индустриализации; или есть ли разница в структуре властных отношений между полами между коммунистическими и некоммунистическими государствами.
В долгих дебатах о структурализме структурное моделирование играет роль самой сути структурного анализа. Имела место объяснимая одержимость структурными моделями, основанными на виртуальной трансформации, такими как теории родства и мифа Леви-Стросса, концепция развития мышления Пиаже, теория синтаксиса Хомского. Они были интеллектуально мощными, они придали порядок и точность социальной науке в то время, когда в ней доминировал подпорченный эмпиризмом функционализм. В то же время они отвлекли внимание от других возможностей структурного анализа, и особенно от связи с историей.
На эти возможности указал Люсьен Голдманн, написавший программную работу на эту тему. Хотя его теория "генетического структурализма" и была не более, чем методологическим очерком, он продемонстрировал классический пример применения структурного анализа к культуре. Голдманн показал, что возможно изучать трансформации сложной структуры в реальном времени, в противоположность "виртуальному" времени структурализма, и настоящая глава основана на его подходе. Его метод, описанный в работе "Скрытый Бог" ('Hidden God'), указывает на важность структурного анализа второго рода, суть которого вкратце может быть определена как описание структурных особенностей данной конкретной ситуации.
Если структурные модели влекут за собой сравнения разных ситуаций на данном логическом уровне, структурные инвентаризации (inventory) позволяют выполнить более полное исследование данной ситуации, задействуя все ее уровни и влияющие на нее факторы. В этом нет ничего особенно таинственного. Любой историк, описывающий фон, на котором разворачивалось то или иное событие, любой политик, рассматривающий текущее взаимодействие или расклад сил, прибегают к структурному описанию. Любая попытка осмыслить политику пола в настоящий момент, определить, где мы в этом плане находимся, любая попытка охарактеризовать тендерные отношения в другой культуре или в другое время, также порождает необходимость структурного описания.
Эта процедура позволила разработать два полезных концепта. Джилл Мэтьюз употребляет выражение "гендерный порядок" (gender order), подразумевая под ним исторически сконструированный паттерн властных отношений между мужчинами и женщинами и соответствующие ему определения фемининности и маскулинности. Вслед за Мэтьюз я буду использовать этот термин для структурного описания общества в целом. Концепт "гендерный режим", применявшийся в наших исследованиях в области образования для описания осуществления половой политики в школах, основан на той же логике, применимой к более частным случаям. Я буду пользоваться им для структурного описания конкретных институтов.
Признание процедуры структурного описания не означает возникновения нового круга тем или новой проблематики. Разделение труда, структура власти, структура катексиса являются главными элементами любого тендерного порядка или тендерного режима. Структурные модели и структурные описания являются принципиально взаимодополняющими путями рассмотрения одних и тех же фактов. На практике они постоянно применяются вместе, смещаются лишь акценты. В этой и следующей главах мы рассмотрим их по отдельности для того, чтобы лучше показать логику анализа, но разделение их, конечно, не будет абсолютным.
Труд
Разделение труда по полу в простейшей форме означает распределение определенных видов работ между определенными категориями людей. Оно является социальной структурой в той мере, в какой это распределение упорядочивает дальнейшую практику. Это происходит несколькими взаимосвязанными путями. Во-первых, предыдущее разделение труда становится социальным правилом, при котором работа закрепляется за определенными категориями людей. Работник, поступающий на работу в фирму, получает работу X, если он женщина, и работу Y, если он мужчина. Наличие таких правил можно обнаружить почти на каждом уровне системы занятости, имеющей дело с проблемой пола, и это отнюдь не только пережиток, существующий в низкотехнологичных производствах. Превосходное этнографическое исследование британского моторосборочного завода, выполненное Рут Кавендиш, "Женщины на линии" ('Women on Line'), показало почти абсолютное разделение между работами, которые выполняют женщины и мужчины. "Было очевидно, - замечает автор, — что единственная квалификация, которая нужна для получения лучшей работы, заключается в том, чтобы быть мужчиной". Моторные двигатели более не являются передним краем прогрессивных технологий, но уж компьютеры точно сюда относятся. Гейм и Прингл в книге "Работающий гендер" ('Gender at Work') показали, что рост компьютеризации не привел к уменьшению сегрегации рынка труда. Женщины нанимаются в качестве операторов, мужчины преимущественно в качестве программистов, торговых представителей, системных аналитиков и менеджеров.
Действующие правила сегргации ложатся в основу новых форм упорядочения практики, таких, как дифференциация в уровне подготовки. Когда женщины и мужчины получают разную подготовку, дискриминация при найме становится рациональной с точки зрения работодателя. Как показала Кэрол О'Доннелл в "Базисе для соглашения " ('The Basis of the Bargain'), половые различия в профессиональной подготовке являются весьма общей характеристикой взаимодействия образовательной системы и рынков труда. С помощью таких механизмов разделение труда по полу превращается в чисто техническое разделение в противовес более очевидным административным стратегиям. Когда мужчины обычно лучше, чем женщины, подготовлены для данной работы, отбор "лучшего претендента" естественно означает отбор мужчины. Почти абсолютное преобладание мужчин в верхних эшелонах университетов является ярким примером такой непрямой дискриминации.
Профессиональная подготовка служит одним из механизмов, с помощью которых разделение труда по полу становится мощной системой социального регулирования. Насколько она влиятельна, становится понятно, как только предпринимается сознательная попытка ее изменить. Здесь уместно вспомнить опыт осуществления антидискриминационных и поддерживающих программ, и насколько медленно удавалось достичь прогресса в этой области. Менее хорошо известны, но не менее важны начавшиеся накапливаться свидетельства о попытках изменить систему разделения труда в сфере неоплачиваемой работы, в частности домашней работы и заботы о детях. Это стало, как отметила Линн Сегал, важным фокусом политики по отношению к личности, начиная с движения Новых левых в Британии в 1970-е гг. Пол Амато, рефлексируя по поводу двух лет, которые он прожил в Мельбурне в качестве домохозяйки, заметил, что это не находило никакого понимания среди мужчин, с которыми ему приходилось общаться. Они полагали, что мужчины должны работать (т.е. домашняя работа — не работа) и не должны быть экономически зависимы от женщин. Одно из решений этой дилеммы было в том, чтобы считать его успешным эксплуататором своей жены. Очевидно, что конвенциональное разделение труда по полу имеет сильную культурную поддержку. Недавнее исследование, проведенное в Южной Англии Р.Е.Па-лом, не выявило тенденции большей вовлеченности безработных мужчин в домашнюю работу; а австралийское исследование "переворачивания" домашних ролей, проведенное Гремом Расселлом, показало, что практика разделения заботы о детях между мужьями и женами остается крайне нестабильной.
Не взирая на это, сам факт, что существуют попытки пересмотреть эти практики наряду с созданием нового разделения труда по полу в таких индустриальных сферах, как производство компьютеров, указывает на то, что структура не только регулирует, но и сама является объектом воздействия со стороны практики. Исследование, в котром документируется разделение труда на рабочих местах, содержит также свидетельства конкретной социальной деятельности, направленной на поддержание этой системы. На фабрике, описанной Рут Кавендиш, все управление осуществлялось мужчинами, такая же ситуация была в профсоюзе, и не случайно, что обе эти иерархии сопротивлялись попыткам женщин-работниц (выраженным, в частности, в проведении неофициальной забастовке), направленной на изменение этой системы. Другое британское исследование ситуации на уровне рабочих мест, проведенное Дэвидом Коллинсоном и Дэвидом Найтсом, ярко показало, как поддерживается половое разделение труда среди "белых воротничков", на этот раз в страховой компании. Женщин, которые хотели продвинуться по службе, чтобы избежать рутинной возни с бумагами, мужчины-менеджеры отговаривали делать это, аргументируя это тем, что мужчины сами должны расхлебывать кашу, которую заварили. В результате сложилась целая мини-идеология, согласно которой женщины психологически не приспособлены к страховой работе; и истинные предрассудки менеджеров по отношению к женщинам рационализировались с помощью апелляции к предполагаемым предрассудкам клиентов.
Тем не менее, тендерные режимы двух этих организаций значительно различались, и механизмы, с помощью которых поддерживалось разделение труда по полу, могли быть совершенно разными. Работа Майкла Корда "Мужской шовинизм" ('Male Chauvinism'), одно из первых описаний американской половой политики на рабочем месте, представляет угнетение женщин преимущественно как следствие индивидуальной дискриминации, исходящей от боссов. Это не может быть применимо к ситуации коллективной дискриминации, как на фабрике, описанной Кавендиш. Но в мире нью-йоркских офисов корпораций, о котором писал Корда, где найм, увольнение, определение зарплаты и продвижение по службе очень индивидуализировано, исключение женщин, вероятно, осуществляется посредством индивидуального сексизма менеджеров корпораций.
За пределами конкретного рабочего места осуществляются более глобальные социальные процессы, которые определяют половое разделение труда для целых категорий рабочих. Маргарет Пауэр говорит о "создании женской занятости" как об историческом процессе, в ходе которого формируются новые категории работы и работников. Существующее разделение труда, несомненно, механически воспроизводится. Сейчас в нашем распоряжении имеются кейс-стади индивидуальных видов деятельности, которые это документируют. Одним из лучших является исследование Ив Гамарников, которое демонстрирует как конструируется работодателями современная занятость медсестер на примере госпиталя Флоренс Найтингейл. Она основана на системе обмена, при котором контроль за медицинской практикой осуществляется мужчинами (т.е. докторами), но при этом для женщин среднего класса открывается возможность полупрофессиональной карьеры.
Как показывает это кейс-стади, конструирование разделения труда по полу не связано всего лишь с распределением работы между определенными людьми. Оно включает в себя и конструирование данной работы как таковой. Дискуссии по поводу "подходящей технологии" - механизмов или техники, которые менее вредны для окружающей среды, или более дешевы, или специально приспособлены для потребностей Третьего мира - сделали очевидным тот факт, что производство работы определяется не только чисто техническими соображениями. Есть даже альтернативные способы производства ядерной бомбы. Социо-техничес-кая система, такая как индустриальное производство или домашняя работа, может быть организована по-разному. Поэтому конкретные технические проекты и практики, осуществляемые в данный момент, всегда говорят об определенном социальном выборе. Текущий трудовой процесс основан на технологии, созданной в расчете на определенные социальные условия — в том числе и разделение труда по полу. Например, станки на хлопковых фабриках в северо-восточной Англии и южной Шотландии на заре индустриальной революции были сконструированы так, чтобы на них могли работать женщины и дети. Как заметила Т.К.Смоут, женщины и дети были предпочитаемыми работниками на новых фабриках, потому что подразумевалось, что они более послушны в свете беспрецедентных требований трудовой дисциплины. Перед владельцами фабрик встала интересная проблема - что делать с их мужьями, для того, чтобы привлечь столь удобную рабочую силу.
Более сложный пример представляет собой технология домашней работы. Такие механизмы, как пылесосы или стиральные машины в равной степени приспособлены для эксплуатации мужчинами или женщинами. Однако широко распространенные модели рассчитаны только на одно домохозяйство и предполагают использование только одним работником этого домохозяйства. Такая конструкция основана на конвенциональном разделении труда по полу, а не каких-то альтернативных или возможных моделях распределения обязанностей. Естественно, они всегда рекламируются в виде картинок с использующими их улыбающимися женщинами, а не мужчинами. Вполне возможно создать оборудование для выполнения той же самой работы при других социальных условиях. Например, общественные прачечные, принадлежавшие британским муниципалитетам, в 1930-40-е гг. обеспечивали практическую альтернативу механизации стирки. Они прекратили свое существование в ходе послевоенной приватизации. Бум потребительских товаров, разразившийся в 1950-е, среди прочего, привел к утверждению полового разделения домашнего труда новыми средствами.
Эти соображения предполагают, что сама по себе идея "разделения труда" является слишком узкой. Мы имеем дело не просто с распределением работы, но с природой и способом организации самой работы. Невозможно отделить отсюда и другой факт -распределение результатов работы, т.е. услуг и доходов. Возвращаясь к описанной Кавендиш фабрике, упорное стремление мужчин сохранить разделение труда по полу становится более ясным, если принять во внимание, что мужская работа гораздо лучше оплачивается. Женщины получают "зарплату замужних женщин", вне зависимости от того, замужем они или нет. И это, конечно, не единичный случай. Как показано в главе I, в Австралии - стране, где теоретически существует "равная оплата" для мужчин и женщин уже в течение пятнадцати лет, реальный средний доход женщин до сих пор не достигает и половины дохода мужчин.
Таким образом, "разделение труда по полу" не может больше рассматриваться как изолированная структура. Ее следует воспринимать как часть более масштабного паттерна, гендер-но-структурированной системы производства, потребления и распределения. .
Анализ тендерного структурирования производства, а не просто полового разделения труда, позволяет более ясно осмыслить дифференциации внутри рабочей силы, которые связаны с половой политикой, но функционирует в рамках самых широких категорий пола. Некоторые из них связаны с торговлей полом как таковым - в проституции или индустрии развлечений. Однако проблема гораздо шире. Такие примеры конструирования профессии, как работница регистратуры, стюардесса или секретарь представляют из себя комбинацию определенных технических навыков с выраженной женственностью. Определенные виды индустрии, особенно моделирование одежды и театр, ассоциируются с гомосексуальной маскулинностью. С другой стороны, бизнес-менеджмент связан с формами маскулинности, организованными на основе личного доминирования: "жесткий" стиль в бизнесе вызывает восхищение, а такие фразы, как "агрессивный маркетинг" на управленческом жаргоне имеют позитивную окраску.
Расширение этого концепта, однако, приводит к тому, что он сталкивается с концептом "способ производства", или его ближайшим эквивалентом "социальное разделение труда", применяемыми в марксистской теории. Это хороший повод для литературы, пытающейся связать положение женщины с этими концептами. Бесплодность этого теоретического предприятия обусловлена в основном тем, что этому теоретизированию не доставало смелости. Почти вся литература полностью принимала принятое в марксизме определение "капиталистического способа производства" как системы производства, в основе которой лежат классовые отношения. Даже попытка определить "домашний способ производства", связанный с домашним хозяйством, не поколебала основы классового анализа капитализма.
Сейчас следует согласиться с тем, что гендерное разделение не является идеологическим дополнением к классово-структурированному способу производства. Это характеристика, глубоко укорененная в самом производстве. Оно не сводится к домашней работе, или даже разделению между бесплатной домашней работой и оплачиваемой работой на производстве. Оно является также центральной чертой организации промышленности. Это не пережиток докапиталистических способов производства. Как показывают примеры компьютеризации и транснациональных корпораций, оно живо воспроизводится в наиболее передовах сегментах мировой капиталистической экономики.
Эти аргументы уверенно приводят нас к заключению, сделанному Гейм и Принта. Гендерное разделение является фундаментальной и существенной характеристикой капиталистической системы, такой же фундаментальной, как и классовое разделение. Социалистическая теория не может далее игнорировать то обстоятельство, что капитализм управляется мужчинами и в значительной степени для их собственной пользы.
Это одно из оснований для серьезного пересмотра социалистического анализа капитализма. Для феминистской мысли интересной была бы параллель с радикальными движениями Третьего мира, которые представляют капитализм в основном как систему глобального неравенства и империализма. Вместе взятые, они предлагают новое видение капитализма скорее как системы концентрации и регуляции прибыли, извлекаемой с помощью ряда качественно отличающихся механизмов эксплуатации, чем гомогенной по своей сути структуры, предполагаемой концептом "способ производства". Если это в общих чертах верно, мы не нуждаемся более в отступлениях в сторону, вроде того, что было предпринято Эли Зарецки в работе "Капитализм, семья и личная жизнь" ('Capitalism, the Family and Personal Life'), где предполагается, что капитализм ассимилировал существовавшую до него систему пат-риархатной организации тендера или домашней жизни, и использовал ее для своего собственного воспроизводства. Связь здесь более прямая. Капитализм был частично основан на возможноетях применения власти и извлечения прибыли, созданных тендерными отношениями. И это верно по сей день.
Если принять это понимание тендерных отношений в производстве и потреблении, каковы главные принципы их организации? С какого рода "системой" мы имеем дело? С этого момента мои рассуждения принимают более спекулятивный и нестрогий характер. Я предлагаю скорее организующую гипотезу, чем окончательный вывод. Она основана, тем не менее, на тех исследованиях домашнего и промышленного труда, о которых уже говорилось выше, так же как и на некотором практическом опыте участия в реформах. Особенно важны здесь пять пунктов:
- очевидная шкала и настойчивое утверждение демаркаций между женской и мужской работой, невзирая на их техническую иррациональность, и невозможность покончить с ними;
- связь этих многочисленных демаркаций с проблемами выгоды или трудового контроля, или обеими из них, на конкретном рабочем месте;
- способ их функционирования, исключающий практически для всех женщин возможность аккумулировать состояние до стадии, когда оно может стать капиталом, или возможность карьеры, которая привела бы к контролю над капиталом значительного размера;
- важность практик, поддерживающих мужскую солидарность -часто поверх линий классового разделения - в деле укрепления этих демаркаций;
- согласованность системы разделения труда и различий в доходе, приводящая к возложению заботы о детях на женщин, особенно молодых.
Многое из этого можно объяснить, исходя из двух главных принципов. Один из них можно назвать тендерной логикой накопления. Благодаря общей тендерной организации труда, экономическая выгода концентрируется на одной стороне, а экономические потери на другой в объеме, который позволяет этой системе накопления воспроизводиться. Кристин Дельфи обнаружила этот механизм в своем исследовании французских семей, но свела эту проблему к ситуации домохозяйства и отношениям в браке, не обратив внимание на гораздо больший масштаб такого накопления в промышленности. Выгоды и затраты не распределяются между полами как группами по принципу "все или ничего". Торговцы печатной продукцией, которых изучала Синтия Кокберн, получают небольшую выгоду; медиа-магнаты, которые нанимают их, получают больше. Не все женщины оказываются в проигрыше - факт стратегической важности для феминизма. Но все же выгоды, возможности и затраты оказываются достаточно большими, чтобы за них стоило бороться, что и поддерживает в активном состоянии практику демаркаций и исключения, осуществляемую многими группами мужчин.
Есть два внутренних барьера на пути аккумуляции, основанной на тендерных различиях, ограничивающих ее масштаб. Один из них заключается в том, что отмеченное нами разделение труда далеко не является абсолютным. Очень мало женщин-моряков и мужчин-секретарей, но довольно много людей обоего пола работает клерками, лавочниками, торговыми представителями, программистами и учителями. Большинство видов сельскохозяйственного труда выполняется совместно. Второй заключается в том, что брак - это союз всего двух людей. Возможности извлекать материальную выгоду из труда только одного человека всегда ограничены. Поэтому и масштаб экономического неравенства, основанного на распределении обязанностей в браке, весьма сильно ограничен по сравнению с экономическим неравенством, которое складывается благодаря аккумуляции в индустрии. В этом отношении нуклеарная форма семьи может считаться важным ограничением полового неравенства. Происходящая коммерциализация домашней работы, например, развитие сети "фаст фуд", скорее всего, увеличит экономическое неравенство полов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|