|
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНЫХ НАРРАТИВАХ 1 глава
Что такое репрезентация?
Репрезентация представляет собой одну из базовых культурных практик и ключевой момент в циркуляции культуры. Одно из самых простых определений культуры можно сформулировать как «разделяемые смыслы». Главным посредником в разделении смыслов является язык: понимание смыслов возможно, лишь если это язык - общий. Но язык способен выполнять эту роль только потому, что является системой репрезентации- слова репрезентируют свои смыслы..
Как именно работает языковая система репрезентации, как слова предстают в виде знаков, имеющие определенные референты; как язык образует значения - изучает семиотика. Однако помимо семиотического, в последнее десятилетие в социологии все более влиятельным становится дискурсивный подход. Дискурсом принято называть способ организации или конструирования знания о каком-нибудь предмете или явлении, т.е. набор идей, образов и практик, которые задают сами формы знания, способы их обсуждения и связанного с ними поведения. Дискурс определяет, какие знания или практики приемлемы, а какие неприемлемы по отношению к конкретному предмету, виду деятельности или социальному институту; какие утверждения являются истинными, а какие ложными.Дискурсивный подход, в отличие от семиотического, более интересуется не тем, какосуществляется репрезентация, а каковы ее последствия, т.е. политикой репрезентации.Он предполагает анализ того, как организация знания связана с властными отношениями в обществе, как она регулирует поведение, конструирует идентичности, а также - как задаются способы репрезентации и изучения тех или иных феноменов и связанные с ними практики. Таким образом, дискурсивный подход всегда предполагает анализ исторического и культурного контекста репрезентации.
Существуют также разные подходы, объясняющие природу репрезентации. Стюарт Холл выделяет три основные способа такого объяснения219.
1. С точки зрения рефлексивного подхода,воссоздаваемое с помощью репрезентации значение связано с отображаемым объектом, человеком, идеей или событием, существующими в реальном мире, а язык играет лишь роль зеркала, отражающего это значение. Этот подход называется еще миметическим,от греческого слова мимезис,означающего «подражание». Он передает один из важных аспектов репрезентации — ее связь с реальным миром, но бессилен объяснить возможность различных репрезентаций одного и того же явления.
2. Интенциональный подходпредполагает, что смысл и эффекты любой репрезентации целиком задаются ее автором, тем, кто пользуется языком, рисует картины, делает фотографии и т.п. Он отражает активную роль субъекта репрезентации, но не может объяснить, почему заложенные в нее смыслы могут восприниматься и разделяться другими людьми - любое средство коммуникации подразумевает не только автора, но и рецептора смыслов.
3. Наконец, конструктивистский или конструкционистскийподход делает акцент на социальном характере репрезентации. Ее смысл не является ни механическим отражением объектов, ни достоянием индивидуального автора: он каждый раз заново конструируется и реконструируется в процессе коммуникации, непосредственно отражая ее социокультурный контекст.
Последний подход особенно важен применительно к анализу репрезентаций тендерных отношений, поскольку позволяет объяснять культурный и политический смысл многочисленных образов мужчин и Женщин, мужественности и женственности, которыми переполнены любые культурные нарративы.
219 Hall S. (ed.) Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage in association with the Open University, 1997. P.24-26.
Тендерные аспекты массовой культуры: теория «мужского взгляда»
Тендерные репрезентации являются принципиально важной частью как элитарной, так и массовой (популярной) культуры, однако именно популярной культуре, густо насыщенной стереотипами мужественности и женственности, обычно приписывается особенно сильная степень воздействия на массовое сознание и повседневные практики. Именно поэтому популярная культура оказывается в фокусе анализа тендерной теории значительно чаще, чем элитарная.
Поп-культуре, а именно голливудскому массовому кино, была, в частности, посвящена наиболее влиятельная феминистская работа о технологиях тендерной репрезентации: "Визуальное удовольствие и нарративное кино" Лауры Малвиггй. Используя психоаналитический подход Фрейда и Лакана, Л.Малви анализирует классические голливудские фильмы и приходит к выводу, что они построены на эксплуатации двух свойств сознания: так называемой "скопофилии" (вуайеризма), т.е. удовольствия от подглядывания, с одной стороны, и "нарциссической идентификации", т.е. удовольствия от отождествления с другими, более совершенными объектами, с другой стороны. Малви показывает, что кинокамера в классическом нарративном кино, по сути, соответствует мужскому взгляду, и характер доминирующих в фильмах персонажей таков, что они приспособлены именно для мужских удовольствий. В самом деле, активные герои, от идентификации с которыми можно получить удовольствие, в таких фильмах, как правило, мужчины, женщины же представлены, главным образом, как эротизированные персонажи, объект мужского желания и мужского взгляда. Фильмы, скроенные по такому рецепту, представляют собой голливудский 'mainstream', основной поток, и исключений существует не так уж много (тем меньше их было в середине 1975 г., когда появилась знаменитая статья).
Главная идея работы Л.Малви заключается в акцентировании внимания на "власти мужского взгляда", на принципиально раз-
220 Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративное кино // Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000.
ной позиции, которую два пола занимают в массовой культуре: мужчины смотрят, женщины выставлены для обозрения. В кино, на телевидении, в других визуальных искусствах, а также в текстах: газетах и массовой литературе, мужчины являются "субъектом взгляда", носителем точки зрения, занимают контролирующую позицию - женщины же им подконтрольны. Мужчины действуют, женщины служат объектами их действий. Это отражение патриар-хатных отношений в культуре221.
Наиболее очевидным жанром, в котором женщины "подставлены" под мужской оценивающий и контролирующий взгляд, является порнография, однако это далеко не единственная сфера, где женские тела репрезентируются как объект желания, сексуальных фантазий и насилия. Немалую роль играет реклама, где изображения женщин служат "приправой" к напиткам, бытовой технике, даже автомобилям. Кодированное послание к мужчине-потребителю гласит: "Если ты купишь этот продукт, ты получишь в придачу эту красотку ". Для женщин содержание "слогана" несколько отличается: "Если ты купишь этот продукт, ты превратишься в эту красотку". Женщины, представленные в рекламе, увидены не женским взглядом: это эротические картинки, приманки для мужчины. Подчиняясь этому навязчивому, доминирующему взгляду, женщина привыкает смотреть на себя чужими глазами, усваивает мысль о том, что ее ценность как женщины определяется состоянием ее фигуры, лица, одежды. Она приучается видеть в самой себе объект потребления. Именно так составлен видеоряд даже в журналах, предназначенных для сугубо женского чтения, таких, как "Cosmopolitan", "Домашний очаг", 'ЕИе" и им подобных.
Точку зрения Малви поддержали многие авторы, в частности, С.Нил в своем анализе вестернов показал, что потенциальная возможность эротического (или скопофилического) взгляда на мужские тела в массовом кино подрывается мотивами садизма и агрессии - демонстрацией раненых и искалеченных тел. Мужские персонажи вестернов к тому же суровы, грубоваты и, главное, сохраняют позицию контроля за происходящим действием. Такие культурные коды предполагают не наблюдение за выставленным на обо-
221 Gamman L, Marshment M. Introduction // Gamman L, Marshment M. (eds.) The Female Gaze. Women as Viewers of Popular Culture. London: The Women's Press Ltd. 1988. P.I.
зрение пассивным телом, а именно нарциссическую идентификацию, сопровождающуюся мечтами о власти и контроле222.
Работа Малви оказала большое влияние на феминистские исследования культуры, породив целый ряд работ, доказывающих, что постоянное тиражирование тендерных стереотипов служит средством "промывки мозгов" и "оболванивания" женщин в соответствии с патриархатными стандартами, т.е. является частью пропагандистской машины, работающей против их интересов. Так, М.Хаскелл называла голливудские мелодрамы «эмоциальным порно для фрустрированных домохозяек»223, марксист Д.Марголис критиковал массовую романтическую литературу за то, что она призывает своих читательниц «утонуть в своих чувствах»224 и т.п. Проблема этой критики заключается, однако, в том, что, атакуя стереотипные изображения гендерных ролей, она имплицитно подразумевает возможность «достоверных», «реалистичных» и «политически корректных» мужских и женских образов, т.е. основывается на миметическом (рефлексивном) подходе к репрезентации. Требование изображения «реальных» мужчин и женщин оставляет «за кадром» вопрос, чьи представления о реальности будут взяты за основу. Репрезентируемая реальность в любом случае будет конструктом, когнитивно и эмоционально воздействующим на аудиторию, и, создавая такой конструкт, необходимо считаться с ее вкусами и предпочтениями.
Мелодрамы и технологии «женского удовольствия»
В 1980-90-е гг. все большее распространение получила другая точка зрения, основанная, в частности, на большем доверии к женской аудитории. Многими авторами было отмечено, что именно в массовой культуре существует культурное пространство, открыто маркированное как «женское» - «женские странички» в массовой прессе, женские журналы, женское кино и литература. Огромная масса женщин с удовольствием покупает и читает "женские журналы", романтические книжки в мягкой обложке, смотрит телесериалы и получает от этого удовольствие. Резонно ли
222 Neale S. Masculinity as Spectacle // Screen. 1983. Vol.24. No.6. P.2-16.
223 Haskell M. From Reverence to Rape. Harmondsworth: Penguin, 1974.
224 Margolies D. Mills and Boon: Guilt Without Sex // Red Letters. 1982/3. No. 14.
объявлять войну именно той продукции, которая создается специально для женского удовольствия, потому что феминистки считают ее "идеологически вредной"? Все эти артефакты давно уже стали частью специфической "женской культуры", выражением "особенных" женских интересов. В самом деле, если в "высокой культуре" женщина часто бывает исключена или объективирована в качестве секс-символа либо просто "украшения", то как раз в этих непрестижных жанрах повествование часто ведется именно от имени женщины, женщины и их проблемы оказываются в центре повествования.
Каковы жанровые и содержательные особенности «женской» массовой культуры? Первое, что бросается в глаза, это доминирование темы сексуальности.Даже если в конкретном нарративе впрямую говорится о других вещах, то сексуальность всегда присутствует в подтексте, как истинный мотив, двигающий персонажами. Обратимся, например, к "женским романам" в мягких обложках, которые за последнее десятилетие триумфально продвинулись на российском рынке печатной продукции (заслужив при этом в феминистской культурной критике клеймо "порнографии для женщин")225. Прежде всего, в такого рода литературе делается акцент на различияхмежду полами: мужчины и женщины принадлежат, как правило, к разным социальным мирам (мужчины, естественно, к более высоким слоям общества) и представляют собой определенную загадку друг для друга. По закону жанра, "отгадывателем" загадки оказывается женщина, причем весь нарратив держится именно на этом постепенном разгадывании и завоевывании другого человека. Романы, как полагается, кончаются свадьбой, таким образом, акцент делается на наиболее интересной и непредсказуемой для женщины стадии отношений с мужчиной - добрачном ухаживании. Сюжеты обычно лишены правдоподобия, но в этом и заключается их своеобразная прелесть: это сказка о том, что мужчины только кажутсямрачными, эгоистичными, высокомерными, полностью поглощенными своей работой и т.п.: на самом деле, они готовы к нежному и романтическому чувству, и "правильно" ведущая себя героиня всегда будет вознаграждена. В психоаналитичес-
225 Snitow А.В. Mass Market Romance: Pornography for Women is Different // Desire: The Politics of Sexuality. Eds.: A.Snitow,C.Stansell, S.Thompson. London: Virago, 1984. P.258-275.
ки ориентированных культурологических текстах их образы связываются с фигурой вытесненного в подсознание отца- запретного и всемогущего объекта желания.
Социальный контекст романтической истории обычно сведен к минимуму и играет роль условного "задника" театральной декорации. Профессия героини, ее друзья, родители, происхождение -все вторично по отношению к главному событию ее жизни - любовной истории. Это своего рода идея нуклеарной семьи, доведенная до логического предела.
Воображаемый мир женского романа предельно схематичен. В нем присутствуют только универсальные имена, вещи, причинно-следственные связи без какого-либо намека на индивидуальность, поэтому он беспроблемно считывается и узнается. Т.Максимова предложила своего рода универсальную формулу такого романа (по принципу «нужное подчеркнуть»): "Женщина с неординарным (таинственным, бурным, скучным) прошлым встречает мужчину (ее возраста, младше, намного старше), которого она не может (не должна, не желает) любить, потому что она помолвлена (уважает своего мужа и его семью, в процессе развода, с пятью детьми, руководит крупной фирмой по производству парфюмерии и косметики, имеет независимую профессию и не хочет загубить свою карьеру, уверена в том, что она - его сестра, неизлечимо больна). Он женат (вдовец с пятью детьми, миллионер, у которого она работает секретаршей, убежденный холостяк, иностранный шпион, крупный бизнесмен, приехавший в город, чтобы перекупить ее фирму, не знает, что она - его сестра и т.д.) Встреча произошла, неважно при каких именно обстоятельствах, и остальные 200-300 страниц романа они будут переживать и мучиться (мучить друг друга) от того, что их неординарное (таинственное, бурное, скучное) прошлое неохотно отступает перед прекрасным (неординарным, таинственным, бурным) будущим»226.
По мнению К.Гледхилл, значительное преобладание числа «женских» массовых жанров над мужскими свидетельствует о том,
226 Максимова Т. Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или «каждая маленькая девочка мечтает о большой любви» // Потолок пола. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1998. С.47-90.
что женщины являются специальной, «проблемной» частью аудитории, своего рода отклонением от нормы .
При этом наличие такой специфической «женской культуры» отнюдь не означает существования свободного женского я^эоетран-ства, где ничем не стесненные женщины могут 'общаться между собой: «женщины» фигурируют там в качестве заданных культурной нормой социальных конструктов —круг их интересов понимается весьма ограниченно. Таким образом, понятия «женская культура», «женские жанры» и т.п. маркируют, -с одной стороны, признание наличия у женщин особой культурной позиции, требующей своего выражения, а с другой стороны, марганальность этой позиции по отношению к доминирующей культуре.
Концепция «женского удовольствия» подразумевает не столько оспаривание этой маргинальное™, сколько особые стратегии обращения с нарративами. Ш.Брундсон предлагает свой анализ телевизионных «мьшьных опер», опираясь на понятие женской культурной компетентности.Массовые жанры, в частности, телесериалы, используют культурные коды, разделяемые многими женщинами, и это следует принимать во внимание. Это не означает, что они не могут быть понятны мужчинам: скорее, можно говорить о том, что многие детали и содержательные моменты, включенные в сериалы, апеллируют к специфическому женскому опыту и могут быть полностью «активизированы» только в рамках этого опыта228. Культурная компетентность позволяет, не отвергая самого жанра, потенциально направленного на «женское удовольствие», иметь собственную критическую позицию — прочитывая доминирующий нарратив, не подчиняться его патриархатной логике.
Дискуссия о порнографии
Отражением разных взглядов на сущность гендерной репрезентации стала развернувшаяся в 1980-90-ее гг. дискуссия о пор-
227 Gledhill C. Genre and Gender: the Case of Soap Opera // Hall S. (ed.) Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage in association with the Open University, 1997. P.24-26.
228 Brundson C. Writing about Soap Opera // Masterman L. (ed.) Television Mythologies. London: Comedia/MK Press, 1984.
нографии. В феминистской научной литературе сложилось влиятельное направление, связанное с очень жесткой критикой порнографии как "крайней формы унижения женщины" и "секс-плуата-ции". Эта традиция связана, в первую очередь, с именами Андрей Дворкин229 и Кэтрин МакКиннон230, даже предложившими в США законопроект о запрете порнографии, как способа тендерной репрезентации, провоцирующего насилие по отношению к женщинам.
Их точка зрения, однако, была оспорена другими феминистскими авторами. Так, Алисой Асситер и Кэрол Аведон, а также Надин Строссен считают, что ре-интерпретированная «сопротивляющейся зрительницей/читательницей» порнография также может стать источником женского удовольствия231. Они полагают, что закон о запрещении порнографии не только противоречит свободе слова, но и навязывает в качестве единственно легитимных узкие и ограниченные способы репрезентации женщин как чистых, невинных и не получающих удовольствия от секса—т.е., в конечном итоге, поддерживает патриархатные стереотипы.
Джессика Бенджамин232 предложила свою психоаналитическую трактовку порнографии, объясняющую, в частности, ее распространенность и устойчивый интерес, который она вызывает у аудитории. По ее мнению, многие эротические фантазии, в частности, о доминировании и подчинении, которые представляют собой своего рода "несущую конструкцию" порнографической репрезентации, имеют свое происхождение в до-эдиповой стадии становления личности. В основе их лежат две базовые человеческие потребности, связанные с обретением самоидентификации: потребность в автономии, индивидуации, отделения себя от другого человека, который "не-Я", и потребность в признании себя дру-
229 Дворкин А. Порнография. Мужчины обладают женщинами // Введение в тендерные исследования. Ч.П: Хрестоматия. Под ред.С.В.Жеребкина. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.201-213.
230 MacKinnon C. Only Words. London: HarperCollins, 1994.
231 Assiter A., Avedon C. Bad Girls and Dirty Pictures: The Challenge to Reclaim Feminism. London: Pluto, 1992; Strossen N. Defending Pornography: Free Speech, Sex and the Fight for Women Rights. London: Abacus, 1996.
232 Benjamin J.Master and slave: The fantasy of erotic domination // A.Snitow, C.Stansell, S.Thompson (eds) Desire: The politics of sexuality. London: Virago, 1984. P.293-308.
гим человеком, необходимость быть воспринятым и востребованным. Отношения "господина" и "раба" с этой точки зрения представляют собой расщепление и абсолютизацию этих двух потребностей.
Эта идея восходит к работе Н.Ходоров233, в которой доказывается, что в условиях современной культуры, где маленьким ребенком занимается преимущественно мать, она же является для него/ нее первым Другим, от которого индивид должен отгородиться, чтобы обрести индивидуальность. Таким образом, мать для ребенка воспринимается не в качестве человека и независимого субъекта, а скорее, как один из образов мира, как объект. Особенно драматические формы этот опыт отторжения принимает у ребенка мужского пола, которому необходимо отвергнуть мать, чтобы обрести свою тендерную идентичность. Поэтому именно для мужчин опыт индивидуации, обретения автономии так принципиально важен, и именно они часто занимают позицию "господина" в соответствующих порно-репрезентациях. То, что роли могут распределяться по-другому, в данном случае, не принципиально: в любом случае, порно-образы говорят о невозможности воспринимать другого как независимого и обладающего волей субъекта.
Дж.Беньямин, как и Э.Ф.Келлер234 полагает также, что этот акцент на дифференциацию, противопоставления себя другому, имеющий психоаналитическое происхождение, составляет важную черту современной западной рациональности и культуры вообще, поскольку определяет приоритет различия над близостью, границ над континуумом, полярности и оппозиционирования над взаимозависимостью и взаимопритяжением. "Другое" противопоставляется мыслящему субъекту как объект, но не как другой субъект: отсюда представления о полной независимости рационального познающего эго, составляющее основу классической философии. Мужская гегемония в культуре приводит к торжеству качеств, выработанных в период детского отвержения и объективизации матери, триумфу индивидуализма, инструментальных ценностей во всех формах социальных интеракций.
233 Chodorow N. The Reproduction of Mothering. Berkely: University of California Press, 1978.
234 Keller E. R, Gender and Science // Psychoanalysis and Contemporary Thought. 1978. V.I, no.3 . P.409-453.
Этот перекос опасен по многим причинам, но не в последнюю очередь и потому, что потребность в признании, контакте, присоединении, столь сильно подавляемая в современной цивилизации (раньше они в значительной степени удовлетворялись с помощью религии и религиозных форм коммунальное™), может прорваться (и нередко прорывается) также в неадекватных формах. К ним относятся и все более входящие в моду садо-мазохистские фантазии, и различные нео-религиозные культы (например, тоталитарные секты), и просто культы нерелигиозного характера (например, фанатичные поклонники поп-идолов), и политические движения тоталитарной направленности.
Таким образом, содержание репрезентаций сложно поменять непосредственно политическим путем, если, конечно, не ставить своей целью тоталитарный контроль за всеми трансляторами информации. Более продуктивным представляется создание "других" имиджей - увиденных не глазами господствующих в данном обществе социальных групп, а самих этих "других", в частности, более широкое распространение специфического женского жизненного опыта, женского письма, женского взгляда на мир - короче говоря, создание действенной альтернативы потребительскому "мужскому взгляду" и "мужским правилам игры".
Другой способ работы с репрезентациями - это деконструкция существующих культурных штампов и стереотипов, которая позволяет придать более глубокий смысл пронизывающим нашу повседевную жизнь имиджам и проливает свет на характер тендерных отношений в данном фрагменте социальной реальности.
Репрезентация женщин
в советской массовой культуре
Так случилось, что большая часть теории тендерной репрезентации была произведена не в России и не на российском культурном материале, следовательно, ее содержание подпитывалось из других, инокультурных по отношению к нашей стране источников. Делает ли это достижения западного феминистского анализа нерелевантными по отношению к нашей действительности? Такое умозаключение было бы, вероятно, не вполне верным, хотя бы в силу того обстоятельства, что реальное культурное пространство современной России вполне подвержено влиянию глобализации или, если угодно, культурной экспансии со стороны тех самых стран, в которых написано наибольшее число научных работ на эту тему. Так, голливудское кино, о котором писала Л.Малви, более чем широко представлено как в российских кинотеатрах, так и на телевидении и видеокассетах. Как бы не оценивался этот процесс, Россия минимум десять лет уже является частью мирового культурного пространства и подвергается воздействию приблизительно тех же самых процессов и стереотипов, которые в нем наиболее распространены и акцентированы. Относительно широкое внедрение сети Интернет в российской провинции значительно упрощает доступ к ресурсам маклюэновской "глобальной деревни".
В то же время степень влияния зарубежных культурных паттернов ни в коем случае нельзя переоценивать. Они присутствуют в российском массовом сознании наряду с теми стереотипами, которые были сформированы еще в советскую эпоху (и даже раньше), а также являются самостоятельными продуктами реформ последнего десятилетия.
Каковы были главные способы репрезентации женщин в культурных нарративах советской эпохи?
1. Женщина предстает в соответствии с необходимостью идеологического обслуживания поставленной перед ней политической задачи: одновременно рабочей силы и источника прироста населения(фильм «Москва слезам не верит»).
2.Она всегда работница, как в реальной жизни, так и в книге, и на экране. Очень часто предметом изображения выступает женская карьера, превращение ее из "женщины старого типа" в "новую социалистическую женщину". Как правило, важным элементом духовного роста героини становится ее эмансипация,освобождение от предрассудков - при этом приходится преодолевать многие проблемы и даже опасности. Однако из всех испытаний героиня неизменно выходит победительницей (лучший образец - фильм "Светлый путь"). В то же время она ни в коем случае не теряет и своих специфически женских свойств: хотя дело играет в ее жизни, пожалуй, первую роль, она находит и свое личное счастье, причем оказывается, что одно очень хорошо дополняет другое ("Небесный тихоход"). Если какой-то конфликт между ролями женщины и советского человека все же случается, то побеждает всегда "советский человек" ("Семнадцать мгновений весны", "Записки следователя", "Любовь Яровая").
3. Традиция русского психологического реализма сохраняется в том отношении, что в моральном плане героиня всегда бывает абсолютно безукоризненна,ей чужда сама ситуация нравственного выбора - она просто знает, как надо поступить в любой ситуации. Образы мужчин даже в сталинских фильмах не столь однозначны, у них случаются и размышления, и моральные терзания - но у женщин никогда. Советская героиня - всегда подруга одного единственного мужчины. Любовь может заставить ее страдать и ревновать, но никогда не толкнет на бесчестный поступок ("Любовь Яровая", "Сорок первый»). Тема сексуальности, естественно, не упоминается вообще.
4. В принципе, этот тип репрезентации отличается от классического голливудского сценария лишь одним обстоятельством - но чрезвычайно важным: героиня непременно является героиней во всех смыслах этого слова, она никак не может ограничиться "просто любовью". Вообще, это очень активный персонаж.
Весьма информативным источником, позволяющим анализировать характер тендерных репрезентаций являются газеты, как советские, так и современные. Приведем в качестве примера несколько материалов, напечатанных в газете "Комсомольская правда" в течение января-февраля 1984 года, последнего перед приходом к власти М.Горбачева и началом, символической на первых порах, перестройки. В газете представлено довольно много женских образов, и в подавляющем большинстве случаев это активные героини, проявляющие свои высокие моральные качества в работе на благо государства. При этом государство оказывается ревнивым партнером: героические советские женщины часто предстают на страницах газеты одинокими, их патриотическая преданность Родине как будто не терпит соперничества со стороны мужчины. Конечно, это ни в коем случае не говорится прямым текстом, но проглядывает в том, какие сюжеты выбирают журналисты для своей галереи положительных героинь.
Вот, например, материал о комсомолке Любе: "Однажды ее, боевую и бедовую, заметил Стародубцев. Избрали секретарем комитета комсомола хозяйства... Хоть дочке и годика нет, ни одно собрание не проходит без Любы. Двери ее квартиры никогда не запираются на ключ. Не зря о Любе говорят с любовью: "Наш депутат "2К.
Таким образом, молодая женщина, чтобы соответствовать ожиданиям своих избирателей, должна посвятить им себя полностью, лишив себя всякой личной жизни, всякой приватности ("дверь никогда не запирается на ключ "). Однако самоотверженность Любы не воспринимается автором заметки (мужчиной) как жертва, она счастлива: "Спустя несколько минут трибуны аплодировали. Люба прижала к себе дочку, а на глазах слезы. От волнения и радости ". В заметке неоднократно упоминается Любина маленькая дочка, которую она возит гулять на свою родную ферму: "Ей говорят: "Зачем ребенка морозишь? "А она отшучивается: "Пусть привыкает ". И катит санки к ферме ". При этом ни разу не упомянут отец ребенка. По контексту понятно, что он, скорее всего, никакого участия в жизни Любы и ее дочери не принимает, и это понятно: связь Любы с государством настолько тесная, что больше ни одному человеку в ее жизни просто объективно не остается места. И вполне символично выбран маршрут ее прогулок с дочкой: она явно готовит ей такую же работу и такую же судьбу ("пусть привыкает ").
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|