|
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНЫХ НАРРАТИВАХ 3 глава
"Феминистки автономии" отличаются от "феминисток, борющихся за равенство" по меньшей мере, в следующих пунктах:
1. Женщины становятся как объектами, так и субъектами познания; но будучи субъектами, феминистки не производят больше такого знания, как если бы они были мужчинами, как если бы само знание было сексуально индифферентно. Женственность воспринимается как теоретический концепт, что означает:
2. В зависимости от занимаемой субъектом познания позиции, все методы, процедуры, гипотезы и техники, которыми располагает данная теория, могут быть пересмотрены.
3. Феминистки уделяют внимание не только женским или касающимся женщин вопросам, но любым проблемам, включая другие теории.
4. Феминистки производят не только альтернативные дискурсы, базированные на исключении патриархатных элементов. Вместо этого они тщательнейшим образом "прорабатывают" патри-архатные тексты, чтобы разобраться, как они работают и как учреждают свое доминирование, и пытаются использовать эти тексты, насколько только можно - часто даже себе во вред! Ни один из дискурсов теперь не может быть просто принят или отвергнут, все они активно анализируются и критикуются в их работах.
5. Феминистская теория подвергает сомнению как содержание, так и форму дискурсов, дисциплин и институтов, пытаясь предложить им альтернативу и развивая их дальше...
В различных дисциплинах, относящихся к социальным и гуманитарным наукам, составляющих образовательную базу большинства феминисток, многие из них отошли теперь от позиции ученичества (когда женщины обучаются преобладающим, т.е. сформированным мужчинами формам и приемам научного исследования) к относительно независимой позиции (когда женщины могут использовать необходимые им методы и приемы против тех самых дисциплин, которым они обучались). Поэтому сейчас полем битвы между феминистками и не - и анти-феминистами является теория скорее, чем "женщина как таковая"...
Таким образом, современная социально-политическая вселенная, в которой работают феминистки, имеет как бы две составляющих. С одной стороны, феминистская теория решительно ставит под вопрос и стремится разрушить предпосылки, методы и концепции фаллоцентрических и патриархальных дискурсов и дисциплин. С другой стороны, феминистская теория одновременно пытается выстроить и развить альтернативу этим фалло-центрическим системам, претворяя в жизнь новую, до сих пор не проясненную, женскую картину мира. Иными словами, сегодня феминистская теория вовлечена одновременно в анти-сексистс-кий проект, подразумевающий вызов фаллоцентрическим дискурсам и их деконструкцию; и в позитивный проект конструирования и развития альтернативных моделей, методов, процедур, дискурсов и т.д.
Анти-сексистский проект с необходимостью предполагает хорошее знание и знакомство с преобладающими теоретическими парадигмами и их историей. Это означает понимание и работу с теми теоретическими системами, которые включают в себя историю и современную ситуацию, в которой находятся женщины, а также их роль в угнетении женщин. И все же анти-сексизм в основном носит негативный, реагирующий характер, будучи в основном нацеленным на борьбу с тем, что уже существует, доминирует и ответственно за фаллоцентрическую позицию женщин-ученых. Такой критический, ответный проект необходим, если феминистская теория хочет избежать интеллектуального риска впадения в абстракцию, идеализацию или неуместность. Это риск проектирования некого идеального или утопического будущего для женщин, ни на чем не основанного или не связанного с тем, что существует здесь и сейчас... Существует также риск слепого повторения прошлых ошибок, если на них не учиться. Критический, анти-сексис-тский проект направлен против методов, положений и процедур, с помощью которых патриархатные дискурсы настаивают на неизбежной зависимости женщин от мужчин, также как и против наиболее изощренных выражений женоненавистничества, когда сек-систские заявления о женщинах делаются как бы с нейтральных по отношению к половым различиям позиций.
Однако если феминистская теория останется просто реагирующей, преимущественно критической, она парадоксальным образом подтвердит те самые парадигмы, которые старается оспорить. Она останется на тех же самых теоретических основаниях, которые пытается оспорить и изменить, поскольку критиковать преобладающие системы знания, не предлагая им никакой альтернативы, означает подтверждать их необходимость. Стратегически необходимая, но ограниченная задача развенчания патриархат-ных дискурсов служит лишь первой ступенью для более серьезного вызова патриархатному доминированию — борьбы за автономию, за право на различные парадигмы, теоретические инструменты, а возможно, даже переработку всей системы знаний и применяющихся теоретических методов...
Нельзя определить заранее, что именно должна включать в себя автономная феминистская теория, поскольку это противоречит самой идее автономии, права выбора и свободного определения мировоззрения каждого человека. Женщины провозглашают право самим определять свои цели, во всем своем многообразии. Однако хотя феминистская теория не может быть описана с помощью одной или нескольких моделей, она может быть определена, так сказать, негативно, поскольку ясно, что некоторые теоретические модели она вряд ли будет репродуцировать.
Другими словами, феминистская теория не вполне может быть воспринята как соперничающая с патриархальными текстами по поводу того, что следует считать истиной. Это не "верный дискурс", тем более не объективный или научный подход. Скорее, ее можно считать стратегией, локальной, специфической, конкретной интервенцией с определенными политическими целями, пусть даже временными. В 1980-е гг. феминистская теория в своих гипотезах и предположениях больше не ищет статуса неизменяемой, транс-исторической и транс-географической правды. В большей степени она ищет эффективные формы интервенции в системы власти, чтобы разрушить их и заменить более приемлемыми. Стратегия включает в себя оценку текущей ситуации как с точки зрения общих, структурных моментов, так и специфических, детализированных, региональных форм. Необходимо знать пространство и стратегию противника, чтобы подорвать его позиции. Поэтому надо принимать во внимание все виды контр-стратегий и тактик, используемых фаллоцентрическими дискурсами для поиска слабых мест. Стратегия всегда подразумевает краткосрочные цели, которые кажутся необходимыми для достижения долгосрочных идеалов, которые и сами могут изменяться и модифицироваться в процессе борьбы. И как форма стратегии, феминистская теория должна использовать все доступные средства, независимо от того, патриархальные они или нет. Фал-лоцентрические подходы, концепции и теоретические инструменты оцениваются скорее с точки зрения их полезности и функционирования в конкретных контекстах, чем с точки зрения идеальной, но недосягаемой идеологической чистоты... Теоретический сепаратизм, когда отвергаются все патриархальные термины и практические приемы, представляется весьма наивным...
Поскольку феминистской теории сложно вступать в прямую конфронтацию с изощренным теоретическим царством патриархата и создавать ему альтернативы, феминистки вынуждены вести своего рода интеллектуальную партизанскую войну, сосредоточиваясь на наиболее слабых местах патриархального дискурса, его "белых пятнах"... Так, феминистская теория прежде всего подразумевает выявление явных и скрытых форм женоненавистничества, заключенных в таких дискурсах. Это означает необходимость научиться распознаваться, что именно делает их патриархальными - суждения по поводу мужчин и женщин, их ценности, видеть, как эти теории перекраивают мир сообразно мужским интересам. Во-вторых, надо уметь видеть их пробелы, лакуны вокруг вопроса о женщинах и женственности, и почему эти лакуны так важны для патриархальных дискурсов. В-третьих, феминистская теория должна быть способной артикулировать ту роль, которую умолчание и демонстрация маскулинности играют в подавлении женского начала, и утвердить возможность других, альтернативных перспектив развития, подрывающих их гегемонию. Самым фактом своего существования такие формы феминистской теории демонстрируют, что патриархальные дискурсы не нейтральны, не универсальны и не неоспоримы, но порождены специфической (политической) позицией, занимаемой мужчинами... В частности, современная феминистская теория оспаривает следующие теоретические позиции.
1. Приверженность к концепции единственной или универсальной правды и таких же методов ее подтверждения (или опровержения). Лишь некоторые теории, претендующие на статус научной объективности и правды, понимаемой конвенционально, принимают идею о своем историческом характере и о влиянии контекста, окружающей обстановки и конкретных обстоятельств, влиявших на разработку и развитие этих теорий. В большинстве же своем, эти теории не признают того фундамента, на котором они были основаны (прибегая к умолчаниям, исключениям, искажениям): претендуя на "истину в конечной инстанции", они хотели бы занимать позицию "над историей" и "над властью".
2. Стремление к объективности, незаинтересованности наблюдателя и независимости от контекста как к непреложным теоретическим ценностям. Это тесно связано с переоценкой "науки" и "правды" как способов существования знания. Объективность расценивается как возможность заменить наблюдателей или экспериментаторов, как форма защиты от индивидуальных пристрастий. Идеал заменяемости основан на допущении идентичности точки зрения и позиции наблюдателей - "которые должны иметь соответствующую подготовку". Это допущение с необходимостью замалчивает тот факт, что мужчины и женщины занимают разную структурную позицию, имеют разную степень доступа к получению этой подготовки и, возможно, по-другому относятся к своим дисциплинам. Подразумеваемые нейтралитет и универсальность многих патриархатных дискурсов в социальных науках носит "бесполый" характер, т.е. неспособны признать различие в социальных позициях мужчин и женщин.
3. Признаваемый универсальным субъект познания должен обладать определенными чертами и качествами: способностью отделять самого себя от своих чувств, эмоций, страстей, личных мотивов и интересов, социально-экономических и политических факторов, своего прошлого, надежд на будущее и т.д. Субъект познания способен дистанцироваться от своего объекта и в то же время его рефлексирует. Таким образом, субъект не способен принять во внимание свою собственную ограниченность, материальность и исторический характер, приверженность определенным социально-экономическим и политическим ценностям. Субъект рассматривается как лишенная тела субстанция, рациональная, но лишенная пола —дух, находящийся вне пространства, времени и связей с другими объектами (статус, воистину подобный ангельскому!)
4. Представление о жестко зафиксированной, статичной истине, неизменяемой, раз и навсегда данной реальности, гарантированном познании Бытия и доступе к Разуму. Такой внеисторич-ный взгляд не может отражать изменчивость и историческую природу того, что можно считать истинным в смысле все более и более полного приближения к познанию истины... Он отказывается признать возможность того, что Фуко называл "политикой истины", или политического воздействия на понятие истины...
5. Представление об универсальном характере концептов, терминов, истин, предположений и дискурсов. Знание, представленное в форме суждения, не рассматривается как зависимое от формы своего выражения, но лишь от смыслов, которые оно призвано выразить. Язык рассматривается лишь как средство коммуникации, обмена существующими вне его и первичными по отношению к нему мыслями или идеями..., а не как необходимое условие существования мысли... Патриархальные теории игнорируют сложность дискурсивных систем, с заложенными в них структурами господства и подчинения, и зависимость дискурсов от конкретных особенностей языка.
Но в современной теории существуют, конечно, и позитивные достижения, кратко перечисленные ниже, не противопоставляющие себя борьбе женщин за право самим определять свою жизнь.
1. Интеллектуальные представления не о правде, объективности и нейтральности, а о зависимости теоретических позиций от специфики контекста и положения наблюдателя... Вслед за Ницше, они признают свою собственную перспективу, специфический способ выражения, зависящий от частной точки зрения, свои конкретные цели.
2. Признавая важную роль условий формулировки концепции, феминистская теория готова поставить под вопрос критерий объективности и научности, которого столь строго и свято придерживаются интеллектуальные ортодоксы. Это не означает, однако, допустимость любых "субъективных пристрастий". Ставится под сомнение само разграничение между объективным (знание) и субъективным (мнение). Феминистки склонны считать, что любое знание подразумевает определенную позицию: пространственную, временную, сексуальную и политическую. Эта точка зрения ни субъективная, ни объективная и ни абсолютная, ни ре-лятив-ная. Все эти альтернативы не могут объяснить влияние власти на производство знания. Это, опять-таки, не означает, что феминистская теория не пользуется критериями оценки и саморефлексии... 3. Вместо предполагаемой дистанции между рациональным познающим субъектом и объектом познания, феминистская теория считает, что они находятся в соприкосновении... Преобладающей является точка зрения о том, что субъект познания существует вне страстей и эмоций, вне тела, вне связи с остальными людьми и социо-политическим миром. Для феминисток рациональный субъект не свободен от личностных характеристик, социальных и политических интересов, но с необходимостью включен в них. Теории рассматриваются как имеющие "половую принадлежность", занимающие определенную позицию по отношению к качествам и ценностям, ассоциирующимся с двумя полами... Не следует отождествлять позицию дискурса с позицией его автора: нет прямой связи между феминистскими текстами и авторами-женщинами или между фаллоцентрическими текстами и авторами-мужчинами. Половая "позиция текста" может быть различима лишь контекстуально и лишь в тех терминах, которые употребляет субъект речи (явное или подразумеваемое "Я" текста)... В случае феминистской теории субъект, объект и аудитория не разделяются на дихотомические категории (субъект/объект, знающий учитель/ невежественный ученик, я/другой), но скорее могут быть определены в терминах неразрывности и/или различий. Субъект речи, тот, к кому он обращается, и предмет разговора могут быть одним и тем же, во всяком случае, между ними предполагается тесная взаимосвязь. Это, например, означает, что мужчины не говорят об угнетении женщин с большей объективностью, как совершенно искренне полагают многие мужчины-ученые. Мужчины также с необходимостью вовлечены и являются частью системы угнетения женщин. Понятно поэтому, что их отношение к этому угнетению может весьма отличаться от отношения женщин. Короче говоря, каждая теоретическая позиция и любая текстовая или дискурсивная система обслуживает чьи-то конкретные интересы. Политика или, по выражению Фуко, "власть" текста не может, однако, быть выведена из того, о чем непосредственно говорится в тексте, но чаще из того, как именно это говорится, к чему он призывает, и что из него следует. Феминистская теория имеет то преимущество перед превалирующими системами дискурсов, что способна не только занять, но и открыто провозгласить свои политические позиции и стремления, занять, не прячась за маску объективности в смысле "незаинтересованности", напротив, она глубоко заинтересована в своих целях и стратегиях - создании автономии для женщин. Такая заинтересованность или целеустремленность, однако, не обесценивает феминистскую теорию, но является ее признанной функцией, ее логическим обоснованием.
4. Отвергая ценность таких концептов, как правда, объективность, универсальность, нейтральность и абстрактный разум, феминистская теория - наряду с рядом современных теоретиков-мужчин - не связана и не мотивирована этими ценностями. Она оценивает себя в терминах критической и конструктивной стратегии. Это ни абстракция, ни план или руководство к действию, ни форма отстраненной рефлексии. Все эти конструкции предполагают существование теории вне или над практикой... это "практическая теория" - теория, открыто являющаяся частью практи-ки, инструмент или тактика, играющая большую роль в подрыве одного из устоев функционирования патриархатных властных отношений - сферы соответствующих знаний, которые дают патриархату возможность рационализировать и оправдывать свою систему всеохватного контроля... Имея своей целью сокрушение женоненавистнической теории и ее базовых допущений и утверждение позитивного влияния на повседневные и структурные взаимодействия между обоими полами, это не прелюдия к практике, а уже форма практики в особой области патриархатной деятельности.
5. Точно так же феминистская теория не может быть описана в терминах категорий рациональности или иррациональности. По меньшей мере, с XVII века, если не намного раньше, разум понимается в дихотомических терминах, построенных по принципу противоположности по отношению к исключаемому "другому" - страстям, телу, эмоциям, природе, вере, материальному, мечтам, впечатлениям, восприятию, безумию и многим другим понятиям. Подвергая сомнению бинарный способ категоризации, феминистски демонстрируют, что разум является концептом, связанным с маскулинными нормами и ценностями, а его оппозиции, "другое" -с фемининными. Феминистская теория сегодня не просто заинтересована в пересмотре ценностей рационального/иррационального или в поддержке того принципа, который долго носил иерархически подчиненный характер, но, что более важно, ставит под вопрос саму структуру бинарных категорий. Короче говоря, феминистская теория намеревается трансформировать и расширить значение концепта "разум" так, чтобы вместо того, исключать такие концепты как впечатление, тело, история и т.д., включить их или признать их необходимость для функционирования разума. Взяв впечатления и сами жизни женщин как начальный пункт развития теории, феминизм старается развить альтернативы жесткому, иерархическому и исключительному концепту разума.
6. Бросая вызов фаллоцентризму, феминистская теория должна также противопоставить себя тому игнорированию истории и материальности, которое так характерно для теоретических традиций Запада. Полагая себя рациональной, частной, индивидуальной деятельностью и борясь за правду и знание, эта чисто интеллектуальная деятельность решительно отказывается считать себя продуктом истории и политики. Доминирующая теоретическая традиция отказывается признать свою зависимость от материальности письма, от подготовки, производства, публикации и распространения совершенно определенных методов, точек зрения и представлений, от борьбы за власть и доминирование. В противоположность этим преобладающим теоретическим идеалам, феминистская теория открыто признает свою материальность, как материальность языка (язык рассматривается как оружие политической борьбы, доминирования и сопротивления), желания (желания как воли достичь определенного порядка потенциально важных "объектов" - желание самоидентификации, ощущения свойств своего пола и признания своего места в культуре — это самые очевидные и недискуссионные между феминистками вещи) и власти (власти не просто как силы, проявляющейся в действиях, событиях и процессах в политической и общественной жизни, но также как определенного положения по отношению к институтам, знаниям и деятельности, вовлеченным в контроль и подавление индивидуальностей и групп); более конкретно, позиции по отношению к мужскому социально-экономическому доминированию в форме обучения, подготовки, знания и теории.
7. Отвергая доминирующие модели интеллектуальных требований (среди них требования формальной логики, структурирования концептов в бинарные оппозиционные структуры, использования грамматики и синтаксиса для создания единых, ясных, однозначных, точных способов выражения и многих других принятых требований к тексту) и принимая идею своей материальности как теории, феминистская теория вовлечена в продолжающиеся исследования и эксперименты с новыми формами письменного изложения, методами анализа, новыми способами формулирования, новыми типами дискурсов.
Ни один метод, способ письма или устной речи, манера аргументации не могут служить репрезентативной моделью или идеалом феминистской теории. Вместо того чтобы пытаться установить новую теоретическую норму, феминистская теория строит новое дискурсивное пространство, пространство, в котором женщины могут писать, читать и думать как женщины. Это пространство поддержит и умножит новые голоса, вместо того, чтобы придавать им иерархическую структуру, создаст множество перспектив и интересов вместо монополии одной - новые типы вопросов и разнообразные способы ответов. Ни одна форма не получит привилегии единственной правды, корректной интерпретации, правильного метода; скорее, знания, методы, интерпретации смогут оцениваться и отбираться соответственно своей адекватности данному контексту, специфической стратегии и конкретным результатам.
В течение последних двадцати пяти лет своего развития феминистская теория создала возможность нового, неизвестного до этого взгляда на женщин, отказавшись редуцировать их и объяснять их специфику в изначально мужских терминах; она получила возможность смотреть на любой объект с точки зрения женских перспектив интересов, понимая и преодолевая фаллоцентризм в различных видах теории и практики. Это описание может звучать как идеализированная или утопическая версия того, что должна подразумевать активная теоретическая практика, сознательная и политически ответственная. Возможно. Неясно еще, на-сколько близки реальные феминистические дискурсы к этой утопической картине. Но... Феминистская теория развивается по различным траекториям. Она находится в процессе переоценки теоретического наследия, которое ей надо преодолеть, чтобы утвердить свое собственное будущее. Это будущее может составить новую эпоху в развитии теории, способную осмыслить все последствия признания разности между полами. Теория будущего будет иметь определенный половой, текстуальный, политический и исторический характер. В то же время она может нести в себе угрозу для тех, кто привержен ценностям фаллоцентризма, поскольку может открыть неожиданные аспекты, источники и инструменты теоретического исследования. Автономная женственность может представить, впервые в истории, возможность диалога с "другим голосом", голосом женщины.
Разница между полами представит целый горизонт миров невиданной прежде плодотворности... Плодотворность рождения и возрождения влюбленных партнеров, но также и производство новой эпохи мысли, искусства, поэзии, языка... Создание новой поэтики.
ХАЙДИ ХАРТМАНН
КАПИТАЛИЗМ, ПАТРИАРХАТ
И ПОЛОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ ТРЭДА1
Разделение труда по полу кажется универсальным явлением в человеческой истории. В нашем обществе половое разделение труда носит иерархический характер, причем мужчины находятся на вершине этой иерархии, а женщины внизу. Антропологические и исторические данные свидетельствует, однако, что это разделение не всегда было иерархическим. Развитие разделения труда по полу и его значение являются предметом настоящей работы. Я собираюсь показать в ней, что корни современного социального статуса женщин лежат как раз в разделении труда. С моей точки зрения, для достижения женщинами равноправного с мужчинами социального статуса должен быть устранен не только иерархический характер разделения труда между полами, но и само это разделение. Только тогда и мужчины, и женщины смогут достигнуть полного развития своего человеческого потенциала.
Главными вопросами, которые я хотела бы рассмотреть в моем исследования являются, во-первых, как более или менее эгалитарное разделение труда перестало быть таковым, во-вторых, как иерархическое разделение труда осуществляется в современном общественном производстве. Многие антропологические исследования показали, что впервые стратификация по полу стала явно проявляться одновременно с увеличением производительности труда, усилением специализации и сложности общества; например, с появлением оседлого земледелия, частной собственности или государства. Это случилось, когда человеческое общество из примитивного превратилось в "цивилизованное". С этой точки
1 Из работы: Hartmann H. Capitalism, Patriarchy and Job Segregation by Sex // E.Abel and E.K.Abel (eds) The Signs Reader: Women, Gender and Scholarship.Chicago: University of Chicago Press, 1983).
зрения, капитализм, несомненно, является более поздним явлением, чем патриархат2, и иерархические отношения между мужчинами и женщинами, в которых мужчины господствуют, а женщины подчиняются, имеет долгую историю.
Я собираюсь доказать, что еще до капитализма существовала патриархатная система, которая позволяла мужчинам контролировать труд женщин и детей в семье, и именно она научила мужчин техникам иерархической организации и контроля. С разделением жизни на частную и публичную, которая произошла в результате возникновения государственного аппарата и экономической системы, основанной на широкой практике обмена и крупных производственных единицах, перед мужчинами встала проблема утверждения своего контроля над женским трудом. Другими словами, непосредственно личная система контроля превратилась в косвенную, безличную систему контроля, опосредованную системой институтов в масштабе всего общества. Такими механизмами, имевшимися в распоряжении мужчин, были (1) традиционное
2 Я определяю патриархат как систему социальных отношений, которые имеют материальную базу и в рамках которой между мужчинами существуют иерархические отношения и солидарность, позволяющие им осуществлять контроль над женщинами. Патриархат, таким образом, есть система угнетения женщин мужчинами. Рубин утверждает, что нам следует пользоваться термином "родополовая (sex-gender) система", чтобы обозначить таким образом внеэкономическую сферу, в которой продуцируется и репродуцируется система тендерной стратификации, основанная на половых различиях. Таким образом, патриархат - только одна из форм родополовой системы, та, в которой доминируют мужчины. Рубин далее утверждает, что термин патриархат применим для пастушеских кочевых обществ, подобных описанному в Ветхом Завете, где мужская власть является синонимом отцовства. Соглашаясь с первым тезисом Рубин, я думаю, что она слишком ограничивает применение термина "патриархат". Он приемлем для всех обществ, где доминируют мужчины (см. Gayle Rubin, "The Traffic in Women" // Toward an Anthropology of Women, ed.Rayna Reiter [New York: Monthly Review Press, 1975]). Мюллер предлагает более широкое определение патриархата "как социальной системы, в которой статус женщин определяется в основном как зависимый от их мужей, отцов и братьев", где зависимость имеет экономический и политический аспекты (cM.Viana Muller, "The Formation of the State and the Oppression of Women: A Case Study in England and Wales"[New York: New School for Social Research, 1975], p.4, n.20.
разделение труда между полами и (2) техники иерархической организации и контроля. Эти механизмы сыграли решающую роль во втором процессе, распространении полового иерархического разделения труда на систему общественного производства, что и произошло в период становления капитализма в Западной Европе и Соединенных Штатах.
Становление капитализма с XV по XVIII века угрожало пат-риархатному контролю, основанному на институциональной власти, так же, как оно уничтожило многие старые институты, создав вместо них новые, такие, как "свободный" рынок труда. Оно угрожало вовлечением всех женщин и детей в состав трудовой силы и, соответственно, уничтожением семьи и основы власти мужчин над женщинами (т.е. контроля над рабочей силой в рамках семьи)3. Если в теории капитализм имеет тенденцию уравнивать все различия в статусе трудящихся, делать их равными на рынке труда, почему же тогда женщины занимают на этом рынке столь невыгодное положение? Существует множество возможных ответов на этот вопрос; от неоклассических представлений о том, что этот процесс еще не получил завершения или скрадывается несовершенством самого рынка до радикального подхода, гласящего, что производство в любом случае требует иерархии, даже если рынок номинально требует "равенства". Все эти объяснения, как мне кажется, игнорируют роль мужчин - обычных мужчин, мужчин как мужчин, мужчин как работников - в поддержании неполноценного положения женщин на рынке труда. Радикальный подход, в частности, делает акцент на роли мужчин как капиталистов, создающих иерархии в процессе производства, чтобы упрочить свою власть. Капиталисты достигают этого с помощью сегментирования рынка труда (в том числе по расовым, половым и этническим основаниям) и натравливания рабочих друг на друга. В этой статье я утверждаю, что и мужчины-рабочие всегда играли и продол-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|