|
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНЫХ НАРРАТИВАХ 6 глава
Приватная сфера обычно рассматривается как необходимое, естественное основание для гражданской, т.е. публичной жизни, но в то же время считается не заслуживающей внимания со стороны политических теоретиков и политических активистов. По крайней мере, с 1792 года, когда появилась работа Мэри Уоллстенк-рафт «В защиту прав женщин», феминистки настойчиво указывали на сложную взаимозависимость между этими двумя сферами, но и почти два столетия спустя, «гражданское» общество обычно воспринимается как совершенно независимо существующая область. Таким образом, происхождение приватной сферы до сих пор окутано тайной. Эта тайна усугубляется еще и тем, что дискуссии о теории социального контракта всегда переходят от XVIII века прямо к сегодняшнему дню и предложенной Джоном Ролзом (Rawls) современной трактовке истории о (социальном) контракте. Также и Зигмунд Фрейд (пере)писал более, чем одну версию истории первоначального контракта. Он редко упоминается в этом контексте, но, возможно, это не случайно. Истории, рассказанные Фрейдом, явно показывают власть, довлеющую над женщинами, и то, что в процессе заключения первоначального соглашения на кону стояла не только свобода, а также то, что именно первоначальный пакт привел к разделению общественной жизни на две сферы. Из классических текстов (за исключением принадлежащих Гоббсу) на первый взгляд может создаться впечатление, что в создании приватной сферы вообще не было необходимости, поскольку половые отношения между мужчинами и женщинами, брак и семья уже существовали в царстве природы. Но первоначальный контракт порождает «гражданское общество», и история полового контракта должна быть рассказана так, чтобы объяснить, каким образом было создано царство приватного (и продолжает существовать), и почему необходимо его отделение от публичной сферы.
Необходимо подчеркнуть, что половой контракт связан не только с приватной сферой. Патриархат не относится исключительно к семейной жизни и не заключен в области приватного. Первоначальный контракт создал всю современную социальную целостность патриархатного гражданского общества. Мужчины перемещаются туда и обратно между публичным и приватным мирами, и предписание закона о мужском праве работает в обеих сферах. Гражданское общество раздваивается, но единство социального порядка поддерживается, большей частью, с помощью структуры патриар-хатных отношений... Дихотомия приватного/публичного, также как и естественного/гражданского, принимает двойственную форму, и эти связи систематически затемняются.
Самые современные противоречия между либералами и социалистами по поводу приватного и публичного не связаны с патриар-хатным разделением между естественным и гражданским. Приватная сфера «забывается», так что «приватное» как бы помещается в гражданский мир и классовое разделение между природным и гражданским. Таким образом, разделение проводится внутри самой сферы «гражданского», между частной, капиталистической экономикой или частным предприятием, с одной стороны, и публичным, или политическим государством, с другой стороны — и знакомые дебаты снова и снова воспроизводятся. В самом деле, широкая публика сейчас признает термин «социальный контракт», потому что он используется для обозначения отношений между правительством, трудом и капиталом в сфере «гражданского». В 1970-х гг. в Британии лейбористское правительство заключало множество социальных контрактов с профсоюзным движением, и Союз между государством, капиталом и трудом, заключенный в Австралии в 1983 г., тоже часто называют социальным контрактом. В 1980-х гг. в заголовках появлявшихся в США книг об экономической политике рейгановской администрации часто встречался термин «социальный контракт». Так, либеральная защита и социалистическая критика этого варианта антиномии приватного/публичного либо защищает, либо атакует классовое доминирование и контракт занятости. Патриархатное доминирование лежит вне рамок этих представлений, также как и вопросы о взаимоотношениях между брачным контрактом и контрактом занятости, и любые намеки на то, что контракт занятости также является частью патриархатной структуры.
На протяжении прошлого десятилетия ведение все в тех же терминах знакомых дебатов между либералами и социалистами и между сами социалистами становилось все более проблематичным. Стала очевидна их неадекватность в свете политического, экономического и интеллектуального развития, которое я собираюсь затронуть здесь только в одном аспекте. Феминистки уже показали, как участники этих нескончаемых дебатов, часто непримиримо настроенные по отношению друг к другу, разделяют, тем не менее, некоторые общие допущения. Одно из таких фундаментальных допущений предполагает, что патриархатная отделенность приватной/природной сферы от публичной/гражданской не имеет отношения к политической жизни. Но их общие взгляды простираются гораздо дальше. Сложные отношения между патриархатом, контрактом, социализмом и феминизмом относительно мало исследованы. Изучение этой области через историю полового контракта показывает, как определенные тенденции в социализме и феминизме сомкнулись с наиболее радикальным ответвлением теории контракта. Пересечением их является идея, известная в знаменитой формулировке Локка: «каждый Человек обладает Имуществом в виде своей собственной персоны»; все индивидуумы -собственники, каждый обладает имуществом в виде своих способностей и свойств.
Идея, что индивидуумы имеют собственность на самих себя, является центральной для борьбы против классового и патриар-хатного доминирования. Маркс не смог бы написать «Капитал» и сформулировать концепцию рабочей силы; а так же он не смог бы и призвать к отмене наемного труда и капитализма, или, как это звучало в старой социалистической терминологии, наемного рабства, если бы он не отверг предварительно это представление об индивидуумах и, следовательно, о том, что свобода есть контракт и собственность. Сейчас, когда столь популярны идеи рыночного социализма, а в академических кругах также теории рационального выбора или аналитического марксизма, есть опасность забыть, что Маркс неизбежно должен был использовать идею собственности человека на самого себя, для того чтобы отвергнуть и эту концепцию, и тот социальный порядок, на поддержание которого она работала. Точно так же, заявление о том, что женщины имеют собственность на самих себя воодушевляла многие феминистские кампании прошлого и настоящего, от попыток реформировать брачное законодательство и добиться гражданских прав до требования права на аборт. Смысл обращения феминисток к этой идее становится понятен в свете общепринятой доктрины закона о статусе замужней женщины, предполагающей, что жены являются собственностью своих мужей, а также того, что мужчины до сих пор упорно настаивают на усилении закона о мужском половом праве и требуют, чтобы женские тела, как во плоти, так и в форме репрезентации оставались для них доступными публично. Добиться признания того, что женщины имеют собственность на самих себя, казалось бы, означает нанести решительный удар по патриархату, но исторически случилось так, что когда феминистское движение вело кампанию против тех проблем, которые легко могут быть переведены на язык собственности на самих себя, главный феминистским аргументом служило то, что женщины требуют гражданских свобод именно как женщины, а не как бледные копии мужчин. И этот аргумент был основан на скрытом отрицании патриархатной конструкции индивидуума как маскулинного собственника.
Сегодня, однако, многие феминистки, кажется, видят в современном политическом климате только преимущества с точки зрения формулирования феминистских требований в контрактных терминах, и игнорируют тот факт, что «индивидуум» как собственник является той осью, вокруг которой вертится современный патриархат. В особенности это относится к Соединенным Штатам, где сейчас редко можно услышать социалистические аргументы, и где влиятельной является наиболее радикальная форма контрактной доктрины. Я остановлюсь подробнее на последней, которая нашла классическое выражение в теории Гоббса в виде контракти-стской (contarctarian) теории или контрактизма (contractarianism) (в Соединенных Штатах она обычно называется либертианизмом, но в Европе и Австралии термин «либертианский» относится к анархистскому крылу социалистического движения; поскольку в своей дискуссии я кое-чем обязана этому источнику, я буду придерживаться не-американской терминологии). Понятие «индивидуум» является краеугольным камнем, на котором построена доктрина контрактизма, и в той мере, в которой социализм и феминизм используют это понятие, они присоединяются к контрактистам. Когда социалисты забывают, что для их аргументов необходимо и приятие, и отвержение индивидуума как собственника, подчинение (наемное рабство) исчезает и остается видимой лишь эксплуатация. Когда феминистки забывают, что не только приятие, но и отвержение понятия «индивидуум» может быть политически необходимо, они молчаливо соглашаются с патриархатным конструированием женского пола.
Для современных контрактистов или, как я вслед за Гегелем выразилась бы, с «точки зрения контракта», социальная жизнь и отношения не только происходят из социального контракта, но их правильно было бы представить как бесконечную серию отдельных контрактов. Смысл этого подхода может быть сведен к старинной философской головоломке. Древние представления гласят, что вселенная покоится на слоне, который, в свою очередь, стоит на спине черепахи; но на чем же стоит черепаха? Бескомпромиссный ответ гласил бы, что на бесконечной веренице черепах. С точки зрения контракта, социальная жизнь покоится на бесконечной веренице контрактов. Более того, контракт и контрактные отношения не могут быть ничем ограничены, даже наиболее экстремальная форма гражданского подчинения, контракт рабства, является легитимным. Гражданский контракт рабства ничем принципиально не отличается от любого другого контракта. Соображение о том, что индивидуальная свобода через посредство контракта может быть выражена и в рабстве, должно было бы приостановить социалистов и феминисток, когда они пользуются идеей контракта или индивидуума как собственника.
Известные аргументы против контракта, независимо от того, исходят ли они от левых или от Гегеля, величайшего теоретического критика контракта, будут смотреться совершенно иначе, если восстановить в правах историю о половом контракте. Ирония заключается в том, что критики также оперируют теми самыми параметрами, которые были заданы первоначальным патриархатным контрактом, и поэтому их критицизм всегда неполный. Например, подчинение в браке либо одобряется, либо игнорируется, патри-архатное конструирование «работника» никогда не признается, а возможность гражданского контракта рабства никогда не встречает отпора. Я не хочу сказать, что исследование патриархата с точки зрения полового контракта является такой простой задачей, легко могут возникнуть недоразумения. Например, некоторые феминистки были справедливо обеспокоены широко распространенным изображением женщин как прежде всего объектов мужской власти, пассивных жертв, и фокус на патриархатном подчинении, казалось бы, может усилить эту тенденцию. Однако акцент на том, что патриархатная субординация имеет свое происхождение в контракте, не влечет за собой допущения о том, что женщины просто послушно приняли эту позицию. Напротив, понимание способа, с помощью которого контракт представляется как свобода и как ан-типатриархатный институт, будучи при этом механизмом, с помощью которого обновляется и поддерживается половое право, стало возможным только потому, что женщины (и некоторые мужчины) сопротивлялись и критиковали патриархатные отношения, начиная с семнадцатого столетия. Успех этого исследования зависит от их сопротивления, и я хотела бы остановится на некоторых забытых критиках контракта.
Само по себе внимание к подчинению, созданному первоначальным контрактом и контрактом в более широком смысле, может быть другим возможным источником затруднения. Влиятельные исследования Мишеля Фуко, кажется, предполагают, что история о половом контракте дает новый взгляд на власть и доминирование, который остается заключенным в старой юридической формулировке, «привязанной исключительно к закону и действию табу». Разумеется, закон и контракт, а также повиновение и контракт, идут рука об руку, но из этого не следует, что контракт апеллирует только к закону, и не затрагивает то, что, в терминологии Фуко называется дисциплиной, нормализацией и контролем. В «Истории сексуальности» Фуко замечает, что «начиная с восемнадцатого века (новые властные механизмы) охватили само существование человека, человеческие тела». Но, начиная с семнадцатого века, когда впервые были рассказаны истории о первоначальном контракте, новый механизм подчинения и дисциплины позволил мужчинам охватить своей властью женские тела и женские жизни. Первоначальный контракт (как говорят) привел к существованию новую форму закона, и реальные контракты, вошедшие в повседневную жизнь, сформировали специфический современный метод создания локальных властных отношений в рамках сексуальности, брака и занятости. Гражданское государство и закон и (патриархатная) дисциплина не есть две разные формы власти, но составляющие сложной, многосторонней структуры доминирования в современном патриархатном обществе.
Рассказать историю о половом контракте означает показать, как половое различие, то есть что значит быть «мужчиной» или «женщиной», и конструирование полового различия как политического различия оказалось центральным для гражданского общества. Феминизм всегда был жизненно озабочен проблемой полового различия, и сейчас перед феминистками стоит очень сложная задача. В современном патриархате различие между полами представляется как существеннейшее естественное различие. Мужское патриархатное право на женщин представляется как отражающее надлежащий естественный порядок вещей. Как же феминисткам трактовать половое различие? Проблема заключается в том, что в тот период, когда к контракту часто апеллировали, патриархатное упорство в том, что половое различие имеет политическое значение, приводило к тому, что всякое обращение к женщинам именно как к женщинам как бы усиливало патриархатную апелляцию к природе. И тогда адекватная реакция со стороны феминисток, казалось бы, состоит в том, чтобы уничтожить все различия между мужчинами и женщинами в политической жизни; так, например, все законы и политика должны быть «гендерно-нейтральными»... Такая реакция предполагает, что «индивидуумы» могут быть отделены от тел, имеющих половые различия. Доктрина контракта зиждется на тех же допущениях, для того, чтобы иметь возможность утверждать, что все типы контрактов относительно личной собственности порождают свободные отношения. Проблема в том, что само это допущение опирается на политическую фикцию...
Когда феминизм некритично становится на те же самые позиции контракта, подобный ответ патриархату, который, казалось бы, в лобовую противостоит подчинению женщин, одновременно служит консолидации самых современных форм патриархатного права. Утверждать, что патриархату лучше всего противостоять, стараясь представить половое различие не имеющим политического значения, означает принять взгляд на гражданскую (публичную) сферу и «индивидуума» как не подверженных влиянию патриар-хатной субординации. Патриархат тогда выглядит как частная семейная проблема, которую можно преодолеть, если публичные законы и политика будут воспринимать женщин как ничем не отличающихся от мужчин субъектов. Однако современный патриархат в первую очередь отнюдь не сводится к подчинению женщин в семье. Женщины вступают в половые отношения с мужчинами и выходят замуж до того, как становятся матерями семейств. История о половом контракте — история о (гетеро)сексуальных отношениях и о женщинах как воплощенных сексуальных существах. Эта история помогает нам понять механизмы, с помощью которых мужчины заявляют право на сексуальный доступ к женским телам и право на распоряжение этими телами. Более того, гетеросексуальные отношения не ограничиваются частной жизнью. Наиболее драматический пример публичного аспекта патриархатного права состоит в требовании мужчинами того, чтобы женские тела продавались как товары на капиталистическом рынке; проституция является крупной капиталистической индустрией.
Некоторые феминистки опасаются, что отсылки к «мужчинам» и «женщинам» просто усиливают патриархатное заявление о том, что «Женщина» - это природная и вневременная категория, определяемая неизменными прирожденными, биологическими характеристиками. Однако говорить о Женщине - совсем не то же самое, что говорить о женщинах. «Вечная женственность» есть вымысел патриархатного воображения. Теоретические конструкции классиков, писавших о контракте, несомненно, были подвержены влиянию образа Женщины, и им было, что сказать по поводу ее естественных способностей. Тем не менее, они предложили социальную и политическую, хотя и патриархатную, конструкцию маскулинности или фемининности в современном гражданском обществе. Выявить способ, с помощью которого значение понятий «мужчина» и «женщина» помогло структурировать основные социальные институты - вовсе не означает вернуться к чисто «естественным» категориям. Не означает это и отрицания факта существования многих важных различий между женщинами, например, того, что жизнь молодой женщины-аборигена во внутреннем Сиднее будет значительно отличаться от жизни жены состоятельного банкира в Принстоне. Развивая свои рассуждения, я всякий раз буду специально оговаривать, если речь пойдет, скажем, о женщинах рабочего класса, но при изучении контракта и патриархатного права тот факт, что женщины есть женщины, более существенен, чем различия между ними. Например, социальный и юридический смысл того, что значит быть «женой», выходит за классовые и расовые рамки. Конечно, не все семейные пары одинаково ведут себя в качестве «жен» и «мужей», но история о половом контракте проливает свет на сам институт брака; как бы ни старались супруги избежать воспроизведения патриар-хатных брачных отношений, никто из них не может полностью игнорировать социальные и юридические последствия вступления в брачный контракт.
И последнее - я хотела бы подчеркнуть, что, хотя я собираюсь (пере)формулировать предположительные истории происхождения политического права и исправлять некоторые упущения в этих историях, я не собираюсь заменять патриархатные сказки феминистскими историями происхождения.
Р. У. КОННЕЛЛ
ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ: ТРУД, ВЛАСТЬ, КАТЕКСИС12
До сих пор дискуссия касалась сферы социальной теории пола и ее постепенного развития в рамках западной социальной мысли. Я утверждал, что эта теория автономна: она не может быть логически выведена из какого-либо внешнего источника - ни из природного различия между полами, ни из биологического воспроизводства, ни из функциональных потребностей общества или необходимости социального воспроизводства. Адекватная теория гендера требует построения теории социальной стратификации гораздо больше, чем скрытый волюнтаризм ролевой теории. Но ей необходима также модель структуры, чувствительная к сложностям, которым часто угрожает категориальный подход, а также к исторической динамике содержания гендера...
Нет необходимости искать новый предварительный базис. Можно начать с имеющихся в нашем распоряжении понятий социальной структуры, интуитивно выдвинутых в ролевой теории и категориальном подходе. Для того, чтобы развить их таким образом, чтобы они отвечали избранным нами критериям, необходимо предпринять три шага. Во-первых, необходимо модифицировать базовое понятие "структуры" в свете последних достижений в теории и практике. Во-вторых, концепт единой структуры ген-
Из работы 'Тендер и власть. Общество, личность и политика по отношению к полу" - Cornell R.W. Gender and Power. Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press, 1987. P.91-141)
Катексис (cathexis) - психоаналитический термин, обозначающий психобиологическую энергию, связанную с реализацией идей, импульсов, чувств и желаний. Объектом катексиса может быть как идея или имидж, так и конкретный человек (прим. переводчика).
дерных отношений должен быть разделен на отдельные структурные компоненты или подструктуры. В-третьих, необходимо различать тот вид структурного анализа, который порождает такие концепты как "разделение труда по признаку пола" (я назвал бы их структурными моделями) и тот, который порождает такие концепты, как "гендерный строй" (gender order) (я назвал бы их структурными описаниями).
Остальная часть этой главы будет посвящена объяснению этих трех шагов и наброску состоящей из трех частей структурной модели тендерных отношений...
Структура и структурный анализ
Концепт "социальной структуры", несмотря на свое фундаментальное значение для социальных наук, является довольно туманным. Его использование простирается от сложных, продуманных моделей Пиаже, Леви-Сгросса и Альтюссера до гораздо более распространенных случаев, когда "структурой" называется все, что соответствует некому различимому паттерну. Большинство работ, написанных о тендере, явно тяготеет ко второй разновидности. Авторы часто приходят к смутной идее о том, что тендерные отношения подчиняются некому общему порядку, но мало что проясняют в том, что же это за порядок.
Чтобы сократить возможное здесь весьма пространное обсуждение дефиниций о дефинициях, я хотел бы пояснить, что считаю концепт "структуры" чем-то большим, чем синонимом "паттерна", и отражающим сложность устройства социального мира. Он отражает представление о противопоставлении чему-то, об ограничении свободы, а также о возможности делегирования полномочий деятельности, получении такого результата, которого невозможно достичь индивидуальными усилиями. Концепт социальной структуры отражает ограничения, заключающиеся именно в данном способе социальной организации (скорее, чем, скажем, физическую природу мира). "Ограничения" могут быть такими грубыми, как, например, присутствие оккупационной армии. Но в большинстве случаев ограничения в социальной практике проявляются в результате более сложного взаимодействия различных сил, через посредство множества социальных институтов. Следовательно, попытки разъяснить, что такое "социальная структура", обычно начинаются с институционального анализа.
Наиболее сложные теории, представляющие тендерные отношения как социальную структуру, были предложены Джульет Митчелл и Гейл Рубин. Они базируются на институте родства как кросс-культурном базисе полового неравенства. Их подход к структуре, основанной на родстве, опирается на классический труд Клода Леви-Стросса "Элементарные структуры родства " ('The Elementary Structures of Kinship), в котором невероятное разнообразие собранных этнографами и историками материалов сводится к универсальной базовой системе обмена. Леви-Стросс описал ее как обмен женщинами, происходящий между группами мужчин, и принял это за основание общества как такового. У Митчелл и Рубин этот обмен лег в основу подчинения женщин.
Понятие "структуры" как фундаментального типа отношений, который не присутствует непосредственно в социальной жизни, но незримо лежит в основании всей сложности интеракций и институтов, является общим для всех видов структурализма в социальных науках. Это большой шаг вперед по сравнению с простейшими дескриптивными представлениями о структуре. Но оно порождает серьезные теоретические проблемы, что проявляется, в частности, в леви-строссовской теории родства. Главная трудность, выявленная в ходе двух десятилетий критики структурализма, связана с тем, что он основан на логике, несовместимой с представлением о практике как сути социальных процессов, и, соответственно, с последовательной историчностью в социальном анализе... Без историчности же политика изменений становится нереальной.
Митчелл пытается вернуть в лоно анализа практику и историю, и таким образом спасти рациональность феминистской политики. Она достигает этого, утверждая, что базовая структура (обмен женщинами) и патриархатный социальный порядок, на ней основанный, являются культурными универсалиями вплоть до эпохи капитализма, но не далее. Аргументы Митчелл были важны в середине 1970-х гг. для обеспечения логического обоснования автономности женского движения. Правда, они предполагали, что борьба против патриархата во все предыдущие исторические периоды была иррациональной. Это кажется, мягко говоря, спорным. Чтобы избежать подобного разделения истории на две части, нам необходимо преодолеть полное разделение между базовой структурой и лежащей на поверхности практикой, свойственное структурализму.
Иллюстрацией более успешного решения этой проблемы служит другая классическая работа по изучению родственных связей. В работе Майкла Янга и Питера Уиллмотта "Семья и родство в Восточном Лондоне " ('Family and Kinship in East London') описывается матрифокальная структура родства в рабочем районе Бетнал Грин, где мать является ключевой фигурой, и отношения между матерью и дочерью служат центральной осью семьи. Эта структура показана в процессе становления, постоянно создающейся и изменяющейся в процессе очень активной социальной практики. Дочери и матери сновали между домами друг друга до двенадцати раз в день, они обменивались такими услугами, как уход за больными, и обсуждали другие семейные отношения, включая замужество дочерей. Понятие "структура" в данном случае не извлекается из практики, хотя оно и не присутствует в то же время в непосредственном опыте. Жители Бетнал Грина не имеют такого понятия, как "матрифокальность". Присутствуя в повседневной практике, структура открыта для значительных изменений под ее влиянием. Это продемонстрировано Янгом и Вил-лмоттом в их знаменитом описании миграции в окраинные пригородные поселения с их отдельными домиками, которая породила неожиданный и нежелательный паттерн нуклеарной семьи. Как заметил один из мигрантов: "Это все равно что быть запертым в коробке, пока не помрешь".
Идея активного присутствия структуры в практике и активного формирования структуры практикой в настоящее время получила теоретическое оформление. Особенно ясно она представлена в "дуалистичном" подходе к структуре, предложенным Пьером Бурдье и Энтони Гидденсом. В работе Бурдье "Очерк теории практики " ('Outline of a Theory of Practice') структура и практика связываются между собой, главным образом, с помощью иронического подчеркивания неожиданных последствиях стратегий, предпринимаемых социальными акторами. Следование индивидуальной или семейной стратегии приводит к воспроизводству того социального порядка, от которого эти стратегии отталкивались.
Величайшая заслуга подхода Бурдье заключается в признании изобретательности и энергии, с которыми люди строят свою жизнь -весьма необычная для теоретической социологии особенность. Но его образ социальной структуры так сильно зависит от идеи социального "воспроизводства", что трудно совместим с любыми представлениями об исторической динамике, разве что она реализуется независимо и неведомо для акторов. В мире Бурдье история просто происходит, а не творится.
'Теория структурации" Гидденса связывает структуру и практику даже еще сильнее. Человеческая практика всегда предполагает наличие социальной структуры, в том смысле, что она неизменно включает в себя социальные правила или ресурсы. Структура всегда появляется там, где осуществляется практика, и формируется ею. Никто не может существовать без других людей.
Этот баланс, который Гидденс назвал "дуализмом структуры", наиболее адекватен требованиям тендерной теории по сравнению с другими теоретическими подходами. Однако и с ним связано две серьезных проблемы. Относя связь между структурой и практикой к области логики, в соответствии с требованиями социального анализа, Гидденс не оставляет места для возможности исторических изменений с ее помощью. Эта возможность имплицитно разрабатывалась у Митчелл и эксплицидно в практической политике освободительных движений, ее значимость для тендерного анализа очевидна. Пытаясь отобразить влияние структуры в целом, Гидденс делает явный шаг назад в сторону классического структурализма. Его парадигмой в данном случае является структура языка, и это глубоко ошибочно для анализа таких структур, как пол или класс. Делая акцент на "виртуальности" структуры, он предполагает, что контекст события, скорее, не история, а ограничивающие это событие альтернативы, вытекающие из данных структурных принципов, и это возвращает Гидденса к логике обратимых изменений, характерной для структурализма.
Таким образом, в дуалистические модели нужно ввести историю. Главным здесь является то, что практика, в самом деле предполагающая наличие структуры, как показали Бурдье и Гидденс, всегда привязана к некой ситуации. Практика представляет собой трансформацию этой ситуации в определенном направлении. Описать структуру означает выяснить, чем она является в данной ситуации, которая ограничивает свободное осуществление практики. Поскольку результатом практики является трансформированная ситуация, которая, в свою очередь, становится объектом новой практики, "структура" определяет, каким образом практика (протяженная во времени) ограничивает следующую практику.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|