|
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНЫХ НАРРАТИВАХ 8 глава
Второй принцип можно назвать, возможно, не совсем удачно, политической экономией маскулинности. Больше число важных практик связано с определениями маскулинности и ее мобилизацией как экономического ресурса. Энн Картхойс утверждает, что забота о детях является базисом разделения труда по полу, и что эта проблема является структурным базисом феминизма. Это преувеличение, но вообще важность этой проблемы неоспорима. Картхойс делает весьма точное замечание о том, что забота о детях - проблема, которая затрагивает не столько женщин, сколько мужчин: "представление о том, что забота о маленьких детях -неподобающее для мужчин занятие, необычайно глубоко укоренено". Поскольку мужчины имеют больше возможностей для контроля за разделением труда, чем женщины, их коллективный выбор не заботиться о детях, как утверждает Маргарет Полатник, отражает полную ясность мужских интересов и фактически помогает им сохранять властную позицию. Возможность для менеджмента в ситуации многих производственных конфликтов мобилизовать мужчин-работников и их профсоюзы в скрытые объединения, направленные против женщин-работниц подтверждает силу этих ясных интересов. Как связаны между собой различные способы конструирования маскулинности, будет показано ниже. Здесь же я ограничусь замечанием о том, что гегемонистический паттерн маскулинности, организуя мужскую солидарность, становится не только экономической, но и культурной силой.
Эта сила не обходится без сопротивления. Разделение труда по полу само по себе создает базис для женской солидарности. В промышленном производстве широко распространенное отлучение женщин от карьерных возможностей дает им опыт совместной работы и мало структурных оснований для конкуренции друг с другом. Практика ежедневных перемещений из пригорода в город делает женщин в дневное время основным населением спальных пригородов; и социологическое изучение новых пригородов, как, например, работа Лин Ричарде, показывает, насколько важны для них отношения друг с другом, насколько они их ищут и тщательно поддерживают. Принимая участие в дискуссии по поводу экономического спада в Британии, Беатрикс Кэмпбелл заметила, что разделение труда в сфере ухода за детьми означает, что молодые матери, находящиеся на социальном пособии, попадают в сообщество женщин разных поколений. Поскольку никто из них не тянет одеяло на себя, они обретают потенциал для самоопределения и сопротивления.
Власть
Конкретные случаи, включающие властные отношения, достаточно легко доступны для наблюдения. М-р Барретт, викторианский патриарх, запрещает своей дочери выходить замуж; парламент возводит гомосексуальный контакт в ранг преступления; менеджер банка отказывает в займе незамужней женщине; группа молодых парней насилует знакомую девушку. Достаточно труд-
но при этом рассмотреть за индивидуальными актами применения силы или угнетения структуру власти, совокупность социальных отношений, имеющих определенный масштаб и воспроизводимость. В то же время действия, подобные перечисленным выше, невозможно понять без такой структуры. Изнасилование, например, обычно представляемое в медиа как индивидуальное отклонение, является формой межличностного насилия, глубоко связанной с неравным распределением власти и идеологией мужского превосходства. Это далеко не отклонение от существующего социального порядка, а в значительной степени средство его укрепления.
Связь насилия с идеологией указывает на многоликий характер социальной власти. Сила - один из необходимых компонентов. Неслучайно средства организованного насилия - оружие и знание военной техники - почти полностью находятся в руках мужчин... Но "голая сила" встречается редко. Гораздо чаще насилие является частью комплекса, включающего в себя также институты и способы их организации. Власть может выражаться в соотношении сил или неравенстве ресурсов на рабочем месте, в домохозяйстве или более крупном институте. Вообще говоря, корпорациями, правительственными департаментами и университетами управляют мужчины, которые организуют дела так, что женщинам исключительно трудно достичь высоких должностей. Организационный контроль не более обнажен, чем пресловутая "голая сила". Оба они скрыты и зависят от соответствующих идеологий. Возможность определять ситуацию, задавать термины, в которых будут интерпретироваться события и обсуждаться проблемы, формулироваться идеи и определяться мораль, короче говоря, утверждать гегемонию—также существенная часть социальной власти. Значительная часть критики, исходящей из феминистских работ и освободительного движения геев, посвящена борьбе за культурную власть: например, против культурного определения женщин как слабых или гомосексуалистов как душевнобольных.
То, что эти властные отношения функционируют как социальная структура, как паттерн регуляции социальной практики, в каком-то смысле даже слишком очевидно. Регуляция практики простирается вплоть до вопросов элементарного выживания. Хелен Варе в работе "Женщины, демография и развитие " ("Women, Demography and Development")отмечает, что в богатых странах, где основные продукты питания не представляют собой проблемы, женщины живут дольше мужчин; в беднейших же странах женщины умирают раньше мужчин. Таким образом, оказывается, что в тех случаях, когда на карту поставлена сама жизнь, против женщин применяются такие формы дискриминации, как недополучение еды и медикаментов. Различия в детской смертности, указывающие на инфантицид девочек - другой пример из этого же ряда.
Менее очевидно, но тоже важно, что такая практика регулирует также и поведение тех, кто обладает властью. Мужчины занимают властную позицию в тендерных отношениях, но в такой специфической форме, что она накладывает ограничения на них самих. Например, при патриархатном порядке большое значение придается моногамному браку, который создает серьезное напряжение между мужчинами в вопросах адюльтера: структура, определяющая женщин как вид имущества, обязывает их мстить за кражу. Поддержка гегемонистического определения маскулинности часто является вопросом огромной важности, и гомосексуалисты часто вызывают враждебное отношение именно потому, что подрывают это определение.
Так же, как и в случае с трудом, структура власти является не только условием, но и объектом воздействия практики. Многие подходы, описывающие патриархат, представляют его как простую, упорядоченную структуру вроде пригородного военного монумента. Однако за его фасадом можно найти массу беспорядка и аномалий. Установление порядка требует мобилизации ресурсов и затрачивания энергии. То, что Донзело называет "управлением семьями", как раз является частью такой деятельности. Исследования государства благосостояния, подобные исследованию австралийской системы налогообложения и выплаты пособий, проведенному Шейлой Шавер, показывают, что аппарат социальной политики предполагает зависимость женщин от мужчин и даже ее усиливает.
Установления порядка в культуре также требует серьезных усилий. Отмечают, например, тот энтузиазм, с которым члены католической иерархии - все они мужчины - настаивают на идеалах чистоты, кротости и послушания женщин. Эффективность этой политики была продемонстрирована в Ирландии, где церкви удалось выиграть референдум о разрешении разводов. В остальных частях капиталистического мира священники уже не играют такой роли, как половые идеологи, а тем более журналисты. Хотя "достойные" газеты, вроде британской "Гардиан ", занимают либеральную позицию в половой политике, большинство журналистов массовых изданий остаются однородно сексистскими и гомо-фобскими. Те люди, которые на практике реализуют эту культурную и материальную "политику", не обязательно являются теми, кто получает от нее больше личной выгоды. Скорее, они участвуют в коллективном проекте, поддерживающем власть мужчин и подчинение женщин.
Если определять власть как легитимную силу, мы можем сказать, что центральную ось силовой структуры тендера составляет генеральная связь власти с маскулинностью. Но это положение осложняет и даже вступает с ним в противоречие факт наличия второй оси: лишения некоторых групп мужчин власти, и в целом построения иерархий с сосредоточением власти на разных уровнях внутри основных тендерных категорий.
Власть мужчин не распространяется равномерным покровом по всем участкам социальной жизни. При некоторых обстоятельствах женщины обладают властью, при других власть мужчин рассеивается, ослабляется или оспаривается. В исследованиях американских феминисток, таких как Кэрролл Смит-Розенберг, прослеживается история институтов и практик, контролировавшихся женщинами, в том числе образования для девочек, дружеских социальных сетей и не-рыночного производства. Можно применить и обратную логику, тогда мы сможем идентифицировать комплекс институтов и сетей, где относительно сконцентрирована сила мужчин и власть маскулинности. Это будет «ядром» силовой структуры тендера, по сравнению с более рассеянными или оспариваемыми паттернами власти на периферии.
В развитых капиталистических странах явно можно выделить четыре компонента этого ядра: (а) иерархии и в целом кадры ин-ституциализированного насилия - военные и военизированные силы, полиция, системы исполнения наказаний; (б) иерархии и в целом кадры тяжелой индустрии (например, сталелитейные и нефтяные компании) и иерархии высокотехнологичных производств (компьютерное, аэрокосмическое); (в) планирование и контроль центральных государственных структур; и (г) рабочая среда, где особую роль играет физическая выносливость, и связь мужчин с техникой.
Связи между (а), (б) и (в) хорошо известны. Президент Эйзенхауэр, не замеченный в феминистских взглядах, предупреждал о власти «военно-промышленного комплекса» в Соединенных Штатах. Самую близкую аналогию можно провести с Советским Союзом. В обеих странах, как выразился Джоэл Мозес о второй из них, «женщины практически полностью отлучены от основных определяющих политику центров». Эти части комплекса связаны вместе идеологией, объединяющей маскулинность, власть и технологическое насилие, которая лишь недавно попала в фокус внимания исследователей. Но именно их связь с элементом (г) имеет решающее значение для половой политики в целом. Эта связь обеспечивает массовую базу для милитаристских взглядов и практик, которые в противном случае могли бы вызвать такое отвращение, что продуцирующие их правительства могли бы быть дестабилизированы. Вероятно, наиболее яркая особенность этой связи заключается в том, какую роль в ней играют механизмы, особенно моторные двигатели. Постепенное вытеснение всех других транспортных систем этой крайне небезопасной и экологически разрушительной технологией является иллюстрацией и одновременно средством достижения тайного союза между государством, корпоративной элитой и гегемонистической маскулинностью рабочего класса.
Авторы -участники «мужского движения» 1970-х гг. неоднократно указывали на то, что большинство мужчин на самом деле не соответствуют образу жесткой, доминантной и воинственной маскулинности, которым оперируют идеологи патриархата. Но этот образ и не предназначен для того, чтобы ему соответствовать. Целлулоидный героизм Джона Вайна или Сильвестра Сталлоне кажется героическим только по сравнению с основной массой мужчин, которые ему не соответствуют. «Оправдание» идеологии базового патриархатного комплекса и полной субординации женщин требует создания базирующейся на тендерных признаках иерархии среди мужчин. (Я специально подчеркиваю «базирующейся на тендерных признаках», потому что дискуссии о властных отношениях между мужчинами обычно останавливаются на признании классовых и расовых различий). Как показало освободительное движение геев, существенной частью этого процесса является создание негативного символа маскулинности в форме стигматизированных аутсайдеров, в особенности мужчин-гомосексуалистов. Таким образом, в целом иерархия создается из как минимум трех элементов: гегемонистической маскулинности, консервативных маскулинностей (участвующих в коллективном проекте, но не на переднем крае) и подчиненных маскулинностей.
В феминистской мысли 1970-х гг. семья обычно определялась как стратегический пункт, главный рычаг угнетения женщин. Сейчас маятник качнулся далеко в другую сторону. Стало ясно, что домохозяйство и родственные отношения отнюдь не являются клинически чистым образцом подлинного патриархата. Семья как институт рассматривается сейчас скорее как периферийная, чем центральная часть комплекса. Колин Белл и Ховард Ньюби отмечают, что договоренности о распределении обязанностей там часто достигаются в рабочем порядке. Важность таких переговоров и напряжение во властных отношениях внутри семьи подтверждается значительным корпусом специальных исследований, начиная от классической книги Мирры Комаровски «Брак «синих воротничков» ('Blue-Collar Marriage') до более современных работ, таких как «Миры боли» ("Worlds of Pain ") Лилиан Рубин в Соединенных Штатах, «Пол и классовое сознание» ('Gender and Class Consciousness') Полин Хант в Великобритании, «Открытая рана» ('Open Cut') Клэр Вильяме и «Матери и работающие матери» ('Mothers and Working Mothers') Яна Харпера и Лин Ричарде в Австралии. В этих исследованиях также зафиксирован недавний исторический сдвиг, заключающийся в том, что мужьям стало значительно труднее утверждать дома открыто патриар-хатный режим.
Оспаривание домашнего патриархата в некоторых кругах общества настолько широко распространено, что можно говорить о феминизме рабочего класса, основанном на этой борьбе в той же мере, как и на наличии у женщин оплачиваемой работы. И во внутрисемейной борьбе за власть жены часто одерживают победу... Я полагаю важным признать, что здесь произошел настоящий переворот во властных отношениях. Это не выглядит так, что женщины долгое время уступали явной силе, а потом перестали — но в результате возникло множество домашних конфликтов и переговоров, которые тянулись годами или даже десятилетиями.
Важно также признать, что эти локальные победы не ниспровергли патриархат. По наблюдениям Комаровски, в тех американских рабочих семьях, где жена в браке выполняла контролирующую роль, это не могло быть признано публично — поддерживалась видимость мужской власти. Общий вывод состоит в том, что мы должны отличать глобальное или макро-отношения власти, благодаря которым женщины подчинены мужчинам на уровне всего общества, от: локального, или микро-ситуации в конкретных домохозяй-ствах, на конкретных рабочих местах, в конкретных сферах. Локальный паттерн может отличаться от глобального и даже противоречить ему. Такие отклонения могут провоцировать попытки «исправления», т.е. утверждение глобального паттерна в качестве нормы и на локальном уровне. Но они могут также означать наличие структурного напряжения, которое в долгосрочной перспективе может привести к изменениям.
Катексис
Для того, чтобы распознать в сексуальности социальную структуру, необходимо сначала рассмотреть ее как социальное явление. Поэтому последующий анализ предполагает, что сексуальность конструируется социально, в соответствии с аргументами Гагнона и Саймона в «Сексуальном поведении» ('Sexual Conduct'), Фуко в «Истории сексуальности» и Уикса в «Сексуальности и ее противоречиях» ('Sexuality and It's Discontents'). Ее телесные параметры не существуют до или вне социальных практик, с помощью которых формируются и реализуются отношения между людьми. Сексуальность осуществляется и производится, а не выражается с помощью наших действий.
Во всех социальных отношениях присутствует эмоциональное, а, возможно, и эротическое измерение. В данном случае, однако, фокус будет сделан на том, что в работе «Политика сексуальности при капитализме» ('The Politics of Sexuality in Capitalism') называется «сексуально-социальными отношениями»: отношениями, образованными эмоциональной привязанностью одного человека к другому. Структуру, организующую эти привязанности, я буду называть «структурой катексиса».
Фрейд использовал термин «катексис» для обозначения психического заряда или инстинктивной энергии, направленной на психический объект, например, идею или образ. В данной работе я обобщаю его до уровня эмоционально нагруженных социальных отношений с «объектами» (напр., с другими людьми) в реальном мире. Важно иметь в виду, что, как и в трактовке Фрейда, эмоциональное напряжение может быть и враждебным, а не только приязненным. Оно также может быть одновременно враждебным и приязненным, т.е. амбивалентным. Наиболее близкие отношении имеют именно такой уровень сложности.
Разумеется, сексуальные практики управляются также и другими структурами. Желая деромантизировать «торговлю женщинами», Эмма Голдман едко замечает: «Продает ли женщина себя одному мужчине, в браке или вне его, или многим мужчинам — это, в общем-то, вопрос чисто количественный. Признают ли это наши реформаторы или нет, но проституцию порождает экономическая и социальная депривация женщин». В то же время, как психоанализ, так и движение за сексуальное освобождение указывают на то, что паттерны эмоциональной привязанности сами по себе играют ограничивающую роль. Вполне возможно анализировать их, не впадая в романтизм.
Социальное оформление желания наиболее наглядно проявляется через набор запретов. Табу инцеста, специфические законы против изнасилования, брачный возраст и гомосексуализм — все это примеры запрещений сексуальных отношений между какими-то конкретными людьми. (Строго говоря, законы запрещают конкретные действия, но интенция состоит в том, чтобы разрушить и сами отношения, провоцирующие эти действия). Психоаналитические теории Эдипова комплекса и супер-эго интерпретируют влияние общества на эмоции в основном в терминах интериоризации запретов. Однако запреты были бы беспочвенны без предписаний любви и брака с подходящими для этого людьми, без утверждения такого-то и такого-то вида маскулинности или фемининности в качестве желательного. Социальный паттерн желания представляет собой единую систему запретов и стимулов.
В нашей культуре хорошо прослеживаются два организующих принципа. Объекты желания обычно определяются с помощью дихотомии и оппозиции женственного и мужественного, а сексуальная практика в основном организуется в рамках парных отношений.
Исторически и кросс-культурно, сексуальная привязанность не всегда была организована в терминах дихотомии. Несмотря на это, в богатых капиталистических странах в настоящее время сексуальность четко организована как либо гетеросексуальная либо гомосексуальная. Если этого сделать нельзя, мы определяем ее как смешанную: «бисексуальную». Хотя основной структурой привязанности чаще всего считается пара, тендерная дихотомия желания как будто имеет некоторый приоритет. Когда пара распадается, и ее члены вступают в новые отношения привязанности, почти всегда новый партнер бывает того же пола, что и прежний, каким бы он ни был.
В том паттерне желания, который является социально господствующим, катексис предполагает присутствие сексуальных различий. «Женщина нуждается в мужчине, а мужчине нужна пара» -и так до скончания времен. Солидарность гетеросексуальной пары формируется скорее на базе своего рода взаимной выгоды, чем на базе общности ситуации или опыта. В этом ее заметное отличие от солидарностей, созданных структурами труда и власти. Скрытое противоречие, которое здесь содержится, неоднократно служило темой для романтической литературы, а также довольно важной политической проблемой феминизма последнего десятилетия. Более того, именно сексуальное различие в значительной мере придает отношениям эротический оттенок. Соответственно, оно может интенсифицировать удовольствие...
Но «различие» - логический термин, а социальные отношения более нагружены. Члены гетеросексуальной пары не только различны, они еще и специфическим образом неравны. Гетеросексуальная женщина сексуализируется как объект иначе, чем гетеросексуальный мужчина. Индустрия моды, индустрия косметики и содержание массовой прессы служат тому осязаемым доказательством. Например, на шикарных фотографиях на обложках и женских, и мужских журналов изображены женщины, разница заключается лишь в том, как модели одеты и в каких находятся позах. Говоря обобщенно, эротическая взаимность в гегемо-нистической гетеросексуальности базируется на неравном обмене. На то, чтобы женщины участвовали в неравноправных отношениях, есть материальные причины, на которые указывала Эмма Голдман. «Двойной стандарт», позволяющий промискуитетную сексуальность мужчинам и запрещающий женщинам, абсолютно не означает, что мужчинам «больше хочется»: это означает только то, что у них больше власти.
Процесс сексуализации женщин как объектов гетеросексуального желания включает в себя стандартные представления о женской привлекательности - само понятие «мода» подразумевает это. Вокруг этого существует целый комплекс напряжений и противоречий. Хотя враждебность может быть и часто бывает направлена на целую тендерную категорию (женоненавистничество, мужененавистничество, гомофобия), относительно влечения этот принцип не работает. Скорее, гетеросексуальность и гомосексуальность как структурные принципы выступают в роли дефиниций социальной категории, в рамках которой может быть выбран партнер. Вероятно, скрытый смысл этих понятий заключается в том, что они конструируются за счет исключения той категории, из которой партнер не может быть выбран.
На психологическом уровне это предполагает подавление, а на социальном уровне - запрещение. И то, и другое привлекают некоторое внимание к отвергаемому объекту. Классический психоанализ познакомил нас с этим явлением, назвав его «амбивалентность»... В работе «Эго и Ид» ('The Ego and the Id') Фрейд замечает, что «полный Эдипов комплекс» имеет две стороны. Под известным треугольником любви и ревности лежит совокупность эмоциональных отношений, в которой привязанности распределяются иначе: «Мальчик не только проявляет амбивалентное отношение к отцу и страстную привязанность к матери, но одновременно ведет себя как девочка и испытывает страстное женское увлечение отцом и соответствующую ревность и враждебность по отношению к матери». Карл Юнг предположил, что общее правило состоит в том, что подавляется та эмоция, которая не может быть выражена в социальной практике, в результате чего бессознательное предстает как негатив сознательного мышления и общественной жизни.
Если серьезно отнестись к этим идеям, можно оспорить, что видимая структура эмоциональных отношений сосуществует с теневой структурой, наполненной совершенно другими смыслами. Широко известно, что привязанность, которую публично выказывают друг другу супруги, часто сосуществует с приватной враждебностью. Красный Коллектив предположил, что вообще существует большая разница между тем, что представляют собой «внешние» и «внутренние» отношения в паре. Мужчины-геи часто предполагают, что враждебность, которую они испытывают по отношению к себе, вызвана бессознательным желанием. Воспитание маленьких детей потенциально всегда вызывает высокий уровень любви и враждебности, причем с обеих сторон. Поскольку большая часть родительских забот лежит на женщинах, отношения с матерями с большой долей вероятности всегда будут весьма амбивалентными, на чем сделала акцент Нэнси Фрайди в работе «Моя мать/Мое я» ('My Mother/My Self).
Существует так мало исследований, в которых присутствовала бы информация о глубинах психики и при этом ощущение социального контекста, что трудно рассуждать о том, как организована эта теневая структура иначе, чем в чисто спекулятивном ключе. Все, что нам известно - это то, что в общих чертах структура катексиса может считаться многоуровневой, а наиболее важные отношения - амбивалентными. Старые клише о том, как легко любовь и ненависть превращаются друг в друга, и влияние сюжетов, на этом построенных, вроде «Турандот» Пуччини, становятся более понятными, если принять во внимание, что сексуальные практики в целом основаны на структурных отношениях, в которых уже присутствуют и любовь, и ненависть.
Аргументы Нэнси Фрайди указывают на другой принцип организации. Она отмечает, что для девочек воспитание в себе желания, направленного на мужчину, более безопасно, чем выражение той сексуальности, к которой они на самом деле стремятся. Про секс тинейджеров часто говорят, что девочки стремятся к привязанности, а мальчики - к сексу. Габриэль Карей и Кати Летт в работе «Пубертантный блюз» (' Puberty Blues') добавляют, что в группах ровесников-тинейджеров секс практикуется в той же степени для символических целей, что и для физического удовольствия. Вероятно, это верно также и для взрослых. Этот аргумент связан с наблюдениями Герберта Маркузе о развитии примата генитальности и деэротизации остального тела под влиянием принципа производительности, приведенными в книге «Эрос и цивилизация». Оказалось, что между генитальной производительностью и диффузной чувственностью сложилась серьезная оппозиция. В современной гегемонистической гетеро-сексуальности эти формы эротики определяются как мужская и женская соответственно. Но это совсем необязательно. В других культурах это абсолютно не так, что демонстрируют «Кама-Сутра» и Вадсаяна. Чрезвычайно забавно, что этот памятник манерной и праздной чувственности сейчас на Западе продается преимущественно в порномагазинах, где господствуют в основном мощная эрекция и стремительный оргазм.
В случае труда и власти структура может быть объектом воздействия практики, в случае катексиса она, несомненно, находится под этим воздействием. Одна из удивительных особенностей сексуальности заключается в том, что сама структура может быть объектом желания. Так, например, как уже отмечалось выше, эротизировано само тендерное различие. Такова тендерная наполненность нарциссизма - в той мере, в какой катексис, направленный на самого себя, фокусируется на диакритических знаках пола. Такова, что наиболее наглядно, эротическая логика сексуального фетишизма, когда символические знаки социальных категорий (кружевные носовые платки, туфли на высоком каблуке, кожаные куртки) или структурные принципы (например, доминирование) вырываются из своего контекста и сами по себе становятся объектами возбуждения.
Этот вид практик может быть зафиксирован для получения выгоды или подавления, как это уже произошло в рекламной индустрии. Но другие практики, воздействующие на структуру, возможно, являются попытками изменить паттерны привязанности в более эгалитарном направлении. Автобиографические описания этих практик, такие как книга, подготовленная Красным Коллективом, или книга Ани Мойленбельт «Со стыдом покончено» ('The Shame is Over') о ее частной жизни, феминизме и датских левых, говорят о трудностях больше, чем об их потенциальном преодолении. Дэвид Фернбах, который в книге «Путь по спирали» ('The Spiral Path') утверждает, что отношения геев с неизбежностью эгалитарны из-за своей транзитивной структуры (любовник моего любовника может также быть и моим любовником), более оптимистичен.
Замечание по поводу «системы» и композиции
Описание данного подхода к множественным структурам несет в себе опасность нового редукционизма, приписывания каждой отдельной системе последовательности и завершенности, в которой ранее отказывалось системе тендерных отношений в целом. Само собой разумеется, что разделение на структуры предполагает достижение большей последовательности, иначе оно было бы бессмысленным. Но важно иметь в виду, что ни одна из трех описанных структур не является и не может быть в принципе независимой от других. Структура катексиса в некоторых отношениях отражает властное неравенство; разделение труда частично отражает паттерны катексиса и так далее. Ни одна из них не является конечной детерминантой, «порождающим ядром», если использовать термин Анри Лефевра, от которого были бы производными все остальные паттерны тендерных отношений.
В то же время в этой сфере существует определенное единство, упорядоченность, которая нуждается в понимании. Нельзя сказать, что люди вынуждены страдать под грузом социологического давления, бессистемно наваливающегося на них со всех сторон. Мужчина-гей может быть избит на улицах Сиднея точно так же, как и на улицах Нью-Йорка. Существует определенная связь между разделением труда при уходе за детьми, психодинамикой женственности и возможностями освобождения женщин.
Мой аргумент вкратце заключается в том, что это единство не является единообразием системы, как предполагал бы функ-ционалистский анализ. Не является оно и единством внешнего выражения, обеспеченным наличием генерирующего ядра. Это единство исторической композиции - всегда незаконченное и находящееся в состоянии становления. Я употребляю термин «композиция» в том же смысле, в каком им пользуются в музыке, понимая под ним осязаемый, активный и часто трудный процесс приведения элементов в связь друг с другом и обстоятельного обсуждения их взаимоотношений. Он является результатом реального исторического процесса взаимодействия и формирования социальных групп. Разница с музыкой заключается не в отсутствии композитора, а в том, что их огромное множество, и все они находятся внутри своей композиции, поскольку создаваемая мелодия и есть их жизнь. Результатом этого процесса является не логическое единство, а эмпирическая унификация. Она происходит в конкретном виде под воздействием конкретных обстоятельств. На уровне всего общества она производит тендерный порядок, который будет описан в следующей главе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|