|
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНЫХ НАРРАТИВАХ 5 глава
Изначальный контракт является социально-половым пактом, но история полового контракта замалчивается. Стандартные подходы к теории социального контракта не обсуждают историю целиком, и современные теоретики контракта никак не указывают на то, что половина соглашения отсутствует в их объяснениях. История полового контракта также относится к генезису политического права и объясняет, почему применение права является легитимным - но это история о политическом праве как патриар-хатном праве или половом праве, власти мужчин, применяемой к женщинам. Пропущенная половина истории говорит о том, как утверждалась специфическая современная форма патриархата. Новое гражданское общество, созданное на базе первоначального контракта, было патриархатным социальным порядком.
Теория социального контракта конвенционально считается историей о свободе. Одна из интерпретаций первоначального контракта говорит о том, как люди, жившие в естественном состоянии, обменяли ненадежность естественной свободы на равную, гражданскую свободу, защищенную государством. В гражданском обществе свобода универсальна; все взрослые наслаждаются
разговора, диалога, договоренности, а такой разговор и такая договоренность далеко не всегда имеют место (как это и показывает Пейтман). Контракт, напротив, восходит к латинскому корню contra, обозначающему противопоставление, разнесение по разным сторонам. Поэтому он больше вяжется с идеей отношений между полами, как они освещаются в данном тексте. В переводе будут встречаться и некоторые другие небольшие расхождения с имеющейся переводческой традицией, потому что тот перевод, который был более адекватен текстам классической философии, не всегда адекватен текстам феминистской теории, находящимся с ними в напряженном диалоге. Поэтому данный перевод является своего рода компромиссом между имеющейся традицией, попыткой наиболее точным образом представить взгляды переводимого автора и логикой самого русского языка. Притом я разделяю сформирулированный моими коллегами подход, предполагающий, что «всякий перевод дискурсивно ситуативен» (Е.Здравомысловва, А.Темкина «Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс» // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред.Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С.24.
одинаковым социальным положением и могут проявлять свою свободу, воспроизводя первоначальный контракт, например, в форме контракта о найме на работу или брачного контракта. Другая интерпретация, которая основана на предположительных историях естественного государства, изложенных в классических текстах, заключается в том, что свобода была завоевана сыновьями, которые отвергли естественное подчинение своим отцам и заменили отцовское патриархальное право гражданским управлением. Политическое право как патриархальное несовместимо с современным гражданским обществом. В этой версии истории гражданское общество создается на базе первоначального контракта, заключенного после преодоления отцовского права, или патриархата. Таким образом, новый социальный порядок представляется анти-патриархальным или пост-патриархальным. Гражданское общество создается с помощью контракта, который решительно противостоит патриархату.
Эти знакомые прочтения классических историй забывают упомянуть, что на карте стояло нечто значительно большее, чем свобода. Доминирование мужчин над женщинами, равное право мужчин наслаждаться сексуальным доступом к женщинам -вот о чем был заключен первоначальный пакт. Социальный контракт - история о свободе, половой контракт - история о подчинении. Свобода мужчин и подчинение женщин созданы первоначальным контрактом - и характер гражданской свободы не может быть понят, пока опускается половина истории, которая открывает, как на этом контракте основывается патриархатное право мужчин по отношению к женщинам. Гражданская свобода не универсальна. Гражданская свобода является маскулинным атрибутом и зависит от патриархатного права. Сыновья ниспровергли отцовское управление не только для того, чтобы завоевать себе свободу, но и для того, чтобы сохранить женщин для самих себя. Успех этого их предприятия описывается в истории о половом контракте. Первоначальный контракт был половым в той же степени, что и социальным: он половой в том смысле, что он патриархатный -т.е. этот контракт утверждает политическую власть мужчин над женщинами - а также в том, что он учреждает порядок доступа мужчин к женским телам. Первоначальный контракт создал то, что я, вслед за Адриенн Рич, назвала бы «законом мужского полового права». Этот контракт далеко не противостоит патриархату, он является средством утверждения современного патриархата.
Одна из причин, почему политические теоретики так редко замечают, что половина истории о первоначальном контракте опускается или о том, что гражданское общество является патриархат-ным, заключается в том, что «патриархат» обычно интерпретируется как патриархальность, управление отца (буквальное значение термина). Так, например, при стандартном прочтении теоретических дебатов XVII века между «патриархалами» и теоретиками социального контракта, патриархат обычно относят только к отцовскому праву. Сэр Роберт Филмер (Robert Filmer) заявлял, что политическая власть была отцовской властью, и прокреативная власть отца положила начало политическому праву. Локк и его соратники, защищавшие теорию социального контракта, настаивали на том, что отцовская и политическая власть были не одним и тем же, и генезис политической власти был основан на контракте. В этом пункте теоретики контракта победили - до сих пор стандартная интерпретация этих проблем зиждется на заложенном ими твердом основании. Но еще раз следует напомнить о том, что ключевой момент этой истории опускается. В этой интерпретации не просматривается истинное происхождение политического права; нет историй, который раскрывали бы его генезис... Политическое право основано на половом или конъюгальном праве. Отцовская власть является только одним, причем не изначальным, фактором патри-архатной власти. Власть мужчины как отца наступает после того, как он применяет патриархатную власть мужчины (мужа) над женщиной (женой). Теоретики контракта, атакуя отцовское право, не имели желания бросать вызов первоначальному патриархатному контракту. Вместо этого, они инкорпорировали конъюгальное право в свои теории и, таким образом, трансформировали закон мужского полового права в современную контрактную форму. Патриархат давно перестал быть патриархальным. Современное гражданское общество не структурировано по принципу родства и власти отцов; в современном мире женщины подчинены мужчинам как мужчинам, или братству мужчин. Первоначальный контракт вступает в силу после политического поражения отцов и создает современный братский патриархат.
Другая причина для замалчивания истории о половом контракте состоит в конвенциональном подходе к классическим текстам, свойственном как придерживающимся господствующих политологических тенденций теоретикам, так и их социалистическим критикам, который дает ложную картину ясных очертаний гражданского общества, созданного на основании первоначального пакта. Патриархатное гражданское общество разделяется на две сферы, но все внимание направлено только на одну. История о социальном контракте рассматривается как свидетельство создания публичной сферы гражданской свободы. Другая, приватная сфера не рассматривается как политически релевантная. Брак и брачный контракт, соответственно, также считаются политически иррелевантными. Игнорировать брачный контракт означает игнорировать половину первоначального контракта. В классических текстах, как я собираюсь показать более детально, половой контракт подменяется брачным контрактом. Эта подмена создает трудности при восстановлении и подробном изложении потерянной истории. Слишком легко может создаться впечатление, что половой контракт и социальный контракт совершенно разные, хотя и взаимосвязанные контракты, и что половой контракт относится к приватной сфере. Патриархат, таким образом, оказывается не относящимся к публичной сфере. Напротив, патриархатное право пронизывает все гражданское общество. Контракт о занятости и (как я бы выразилась) контракт о проституции, оба из которых заключаются в публичной сфере, на капиталистическом рынке, защищают права мужчин также неукоснительно, как брачный контракт. Две сферы гражданского общества являются одновременно отдельными и неотделимыми. Публичная сфера не может полностью понята при отсутствии приватной, и, аналогично, значение первоначального контракта будет неверно интерпретировано, если не будут присутствовать обе взаимозависимые половины истории. Гражданская свобода зависит от патриархатного права.
Мой интерес к половому контракту связан в первую очередь не с интерпретацией текстов, хотя классические работы по социальному контракту часто присутствуют в моей аргументации. Я воскрешаю историю для того, чтобы пролить свет на современную структуру большинства социальных институтов в Британии, Австралии и Соединенных Штатах — обществах, которые, как мы привыкли слышать, на полном основании могут рассматриваться как базирующиеся на социальном контракте. Эти общества являются патриархатными в смысле, который может прослеживаться через всю историю первоначального контракта; у них достаточно много общего в историческом и культурном отношении, чтобы они могли быть описаны одной историей (и многие из моих общих аргументов также будут относиться и к другим развитым западным странам). Особенности, отличающие патриархатное доминирование от других форм доминирования в конце XX века, становятся намного более ясными, если извлечь половой контракт из забвения. Связь между патриархатом и контрактом мало исследована даже феминистками, несмотря на тот факт, что в современном гражданском обществе институты ключевой важности конституируются и поддерживаются с помощью контракта.
Отношения между рабочим и работодателем являются контрактными, и для многих теоретиков контракта контракт о занятости является характерным примером контракта вообще. Брак тоже начинается как контракт. Феминистки проявляли большую заинтересованность в проблеме брачного контракта, но их тексты и другая деятельность большей частью игнорировались даже большинством социалистических критиков теории контракта вообще и контракта о занятости в частности, хотя они казалось бы, должны быть кровно заинтересованы в их аргументах. (За исключением специально указанных случаев, я буду использовать термин «социалисты» в самом широком смысле, включая сюда марксистов, социал-демократов, анархистов и т.п.)... Я не пишу о законах, регулирующих контракт. Мой интерес связан с контрактом как принципом социальной ассоциации и одним из наиболее важных средств создания социальных отношений, таких как отношения между мужем и женой или капиталистом и рабочим. Мои аргументы относительно собственности не следует понимать в смысле, в котором «собственность» обычно фигурирует в дискуссиях о теории контракта. Сторонники и критики теории контракта имеют тенденцию понимать собственность как материальные блага, землю и капитал, либо как тот интерес, который заставляет индивидуумов стремиться к гражданской свободе. Субъектом же всех тех контрактов, которые меня интересуют, является весьма специфический вид собственности - собственности индивидуумов на самих себя.
Некоторые знания в области истории о половом контракте помогут объяснить те странные проблемы, которые возникают с теми контрактами, участницами которых являются женщины. Эти проблемы никогда не упоминаются в большинстве дискуссий, отраженных в классических текстах или трудах современных теоретиков контракта. Феминистки указывали на особенности брачного контракта, по крайней мере, на протяжении полутора столетий, но безо всякого результата. Стандартные комментарии к классическим историям о первоначальном контракте обычно не упоминают, что женщины исключались из изначального пакта. Этот первоначальный контракт заключался мужчинами. Конструкция «естественное состояние» употребляется для того, чтобы объяснить, почему его обитатели прибегли к заключению первоначального контракта как рациональному акту. Главный момент, который здесь опущен, заключается в том, что эти обитатели различаются по полу, а все классические авторы (за исключением Гоббса) полагали, что разница в уровне рациональности вытекает из естественных половых различий. Комментарии к этим текстам искажают тот факт, что классическая теория конструирует патриархатные представления о маскулинности и фемининнос-ти, о том, что значит быть мужчиной и женщиной. Только мужчины наделяются атрибутами и способностями, необходимыми для участия в контрактах, наиболее важным из которых является личная собственность, можно сказать, что только мужчины являются «индивидуумами».
В естественных условиях «все люди» (all men), т.е. «все мужчины рождены свободными» и равными друг другу, они «индивидуумы». Эта исходная предпосылка доктрины контракта порождает фундаментальную проблему: как при таких условиях один человек вообще может управлять другим, как может существовать политическое право? Возможен только один ответ, не опровергающий изначальную предпосылку о свободе и равенстве. Отношения должны основываться на соглашении..., и контракт служит парадигмой этого соглашения. Но женщины не рождаются свободными: у них отсутствует естественная свобода. Классические картины естественного состояния содержат также определенный порядок подчинения - подчинения женщин мужчинам. Представители классической теории, за исключением Гоббса, утверждали, что женщины от природы лишены атрибутов и способностей, присущих «индивидуумам». Половое различие является политическим различием; половое различие есть различие между свободой и подчинением. Женщины не участвуют в первоначальном контракте, с помощью которого мужчины превращают свою естественную свободу в безопасность гражданской свободы. Женщины же не являются субъектом контракта. (Половой) контракт служит двигателем, с помощью которого мужчины превращают свое естественное право господствовать над женщинами в безопасность гражданского патриархатного права. Но если женщины не участвуют в первоначальном контракте, если они могут в нем не участвовать, почему классические теоретики социального контракта (вновь за исключением Гоббса) считают брак и брачный контракт частью естественных условий? Как могут существа, у которых недостаточно способностей, чтобы заключать контракты, тем не менее постоянно вступать в этот конкретный контракт? Более того, почему тогда теоретики классической философии (включая Гоббса) настаивают на том, что в гражданском обществе женщины не только могут, но и обязаны заключать брачный контракт?
Конструирование различия между полами как различия между свободой и подчинением является центральным не только в знаменитой политической истории. Структура нашего общества и нашей повседневной жизни инкорпорировала в себя патриар-хатный концепт о половом различии. Я собираюсь показать, как исключение женщин из центральной категории «индивидуума» находит социальное и юридическое воплощение, и как это исключение структурирует контракты, которые являются предметом моего интереса. Несмотря на многочисленные недавние законодательные реформы и масштабные изменения в социальном положении женщин, мы до сих пор не имеем такого же социального статуса, что и мужчины, хотя этот центральный политический факт, касающихся обществ, в которых мы живем, редко упоминается в современных дискуссиях по социальной теории и практике контракта. Мужья больше не наслаждаются теми широчайшими правами на господство над своими женами, которыми они пользовались в середине XIX столетия, когда жены имели юридический статус имущества. Но и в середине 1980-х гг. этот аспект конъюгального подчинения сохраняется в законодательстве, которое до сих пор отказывается признавать какие-либо ограничения в доступе мужа к телу жены, и таким образом отрицает возможность изнасилования в браке. Общее мнение сводится к тому, чтобы опускать эти случаи, как не имеющие отношения к политической теории и политической деятельности. Возможность того, что статус женщин в браке может отражать гораздо более глубокие проблемы, касающиеся женщин и контракта, или того, что структура брачного контракта может быть аналогичной другим контрактам, точно так же не принимается во внимание. Отказ признать, что угнетение в браке является политически значимым фактом, дает возможность уклониться от размышления о том, существует ли связь между брачным контрактом и другими контрактами, в которых участвуют женщины.
Удивительно мало внимания уделялось связи между первоначальным контрактом - который общепринято считать политической фикцией - и реальными контрактами. Социальный контракт, как повествует нам история, создает общество, в котором индивидуумы могут безопасно заключать любые контракты, зная, что их действия регулируются гражданским правом и что государство, если необходимо, поддержит эти соглашения. Таким образом, реальные контракты подтверждают примером ту свободу, которой пользовались индивидуумы, заключая первоначальный пакт. Следуя современным сторонникам теории контракта, социальные условия таковы, что со стороны индивидуумов весьма разумно пользоваться своей свободой и вступать в брачный контракт, или контракт о занятости, или даже, следуя некоторым классическим и современным авторам, в (гражданский) контракт рабства. Другой вариант прочитывания этой истории (который продемонстрировал Руссо) заключается в том, что социальный контракт позволяет индивидуумам добровольно подчинить себя государству и гражданскому закону; свобода превращается в повиновение, а в обмен обеспечивается защита. В этой интерпретации реальные контракты повседневной жизни также являются зеркалом первоначального контракта, но теперь они подразумевают обмен повиновения на защиту; они создают то, что я бы назвала гражданским господством и гражданским подчинением.
Одна из причин того, почему патриархатному доминированию и подчинению редко уделяется то внимание, которого они заслуживают, заключается в том, что подчинение вообще бывает второстепенной темой для критиков контракта. Большая часть внимания уделялась условиям, при которых заключаются контракты и вопросу развития однажды заключенного контракта. Сторонники доктрины контракта заявляют, что контракты в повседневной жизни хорошо соответствуют модели первоначального контракта, которая подразумевает, что равные участники свободно договариваются об условиях; реальные контракты, таким образом, обеспечивают примеры индивидуальной свободы. Их критики, будь то социалисты, озабоченные контрактом занятости, или феминистки, озабоченные брачным контрактом или контрактом проституции, оспаривают это заявление, указывая на чрезвычайно неравные позиции участников соответствующих соглашений и на экономические и прочие ограничения, с которыми сталкиваются рабочие, жены и женщин вообще. Но концентрация внимания на степени вынужденности вступления в контракт, хотя и важная сама по себя, может отвлечь от весьма существенного вопроса: станут ли эти контракт сразу же привлекательными для феминисток или социалистов, если они станут заключаться вполне добровольно, без всякого принуждения?
Критика может быть также направлена против эксплуатации, как в техническом марксистском смысле присвоения прибавочной стоимости, так и в более популярном смысле - что рабочим не оплачивают их труд справедливо и они вынуждены работать в тяжелых условиях, или что женам не платят за всю ту работу, которую они делают дома, или что проститутки бывают жертвами оскорблений и физического насилия. И снова, вопрос об эксплуатации важен, но предположительная история происхождения патриархата, включенная в классическую теорию контракта, также направляет внимание лишь на происхождение отношений доминирования и подчинения. Начиная с XVII века, феминистки были озабочены тем, что жены подчинены своим мужьям, но их критика (конъюгального) доминирования гораздо менее известна, чем социалистические аргументы, относящие подчинение к категории эксплуатации. Однако эксплуатация стала возможной, как я собираюсь показать, именно благодаря имущественным контрактам, которые дают право командовать только одной из заключающих контракт сторон. Капиталисты могут эксплуатировать рабочих и мужья могут эксплуатировать жен, потому что рабочие и жены конституированы как подчиненная сторона с помощью контракта занятости и брачного контракта. Гениальность теоретиков контракта заключается в том, что они смогли представить и первоначальный контракт, и реальные контракты как примеры и гаранты индивидуальной свободы. На самом деле, в контрактной теории как раз универсальная свобода всегда является лишь гипотезой, историей, политической фикцией. Контракт всегда создает политическое право в форме отношений доминирования и подчинения.
В 1919 г. Г.Д.Х.Коул провозгласил, что на вопрос, что не так обстоит с капиталистической организацией производства, всегда дается неверный ответ: «отвечают: бедность (неравенство), когда им бы следовало ответить: рабство». Коул допускает полемическое преувеличение. Когда индивидуумы юридически свободны и имеют равные гражданские права, проблема не является буквально проблемой рабства; никто не может быть одновременно чьей-то собственностью и гражданином. Тем не менее, позиция Коула ценна тем, что он обратил внимание на то, что критика капитализма - и контракта - фокусируется на эксплуатации (неравенстве) и, таким образом, пропускает феномен подчинения, а также степень того, насколько институты, призванные обеспечивать свободные отношения, сводят их к отношениям хозяина и раба. Руссо критиковал первых теоретиков контракта за защиту первоначального соглашения, которое было равноценно контракту рабства. (Я изучала вопрос об отчуждении политической власти в пользу специальных представителей и государства, которое является центральным пунктом социального контракта в «Об общественном договоре»). Руссо был единственным классическим теоретиком контракта, который категорически отвергал рабство и любой контракт - кроме полового - имевший черты родового сходства с контрактом рабства. Различия между классическими авторами становятся не столь важными, как их коллективная поддержка патриархата, но это очевидно лишь вне рамок господствующих направлений политической теории. Патриархатное подчинение является центральным стержнем теорий классических авторов, но почти полностью замалчивается радикальными политическими теоретиками и активистами (будь то либералами, или социалистами, как Г.Д.Х.Коул); голоса же феминисток остаются неуслышанными.
Возрождение организованного феминистского движения в конце 1960-х гг. возродило также термин «патриархат». Не существует консенсуса по поводу его значения, и в следующей главе я попытаюсь показать противоречия современных феминистских подходов. Дебаты о патриархате неизбежно сопровождаются пат-риархатными же интерпретациями, среди которых наиболее важными и настойчиво повторяющимися являются два взаимосвязанных аргумента: что «патриархат» следует понимать буквально (как «патриархальность»), и что патриархат является реликтом старого мира статусов, или естественного порядка подчинения; короче говоря, пережитком старого мира отцовского права, который предшествовал новому гражданскому миру контрактов. Патриархат, таким образом, интерпретируется как синоним «статуса», как это сделано в знаменитой работе сэра Генри Мэйна, который охарактеризовал превращение старого мира в новый как «движение от Статуса к Контракту». Так смысл контракта связывается со свободой в противоположность порядку статусного подчинения, или патриархата. Имя сэра Генри Мэйна и его знаменитый афоризм чаще упоминаются в дискуссиях о контракте, чем подвергаются внимательному анализу. Аргументы Мэйна были сосредоточены на замещении статуса, понимаемого в смысле абсолютной патриархатной юрисдикции в патриархальной семье, контрактными отношениями, и замещении семьи индивидуумом как фундаментальной «единицей» общественных отношений. Понимание Мэйном «статуса» совпадает с одним из двух смыслов, в которых этот термин употребляется в современных дискуссиях.
Термин «статус» иногда используется в более широком смысле, обозначая то, что приписывается: люди от рождения занимают определенные социальные позиции в зависимости от приписанных им (аскриптивных) характеристик, таких как пол, цвет кожи, возраст и т.п. Критика Джоном Стюартом Миллем в «Порабощении женщин» недостаточно договорного характера брачного контракта, предполагавшего, что одна из сторон, а именно жена, рождена для того, чтобы быть помещенной в определенные условия, основана на подразумеваемом контрасте между контрактом и статусом, понимаемом в широком смысле. Современные теоретики права также используют понятие «статус», но совершенно в другом контексте. Для правоведов термин «контракт» относится к экономическому режиму, основанному на невмешательстве, режиму «свободно заключаемых контрактов», при котором существенные индивидуальные характеристики и специфика субъектов соглашения не имеют значения. Понимаемый в этом смысле контракт противостоит «статусу» как объекту юридической (государственной) регуляции. Эта регуляция связывает контракт с ограничениями и определенными условиями, которые определяются именно тем, кто заключает контракт и при каких обстоятельствах. Развитие обширной системы такого рода регуляций привело Патрика Атийя (Atiyah) в работе «Взлет и падение свободы контракта» к следующему выводу: «говорить о том, что произошел переворот от «контракта» к «статусу», движение, противоположное осмысленному и описанному Мэйном в 1861 году, стало сейчас уже общепринятым клише». Однако рефлексии Мэйна и Атийя происходили в совершенно различном историческом контексте. «Статус» в 1980-х гг. очень сильно уже отличается отМэйновского «статуса». Я вернусь к вопросу о значении статуса и его многосторонних связях с патриархатом и контрактом в своих дальнейших размышлениях.
Восприятие гражданского общества как пост-патриархатного социального порядка связано также с неопределенностью, присущей термину «гражданское общество». С одной точки зрения, гражданское общество представляет собой регулируемый контрактами режим, который следует за до-модернистским режимом статусов, или гражданский режим конституционного, ограниченного в полномочиях правительства, пришедшей на смену политическому абсолютизму. С другой точки зрения, гражданское общество заменяет собой царство природы; но понятие «гражданского» снова относится лишь к одной из сфер жизни - публичной сфере, «гражданскому обществу». Большинство адвокатов и оппонентов контрактной теории спекулируют на этой неопределенности понятия «гражданского». «Гражданское общество» отличается от других социальных режимов разграничением приватной и публичной сфер; гражданское общество разделено на два противоположных друг другу царства, каждое из которых связано со своими определенно выраженными и контрастными ассоциациями. При этом все внимание фокусируется лишь на одной сфере, которая трактуется как единственное поле политического интереса. Редко задаются вопросы о политическом значении существования этих двух сфер, или о том как они возникли. Происхождение политической сферы не содержит в себе ничего таинственного. Общественный договор подразумевает существование публичного мира гражданского закона, гражданскую свободу и равенство, контракт и самих индивидуумов. Какова же (предположительная) история происхождения приватной сферы?
Чтобы понять любую из представленных классическими авторами картин естественных (природных, natural) условий или гражданского государства, эти два мира необходимо соотнести друг с другом. «Естественное» и «гражданское» одновременно противопоставлены друг другу и взаимозависимы. Эти два термина обретают смысл при взаимосопоставлении друг с другом; то, что относится к «естественному», исключается из «гражданского», и наоборот. Привлечение вниманию к взаимозависимости естественного состояния /гражданского общества не объясняет, однако, почему после заключения первоначального пакта термин «гражданский» перестает относиться ко всему обществу, но применим только к одной его части. Чтобы объяснить этот сдвиг, необходимо принять во внимание одновременную противоположность и взаимозависимость «естественного» и «гражданского». Как только был заключен первоначальный контракт, возникла соответствующая дихотомия между приватной сферой и гражданской, публичной сферой - дихотомия, которая отражает порядок полового различия в естественных условиях, различия которое одновременно является политическим. Женщины не участвуют в первоначальном контракте, но они ведь не остаются в естественном состоянии - это подорвало бы саму идею полового контракта! Женщины оказываются инкорпорированы в сферу, которая одновременно и принадлежит, и не принадлежит гражданскому обществу. Приватная сфера является частью гражданского общества, но она отделена от собственно «гражданской» сферы. Антиномия приватного/публичного - просто другое выражение антиномий естественное (природное)/гражданское и женщины/ мужчины. Приватное, женская сфера (естественное) и публичная, мужская сфера (гражданское) противопоставляются друг другу, но имеют смысл лишь при взаимосопоставлении, и смысл гражданской свободы публичной жизни состоит в освобождении от естественного подчинения, которое характеризует область приватного (Локк здесь ошибается, представляя это противоречие в патриархальных терминах как противоположность отцовской и политической власти). Что значит быть «индивидуумом», заключающим контракты и граждански свободным, становится понятно лишь на фоне подчинения женщин в приватной сфере.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|