|
Пол и внутреннее разделение труда в семье
Адаптивная функцияв дополнение к работе внедома, приносящей непосредственный денежный доход, требует определенных затрат домашнего труда:уборки, починки, покупки предметов потребления, готовки пищи, заботы о детях, больных и стариках.
Решение этих задач должны быть распределено между членами семьи. Белл и Фогель полагают естественным и рациональным возлагание этих работ на женщин, мотивируя это естественной биологической связью между матерью и ребенком. Поскольку мать все равно привязана к дому, для мужчины в равной степени естественно и рационально уходить из дома на работу, в то время как мать заполняет незанятое непосредственно ребенком время выполнением соответствующей домашней работы. Белл и Фогель признают, что это делает женщину экономически зависимой от мужчины.
Функция целеполагания:в семье, как и в обществе в целом, должны присутствовать лидерство и согласие ему подчиняться,в частности и для того, чтобы выполнять решения, принятые на соци-етальном уровне. Номинальным главой семьи, скорее всего, является мужчина, но Белл и Фогель настаивают на том, что номинальный лидер может не иметь реальной власти:
а) номинальный лидер может не быть тем человеком, кто на самом деле принимает решения;
б) существует разделение сфер власти;
в) большинство решений принимаются под воздействием внешних обстоятельств: это означает, что протест против того или иного решения или общего распределения сил в семье не стоит воспринимать слишком серьезно - протест может носить символический характер и содержать в себе элемент одобрения неизбежных решений.
Интеграция:различные ритуальные и символические виды деятельностиукрепляют семейные узы и связывают членов семьи с локальной общностью: например, воскресный обед, рождественский ужин, дни рождения, прогулки, семейные фотографии, физический контакт, сексуальные отношения.
Система ценностей:семья должна быть едина по отношению к базовым ценностям,инкорпорированным в систему социеталь-ных ценностей. В рамках этого консенсуса возможно и некоторое несогласие - это позволяется правилами игры. Однако функциональная необходимость в консенсусе является консервативной силой в масштабах всего общества.
III. Третья стадия анализа: семья и личность
Семья функциональна не только по отношению к социальным системам более высокого порядка, но и по отношению к личности.И это и в самом деле важнейшая функциясемьи в современном обществе - формирование и поддержка типов личности, приспособленных к функциям, возложенным на индивидов.
Главнейшим звеном, связывающим семью и общество, является работающий глава семьи как хозяйственной единицы.Этот человек нуждается в эмоциональной и психологической поддержке, а дети должны быть социализированы таким образом, чтобы потом наилучшим образом играть свои социальные роли, прежде всего, на работе. У них также должны быть воспитаны психологические качества, необходимые для лидерства и подчинения власти. Интеграция семьи и единая система ценностей чрезвычайно существенны для формирования стабильной личности и последовательного суперэго во взрослых и детях. Таким образом, между семьей и личностью существует обмен взаимной поддержкой.
Так сложилось, что работающим главой домашнего хозяйства функционально является мужчина.Поэтому именно разделение труда в обществе и в семье диктует необходимость социализировать мальчиков на основе ценностей инструментализма, лидерства и ориентации на достижения.Мужчины, таким образом, обладают способностями работать вне дома и принимать решения всемирно-исторического значения, в то время как женщины выполняют домашнюю работу, обеспечивают эмоциональную поддержку и сексуальные услуги, чтобы дать мужчинам возможность содержать семью.
Для Белла и Фогеля эта схема разделения труда не выглядит неизбежной - они отмечают, что «суровые жизненные испытания» могут даже привести к перераспределению ролей, и тогда женщины идут на работу, а мужчины остаются дома.
На самом деле, нарисованная Беллом и Фогелем картина счастливой семьи среднего класса, живущей в пригороде, не столь уж далека от представлений Энгельса о браке как о домашней проституции. Принципиальная разница между ними заключается в другом — в их видении того, чего хотят женщины.
Критика структурно-функциональной теории семьи
Структурно-функциональная модель построена на представлениях об идеальной американской семье среднего класса, живущей в пригороде, - представлениях, имеющих мало общего с реальной жизнью.
Очень важно понимать, что структурный функционализм не i фетендует на описание общества таким, как оно есть. Это совершенно сознательно выбранное описание идеальной модели,которой должно соответствовать правильно функционирующее общество.
Структурно-функциональная модель семьи обеспечивает ученых образцом измерения правильно функционирующей семьи, с помощью которого можно выявлять точки напряжения, приводящие к патологическим отклонениям от нормы/идеала: если семья не функционирует согласно этой модели, то развиваются различные социальные и психологические патологии. Главная цель этой теории — не объяснить, что такое семья, но объяснить как раз эти самые психические и социальные отклонения, портящие общую картину.
Цель теории заключается в объяснении того, что такие патологии, как психические заболевания, преступность, распад семьи, нищета, имеют не индивидуальное происхождение. Они порождаются точками напряжения в социальной структуре — недостаточной интеграцией между различными подсистемами общества, которые могут быть подвергнуты институциональным реформам, либо должны существовать другие способы избежания или разрядки этого напряжения. Так, многие политики приходят к выводу, что для того, чтобы преодолеть преступность, наркоманию, нищету и все остальные социальные проблемы, надо укрепить семью.
Феминисткимогут утверждать, что современная семья, в особенности, представленная в структурно-функциональной модели, зиждется на подчинении и маргинализацииженщин. Но структурные функционалисты возражают им, что дифференциация не обязательно подразумевает субординацию. Подчинение вообще не факт, но результат интерпретации некого явления, зависящей от приверженности той или иной системе ценностей. Талкотт Парсонс признает, что существует противоречие между основными ценностями современного общества и неравенством мужчин и женщин в структуре занятости.Если часть женщин привержена основным ценностям равенства и важности работы в публичной сфере, они могут быть недовольны своей подчиненной позицией — и современный феминизм является выражением этого недовольства.
Однако для Парсонса проблема заключается не в подчиненном положении женщин, а в противоречии между подсистемами.Функционирование современного общества зависит от разделения труда в семье между инструментальными мужчинами и экспрессивными женщинами, поэтому оно не может быть подвергнуто изменениям. Таким образом, решение заключается в том, чтобы как-то разрешить возникшее напряжение, а не трансформировать общество так, чтобы женщины были довольны своим местом в нем. Парсонс предлагает три пути, которые могли бы помочь женщинам найти решение этой проблемы:
1. Женщины могут найти себя в «светской жизни».
2. Женщины могут профессионализировать роль домохозяйки.
3. Женщины могут заниматься благотворительностью.
Это три способа, с помощью которых женщины могут найти себе социальную роль, удовлетворяющую их ценностным предпочтениям, соответствуют ступеням жизненного цикла: до рождения детей, при наличии маленьких детей, после того, как дети выросли. Таким образом, следуя Парсонсу, женщина могла примириться со своим подчиненным положением и маргинальной социальной ролью через посредство утверждения своей идентификации как секс-объекта, гордой своим искусством домохозяйки, благотворительницы.
Такого рода аргументы могут вызывать раздражение, но важно принять во внимание, что структурно-функциональную модель нельзя критиковать на чисто эмпирическом основании,потому что это не описательная модель. Это не модель того, что существует, но того, как должно быть.Поэтому ее можно критиковать, только подвергая критике теоретические допущения относительно функциональной необходимости патриархальных семейных отношений, на которых они базируются.
Структурно-функциональная модель общества ставит потребности «общества» выше потребностей и стремлений людей, которые живут в этом обществе и для которых оно, по идее, и существует.
Поэтому структурный функционализм может быть подвергнут, прежде всего, политической критике как консервативнаятеория.
Структурно-функциональная модель рассматривает общество и его предполагаемые потребности как отправную точку, и затем вынуждает людей соответствовать этой модели, независимо оттого, что они сами хотят и думают по этому поводу. К тому же, с помощью этого подхода можно дезавуировать любой протест, заявив, что это недовольство - лишь выражение социального напряжения, которое можно устранить. Таким образом, социальные реформы приведут жизнь людей в соответствие с предназначенными им ролями. Из этого следует, что основанием всех реформ должна быть социетальная интеграция, а не стремления отдельной личности или группы личностей.
Эта модель подразумевает лишь две возможных концепции личности:
- либо эта личность бесконечно конформна, так что люди радостно принимают любые предписанные им роли, при условии, что они были правильно социализированы;
- либо это «средний индивидуум», который, по счастливому совпадению, полностью соответствует тому, что функционально необходимо для общества.
Однако в любом случае речь идет о теоретике, выступающем от имени «общества», где доминируют мужчины и конкретные социальные классы, которые и определяют, что является нормальным, и i швязывают свои представления всем остальным людям.
Структурно-функциональная модель семьи не является по-настоящему функциональной -точнее, она функционирует только в интересах белых мужчин из среднего класса.
Теперь перейдем к теоретической критике. Центральным ее направлением является так называемая «анти-семейная»критика. Представителем этого направления является, например, Р.Д.Лэнг19 (Laing R. The Politics of the Family. Penguin Books, 1976). Он утверждает, что идеальная модель семьи на самом деле вовсе не «стабилизирует личность», а, напротив, является главным источником психических заболеваний и социальных бедствий. В то же время, многие люди очень счастливо живут в «ненормальных» семьях, придерживаясь «девиантных ценностей» и играя «девиан-тные роли». Структурно-функциональная семья, таким образом, критикуется как идеологическое оправдание репрессивной системы, которая подавляет потребности и стремления личности. Обществу требуются реформы, не усиливающие репрессивные структуры, но освобождающие людей, дающие им ресурсы и пространство для развития таких институтов, с помощью которых они могли бы удовлетворить свои подлинные потребности.
Подход Лэнга, который, очевидно, может развиваться в феминистском контексте, исходит из абсолютно другой политической направленности и абсолютно другой концепции личности, чем те, что присущи структурному функционализму.
Он также отвергает идею о том, что патриархатное подчинение женщин функционально детерминировано самой формой современной семьи. Вместо нее предлагается другое объяснение: семья является средством, с помощью которого мужчины навязывают женщинам свое господство.Следующим шагом являются уже феминистские теориипатриархата как главной формы отношений между мужчинами и женщинами.
Наконец, структурно-функциональный подход к семье — это типичная модернистская теория, в полной мере приверженная идее прогресса, инновационного потенциала современного общества (все современное, во-первых, фундаментальнейшим образом отличается от старого, во-вторых, отличается в лучшую сторону -например, нуклеарная семья гораздо лучше, функциональнейвсех предыдущих семейных форм). Уместно вспомнить здесь Хабермаca, который называл модернизм «радикализированным современным сознанием, освободившим себя от всех специфических исторических привязок»20 (Habermas J. Modernity Versus Postmodemity // New German Critique. 1981. V.22. P.4).
Применительно к Парсонсу это означает апологетику всех институтовсовременного западного общества в целом и американского образа жизни в частности.Он игнорировал противоречия процесса модернизации.
Эта теория важна и как некий образец, которому более или менее соответствовала советская социология семьи - любопытно, что неназванный вслух подход Парсонса («здоровая семья - здоровое общество») вполне вытеснил в этом разделе социологии классический марксизм, от которого осталась лишь фразеология21 (См., напр., Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979; Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Паука, 1978). С таких же идейных позиций осуществлялась и реальная семейная политика в СССР (хотя вряд ли ее авторы и исполнители были знакомы с работами Парсонса, Белла и Фогеля): семья, как ячейка общества, должна была прежде всего быть функциональной для целей государства. Но желаемый баланс так и не был достигнут (как и в Америке).
Как было указано ранее, возникновение второй волны феминистского движения, феминистской критики социальной теории и политически ангажированных «мужских исследований» послужило импульсом для переопределения отношения к основным положениям концепции половых ролей в исследовании гендерных отношений. Существуют разные точки зрения: с одной стороны, полное неприятие данной теоретической перспективы и ее обвинение в том, что она не столько описала, сколько предписалаинструментальные и экспрессивные роли для мужчин и женщин, продолжая «маскировать» нопрос власти, символического и материального неравенства. С другой стороны, существуют попытки переосмысления основных i юложений поло-ролевой теории, заключающиеся в более полном развитии потенциала, в ней заложенного.
ЛЕКЦИЯ 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|