|
И ТЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Семья как объект гендерного анализа
Семья является не только важнейшей ареной приватной жизни, но и одним из традиционных объектов изучения социологии. При этом семью можно считать одним из сложнейших общественных институтов. Как писал Р. Коннелл, «внутренний мир семьи представляет собой совокупность многоуровневых отношений, накладывающихся друг на друга как геологические слои. Ни в одном другом институте отношения не являются столь протяженными во времени, интенсивными по степени контакта, плотными по сочетанию экономики, эмоций, власти и сопротивления»189.
Прежде всего, проблематично само понятие «семьи». Как правило, под семьей принято подразумевать группу проживающих совместно людей, связанных брачными, кровнородственными отношениями или отношениями свойства, или, говоря словами недавно изданного учебника, «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родитёльства-родства»190. Определение содержит отсылку на понятия супружества, родительства и родства, сами требующие уточнения: например, является ли родительством юридически неоформленное усыновление? Можно ли считать супружеством незарегистрированный брак? Раздельно живущих супругов? Союз гомосексуалистов? Что такое «общесемейная деятельность»?
Вплоть до последних трех десятилетий под «семьей» в социологии неизменно понималась нуклеарная семья, т.е. гетеросексуальный брачный союз, основанный на браке и совместном прожи-
189 Cornell R. Gender and power. Cambridge University Press, 1987. P.121.
190 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.С.66.
вании. Однако примерно в середине 70-х гг. в социологии семьи произошел своего рода "большой взрыв", связанный с коренным пересмотром представлений о самом предмете исследования191. Традиционно в социологии семья рассматривалась как единая группа с едиными интересами, или, во всяком случае, с точки зрения необходимости подчинения интересов отдельных ее членов интересам семьи как целого. Этот подход постепенно стал осмысливаться как ограниченный, потому что:
- недооценивалась роль внутрисемейных конфликтов и противоречивости интересов разных членов семьи;
- недооценивалось разнообразие реально существующих типов семей, в то время как пропорция "стандартных" семей (муж-жена-двое детей) статистически стала заметно уменьшаться;
- недооценивалась степень включенности членов семьи в социальные отношения другого уровня и на другой базисной основе;
- выявилось и множество теоретических проблем: так, семья как социальный объект очень сильно изменяется в зависимости от стадии жизненного цикла (молодожены, семья с маленькими детьми, семья с взрослыми детьми и т.п.), к тому же семьи могут сильно различаться по составу и структуре. Поэтому трудно найти общий теоретический подход, который охватывал бы все эти разновидности семей. Из-за этого так называемые "теории семьи" чаще всего имеют дело с семьей как идеальной моделью.
В результате осмысления всех этих проблем появился значительный корпус работ, рассматривающий семью в том виде, в каком она прежде мыслилась социологами, как, прежде всего, "идеологический концепт", без "деконструирования" которого невозможно дальнейшее продуктивное развитие теории семьи192.
191 Cheal D. Family and the State of Theory. New York: Harvester Wheatsheaf, 1991. Ch.l.
192 См. напр..Morgan D.H.J. Social Theory and the Family. London and Boston: Routledge & Kegan Paul, 1975; Barrett M., Mclntosh M. The Anti-social Family. London: Verso, 1982; Hartmann H. The Family as the Locus of Gender, Class, and Political Struggle // Signs. 1981. N 6; Delphy C. Continuities and Discontinuities in Marriage and Divorce // D.Barker , S.Allen (eds.) Sexual Divisions and Society. London: Tavistock, 1976.
Критика нуклеарнои семьи как понятия и института
«Семейная критика» 1970-80-хх гг. носила преимущественно политический характер. Перечислим ее основные аргументы.
1. Диана Гиттинс писала о том, что сам концепт «семья» является преимущественно управленческим, а представления о «нормальной» семье как о нуклеарнои - не только стереотип, но и нормативная модель. Семья играет столь важную роль в обществе не потому что она так необходима для человеческого счастья, а потому что она служит объектом управления, социальной политики и политической риторики193.
2. Социалисты подчеркивали, что семья служит основным (хотя и не очень жестким) каналом, определяющим будущую социально-классовую принадлежность. Так, например, в книге Дж.Гол-дтропа194 приводятся следующие данные: 62% сыновей квалифицированных специалистов имеет работу того же уровня, что и их отцы, и только 13% заняты ручным трудом. С другой стороны, 58% сыновей неквалифицированных рабочих наследуют их профессию, и лишь 18% имеют профессии с высоким статусом. Таким образом, именно в семье накапливается собственно капитал и культурный капитал, обеспечивающий базу для социального неравенства;
3. Социальные психологи считали, что семья асоциальна, поскольку развивает взаимную психологическую зависимость между ее членами в ущерб контактам с более широким социальным окружением. Если брак по тем или иным причинам распадается, то его участники часто обнаруживают себя в "социальном вакууме", поскольку их прочие связи давно разрушены. Помимо прочего, семейные интересы часто противопоставляются более широким общественным: часто наличие семьи служит обоснованием конформистского поведения... Так, цензор из стихотворения Пушкина оправдывается: «Я бедный человек; к тому ж жена и дети...» На что поэт отвечает ему: «Жена и дети, друг, поверь - большое зло: // От них все скверное у нас произошло».
193 Gitttins D. The family in question. London: Macmillan, 1985.
194 Goldthrope J. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. Oxford: Oxford University Press, 1980. P.70, 75.
4. Далее, "частная жизнь", как понятие, имеет и свои теневые стороны. На практике это не только оазис, в котором человек может укрыться от всепроникающей силы государства, но, при определенных обстоятельствах, ловушка, из которой трудно позвать на помощь. Под покровом неприкосновенности частной жизни более слабые и зависимые члены семьи (чаще всего женщины и дети) нередко оказываются объектом издевательства и насилия, имея мало возможности защитить свои права, поскольку приватная сфера претендует на непроницаемость со стороны публичного контроля.
Последний аргумент имеет принципиальное практическое значение. Каковы взаимоотношения семьи и государства, насколько государство имеет право вмешиваться в жизнь семьи, имеет ли ограничения принцип приватности?
Семья и государство
Используя микро-исторический метод Фуко, французский социолог ЖакДонзело выдвинул гипотезу о том, что в XX столетии семья как социальный институт претерпела принципиальную эволюцию, относящуюся к ее отношениям с государством1'5. С его точки зрения, семья «при старом режиме» представляла своего рода "государство в государстве", где глава семьи обладал правом, например, заключить своих детей в тюрьму за неповиновение. Эта власть всячески поддерживалась государством, которое, таким образом, непосредственно во внутренние дела семьи не вмешивалось. К середине девятнадцатого века власть внутри семьи значительно ослабла. При этом произошел сдвиг от "патриархальной семьи" к "патриархальному государству", которое стало активно вторгаться в жизнь семьи, с помощью разнообразных институтов. К таким институтам на Западе, например, относятся социальные работники и психоаналитики. На роли последних Донзело останавливается особенно подробно: психоанализ ратифицирует и возводит в ранг ценности конвенциональное семейное распределение ролей: роли отца, роли матери, но в то же самое время он редуцирует их стратегическую диспозицию до простого скелета, оставив от нее только некое "созвездие имиджей",
195 Donzelot J. The Policing of Families, New York: Pantheon, 1979.
поверхностную основу отношений—своего рода функциональный симулякр.Другой пример, который он приводит—активное вторжение в процесс воспитания детей "экспертов" (врачей, гигиенистов, педагогов и т.п.), главным объектом воздействия которых стали матери из среднего класса.
Другой известный американский автор — Кристофер Лэш — описывает "разрушительные последствия" этой государственной экспансии196. Он полагает, что семья была последним оплотом частной жизни, разрушающимся под напором врачей, психиатров, учителей, экспертов в области воспитания детей. Непрочные семьи, где отец если не отсутствует физически, то не обладает должной властью, испорченные к тому же разного рода терапевтической и либеральной демагогией (вроде трудов доктора Спока и разного рода психотерапевтической литературы) приводят к тому, что утрачиваются идеалы романтической любви, и вообще, всяческие обязательства уступают место уклонению от них. Более того, неразрешенным остается Эдипов комплекс, без чего невозможно формирование полноценного взрослого человека. Неразрешившийся страх наказания проецируется на будущее, в результате растет инфантильное поколение, сплошь зараженное нарциссизмом (т.е. во фрейдистских терминах, феминизированное),которое неспособно противостоять манипуляциям всесильного государства.
Симптоматично, что эта работа была издана в 1977 г.: в конце 1970-х—начале 1980-х гг. к власти в Европе и США пришли новые правые, начали свое существование режимы "тэтчеризма", "рейга-низма" и т.п. Для идеологии консерваторов характерно провозглашение идеала традиционной семьи как "утерянного рая", "убежища в бессердечном мире". При этом традиционная семья понимается не как большая патриархальная, но именно как "парсо-нианская" нуклеарная семья: муж-кормилец, жена-хранительница очага, зависимые дети. Характерно, что и в нашей стране в 1980-х гг. наметился сдвиг от идеологии равенства полов в направлении риторики о "естественном предназначении женщины". На этой базе в СССР была сформирована политика поддержки семьи, выразившаяся в предоставлении целого ряда льгот матерям вообще и моло-
196 Lash С. Haven in a Heartless World: The Family Besieged. New York: Basic Books, 1977.
дым семьям в частности. Эта политика оказалась достаточно эффективной и дала сразу существенный прирост рождаемости. Набор аргументов был достаточно сходен с аргументами западных консерваторов ("крепкая семья - крепкое общество") с той разницей, что они утверждали, что кризис в семье привел к загниванию современного общества, а в СССР это трактовалось чисто в демографическом смысле.
Необходимо представлять себе, что семья является не только экономической структурой и сообществом родственников - это еще и мощная идеологическая конструкция.
Материнство и отцовство как социальные институты
Фокусом социальной критики нуклеарной семьи, развернувшейся в 1970-80-е гг. был социальный институт материнства. Говорить о материнстве именно как об институте принято лишь применительно к эпохе современности, когда оно оказалось не только выделено из других функций женщин в приватной сфере, но и выдвинуто на передний план, как их основное предназначение и смысл жизни. (Гидденс назвал этот феномен «изобретением материнства»197). «Изобретение материнства» дало начало влиятельнейшему дискурсу, занявшему центральное место в патриархат-ной тендерной идеологии. Э.Оукли сформулировала его основные положения следующим образом:
— всем женщинам необходимо быть матерями; - всем матерям необходимы их дети;
— всем детям необходимы их матери198.
Этот дискурс всячески подкреплялся «научными данными», в частности, психоанализ как теория и терапевтическая практика исходил из того, что каждая нормальная женщина должна желать материнства, а те, кто его отвергают, отвергают саму «женскую природу». В 1960-е гг. был опубликован целый ряд работ, в которых на основании данных различных исследований всячески утверждалась идея о том, что между матерью и ребенком существует осо-
197 Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love & Eroticism in Modern Societies. Cambridge: Polity Press, 1992. P. 130.
198 Oakley A. Woman's Work: The Housewife, Pat and Present. New York: Pantheon Books, 1974. P. 186.
бый род близких отношений, который совершенно необходим для развития ребенка и не может быть заменен никакими другими отношениями. При этом идеология материнства полна внутренних противоречий: матери, с одной стороны, романтизируются как бескорыстные, безгранично любящие, готовые на любые жертвы существа, с другой стороны, в том же психоанализе демонизиру-ются как невротички, не способные правильно воспитывать ребенка. На них возлагается полная ответственность за судьбу детей, и в то же время они представлены как иррациональные существа, следующие инстинктам и природе.
Вторая волна феминизма подвергла эту идеологию весьма резкой критике. Так, М.Барретт и М.Макинтош писали: «Естественная обреченность женщин на домашнюю работу, как принято считать, связана с материнством. Биологические факты вынашивания и выкармливания ребенка с необходимостью, столь естественной, что о ней даже не стоит говорить, ведут к преимущественной ответственности за уход за ребенком, к учреждению интимной, теплой связи между матерью и малышом, которая естественным образом переходит в необходимость покупать и готовить ему еду, стирать его одежду, перевязывать его царапины, помогать ему во всем, водить его к дантисту, обсуждать его подростковые проблемы, приветствовать его мужа или жену, затем нянчить уже его детей. Было уже достаточно написано о "мифе материнства", чтобы убедить нас, что причины, по которым все эти вещи считаются сами собой разумеющимися, о которых даже и нет смысла говорить, становятся менее очевидными, если все-таки подвергнуть их пристальному изучению. Проблемой женщин является далеко не столько "тирания репродуктивное™", которую мечтала сбросить Суламифь Файрстоун (она может быть приручена, если мы сможем контролировать технологию), сколько "тирания материнства".
Это может звучать шокирующе, поскольку так много женщин явно хотят этого и добровольно выбирают материнство. Но вот что они редко имеют возможность выбирать, так это социальные обстоятельства и то давление, которое не позволяет им сопротивляться тому, чтобы быть "потопленными" материнством. Часто существует столь сильное напряжение между тем, чтобы быть матерью и быть еще хоть кем-нибудь, кем вы хотели бы быть, что вы не можете получать удовольствие ни от одной половины вашей жизни. Иногда женщины, которые очень хотели бы иметь детей, решают не делать этого потому, что социальная ситуация не позволяет им совмещать материнство с любым другим занятием. Многие женщины вынуждены бросать работу и все другие свои начинания. Обычно отношения с детьми приносят большую радость, но в то же время из-за того, что это единственное, что поглощает их жизнь, женщины чувствуют фрустрацию. Слишком часто в условиях изолированной семьи и с минимальной поддержкой извне, материнство становится обузой и само по себе, и потому, что означает, что женщина буквально заперта дома. Даже те супруги, которые вначале разделяли пополам обязанности по готовке и уборке, редко продолжают это делать, когда появляются дети. Женщина остается дома с ребенком, поэтому она "естественно" выполняет и всю остальную работу по дому. Позднее, если она возвращается на работу, на нее ложится двойная нагрузка. Мужчине приходится зарабатывать достаточно, чтобы прокормить всю семью, поэтому у него "естественно" нет времени и сил для домашних дел. Постепенно узлы, привязывающие женщину к семье и дому, затягиваются. Если ей повезет, она может быть довольна своим состоянием; если нет -значит, ей не повезло. Но, скорее всего, она будет чувствовать сильную амбивалентность, потому что как раз любовь к своим детям связывает ее по рукам и ногам. Вот что мы имеем в виду под тиранией материнства»199.
В приведенном фрагменте отчетливо видно проведение различия между материнством как личным опытом и материнством как социальным институтом.Известный феминистский теоретик материнства Адриенн Рич полагает, что сам по себе опыт материнства является для женщины весьма важным позитивным и даже революционным телесным опытом200. Однако практика его успешной реализации сталкивается с такими социальными обстоятельствами, которые могут способствовать его травматичности.
Так, согласно исследованиям Оукли, в восприятии женщинами материнства есть определенная классовая тенденция: женщины среднего класса получают от него больше наслаждения, чем женщины рабочего класса. Это связано с тем, что последние, как
199 Barrett M, Mclntosh M. The Anti-Social Family. London: Verso, 1982. P.72.
200 Rich A. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution. London: Virago, 1977.
правило, не выделяют свои материнские обязанности из общего круга обязанностей домохозяйки: дети в этом случае воспринимаются, прежде всего, как источник грандиозной дополнительной работы. Однако у большинства женщин из всех социальных слоев по отношению к материнству наблюдается определенная амбивалентность - в исследовании Оукли, на прямой вопрос: "Нравится ли вам заниматься детьми?" ни одна из 40 респонденток не ответила отрицательно, однако их дальнейшие комментарии и ответы на другие вопросы показали, что на самом деле многие из них испытывают сильнейшую фрустрацию.
По мнению Оукли, проблема заключается в том, что на практике материнство действительно растворяется в многочисленных обязанностях домохозяйки, а в этом занятии роль "обслуги" выражена значительно сильнее, чем продуктивная и творческая. Самочувствие женщины ухудшается также за счет социальной изоляции, в которой она исполняет свои обязанности, и чувства единоличной ответственности за то, чтобы все было сделано "как надо". Те формы, в которых обычно проявляется помощь мужчин в отношении детей, мало что меняют в этой ситуации: целый ряд исследований показывает, что мужчины предпочитают играть или гулять с детьми, в крайнем случае, укладывают их спать. Это наиболее приятные и вознаграждающие формы родительской заботы. На долю женщин же остается огромная рутинная работа по "обслуживанию".
Анализ Оукли позволяет также сделать важный вывод о классовой специфике материнства,который был потом дополнен и развит работами цветных феминисток, подчеркивавших также расовую и культурную специфику материнского опыта.
Последний тезис в полной мере относится и к отцовству. «Изобретение отцовства» в медийном и социологическом дискурсе произошло значительно позже, чем «изобретение материнства»: роль отца стала широко обсуждаться и анализироваться в научной литературе лишь со второй половины 1970-х гг. Во многом это была реакция на успех женского движения «второй волны» и критику им традиционных представлений о распределении родительских ролей. Отцовство стало рассматриваться не только как социальная функция, необходимая для правильного воспитания прежде всего сыновей,но как важный элемент мужской идентичности.
В последующие гадал в контексте гендерных исследований семьи развернулась дискуссия о содержании этого «нового отцовства». Традиционно гендерная роль отца, хотя и весьма различающаяся в разных культурах, сводилась к следующим главным функциям:
- обеспечению семьи/детей;
- их защите;
- специфическим задачам воспитания, таким, как утверждение родительской власти, приучение к дисциплине, порядку, в случае необходимости-наказанию.
Нетрудно заметить, что все эти функции, в отличие от материнских, значительно меньше детерминированы биологическим родительством. Другая их особенность - большая дистанциро-ванность от ребенка как объекта заботы и воспитания. Такая конфигурация обязанностей делала вполне возможной существование феномена «отсутствующего отца» даже в семьях, включающих в свой состав обоих родителей201. В реальности, однако, выполнение всех этих функций оказывается проблематичным: обеспечение детей в большинстве случаев не является больше исключительной функцией отца, защита их от угроз современной цивилизации, напротив, является задачей, значительно превышающей возможности отдельного человека — в какой-то степени она ложится на плечи государственных институтов, в какой-то — просто не реализовывается, особенно если отец находится на нижних уровнях классовой и расовой иерархий202.
Третья же и наиболее сложная отцовская функция связана не столько с тем, что отец реально делает,столько с тем, что он символизируетсамой своей фигурой. Символически отец репрезентирует в семье реальный внешний мир и его порядок,в отличие от домашнего мира материнского комфорта203. Эти представления восходят, во-первых, к философской традиции, противопоставляющий разум и рациональность, с одной стороны, любви и эмоциям, с другой; во-вторых, к психоанализу с его трактовкой от-
201 Blankernhom D. Fatherless America. New York: Basic Books, 1995; Kukhter-in, S. Fathers and patriarchs in communist and post-communist Russia // S.Ashwin (ed.) Gender, state and society in Soviet and Post-Soviet Russia. London: Routledge, 2000. P.71-90.
202 Wideman J.E. 'Fatheralong. New York: Pantheon Books, 1994.
203 Ruddick S. The Idea of Fatherhood // Nelson H.L. (ed.) Feminism and Families. New York and London: Routledge, 1997. P.205-220.
ражения фигур родителей в психике ребенка. Выросший без (символического) отца ребенок может ощущать себя погруженным в мир хаоса и иллюзий, не способным строить отношения с окружающим миром. Однако представители феминистского направления в психоанализе оспорили эти взгляды. Д.Диннерштейн и Н.Ходоров утверждали, что, наоборот, асимметрия родительских ролей порождает серьезные проблемы в последующей социализации сыновей и дочерей, причем сыновей, вынужденных навсегда отвергать мир материнской любви, — даже в большей мере. Они поддерживали идею «симметричного родительства», которое подразумевает взаимозаменяемость обязанностей, традиционно считавшихся материнскими и отцовскими.
Традиционное «дистанцированное отцовство» в условиях высокой экономической самостоятельности женщин стало терять свою привлекательность прежде всего для матерей: многие из них сделали выбор в пользу развода или одинокого родительства, считая, что отцовские функции столь эфемерны, что легко можно обойтись без отца вообще. По данным Госкомстата РФ доля детей, родившихся вне брака в общем числе родившихся в целом по России за 10 лет возросла в два раза: с 13,5% в 1989 г. до 27,0% в 1998 г. (т.е. каждый четвертый новорожденный). В ряде регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока доля внебрачных детей превышает 40%.
Как данные статистики, так и социологический анализ говорят о возрастании тендерного напряжения в традиционных социальных институтах материнства и отцовства.
Домашняя работа и гендерные отношения в семье
До недавнего времени неоплачиваемая работа в домашнем хозяйстве практически не принималась во внимание социологами. Точнее сказать она рассматривалась лишь в рамках социологии семьи как некое "занятие", или способ организации семейной жизни. Лишь в 1970-е гг. она стала рассматриваться именно как работа,столь же необходимая для функционирования социума, как и общественное производство. Подсчитано, что объем домашней работы в стоимостном эквиваленте равен трети ежегодного валового продукта во всем мире284.
204 Giddens A. Sociology. Polity, 1993. Р.516
С середины 1960-х гг. многими социологами выдвигалась версия о том, что в современных пост-индустриальных обществах социальные роли мужчин и женщин выравниваются: равенство женщин гарантируется специальным законодательством, женщины все чаще и чаще работают, мужчины разделяют их домашние обязанности. Это приводит к изменениям в патриархатной модели семьи, где к "мужской работе" относилось, главным образом, зарабатывание денег, а из собственно домашних дел - ремонт и уход за автомобилем (все остальные работы считались "женскими"). Действительно, данные многих исследований свидетельствуют о том, что на Западе все время увеличивается занятость замужних женщин (однако в России и странах Восточной Европы, где эта занятость была почти поголовной, наблюдается обратный процесс), и в то же время увеличивается вовлеченность мужчин в домашнее хозяйство и, в частности, в уход за детьми. В 1970 г. появляется термин "симметричный брак". В симметричном браке роли мужа и жены не противопоставляются, наоборот, очень важно все делать вместе, в том числе, обсуждать всевозможные проблемы и выходить из дома, наконец, просто помогать друг другу.205
Однако уже в конце 1960-х социологи-феминистки стали писать о том, что произошла скорее "смена идеалов", чем смена реального положения дел, и "симметричный брак" остается лишь красивым мифом.
Для того, чтобы представить себе, как в среднем распределяется неоплачиваемый домашний труд и отдых между мужчинами и женщинами, прибегнем к примеру. Таблицы 7 и 8 представляют собой результаты измерения бюджетов времени городского и сельского населения обоих полов, проведенные группой исследователей из Новосибирска в небольшом городе Рубцовск (Алтайский край) и в нескольких селах Новосибирской области.20*. Они отражают динамику изменения затрат времени мужчин и женщин на тот или иной вид деятельности, начиная с 1970-х гг.
205 Young M., Wilmott P. The Symmetrical Family. New York: Pantheon, 1974.
206 В.А.Артемов Тенденции изменения повседневной деятельности населения в 1970-1990-е годы // Социальная траектория реформируемой России. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: Наука, 1999. С.578-580.
Таблица?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|