|
При этом сохраняется незыблемым доминирование мужчин в публичной сфере и асимметричное распределение обязанностей в семье.
Как мужчины, так и женщины испытывают проблемы в про-сграивании своей гендерной идентичности и утверждении привычных сценариев мужественности и женственности: мужчины из-за проблематичности реализации традиционных ролей профессионала на рабочем месте и кормильца в семье в условиях экономической нестабильности, женщины из-за отсутствия институциональной поддержки выполнения привычной роли работающей матери. Новые сценарии, такие как независимый собственник-профессионал, домохозяйка, сексуальный объект, бизнес-леди, широко репрезентируются в медийном дискурсе, но плохо соотносятся с жизненными реалиями подавляющего большинства россиян.
Гендерная сегрегация на рынке труда сохраняет разницу экономических возможностей мужчин и женщин, а слабость социальной политики делает ее последствия даже более острыми, чем в советский период.
Отсутствие доминирующего идеологического фрейма создает, тем не менее, возможности для выработки на микро- и даже институциональном уровненовых форм гендерных отношений, для их диверсификации и творческого переосмысления. Высокий образовательный уровень и относительная экономическая самостоятельность российских женщин дает основания предполагать, что имеющая свои уникальные черты российская тендерная система имеет и определенный потенциал развития в направлении тендерного равноправия.
ЛЕКЦИЯ 7.
ГЕНДЕР И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Тендер и нация: соотношение понятий
Тендерные отношения имеют сложную структуру, они дифференцированы в зависимости от принадлежности к тому или иному классу, расе, этничности, национальности религиозному вероисповеданию и другим социальным группам, дающим основания для существования коллективных идентичностей. Однако до середины 1980-х гг. в социологии практически не существовало работ, рассматривающих соотношение национальной и тендерной идентичности. В 1980-х гг. в центр внимания многих социальных и политических теорий попало понятие «гражданство», традиционно определяющее связь между понятиями «нация» и «государство». Это, в свою очередь, вызвало интерес к институту гражданства, расширение представлений о его неоднородности, о существовании разных групп граждан. В том числе возник вопрос и о том, являются ли женщины гражданами в том же смысле, что и мужчины? Участвуют ли они в тех же самых национальных проектах, что и мужчины, и какую они играют в них роль?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь определить понятие «нация», которое само по себе неоднозначно. Эрнст Геллнер подчеркивал, что «нация» не имеет определенных границ- ни политических, ни культурных; такие признаки наций, как общий язык, религия или обычаи, как правило, взаимопересекаются123. Некоторые теоретики полагают, что существует реальная связь между теми культурно-политическими сообществами, которые называют себя «единой нацией», и их историческим происхождением. На этом основании считают нации «естественными», или примордиальными образованиями124. Дру-
123 Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford: Basil Blackwell, 1983.
124 Geerts C. Old Societies, New States. New York: Free Press. 1963.
гие авторы, напротив, полагают, что нации представляют собой искусственный конструкт, возникший уже в современную эпоху. Так, видный исследователь национализма Бенедикт Андерсон считает нации «воображаемыми сообществами», неизбежно ограниченными, но в то же время суверенными125. С термином «нация» часто соотносится термин «этничность», представляющий собой социологический концепт, относящийся к формированию групповых идентичностей, основанных на общих культурных, религиозных или лингвистических корнях. Употребляемый в этом же контексте термин «раса», в отличие от этничности, связан прежде всего с так называемыми биологическими различиями, такими как физические черты и цвет кожи, и имеет очень сильные эссенциалистские коннотации.
Можно выделить пять основных подходов вопросу о том, как взаимосоотносятся понятие тендер с такими понятиями, как гражданство, этничность, нация и «раса».
1. Тендер никак не влияет на природу национальных/этнических отношений. (Э.Геллнер, Б.Тернер126).
2. Симметричный первому подход, основанный на представлениях о том, что национальные/этнические отношения никак не влияют на тендерные. Этот подход связан со второй волной феминизма и подразумевает, что гендерное неравенство во всех обществах имеет общие черты, и женщины повсеместно подчиняются одному и тому же патриархатному угнетению (М.Дели127).
3. Третий подход представляет собой попытку объединения двух предыдущих. Смысл его заключается в том, что системы тендерного неравенства и национального/расового/этнического неравенства следует рассматривать как одновременно сосуществующие: так, женщины, принадлежащие к угнетенным нациями, например, чернокожие, страдают как от расового, так и от полового неравенства, как от расизма, так и отхексизма). В рамках этого подхода признается также, что женщины, принадлежащие к разным национальным группам, могут находиться в отношениях неравенства и эксплуатации. По логике он очень напоминает теорию
125 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. С.ЗО.
126 Gellner E Ibid.;Turner В. Orientalism, Postmodernism and Globalism. London:'Routledge, 1994.
127 Daly M. Gyn/Ecology: The Metaethics of Radical Feminism. Boston, MA: Beacon Press, and London: The Women's Press, 1991.
«двух систем», в рамках которой предпринимались попытки объединения классового и тендерного анализа.
4. Четвертый, выдвинутый пост-колониальным феминизмом, утверждает, что специфические институты, в рамках которых осуществляется политика неравенства и угнетения белых женщин и которые традиционно были в центре внимания классического феминизма, на самом деле не играют центральной роли в определении положения женщин, принадлежащих к другим этносам (белл хуке128).
5. Пятый подход основан на признании тесного взаимопереплетения национальных/этнических и гендерных отношений, которое не может быть понято с помощью простого суммирования тендерной теории и теории нации/этничности. Взаимоотношения этих фундаментальных социальных категорий могут быть прояснены только с помощью тщательного анализа причинных взаимосвязей между различными формами тендерной и национальной/этнической дифференциацией и неравенства (Ф.Антиас и Н.Ювал-Девис129, С.Инлои130).
Первым автором, проблематизировавшим национальную принадлежность и национальную идентичность женщин, была знаменитая писательница и теоретик феминизма Вирджиния Вулф. Ей принадлежит известное высказывание: «Как женщина я не имею отечества. Как женщине мне не нужно отечество. Моим отечеством как женщины является целый мир»1П. Однако многие современные феминистские авторы оспаривают ее заявление, поскольку оно делает «невидимым» отношения национального угнетения и разницу в положении женщин, принадлежащих к разным этносам. Так, Г.Спивак, белл хуке и другие авторы настаивают на признании национальных различий между женщинами в качестве существенных факторов, определяющих их реальное положение в социуме и их идентичности132.
128 hooks, bell. Yearning: Race, Gender and Cultural Policies. London: Turnaround, 1991.
129 Anthias F., Yuval-Davis N. (eds) Woman-Nation-State. London: Macmfflan, 1989.
130 Enloe C. Bananas, Beaches, Bases: Making Feminist Sense of International Politics. London: Pandora, 1989.
131 Woolf V. Three Guineas. London: Hogarth Press, 1943. P. 197.
132 Spivak G. Three Women's Texts and a Critique of Imperialism // Besley C., Moore J. (eds) The Feminist Reader: Essays in Gender and the Politics of Literary Criticism. London: Macmillan, 1989.
Роль женщин в национальных проектах
В книге Ф.Антиас и Н.Ювал-Девис выделены пять основных ролей, которые отводятся женщинам в рамках любого национального проекта133:
- они занимаются биологическим воспроизводством членов этнического сообщества;
- они воспроизводят границы и различия между этническими или национальными группами;
- играют центральную роль в передаче национальной идеологии и культурных паттернов (через социализацию детей);
- женщины обозначают этнические/национальные различия как фокус и символ идеологического дискурса, используемого для конструирования, воспроизводства и трансформации этнических/ национальных категорий (например, Родина-Мать);
- наконец, напрямую участвуют в экономической и политической жизни, а также нередко - в национальном движении и даже в военных конфликтах.
Ярким и драматичным примером того, насколько важна символическая роль женщин в национальных отношениях, служат, в частности, события, развернувшиеся в 1920-е гг. в республиках Средней Азии, где компания по "освобождению" женщин стала центральным элементам покорения этих этнических территорий власти большевистского режима. Компания "по снятию чадры" началась осенью 1926 г. и имела достаточно тяжелые последствия для женщин, которые решились добровольно или под давлением новых властей к ней присоединиться. Ношение чадры не было запрещено официальным законом, но могло быть препятствием при приеме на работу и во всяком случае считалось доказательством политической нелояльности. Населением обоего пола кампания была воспринята, прежде всего, как средство насильно навязать новую культуру и власть большевиков вместо традиционной национальной культуры и религии. Не случайно в Узбекистане она была названа узбекским словом худэкум, что зна-
133 Anthias p., Yuval-Davis N. Woman-Nation-State. Basingstoke: Macmillan. 1989. P.l-15.
чит "атака"134. Согласно историческим свидетельствам, ни одно другое мероприятие Советской власти в Средней Азии: ни закрытие мечетей, ни коллективизация, ни репрессии не породило столь упорного и открытого сопротивления. Многих женщин, которые снимали чадру, отвергали их семьи, немало из них были убиты басмачами и даже просто своими родственниками. Это подтверждает идею о центральной роли женщин в идеологическом обозначении и воспроизводстве этнических объединений: и те, кто проводили компанию против ношения паранджи, и те, кто ей сопротивлялись, понимали, что на карту поставлено будущее Средней Азии.
Авторы, принадлежащие к пост-колониальному феминизму, подчеркивают различия в положения женщин, принадлежащих к главенствующему и подчиненному в рамках данного государства этносу и настаивают, в частности, на наличии особых национальных идентичностей у небелых женщин, имеющих отличный от европеек опыт. В частности, они полагают, что у многих женщин из стран Третьего мира «есть отечество» и позитивный опыт борьбы против империализма за национальную независимость, который является для них также ресурсом в борьбе против тендерного неравенства. Это не означает, однако, что их членство в этническом сообществе является таким же, как и членство мужчин, и половые различия не имеют для них значения. Каждый проект, отражающий «национальные интересы», выдвигается и формулируется национальной элитой и носит на себе отпечаток прежде всего ее интересов. Нация не представляет собой гомогенной группы, она иерар-хизирована, в том числе и по тендерному признаку, и разные уровни иерархи имеют разную степень заинтересованности в успехе любых национальных проектов. Так, например, хомейнистская революция в Иране осуществлялась под лозунгами борьбы с империализмом, но ее победа привела к значительным ущемлением прав женщин.
Примером тендерных различий в рамках национальности может служить отношение к военным акциям, предпринимаемым под предлогом защиты национальных интересов. Вооруженные силы служат важнейшим атрибутом национального государства,
134 Akiner S. Between Tradition and Modernity: The Dilemma Facing Contemporary Central Asian Women // Buckley M. Post-Soviet Women: From the Baltic to Central Asia. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P.261-304.
но при этом они являются в высшей степени гендерно сегрегированным институтом. Женщины, как правило, в меньшей степени, чем мужчины, поддерживают милитаристские кампании и чаще участвуют в пацифистских движениях (например, российский Союз солдатских матерей). Часто это объясняют врожденным женским «миролюбием», однако, более корректно говорить об особенностях тендерной культуры, предписывающей женщинам быть «миролюбивыми», а также о том, что женщины как социальная группа обычно бывают меньше заинтересованы в победоносном исходе войны.
Женщины и биологическое воспроизводство нации
Борьба женщин за репродуктивные права, т.е. за свое право решать, иметь или не иметь детей, и в каком количестве, всегда была исключительно важной частью женского движения. При этом большинство дискуссий о «праве на выбор» и «праве на жизнь» до недавнего времени касались индивидуальных прав женщин: того, насколько наличие или отсутствие таких прав влияет на женское здоровье, на занятость и возможность карьеры и профессиональной мобильности, на семейные отношения. Однако очень часто давление на женщин, направленное на поощрение или, напротив, ограничение рождаемости, осуществляется на них не как на индивидуальности, а как на членов национальных сообществ. В зависимости от характера национального проекта, все или некоторые женщины детородного возраста призываются, а иногда и принуждаются, иметь больше (или меньше) детей. Н.Ювал-Девис выделяет три основных дискурса, в рамках которых осуществляются манипуляции женщинами как потенциальными матерями:.
— дискурс «человеческих ресурсов», который рассматривает увеличение численности своей нации как жизненно необходимое средство реализации национальных интересов;
- мальтузианский дискурс, который, напротив, направлен на уменьшение «демографического давления» как средство избежания будущей «национальной катастрофы;
— евгенистический дискурс, ставящий своей целью «улучшение качества» национального сообщества с помощью поощрения рождаемости среди «лучших» по биологическому или классовому происхождению групп населения и ограничения рождаемости среди «неподходящих» групп133.
Каждому дискурсу соответствует определенная социальная и государственная политика. Так, примером первого типа политики может служить Япония, где за рождение каждого следующего ребенка в семье выплачивается удвоенное детское пособие, или Советский Союз в период с 1936 по 1953 г., где были запрещены аборты. Таким образом, любая демографическая политика может проводится как с помощью поощрительных, так и запретительных мер.
Классическим примером мальтузианской политики служит Китайская народная республика (но она осуществляется также в целом ряде стран Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна). Она получила свое название по имени английского экономиста XVII века Томаса Мальтуса, который считал, что планета скоро будет не в состоянии обеспечивать все возрастающее население Земли своими сокращающимися ресурсами. Так, в Китае предусмотрены серьезные санкции против семей, имеющих более одного ребенка, вплоть до увольнения родителей с работы и отказ в получении «лишним ребенком» образования.
Евгенистический дискурс основан на псевдонауке евгенике, целью которой служит регуляция не численности населения, но его «качества». В фашистской Германии евгенистическая политика проводилась наиболее последовательно и включала в себя насильственную стерилизацию неарийского населения. Однако это далеко не единственный исторический прецедент: например, в 1927 г. в североамериканском штате Виржиния был принят аналогичный закон, направленный против «неполноценных» жителей штата. В настоящее время в более мягкой форме эта политика проводится в Сингапуре, где бывший премьер-министр Ли Куан Ю призывал образованных женщин исполнить свой патриотический долг и рожать детей с хорошими генетическими характеристиками, в то время как бедные и необразованные женщины получали $ 10 000 долларов за согласие на стерилизацию.
Все описанные выше виды политических дискурсов имеют ярко выраженный тендерный характер: их адресатами являются
135 Yuval-Davis N. Gender & Nation. London, Thousand Oaks, New Daly: SAGE, 1997. P.29-35.
преимущественно женщины, потенциальные матери, а не потенциальные отцы. Именно они подвергаются медицинской стерилизации (иногда в качестве условия получения работы или социального пособия), именно их репродуктивное поведение контролируется. Один из эффектов мальтузианской политики связан также с тем, что на многих территориях, где она проводятся, по социальным и экономическим причинам гораздо выше ценятся дети мужского пола, что приводит, в частности, к инфантициду, направленному на младенцев-девочек. Так, в ряде деревень Китая и Индии после принятия государственной политики ограничения рождаемости в некоторых возрастных стратах оказалось только мужское население.
Центральной идеей многих из этих политик является забота о генетическом составе населения. Те национальные проекты, которые придают решающее значение генеалогии и происхождению как главным принципам организации национального сообщества, подразумевают исключение несоответствующих этим критериям членов сообщества. Это ведет за собой контроль над браками, рождениями и сексуальностью, т.е. насильственную регуляцию гендерных отношений.
Культурное воспроизводство нации и гендерные отношения
Генетическая общность - только одно из возможных оснований объединения нации/этничности. В любом национальном проекте значительная роль отводится общей культуре и традициям, особую роль при этом играет вероисповедание и/или язык. Нередко общность культуры считается более важным признаком, чем биологическое происхождение. Мифическое единство национальных «воображаемых сообществ», которое разделяет мир на «мы» и «они» укрепляется и воспроизводится за счет символических «границ». Эти границы тесно связаны с культурными кодами, заключенными в стиле одежды и поведения, также как и в более разработанных системах обычаев, религиозных практик, художественного производства и, разумеется, национальном языке. • Во всех этих сферах особенно большое значение имеют гендерные символы и способы конструирования мужественности и женственности, так же как и сексуальности и распределения власти между полами. Важнейшая роль при этом принадлежит женщинам как символам культурных границ и воплощению национальных ценностей, одновременно являющимся ключевым звеном в воспроизводстве культуры. Поэтому такую роль в борьбе за путь развития нации играли «традиционалистский» и «модернистский» дискурсы, противоположным образом трактующие значение «эмансипации женщин» (под которой могло пониматься снятие паранджи, право голоса, доступ к образованию и профессиональной занятости). Можно сказать, что на женщинах лежит «нагрузка репрезентации», благодаря которой они конструируются как символические носители идентичности и чести своей нации. Так, например, в подростковой фашистской организации «Гитлерюгенд» для мальчиков и девочек, состоящих ее членами, предлагались разные лозунги: для девочек — «Быть верной; быть чистой; быть немкой»; а для мальчиков — «Достойно жить; храбро сражаться; умереть, смеясь». Национальный долг мальчиков означал жить и умереть во имя нации, девочкам же не надо было действовать - они должны были воплощать нацию. За последнее десятилетие немало палестинских женщин было убито своими родственниками-мужчинами за то, что их поведение «позорило» их семьи и нацию в целом (их вина заключалась в том, что они носили одежду в западном стиле и пользовались косметикой). Более мягкой версией репрессий против женщин, опозоривших свою нацию, во многих европейских странах после окончания Второй мировой войны было массовое обри-вание волос гражданок этих стран, подозревавшихся в любовных или сексуальных отношениях с немецкими солдатами во время оккупации.
Положение женщин внутри национального сообщества обычно бывает амбивалентным. С одной стороны, как упоминалось выше, они символизируют собой национальную честь и единство, являясь к тому же конечным аргументом при обосновании любого национального или этнического проекта (в частности, большинство войн ведется под лозунгом защиты «наших женщин и детей» - С.Инлои предложила даже ввести специальную единую категорию для расхожей националистической фразеологии: «женщиныидети»)136. В то же время, они часто исключаются из
136 Enloe С. Womenandchildren: Making Feminist Sense of the Persian Gulf Crisis // The Village Voice. 25 September 1990.
реальной национальной политики и являются, скорее, ее объектом, чем субъектом. Строгие культурные коды, предписывающие, что значит быть «достойной женщиной», часто означают, что она находится в подчиненном положении.
Гендерные аспекты гражданства
Национальная принадлежность, равно как и само понятие «нация», может определяться разными способами. Некоторые националистические проекты основаны на идее общего происхождения (Volknation), другие на идее общей культуры (Kulturnation), третьи, наиболее модернизированные - на идее общего национального государства (Staatnation), объединяющего в своих рамках равноправных граждан - членов нации. Понятие «гражданства», таким образом, является в этой трактовке центральным для определения национального сообщества.
В привычной для политической теории либеральной традиции гражданство определяется в индивидуалистических терминах, т.е. как набор нормативных ожиданий, определяющих отношения между национальным государством и его индивидуальными членами и регулирующих их права и обязанности, а также сеть практик, с помощью которых эти ожидания реализуются. Более корректное определение принадлежит известному английскому теоретику Т.Маршаллу: «Гражданство - это статус, которым обладают полноправные члены сообщества. Все, кто обладает этим статусом, равны между собой и обладают правами и обязанностями, подразумеваемыми этим статусом»137. Маршалл выделял три аспекта гражданства:
- гражданский (civil); — политический;
- социальный.
Гражданский элемент включает в себя основные индивидуальные права и свободы - неприкосновенность личности, свободу слова и вероисповедания, право собственности на личное имущество и право на правосудие. Политический — право участвовать в
137 Marshall Т.Н. Citizenship and Social Class. Cambridge: Cambridge University Press, 1950. P. 14.
основных демократических процедурах, выбирать и быть избранным. Социальный - право на государственное социальное обеспечение, на предоставляемые гражданам льготы и привилегии. Он считал, что разные аспекты гражданства в европейской истории реализовывались не одновременно, а последовательно: сначала, приблизительно в XVIII веке, большинство населения получило гражданские права, затем, в XIX, политические, и в XX веке, по мере возникновения идеи«социального государства» — социальные. Для женщин, однако, даже в Европе, эта последовательность, была совершенно ивой. Даже после получения женщинами права голоса (период с 1918во 1928гг.)вботышшствестрануних отсутствовал ряд личных свобод, в частности, право полностью контролировать собственное тело (из-за запрета абортов), право отказывать мужу в сексуальной близости и тл. Да и в наши дни судебные процессы по поводу изнасилования в браке (аспект неприкосновенности личности) возбуждаются лишь в немногих странах и с большим трудом.
Однако проблема равного гражданства заключается не только в этом. Практически гражданские права, особенно в их политическом аспекте, связаны с участием в публичной сфере общества. Женщины же в рамках гендерного порядка сильно привязаны к его приватной сфере, где на них лежит множество обязанностей, связанных с заботой о других - обязанностей, от которых мужчины в гораздо большей степени свободны. Это означает на практике наличие серьезных ограничений, связанных с реализацией женщинами своих гражданских прав. Это касается также и социального гражданства: так, зарабатывая меньше денег,-, чем мужчины, женщины рискуют получать более низкую пенсию. Вообще, для женщин социальное гражданство в целом имеет большее значение, чем для мужчин, поскольку они находятся в более уязвимой экономической позиции. Они получают больше социальных пособий, и при наличии успешной социальной политики, они, хотя и становятся более зависимыми от социального государства, обретают значительную свободу в сфере семейных отношений (как и было, в частности, в Советском Союзе). Таким образом, гражданство является одним из гендеризированных институтов и его структура играет значительную роль в тендерном порядке любого общества.
Активное гражданство подразумевает не только права, но и обязанности, ответственность перед национальным государством. Высший гражданский долг состоит в том, чтобы быть готовым отдать жизнь за свою страну. Конструирование мужественности и женственности в каждом национальном сообществе связано с представлениями о том, в какой мере оба пола могут быть представлены в вооруженных силах, обладать оружием. Традиционно ведение войны считалось естественным долгом мужчин, женщины же считались столь же естественно приверженными миру и стабильности. Образ женщин, протестующих против военных действий, существует в западной культуре со времен знаменитой комедии Аристофана «Лисистрата», впервые поставленной на сцене в Афинах в V веке до н.э. Тем не менее, на практике война никогда не была исключительно «мужской зоной»: женщины всегда играли определенную роль в вооруженных силах, нередко весьма существенную (например, заботились о раненых) - но никогда на равных основаниях с мужчинами. Разделение труда по полу в вооруженных силах всегда было более жестким и формализованным, чем в гражданском секторе. Участие в вооруженных силах важно для достижения полноценного гражданства, поэтому право женщин быть военными являлось частью требований феминистского движения.
Современные армии играют две, потенциально противоречащие друг другу роли:
— с одной стороны, они считаются фокусом патриотизма и единства нации, в рамках которого стираются классовые, региональные, а иногда даже возрастные и тендерные различия (особенно во времена войн и национальных кризисов);
— с другой стороны, они представляют собой эффективные современные корпорации, структурированные вокруг возможностей наиболее эффективным путем вести военные действия (т.е. производить смерть и разрушения).
' В зависимости от того, какая сторона в данный момент в данном государстве преобладает, включение женщин в вооруженные силы может иметь разное значение. Так, например, относительно массовый приход женщин в армии НАТО (особенно в США) произошел именно тогда, когда они стали полностью профессиональными и перестали формироваться на призывной основе. Набор женщин в армию в этом случае не столько укрепил их гражданский статус, сколько послужил шагом на пути преобразования вооруженных сил из выполнения «священного долга» в более или менее обычную работу. Этому способствовало включение в состав современной армии множества должностей, напрямую не связанных с военными действиями, а относящихся к сфере обслуживания военного контингента: обеспечение коммуникаций, питание, работа с документами и т.п.
Четкое разделение труда по полу в армии исчезает, однако, когда стираются различия между фронтом и тылом, например, в случае национально-освободительной борьбы (как было в армии Эритреи). Но даже и в этих случаях, непосредственно участвуя в военных действиях, женщины, как правило, за исключением отдельных моментов, выполняют отличные от мужчин задачи. Так, например, даже в армии Израиля, единственной современной армии, куда призываются женщины, они никогда не участвуют непосредственно в боевых действиях, и лишь 60%> девушек призывного возраста реально попадают в армию.
Тендерные различия на войне проявляются не только в вооруженных силах, но и в том, кто становится ее жертвами: кого убивают, насилуют, кто становится беженцами.. Так, порядка 80% современных беженцев - женщины и дети. Мужчин же, даже не воюющих, с гораздо большей вероятностью убивают их противники, например, в ходе этнических чисток (как показали события в бывшей Югославии). Даже если им удается избежать этой участи, то они чаще всего физически отсутствуют: бывают призваны на фронт или вынуждены скрываться, чтобы избежать смерти. Женской же участью нередко бывают массовые изнасилования (как это было, например, в Боснии середине 1990^х и в Бангладеш в 1981 г.) Стоит отметить^ что на венском форуме ООН по правам человека в 1994г. изнасилование было определено, как «преступление против чести», а не как форма физического издевательства. «Честь» в этом контексте, несомненно, понимается как нечто большее, чем принадлежность самих женщин, но, скорее, достояние всего национального сообщества, включая мужчин. Изнасилование в ходе военных действий представляет собой более публичный акт, чем произошедшее в результате криминального нападения в мирной жизни, нередко о нем становится известно окружающим (поскольку насильники, сознательно «бесчестящие» завоеванный народ, обычно не считают нужным это скрывать). Соответственно, оно имеет для жертв более тяжелые последствия, особенно в случае наступления беременности: нередко от них отворачиваются их сограждане и собственные семьи. Таким образом, военный опыт мужчин и женщин также существенным образом различается.______________________________________
Даже поверхностный анализ национальных и тендерных отношений показывает, что они не существуют параллельно и независимо друг от друга, а, напротив, тесно переплетены. И мужчины, и женщины подвергаются специфическому давлению со стороны своих этнических и религиозных сообществ, Перед ними ставятся разные «национальные задачи». Тендер не может анализироваться без учета его этнической составляющей, равно как и этничность не может изучаться без учета гендерной композиции этноса. Разная позиция мужчин и женщин в Национальных иерархиях связана с их разной степенью участия в вооруженных силах и разным характером реального гражданства.
ЛЕКЦИЯ 8.
СОЦИОЛОГИЯ МАСКУЛИННОСТИ
Возникновение «мужских исследований»
«Мужские исследования» представляют собой критическое, в значительной степени политизированное направление тендерной теории. Их возникновение в рамках западной социологии в качестве самостоятельной исследовательской сферы в 1970-ые годы непосредственно связано с воздействием, которое оказала вторая волна феминизма на содержание и направление развития социальной теории. Если одной из задач женских исследований было формирование фемининности как категории тендерного анализа и ввод ее в публичный дискурс научного познания, то цель «мужских исследований» в большей степени была политической. Она заключалась, в первую очередь, в артикуляции властной составляющей, инкорпорированной во взаимоотношения не только между полами, но и вяу1ир»-каждого пола. Вследствие этого акцент в анализе сместился с критики традиционной мужской роли и способов ее реализации на осмысление и критику отношений доминирования и подчинения, существующих между различными типами мужественности.
Произошедшее изменение фокуса исследований привело к появлению альтернативных возможностей для изучения тендерных категорий, а также к возникновению новой парадигмы социального знания. Объектом изучения социологии маскулинности изначально была не гегемонная маскулинность (белый гетеросексуальный мужчина среднего класса), а «маргинализированные типы маскулинности, связанные с расовой/этнической принадлежностью или сексуальной ориентацией»138. Лишь впоследствии в поле внимания ученых попала и нормативная, доминантная мужественность, а также про-
138 Messner M. Power at Play: Sports and the Problem of Masculinity. Boston: Beacon Press, 1992. P.219.
блемы формирования мужской идентичности, мужской социальной роли, культурного сценария мужественности и прочие.
Строго говоря, не вполне правомерно говорить о возникновении «мужских исследований» лишь в конце 1970-х годов. В этот период произошла их институциализация в социальных науках, тогда как первые исследования, имплицитно посвященные изучению мужественности и мужских ролей, были проведены еще в 1920-40 годах представителями Чигакской школы139. Непосредственным объектом этих исследований выступал феномен городских маргинальных сообществ, однако интерпретация полученных данных в терминах тендерного анализа позволяет считать их примерами изучения субкультурных образцов мужественности.
В рамках этих исследований была описана юношеская и мужская гомосоциальная девиантная среда. Она порождает определенный тип поведения - девиантное поведение - и определенный тип мужественности. В маргинальных субкультурах мегалополисов этот тип существует в качестве нормативного и представляет собой «крайний» случай проявления традиционной мужской роли. Подобный образец мужественности характеризуется такими качествами как агрессивность, примат физической силы, гиперсексуальность и пр.
В качестве одной из ведущих причин девиантного поведения подростков, а также возникновения и утверждения подобного образа мужественности исследователями был отмечен феномен «отсутствующего» отца. Он типичен для гендерной культуры обществ нового времени, когда жесткая дихотомия предписанных половых ролей и моделей поведения продуцирует появление «отклонений» от «нормы». Так, мужчина, поглощенный выполнением нормативной роли «кормильца», оказывался не просто дистанцированным, а фактически исключенным из участия в приватной жизни семьи и процесса воспитания детей. Как следствие, мальчики, выросшие в ситуации реальной безотцовщины, оказывались более склонными к девиантному поведению. Это происходит потому, что во время процесса гендерной социализации, идентификации и становления мужественности квази-сироты, не видя перед собой модели отца,
139 Thrasher F. The Gang: A study of 1313 gangs. Chicago: University of Chicago Press, 1927; Whyte W.F. Street Corner Society. Chicago: University of Chicago Press, 1943.
как взрослого мужчины, воспринимают и интериоризуют нормативные образцы мужественности, формируемые и транслируемые в группе сверстников, а также репрезентируемые средствами массовой информации. Это приводит к тому, что мужская идентичность, возникающая в гомосоциальных подростковых сообществах, является отличной от тендерной идентичности взрослого мужчины-отца и строится на основе противопоставления материнской, женской идентичности. Формируемый таким образом нормативный тип мужественности оказывается типом «гипермужественности». Набор его атрибутивных характеристик состоит из примата физической силы, высокой ценности насилия, агрессивности, ми-зогинии, гомофобии.
Впрочем, такого рода «девиантная маскулинность» является не столько девиацией, сколько утрированным вариантом маскулинности традиционной. Энтони Гидденс описывает традиционную, нормативную мужественность как совокупность следующих черт:
- стремление доминировать над другими мужчинами в сфере общественной жизни;
- двойной стандарт (что допустимо для мужчины, неприемлемо для женщины);
- разделение женщин на "чистых" (на которых можно жениться) и "нечистых" (проституток, содержанок, ведьм);
- понимание половых различий, как незыблемых, данных Богом или природой;
- представление о женщинах, как существах иррациональных, с неясными желаниями и действиями (женщина как проблема);
- разделение труда по признаку пола.
Это описание представляется довольно точным, но гораздо более сложно объяснить причины устойчивости этой конфигурации «истинной маскулинности» и предложить позитивный проект ее изменения.
Основные теории маскулинности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|