Обратим внимание на то, что каждый аргумент в логической цепочке весьма сомнителен.
Энгельс описывает это как «всемирно-историческое поражение женского пола»43, победу мужчин над женщинами и частной собственности над общественной. Но он также полагал, что женщинам свойственно стремление к целомудрию и браку с одним мужчиной: «Чем больше с развитием экономических условий жизни, следовательно, с разложением древнего коммунизма и увеличением плотности населения, унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной»44 (Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1987. Т.б. С. 139. 44 Там же. С. 135).
Критика Энгельсом семьи
Моногамная семья является не «романтической победой половой любви, примирением мужчины и женщины», но триумфом мужчины, подчинением одного пола другому, совпавшим с первыми классовыми отношениями и первым классовым угнетением: «Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве наследников должны вступить во владение имуществом отца. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. Право на супружескую неверность остается обеспеченным за ним и теперь, по крайней мере, еще обычаем... и по мере дальнейшего общественного развития оно осуществляется все шире; если же жена вспомнит о былой половой практике и вздумает вернуться к ней, то она подвергается более строгой каре, чем когда-либо прежде»45 (Там же. С. 142, 143).
По сути, происходит разделение на частные семьи, чтобы у каждого мужчины была бы женщина, которая не только вынашивала бы его детей, но и обслуживала только его. Происходит своего рода «приватизация» женщин, которую Энгельс называл домашним рабством.
Патриархатное доминирование вступает в противоречие с современной половой любовью, оставляя лишь выбор между католическим лицемерием и протестантской скукой.
Нетрудно заметить, что Энгельс откровенно враждебен по отношению к моногамному браку. Он особенно настаивает на том, что моногамия была таковой только для женщин: мужчины же имели возможность пользоваться услугами «гетер».
За рамками семьи
По мнению Энгельса:
- отмена частной собственности,которая является базисом семьи - условие освобождения половой любви;
- в буржуазной семьепатриархат остается незыблемым, независимо от его юридического оформления, поскольку мужчина остается собственником, а женщина зависима от него. В буржуазной семье жена порабощена, по сути, покупается мужем за деньги и должна обслуживать его запросы;
- в пролетарской семьебазис патриархата разрушен. Поскольку женщина работает, подорваны последние основания для мужского господства, «кромеразве некоторой грубости в обращении с женой, укоренившейся со времени введения моногамии»*6 (Там же. С.151.).
Но по-прежнему существует противоречие между домашними обязанностями женщины в личной сфере и ее социальной ролью в обществе как работника.
Только с полным вовлечением женщин в общественное производство и с отменой семьи как экономической единицы может быть утверждено реальное равенство между мужчинами и женщинами. И эта точка зрения на рубеже столетий становится ортодоксальной социалистической позицией по «женскому вопросу», хорошо артикулированной Бебелем47 (Бебель А. Женщина и социализм. М.: Политиздат, 1959).
В то же время нельзя считать подход Энгельса полностью эталонным для всех ветвей марксизма, в частности, для его ленинист-ской модификации. Энгельс полагал, что для воспроизводства человеческого общества необходимы два условия: «Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни, предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода»48 (Энгельс Ф. Указ.соч. С. 107). Последняя часть этой цитаты, в принципе, содержит в себе очень перспективную идею, развитие которой могло бы обогатить марксизм уже в прошлом веке представлением о самостоятельной роли тендерных отношений и сексуальности в развитии общества. Однако на практике большинство духовных наследников Энгельса сосредоточили свое внимание лишь на способе производства. Очень характерна в этом плане сноска, которой издатели снабдили приведенную выше цитату в одном из советских переизданий «Происхождения семьи...»: «Энгельс допускает здесь неточность, ставя рядом продолжение рода и производство средств к жизни в качестве причин, определяющих развитие общества и общественных порядков. В самой же работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс показывает на анализе конкретного материала, что способ материального производства является главным фактором, обусловливающим развитие общества и общественных порядков»49 (Редакционное замечание в: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Госполитиздат, 1950. С.4). Так Энгельс приводится в соответствие с «генеральной линией», которую можно определить как экономический детерминизм.Согласно этой влиятельной внутри марксизма традиции, капиталистический способ производства целью имеет прибыль, соответственно его движущей силой является рост производительности труда с целью получения сверхприбыли. Этот принцип распространяется на все социальные институты, включая семьи. Марксисты считают, что те формы семьи, которые существуют на западе, наиболее полезны для индустриального капитала.
Критика Энгельса
а) антропологическая схема Моргана полностью спекулятивна:
1. Не обнаружено до сих пор прямых свидетельств существования группового брака.
2. Нет свидетельств примитивного матриархата.
3. Он явно путал «семью» с более широкими хозяйственными единицами внутри племени.
б) точка зрения Энгельса на происхождение патриархата базируется на:
1.СЪмшпельнь1Хпсихологическихдопущениях. 2. Смешении матрилинейности с матриархатом.
в) отмена частной собственности вовсе не приводит к отмене семьи и не означает конца подчинения женщин.
Таким образом, ортодоксальный марксизм сводит угнетение женщин к экономическим причинам, т.е. практически смешивает с классовым угнетением («Муж в семье - буржуа, жена представляет пролетариат»)50 (Тамже.С.75
). Производство рассматривается, фактически, только в экономическом плане - но на самом деле, в семье серьезнейшую роль играет еще и «производство» привязанности, заботы, сексуального удовлетворения.
Заслуги Энгельса
а) некоторые его аргументы имеют эмпирическое подтверждение:
- сравнительные антропологические исследования подтверждают тот факт, что неравенство по половому признаку имеет тенденцию развития по мере развития частной собственности;
- существует явная связь между доминированием мужчин в сфере производства и сужением сферы домашнего хозяйства до границ нуклеарной семьи.
б) Энгельс четко осознал разницу между разделением труда по полуна ранних стадиях развития общества, которое он объяснял с помощью биологии, и половым подчинением,которое развивалось исторически и должно объясняться средствами социологии.
в) помещение Энгельсом в центр проблемы частной собственности позволяет понять, что объясняя современные отношения между полами, мы имеем дело не с разделением труда, но с властными отношениямимежду мужчинами и женщинами.
Марксистская доктрина применительно к «половому вопросу»
Маркс и Энгельс:
- в принципе признавали необходимость освобождения женщин, но лишь как часть общего процесса освобождения человека;
- в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс лишь мельком касается условий освобождения женщин. Его главные соображения по этому поводу сводятся к следующему:
по его мнению, во-первых, необходимо вхождение женщин в систему общественного производства и отмена семьи как экономической ячейки общества, во-вторых, этот процесс тормозится лежащей на женщинах двойной нагрузкой — существует противоречие между домашними обязанностями женщин в их частной жизни и их положением как рабочей силы в публичной сфере. Энгельс предполагает необходимость социализации домашнего труда (т.е. признания его общественной значимости и, соответственно, денежной стоимости), но не предлагает никакой программы реализации этого пожелания;
- Маркс и Энгельс вообще не придавали большого значения этой проблеме;
- более того, впоследствии Энгельс весьма подозрительно относился к «буржуазному» феминистскому движению;
- таким образом, освобождение женщин, согласно классической марксистской теории, является лишь частью борьбы за освобождение рабочего класса.
Ортодоксальный марксизм на рубеже веков
Социально-демократические партии II Интернационала формально признавали необходимость освобождения женщин. В 1907 году II-и Интернационал принял резолюцию, обязывающую все входящие в него партии агитировать за юридическое и политическое равноправие женщин.
«Женщина и социализм» Бебеля была библией 11-ого Интернационала. Ключевым вопросом освобождения женщин в ней провозглашалось их экономическое самоопределение:
1) выход на рынок труда уравняет всех женщин с мужчинами;
2) в результате будут заключаться только браки, основанные на свободной половой любви.
Но этого еще недостаточно, чтобы гарантировать им освобождение. Оно возможно лишь в обществе, «свободном от власти чистогана», основанном на:
3) общей собственности на средства производства;
4) социализации биологического воспроизводства.
Бебель считал, что женщины должны быть готовыми к борьбе: «женщины не должны ждать, что мужчины помогут им улучшить их жизнь», а мужчины должны освободиться от своих предрассудков. Но:
а) он настаивал, что движение женщин должно быть составной частью рабочего движения, и, соответственно, не должно иметь контактов с буржуазными феминистками;
б) попранные юридические и гражданские права, которые являлись предметом заботы буржуазных феминисток, по его мнению, давали лишь формальное равенство, по существу ничем не гарантированное;
в) он считал, что освобождение женщин автоматически последует за освобождением пролетариата.
Таким образом, женщины считались просто наиболее эксплуатируемой частью пролетариата, и организация женщин была подчинена классовой организации.
На практике этому вопросу не уделялось особого внимания. Существовали женские организации, но лишь несколько женщин играли активную роль в руководстве социал-демократическим движением в целом.
Женщины вообще рассматривались как консервативная сила:
- осознавалась необходимость вовлекать женщин в организацию, чтобы победить в революционной борьбе, но:
- в то же время борьба за право голоса для женщин считалась нежелательной, потому что левые боялись, что женщины будут голосовать за консервативные партии.
Так, Роза Люксембург считала «женский вопрос» уклонением от главных приоритетов классовой организации и классовой борьбы. Клара Цеткин придавала значение эмансипации женщин, но только как части движения за освобождение пролетариата, причем имеющей подчиненное по отношению к основным целям значение.
Хотя Бебель и Цеткин настаивали на активной роли женщин в борьбе за их освобождение, во II Интернационале не было места феминизму как движению. Даже когда социалистические партии проводили в целом прогрессивную политику, женщины сталкивались с проявлениями мужского шовинизма и оппозицией со стороны коммунистов-мужчин.
Октябрьская революция в России. Попытка претворения марксистской доктрины в жизнь
Довольно большое число женщин участвовало в борьбе с самодержавием, особенно на ранних ее стадиях. К концу XIX века в России существовало относительно хорошо развитое движение феминисток («равноправок»). Но как большевики, так и меньшевики разделяли ортодоксальность II Интернационала в женском вопросе.
После революции вопрос об эмансипации женщин сразу же встал на повестку дня. Наиболее радикальные взгляды на эту проблему в рамках движения большевиков имели Инесса Арманд и Александра Коллонтай.
Александра Коллонтай
- принадлежала к большевистской верхушке;
- концентрировала свое внимание на эмансипации женщин;
- придавала большое значение женским организациям - эмансипация не является автоматическим следствием революции;
- считала чрезвычайно важным изменение отношений между мужчинами и женщинами;
- понимала, что «личное» может иметь политическое значение - Ленин назвал ее отношение к изменению личных и сексуальных отношений, которому она уделяла много внимания, «буржуазной вседозволенностью»;
- по ее мнению, как домашний труд, так и материнство угнетали женщин;
- она предложила радикальную программу, основанную на:
а) всеобщем включении женщин в производство;
б) социализации домашнего труда.
Общественные столовые и фабрики-кухни, прачечные, профессиональные уборщицы, ремонтные мастерские, ясли, детские сады и финансовая поддержка позволили бы:
- перестать материнству быть нагрузкой и родительству быть частным делом;
- отменить семью в том виде, в котором она существовала доселе;
- учредить вместо нее брак в энгельсовском смысле, основанный на индивидуальной половой любви.
Критика Коллонтай
а) она предполагала, что обеспечение детскими садами и т.д. гарантирует освобождение женщин (на самом деле, готовить, убирать, заботиться за детьми во всех этих учреждениях по-прежнему будут женщины);
б) она предполагала, что процесс освобождения неизбежен -капитализм уже разрушил семью, сделав для женщины невозможным выполнение ее домашней роли, так сказать, по полному сценарию. Социализм завершит трансформацию семейных отношений с помощью социализации воспитания детей. Таким образом, освобождение женщин является неизбежной частью революции (см., напр., «Манифест Коммунистической партии»);
в) она была согласна с Лениным в том, что женские организации должны подчиняться партии.
Коллонтай и большевистская программа
Многие из взглядов Коллонтай разделялись большевиками. Но в целом российская компартия имела другие приоритеты.
Коллонтай считала свою программу основой для освобождения женщин и вообще всех людей. Большевистские же лидеры смотрели на эту программу как на способ сделать женщин полноправными членами рабочего класса, способными играть равную с мужчинами роль как революционерки и работницы.
Необходимость облегчить лежащую на женщинах двойную нагрузку была общепризнанна, так же как и необходимость устранить их юридическое и политическое неравноправие. Поэтому в промежутке между 1917и1924 годами среди революционных приоритетов фигурировали свобода разводов, бесплатные аборты, равенство полов перед лицом закона, образование, ясли, детские сады и т.д. Но отмена семьи и сексуальная свобода, которые предлагала Коллонтай, встречали совсем другое отношение.
, Первоначальные реформы устранили формальное неравенство женщин, но не освободили их от экономической зависимости от мужчин. В результате, в тех исключительно тяжелых условиях, в которых была страна после революции, женщины по-прежнему нуждались в мужчинах, чтобы прокормиться и прокормить детей. Но теперь мужчины оказались свободны от обязательств по отношению к женщинам и детям. В результате многие женщины оказались брошенными. Увеличилась проституция.
Итак, к началу 1920-х годов надо было делать выбор между:
- обеспечением большей социальной поддержки для женщин, чтобы они могли быть независимыми;
- восстановлением их зависимости от мужчин через восстановление семьи.
Закон о браке 1926 года означал возвращение к предреволюционным ценностям. Он подразумевал всяческое укрепление нук-леарной семьи. В то же время он подразумевал наряду с зарегистрированным браком существование брака de facto.
Вообще, примерно с середины 20-х годов время «свободы и экспериментов» закончилось. Поворотный пункт был ознаменован появлением статьи директора института Маркса-Энгельса Дмитрия Рязанова «Маркс и Энгельс против «вульгарного коммунизма» и половой вседозволенности» (1927 г.) Еще ранее была опубликована выдержанная в том же духе статья Преображенского «Мораль и классовые нормы» (1923 г.) фугой автор - А.Залкинд - творчески переработав Фрейда, создал даже целую «теорию революционной сублимации», согласно которой «сексуальная невоздержанность ограбляет Революцию» («Революция и молодежь»).
Женщины при большевизме
Вскоре стало окончательно ясно, что, хотя большевики и разделяли многое из программы Коллонтай, они совсем по-другому смотрели на предназначение женщины.
Женщины должны были играть центральную роль при построении социализма:
- как производители (в 1928 г. они составляли 24% рабочей силы,ак 1940 г.-уже 39%). При этом следует трезво понимать, что помимо пресловутого «энтузиазма масс» и пропаганды участия женщин в строительстве социализма их толкала на работу суровая экономическая необходимость: реальные зарплаты в 1937 г. были ниже, чем в 1928 г., уровень жизни рабочих семей был крайне низким. В то же время в феврале 1929 г. был принято постановление ЦК КПСС, согласно которому 20% мест в высших технических учебных заведениях резервировалось для женщин. В результате пропорция женщин с высшим образованием подскочила с 14% в 1928 г. до 25% в 1930-е. Типичная героиня того времени - Паша Ангелина (женский инвариант Стаханова). Типичный пропагандистский образ -фильм «Светлый путь», история «социалистической Золушки», проходящей путь от темной крестьянской каморки до сияющего ВДНХ;
- как существа, которые должны вынашивать и выращивать детей - материнство стало социальной функцией.
Эти две позиции и стали приоритетными при выработке политики по отношению к женщинам.
Социализация воспитания детей (детские сады) и домашнего труда была подчинена интересам государства в обеспечении рабочей силой, и в то же время женщины всячески поощрялись к рождению детей. Однако общественное воспитание детей было не только способом освободить женские рабочие руки, но и важным средством воспитания «новых граждан»: предполагалось, что социалистические ценности должны прививаться детям профессиональными советскими педагогами, родители в этом плане представлялись более «отсталыми» и не вполне благонадежными. Вообще, предполагалось, что между интересами семьи и государства применительно к воспитанию детей существует определенное напряжение, и «юные граждане» должны в такой ситуации сделать единственно правильный выбор: выбор официально канонизированного героя Павлика Морозова (имеется в виду, конечно, легенда, а не реальная его судьба). Крайне интересным примером советской педагогики является феномен Антона Макаренко с его трудовой детской коммуной имени Дзержинского. Помимо широко известных «Педагогической поэмы» и «Флагов на башне», Макаренко является еще автором «Книги для родителей», дающей прекрасное представление о семье как о модели тоталитарного общества.
Реформы, даже если они и задумывались для того, чтобы облегчить нагрузку, лежащую на женщинах, использовались в итоге не для того, чтобы освободить их, а чтобы получить от них как можно больше.
В 1930 году Сталин объявил, что женщины уже достигли своего полного освобождения.
Женские политические организации отныне предназначались лишь для того, чтобы восхвалять Советских Женщин во внутренней и внешнеполитической пропаганде.
Освобождение отождествлялось с участием женщин в наемном труде, которое достигло в СССР невиданных доселе масштабов (за исключением только мусульманских республик). Однако женщины по-прежнему были заняты в основном на низкооплачиваемых работах и на нижних уровнях партийно-государственного аппарата.
Социальная разница в положении мужчин и женщин объяснялась и оправдывалась психологическими различиями между ними.
Были пересмотрены некоторые из реформ, проведенных в 1920-е годы: были запрещены аборты (1936 г.), значительно усложнилась процедура развода, и семье стало придаваться все большее значение. В 1944 г. процедура развода еще более усложнилась. Однако наибольшую роль здесь играл не высокий налог и не формальные требования: разводы стали «заноситься в личное дело». В 1936 г. Сталин писал в газете «Труд»: «Нам нужны люди. Аборты, уничтожающие жизнь, неприемлемы в нашей стране. Советская женщина имеет равные права с мужчиной, но это не освобождает ее от великого и почетного долга, данного ей природой: она мать, она дает жизнь. Это ни в коем случае не частное дело, а вопрос огромного общественного значения».
Таким образом, попытка решить проблему равенства полов, опираясь на официальную марксистскую доктрину, окончилась неудачей. Причины этой неудачи были не только политические (приоритеты большевиков заключались не в освобождении женщин, а в их использовании в качестве «строителей коммунизма»), но и теоретические: первые законодательные реформы, носившие в целом демократический характер, и обеспечение женщинам равного права на труд сами по себе не могли привести к тендерному равенству.
Социалистический феминизм
Термины «социалистический феминизм» и «марксистский
феминизм»обычно употребляются в научной литературе как синонимы. Некоторые авторы, в частности, Розмари Тонг, разводят эти понятия, относя к марксистскому феминизму тех авторов, которые более тесно связаны с собственно марксистской теорией, а к социалистическому тех, которые настроены по отношению к ней более критически и пытаются объединить ее с другими подходами (например, психоаналитическим)52 (Tong R. Feminist Thought: A Comprehensive Introduction. London: Unwin Hyman, 1989
). На практике, однако, провести такое различие довольно трудно: и марксистский, и социалистический феминизм предполагают разные формы синтеза марксизма с феминистской теорией. Поэтому в данном пособии эти понятия не различаются.
Развивая социальную теорию происхождения патриархата, представители и представительницы социалистического феминизма стремились соответствовать как минимум двум требованиям:
1. Объяснять патриархат социологически и исторически,в его изменяющихся формах и в изменяющемся социальном контексте.
2. Не редуцироватьсубординацию по половому признаку, не сводить ее к другим социальным отношениям. Мужчины, по их мнению, являются непосредственными участникамиподчинения женщин, от которого получают прямую и непосредственную выгоду.
Особенности социалистического феминизма
1. Будучи социалистами, принадлежащие к нему авторы стремились сделать акцент на исторической относительности подчиненного положения женщин, которое можно изменить, изменив социальные и экономические отношения.
2. Будучи феминистками, они особенно отмечали подчинение женщин мужчинам, которое можно устранить, лишь изменив отношения между полами.
3. Основным тезисом всех течений марксистского и социалистического феминизма является убеждение, что положение женщин нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономического контекста и что любое значимое улучшение в жизни женщин требует изменения этого контекста. В принципе, этот подход был сформулирован еще до возникновения марксизма, уже в начале XIX века.
4. Марксизм к этому основному положению добавляет мысль о том, что общество не может измениться лишь в результате призывов к разуму и справедливости и что необходима коллективная классовая борьба, которая может быть успешной только на определенной стадии экономического и общественного развития. В интерпретации более поздних марксистов эта идея практически была сведена к вульгарному экономическому детерминизму; и хотя Александра Коллонтай пыталась проделать более радикальный и сложный анализ, ее взгляды также вскоре были забыты.
Для того чтобы объяснить существование и функционирование патриархата, в рамках социалистического феминизма была выработана так называемая теория двух систем.
Теория двух систем
Теория двух систем рассматривает капитализм и патриархат как независимые категории, которые можно объяснить с помощью двух теорий: марксистской теории капитализма и феминистской теорией патриархата.
Однако такой взгляд также является уязвимым: все же он предполагает работать с двумя несовместимыми теориями, из которых одна с неизменностью начинает доминировать над другой, причем этой другой обычно оказывается как раз феминизм. Рассмотрим это на примере наиболее влиятельных авторов.
Джулиет Митчелл
Джулиет Митчелл родилась в 1940 г. Работала преподавателем английского языка в университетах Лидса и Рединга. С конца 1 %0-х - активная участница феминистского движения. Первая ее работа «Женщины: самая длинная революция» впервые была опубликована в журнале New Left Review в 1966 году53 (Mitchell J. Women: The Longest Revolution // New Left Review. No.40. November-December 1966. P. 11-37). Ей же принадлежит авторство двух классических для современного феминизма текстов: «Женское сословие», опубликованного в 1971 году54 (Mitchel J. Woman's Estate. New York: Pantheon Books. 1971), и «Психоанализ и феминизм» (1974 год)55 (Mitchel J. Psychoanalysis and Feminism. New York: Vintage Books).
Джулиет Митчелл сделала попытку совместить марксизм и феминизм, объединив Энгельса с Фрейдом, и обогатив их обоих достижениями современной социальной теории.
Вслед за Леви-Строссом, она считает одной из главных причин развития социальных отношений табу инцеста. Исключительно запрещение сексуальных связей в рамках одной семьи побуждает людей формировать более широкие социальные организации. В результате складывается система обмена между биологическими семьями — мужчины из разных семей обмениваются женщинами.
Заслуга Фрейда состоит в том, что он объясняет психологические механизмы патриархатной субординации в обществе, базирующемся на отношениях кровного родства, в котором женщины являются особым видом собственности мужчин. Они могут обмениваться этой собственностью с помощью института брака.
С развитием капитализма, родство перестает быть общим социальным принципоми ограничивается лишь рамками семьи, которая выполняет теперь, прежде всего, идеологическуюфункцию (можно вспомнить здесь парсоновскуюконцепцию семьи).
Но семья в современном обществе является, по сути, архаичным институтом—патриархат сейчас лишь исторический пережиток,опирающийся лишь на сферу идеологии.
Эта логика приводит к:
- решительному разделению сферы экономики,на которой основывается существование классов, и идеологической сферы, на которой основывается существование патриархата;
- решительному разделению социализма,который занимается анализом экономической эксплуатации, и феминизма,который занимается анализом культурного обоснования субординации по половому признаку.
Этот подход, предложенный Джулиет Митчелл, ведет либо к марксизму без всякой примеси феминизма, либо к культурному или психоаналитическому феминизму без всякой примеси марксизма. Что касается самой Митчелл, то она явно тяготеет к последнему.
Наиболее интересен вклад социалистического феминизма в анализ домашней работы как вида общественного производства.
Дискуссия о домашней работе
В дискуссии о домашней работе была сделана попытка объединить марксистский анализ капиталистического способа производства с анализом семейного способа производства, предложенным Дельфи.
Семья функциональна для капитализма:
- женский домашний трудявляется непосредственным добавлением к зарплатеработников-мужчин;
- семья превращает женщин в дешевуюи сговорчивую рабочуюсилу для капитализма.
Посмотрим, как подходят к этой проблеме разные представители социалистического феминизма. Эли Зарецки С точки зрения Зарецки:
- мужчины являются только практическими исполнителями эксплуатации женщин при капитализме;
- мужчины не получают выгодыот того, что эксплуатируют женщин;
- плоды этой эксплуатации пожинает капиталист,поскольку имеет возможность платить работникам-мужчинам более низкую зарплатуза счет бесплатных услуг, предоставляемых им их женщинами.
Поэтому патриархатные производственные отношения:
- средство эксплуатации всего рабочего класса в целом при капитализме;
- в то же время утверждающее различия между мужчинами и женщинами;
- основанное на институте семьи и разделении домашней сферы и производства56 (Zaretsky E. Capitalism, the Family, and Personal Life // Socialist Revolution. No.3(l-2), January-Aptil, 1973. P.69-125; Zaretsky E. Socialism and Feminism III: Socialist Politics and the Family // Socialist Revolution. No. 4(1), January-March. 1974. P.83-98).
Хайди Хартманн
Хайди Хартманн работает директором Института исследований женской политики в Вашингтоне. В сборнике «Капиталистический патриархат и социалистический феминизм» (1979) была опубликована ее знаменитая статья «Несчастный брак марксизма и феминизма: в поисках более прогрессивного союза»57 (Hartman H.The Unhappy Marriage of Marxism and Feminism: Towards a More Progressive Union // Capital and Class. 1979. N 8).
Хартманн также пытается объединить марксизм и феминизм. Она настаивает, что мужчины тоже получают выгоду от эксплуатации женщин, так что женщины эксплуатируются с помощью своего рода альянса между мужчинами и капиталистами.
Хартманн полагает, что марксизм никогда не мог объяснить подчинение женщин, потому что оперировал бесполымикатегориями.
Марксистская теория является теорией иерархических отношений эксплуатации,но она не может объяснить, почему именно женщины занимают подчиненные позиции в этой иерархии.
(Сравним эти аргументы с радикально-феминистской критикой марксизма, в которой принято считать, что марксистские категории как раз прекрасно подходят для анализа половых различий. Хартманн же полагает, что марксизм как теория исключает женщин из сферы своего внимания и рассматривает только мир мужчин, опираясь именно на их опыт классовой эксплуатации).
Хартманн утверждает, что марксистский анализ домашнего трударассматривает этот труд только как вспомогательный источник воспроизводства капиталистических отношений, игнорируя тот факт, что одновременно он воспроизводит патриархат.
Что касается современных феминистских теорий,то они:
- внеисторичны- они не связывают половую субординацию с другими социальными институтами;
- не удовлетворяют принципу «материалистичности» -они опираются в основном на психологические, культурные и идеологические факторы.
Как и Дельфи, Хартманн настаивает на том, что корни патриархата находятся в социальной жизни,а не в психологии, биологии или семейных отношениях.
Хартманн пытается преодолеть дуализм этих, столь различных теорий, утверждая, что патриархат покоится на контроле мужчин за рабочей силой, репродуктивностью и сексуальностью женщин и воспроизводится с помощью этого контроля в рамках всего общества.
Из этого она делает следующий вывод: «развитие капитализма располагает рабочие места в определенной иерархии, но рациональные марксистские категории не говорят нам о том, кто именно заполняет позиции в этой иерархии. Иерархии по половому и расовому признаку определяют, кому достанется какое место».
Хартманн пишет, что она не сводит патриархат к капитализму или наоборот: интересы мужчин и капиталистовчасто находятся в конфликте, особенно по поводу использования женской рабочей силы.
Тем не менее, Хартманн считает, что классовые отношения доминируют над патриархатными. Капиталисты заключают соглашения с рабочими-мужчинами, которые служат интересам последних, но раскалывают рабочий класс.
Таким образом, мужчины, отстаивая свои интересы как интересы пола, подрывают свои классовые интересы.
Итак, по мнению Хартманн, патриархат функционален по отношению к капитализму, поскольку укрепляет сепаратизм среди рабочих. А из этого следует, что если бы мужчины понимали свои подлинные классовые интересы, они бы отвергли патриархат и признали бы равенство женщин.
Главный логический недостатоканализа Хартманн заключается в том, что и она не смогла преодолеть дуализма двух теорий:
- патриархат и капитализм по-прежнему анализируются по отдельности;
- ее феминизм подчиняется ее марксизму.
Она придерживается идеи о том, что мужчины и женщины как бы обитают в разных мирах,причем мужчины - в сфере производства, а женщины в сфере биологического воспроизводства, и поэтому она не придает должного внимания тому факту, что женщины тоже работают.
Но все же ее марксизм не столь бесполый, как в работах мужчин-марксистов .
Айрис Янг
Айрис Янг критиковала подход Хартманн за непоследовательность. С одной стороны, ее попытка объединить две теории натолкнулась на противопоставление различных сфер жизни.
С другой стороны, она настаивала на том, что патриархат является общейчертой всех социальных отношений, поэтому производство тоже пронизано отношениями патриархата.
Янг, в свою очередь, предложила интегрирующую теорию:
- за отправную точку она взяла разделение труда по полу;
- это позволило обеспечить базис и для классовой теории и для теории патриархата.
Разделение экономического производства и биологического воспроизводства,таким образом, представляет собой лишь один из аспектов разделения труда по полу, того самого, которое она, вслед за Энгельсом, охарактеризовала как первое классовое разделение.
Точно так же разделение труда по полу не является просто патриархатным пережитком в рамках бесполого капитализма, но его существенной характеристикой.
При капитализме разделение между мужчинами и женщинами не является разделением между производством и воспроизводством человека, потому что оно воспроизводится и вовне дома, на рынке труда, где женщины выполняют специфическую функцию в качестве дешевого и сговорчивого резерва рабочей силы.
Поэтому для Айрис Янг патриархат не является чем-то добавочным, и борьба против патриархата является в то же время борьбой против капитализма58 (Young I. Socialist Feminism and the Limits of Dual Systems Theory // Socialist Review. 10. Nos.2-3 (March-June 1980); Young I. Beyond the Unhappy Marriage: A Critique of the Dual Systems Theory // Women and Revolution: A Discussion of the Unhappy Marriage of Marxism and Feminism. L.Sargent (ed.) Boston: South End Press, 1981).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|