Сделай Сам Свою Работу на 5

информационной цивилизации





 

 

Понятия виртуального возникают в самых разных областях человече­ской деятельности: в физике, в психологии, в истории, в культуре, которые разительно отличаются друг от друга. Все это убеждает нас в том, что в ис­следовании виртуалистики ле­жат возможные решения гармонизации отно­шений культуры и цивилизации.

В последнее время понятие виртуальности находит все бо­лее широкое распространение в различных областях как позна­вательной, так и практиче­ской деятельности людей. Само слово virtus существует с античных времен, но его смысл оставался довольно неопределенным (в том смысле, что имело в различ­ных культурах и в разные эпохи множество значений). Станов­ление виртуалистики в качестве самостоятельного направления в ис­следовании души человека и систем мира связывается с ра­ботой Н.А.Носова: «Виртуаль­ная психология» [77]. Он впервые сформулировал основные прин­ципы этого направления [77.С.33]. Поставил вопросы синтеза виртуальных подходов в различных областях научного знания. Данный синтез должен, по его мнению, привести к философскому осмыслению этого поня­тия посредст­вом создания онтологии виртуальности. Теоретиче­ское обоснование необхо­димости поня­тия виртуального бытия нам дает С.Хоружий в статье «Род или недород? За­метки к он­тологии вирту­ально­сти» [164.С.53–68].



Носов критикует традиционно европейский подход в по­строении фило­софских онтологий за их одноуровневый харак­тер, которые всегда оказыва­ются ограниченными понятием суб­станции. Хоружий выводит свою модель виртуального бытия, противопоставляя его онтологии аристотелевского типа. Он считает, что его понимание виртуальности более соответствует представ­лениям современной науки. Оба автора сходятся в од­ном, что прежние фило­софские системы не отвечают современ­ным мировоззренческим установкам и следует переходить от классических одноуровневых моделей бытия к мно­го­уровневым [78.С.138].

Таким образом, «в современной философской литературе подход, осно­ванный на признании полионтичности (многоуров­невости) реальности и осуще­ствляющий в таком контексте ре­конст­рук­цию природы виртуальной реально­сти, получил наиме­нование “виртуа­ли­стика”» [74.С.171–173].



В наше время понятие виртуальности неожиданно и незави­симо возни­кают в самых разных областях науки. В квантовой физике получило распро­странение понятия виртуальных частиц. В психологии вводятся понятия вир­туальные способности и со­стояния, виртуального конфликта (А.Н.Леонтьев, Н.А.Носов, С.Х.Асадуллина). В компьютерной культуре появляются множе­ство понятий, связанных с различными системами, организо­ванных на ин­формационном уровне. Хотя информационная среда социума и феноменальный мир человека обладают стату­сом лишь как бы существования, но оказывают реальное влия­ние. Информация, с одной стороны, формирует «виртуальное мировоззрение» людей, а с другой – через конкретные действия людей определяет сегодняшнюю цивилизацию в целом. Иссле­дования в этом на­правлении активно развивает в Саранске А.В.Захряпин [35].

В Саратове понятие виртуальности в смысле детерминиро­ванного хаоса исследуются В.В.Афанасьевой [10.С.52]. В Стер­литамаке идеи виртуа­листики в приложении к исследованию в психологии конфликта активно раз­вивает С.Х.Ассадуллина [7;8]. Можно также отметить работы Э.Ф.Ассадуллина, который там же ведет свои изыскания, используя основ­ные принципы вир­туалистики, сформулированные Носовым, в приложении к исследованиям феноменов истории [6].

В физике понятие виртуальности связывается с представле­ниями о ва­кууме. Сегодня вакуум не рассматривается в качестве пустого про­странства. Вакуум моделируется неким состоянием множества виртуальных частиц, на­ходящихся в интервале меры неопределенности Гейзенберга. Счи­тается, что любое взаимо­действие элементарных частиц происходит с уча­стием вакуума. Вакуум может при любых взаимодействиях элементарных час­тиц проявлять себя как любое квантовое число любой элемен­тарной час­тицы (заряд, спин и т.д.). Отсюда возникает предпо­ложение, что вакуум – это вовсе не пустота. Вакуум полон мно­жества виртуальных частиц, «находя­щихся» между воз­никнове­нием и исчезновением. Виртуальная «частица» может себя про­являть как любое квантовое число, но при этом оказывается ли­шенной от всех дру­гих квантовых состояний, которыми обла­дала бы ре­альная частица. Отсюда виртуальные частицы нико­гда не удается обнаружить в начале и в конце взаимодействий. На реальном уровне они лишь «как бы» есть, то есть обладают виртуальным существованием, но при этом могут оказы­вать ре­альное влия­ние во взаимодействиях с элементарными частицами [63].



В психологии тоже оказывается применимо понятие вирту­альности для описания субъективного мира человека. Вводятся такие понятия производ­ные от виртуала – как консуетал, гратуал и ингратуал [76.С.22]. Если под кон­суета­лом понимается неко­торое нормальное (привычное, традиционное, ус­тояв­шееся, за­крепившееся в структуре мышления) психологическое состоя­ние че­ловека, то гратуал и ингратуал характеризуют некоторое возвышанное и по­давленное от номы психические состояния, соответственно. Эти (как бы су­ществующие лишь на феноме­нальном уровне мышления человека) отклоне­ния от привычного оказываются способными побуждать индивида и объеди­нения людей на конкретные реальные действия. Далее, при опреде­лен­ных внешних условиях и особенностях той или иной культуры, некогда гратуаль­ные или ингратуальные состояния вновь могут стать привычными для чело­века и закрепиться как ценности в символах культуры, то есть стать консуеталом (на уровне бытия внутреннего мира человека) или виртуалом, но уже на уровне социального бытия. Например, как показывают исследова­ния Э.Ф.Ассадуллина, эти виртруальные состояния присущи не только от­дель­ному человеку, но также и народам, нациям и дру­гим общественным объеди­нениям. Он использует понятие соби как проекцию на человека совокуп­ности со­четаний виртуальных состояний на разных уровнях социального бы­тия чело­века. Собь – это «виртуальная реальность, посредством которого че­ловек са­моидентифицируется» [6.С.121]. Это Асадуллину позволяет выйти к исследованию явлений истории с позиций виртуали­стики.

По нашему мнению, различным виртуальным состояниям человека можно соотнести с психологическими комплексами (по З.Фрейду) или с са­мообманом (по Ж.–П.Сартру). Психоло­гические комплексы – это то чего нет на самом деле, а человеку кажется. Но, тем не менее, эта кажемость (види­мость) двигает и толкает человека на различные реальные действия. Ком­плексы, как и виртуалы, по своему влиянию на человека, бывают как по­ложи­тельными, так и отрицательными. Если человек, пытаясь преодолеть свои комплексы (внутренние страхи, сомнения и т.п.), поднимается на какие-то новые уровни своего развития, то можно говорить о положительном ас­пекте влияния комплексов. Например, «Я знаю, что ничего не знаю» (Со­крат), или кантов­ское определение разума, как сознания своего незнания че­лове­ком внешнего мира – космоса, так и своего внутреннего мира – души, толкающего его на путь познания. Но если человек не­способен преодолеть свои страхи и переживания, то они оказы­ваются вытесненными из сознания в подсознание. Такие нереа­лизованные желания, в силу объективных обстоя­тельств (куль­тура, война, кризис и т.п.) или субъективных ограничений (вос­питание, страх, обида, невежество, зависть, лень и т.п.) накапли­ваясь в под­сознании чело­века, могут привести его к различным неврозам. Далее эти неврозы способны привести к нарушениям уже на физиологическом уровне бытия человека. Го­ворят, что все болезни от нервов, но правильнее было бы сказать – от не­правиль­ных мыслей. К сожалению, ум не является однознач­ной причиной и прямым продолжением нашего интеллекта. Если ум (по Т.Гоб­бсу) – это способность че­ловека мыслить понятиями и определениями, то ин­теллект – это некоторая развертка мышле­ния во времени. Интеллект – это способность правильно су­дить о будущем (способ достижения цели), на ос­нове настоящего со­стояния и прошлого опыта, а опыт есть в свою очередь совокуп­ность неправильно при­нятых решений. Поэтому понятие интел­лекта применимо не только к чело­веку, но так же и к животным (так как любое по­ведение животного целесооб­разно), и к ма­шинным продуктам (например, к компьютерным играм, к раз­личным моделям реальных объектов и т.п.). Це­лесообразность – это объяс­нение настоящих действий (как практических, так и мысленных) через буду­щее (то есть через цели).

Отсюда можно констатировать, что у человека нет другого пути кроме как, преодолевая свою внутреннюю (духовную) не­удовлетворенности, созда­вать культуру или путем преодоления внешней (вещественной) неудовлетво­ренности создавать циви­лизацию.

Для описания бытия в своей феноменологии Сартр исполь­зует близкое по своему смыслу с понятием комплекса такое со­стояние человека как само­обман. По нашему мнению, самооб­ман тоже можно соотнести с виртуалом [82]. Самообман – это ложь себе [129.С.84]. Сам Сартр использует это понятия для того, чтобы отмежеваться от учения Фрейда. Он критикует его за то, что З.Фрейд для описания внутреннего мира человека ис­пользует межличност­ные понятия – «Я», «Ты», «Оно». По Сар­тру, использование для описания бытия человека таких понятий являются некорректным [129.С.85–87].

Модель бытия, по Сартру, представляет собой взаимодейст­вие двух противоположных понятий «бытия-в-себе» как нерас­торжимого единства всех возможных феноменов в мозгу чело­века, и «бытия-для-себя», представ­ляемая им как бесконечно исчезающая точка, незнающего покоя, ничто – сознание. Созна­ние – это своего рода ни­чтожатель «бытия-в-себе». Ничтожая «бытие-в-себе» сознание выявляет фе­номены (образы, модели, теории, зна­ния) формируя тем самым субъективный мир чело­века, то есть определяет и де­лает явным то, что некогда лишь потенци­ально существовало в качестве фе­номена феноменов (если встать на позицию традиционной философии) в ак­туаль­ном «бытие-в-себе» (с позиций экзистен­циализма). Причем вы­явленные феномены далее вновь могут подвергнуться ничтоже­нию (отрицанию) со стороны сознания, выявляя тем самым но­вые феномены и так до бесконечно­сти. По сути, Сартр описы­вает виртуальный уровень бытия на уровне внут­реннего мира человека. В отличие от феноме­нологии мирового Духа (Гегеля) Сартр строит свою феноменологию бытия как содержание внутреннего мира человека, исходя из позиций экзистенциа­лизма. Экзистенциализм начинается с принятия постулата о су­ществовании человека как мыслящего существа, в котором фи­лософ не может сомневаться. Бытие, по Сартру, носит субъектив­ный характер и человеческому сознанию доступен мир не сам по себе, а лишь на уровне собственных феноменов. Более полный анализ онтологии (феноме­нологии) Сартра нами представлен в монографии: «Метафизика вир­туально­сти» [78.С.313–344].

Хотим затронуть еще один аспект проникновения виртуа­листики в нашу реальность. Мы живем сегодня в эпоху инфор­мационной цивилизации, которая связана с проникновением компьютерных технологий во все сферы человеческой жизни. Информационная цивилизация определила культуру по­стмо­дерна. В постмодерне все направлено на перемешивание стилей мышле­ния прошлого, настоящего и будущего. Новое есть ком­пиляция настоящего и прошлого. Наблюдаем смешение и синтез различных стилей в искусстве, в моде. Игра с образами, моде­лями, смыслами становится основной характери­стикой совре­менной жизни. Все можно смоделировать как прошлое, так и бу­дущее. Долгое время идеалом классической научности высту­пала эмпириче­ская проверяемость явлений и логическая непро­тиворечивость теорий, опи­сывающих эти явления. Сегодня, ко­гда человечество подошло к эмпириче­ским и нравственным гра­ницам познания человека, общества и мира [45.С.144–179], практика постепенно теряет свой статус относительного кри­те­рия истинности научных знаний. На это место все более начи­нает претен­довать моделируемость объектов познания. Конечно, практика все еще оста­ется критерием относительной истинности науки, так как появление новых отраслей науки и смена пара­дигм в развитии науки не отменяет предшест­вующие (стволо­вые) идеалы научности, а просто указывает их ограничен­ность и как частный или предельный случай прежние знания включа­ются в систему новых. В науке господствует принцип соответ­ствия, позволяющий науке развиваться по восходящей линии прогресса в истории человечества. Если открытия подчиняются линейному закону, то сфера приложений откры­тий носит экспо­ненциальный, то есть нелинейный характер и сегодня мы наблю­дает технический, технологический бум.

Эта разница в темпах духовного (культурного) и матери­ального (циви­лизационного) развития общества, по нашему мнению, определяет основную причину глобальных проблем челове­чества. Культура масс как бы все время вынуждена (по необходимости) от­ставать от уровня своих изобретений. На наш взгляд, задача поиска путей гармонизации этих отношений яв­ляется од­ной из важнейших проблем фило­софии, которые как нам представляется должны лежать в плоскости виртуа­листики.

 

* * *

 

Особенностями и спецификой различных систем занимается наука, все более дифференцируя свои подразделения. Задача философии, и в осо­бенности метафизики – это поиск ин­вари­антного и общего в научных резуль­татах. Метафизика, ко­нечно же, использует образы и представления совре­менной науки и, выражая их в предельно абстрактном виде посредством отрица­тельных суждений, строит умозрительную (метафизическую систему понятий) модель основания физики (реального движе­ния). Следует согла­ситься, что в данной работе в качестве вир­туальных рассматриваются лишь те системы, которые способны вывести на виртуальные системы следующего уровня. Иначе все иерархические системы можно было бы называть вирту­аль­ными, что, конечно же, не соответствует реальной действитель­ности. Уже упоминалось, что на сегодняшний момент сложи­лось два подхода к понима­нию виртуальности – синергетиче­ский и феноменальный. Первый подход на языке философии описал С.Хоружий как неаристотелеву реальность, а второй – подпадает под понимание реальности аристотелевского типа. Наша концепция претендует на синтетический тип понимания виртуальности на основе возврата к аристотелевскому понима­нию возможного со всеми досто­инствами синергетики. Первый тип (неаристотелева реальность) соответствует пониманию вир­туальности как реальной возможности (которая может реализо­ваться в будущем, если позволят внешние обстоятельства), а второй – как формальной возможности, которая определена изна­чально (для конкретной реализации бытия). Первые свя­зы­вают возможность с формой, а действительность – с материей. Вто­рые связывают возможность с материальным, а действи­тельность – с фор­мальным началом. Для сторонников первой концепции виртуальности – это все системы, которые эволю­ционируют через хаос к порядку, а сторонники второй концеп­ции к виртуальным относят лишь те системы, которые через по­рядок определяют уровень неопределенности, выводя­щий на новый уровень организации. Для первых будущий по­рядок не определен, так как субъект не может знать a priori всех гра­нич­ных условий развития сис­тем и требует определенных зна­ний a postriori, для вторых считается, что он изначально a priori опре­делен предельной систе­мой. Если первый вариант определяет научный подход, то второй – метафизи­ческий. Первые и вторые должны где-то сойтись в синтезе метафизики с научной теорией. Таким образом, с точки зрения науки мы должны охватывать все уровни организации реальных сис­тем, так как наука имеет дело с виртуальными реальностями (различными ти­пами неопреде­ленности). Метафизика, на наш взгляд, имеет дело с «реаль­ными» отношениями как бы внутри матрицы, то есть с вирту­альной действительностью. Если включить в рассмотрение все иерархи­че­ские системы реального уровня бытия, осуществляю­щие свое бытие через хаос и порядок, то мы получим предель­ный уровень рассмотрения на­учной картины мира, то есть онто­ло­гию, а не метафизику. Если онтология – это предельное мыш­ле­ние с помощью категорий философии и общенаучных по­ня­тий о вещах реального мира, то метафизика нами трактуется, вслед за Кан­том, как инвариант философского мышления за пределами науки; и имеет дело с формальной возможностью, безусловно оп­ределяющей все процессы ре­ального существова­ния.

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

 

Метафизика направлена на познание предельных оснований бытия. В за­висимости от уровня развития позитивных наук и культуры в целом каж­дое поколение строит свою модель мира. Предлага­ется метафи­зическая картина мира, основанием кото­рой выступает небытие как актуаль­ная бесконечность, порож­дающая из виртуаль­ного пространства потенциальную беско­нечность – бытие.

В эпоху постнеклассической науки тре­буется такая целост­ная модель мира, которая выступала бы развивающейся систе­мой. Создание такой мо­дели нам видится в соедине­нии пред­ставлений постне­классичесой науки с идеями вир­туалистики. Одним из основ­ных методологических приемов, по­зволяющим выйти к построению метафизики, является диалектика, систем­ный метод, до­полненный методом контрредукции. Метод контрредук­ции один из системных принципов, который нам дает возможность любую сколь угодно большую ре­альную сис­тему, включая и вселенную, рассматривать как подсистему еще бо­лее большей гипотетической (умозрительной) системы. В са­моразвитии систем ключевая функция принадлежит информа­ционным процессам и па­мяти, благо­даря которым эта сис­тема способна осуществлять свое частное бытие (выжива­ние, сохра­нение, устойчивость, инвариантность, развитие) в изме­няю­щемся мире.

Исходя из анализа понятий теории информации и информа­ционных про­цес­сов уровня реального бытия, можно констати­ровать, что информация со своим носителем составляют диалек­тическое единство. Если информация есть неиз­менное, любое (истинное, ложное) конкретное о чем-либо содер­жание ин­вари­антное любой форме своего представления, то носитель есть со­храняю­щаяся материальная форма инвариантная любому ин­формацион­ному содержа­нию. Это определение позволяет выйти нам к моделированию основания ре­ального бытия как небытия, суть которого является быть мат­ри­цей памяти с виртуаль­ным (информационным) содержанием. Моделирова­ние основания бы­тия в ка­честве развиваю­щейся системы с необходимостью тре­бует введения матрицы памяти, что позволяет осу­ществить основной прин­цип существования таких систем как принцип обратной связи. Матрица также по­зволяет обосно­вать дис­крет­ность первичного до реального бытия акту­ально-бесконечного простран­ства–времени.

Введение понятия матрицы как основания реального бы­тия вытекает из диалектики категорий множественного и еди­нич­ного. Если реальное бытие представляет собой мно­жество раз­нообразия вещей, то в своей основе это мно­жество в качестве противополож­ного себе понятия с необходимостью требует чего-то одного в качестве исходного и абсо­лютного единого на­чала для всех про­цессов реального уровня бытия. Это начало (как Единица), в свою очередь, с необходимостью требует в ка­честве своего ос­нования нали­чия множества, и притом такого множества, кото­рое составляло бы с множе­ством гетеро­генных вещей про­тивоположность, то есть реальную гомогенность.

Предлагается следующая иерархия бытия как такового на пути к реаль­ному сущест­вованию: ничто, реальное небытие и бытие. Ничто – это неоп­ре­делен­ность, под­держи­вающая опре­делен­ность небытия. Небытие по сво­ему со­держа­нию представ­ляет собой виртуальное бытие (бытие другого уровня), в поле множества «ноль–точек» матрицы. В каждой точке этой мат­рицы сосредо­точена информация аспектов возможного бытия. Та­ких центров множество и в сово­купности составляют акту­ально-бесконечную матрицу. Одна из точек мат­рицы в данный момент реализуется в качестве реального бытия мира вещей. Ре­аль­ное бытие представляет собой про­странство ограни­ченных вещей вселенной и подчинено законам Ньютона, СТО и ОТО Эйн­штейна. Таким обра­зом, реаль­ное бытие есть лишь частный слу­чай реализа­ции действительно­сти одной из акту­ально-беско­неч­ного множества воз­мож­ных вариаций, информационно запе­чат­лен­ных феноменов на вир­туаль­ном уровне бытия простран­ства матрицы па­мяти. Пространство матрицы в реаль­ном плане есть небытие.

Ничто и небытие со­ставляют единство, и по отношению к ре­альному уровню бытия проявляют себя как реальное пустое от вещей про­странство. Благодаря этому единству первичное актуально-бесконечное пространство матрицы оказывается дис­кретным и до­пускающим реальное движение ве­щей.

Виртуальное бытие сформировано как содержание мат­рицы. Это содер­жа­ние, по сути, есть структурная информация (действительное бытие), кото­рая формируется из мно­гократных отражений в матрице процессов циклов реаль­ного бытия вещей. Матрица в своих центрах спо­собна хранить и накап­ливать ин­формацию об изменениях процессов реального бытия. Говоря язы­ком фи­зики, чтобы явления бытия, при­надлежащие вселен­ной, имели воз­можность пи­сать историю своей эволю­ции, необ­хо­димо место (простран­ство матрицы), где можно было бы при­нимать, передавать и хранить информа­цию. Следо­вательно, под матрицей памяти пони­мается некоторый носитель информации. Матрица памяти, которая на реальном уровне исходно прояв­ляет себя в качестве небы­тия, одно­временно, будет являться ин­фор­мацион­ным носителем порядка в мире.

Требование к мат­рице как обладательнице свойством хра­нения связано с тем, что в памяти запечатленные события, фе­номены в своем бытии бу­дут стремиться в идеале к вечности, тогда как в ре­альном мире вещей все имеет свое начало и конец. Другими словами, основа­нием дли­тельности существова­ния из­меняющихся вещей явля­ется неизмен­ное содержание мат­рицы. Здесь не­изменное содер­жание матрицы имеет смысл для кон­кретного цикла актуа­лиза­ции бытия.

Матрица, а точнее, единица матрицы, одновременно, явля­ется источни­ком, запус­кающим движение. Под действием энер­гии начала матрица через модусы (состояния) своих центров формирует явления реального бы­тия в со­ответствии со своим содержанием. Если реальный мир есть гетерогенное, синхрони­зиро­ванное единое множество вещей, то в своем основании (а в на­шем случае, это матрица) с необходимостью должна иметь одно начало. Это начало задает одна из множества единиц мат­рицы, которая своим исчезнове­нием из виртуального бытия обу­словливает рождение реального уровня бы­тия вещей. Здесь под ис­чезновением необходимо понимать не физическое исчезнове­ние «ноль–точки» матрицы, а информационное обнуление (пе­ре­полнение) ее состояний.

В реальном плане матрица есть небытие, и выступает пер­вичным про­стран­ством для процессов, явлений бытия. Чтобы это пространство могло обес­печи­вать реальное движе­ние вещей оно с необходимостью должно быть дис­крет­ным. Эта дискрет­ность обеспечи­вается «ноль–точками» матрицы, ко­торые в ре­альном плане есть рядоположенность ну­лей. Однородное мно­же­ство из ре­аль­ных нулей поддерживается информационной ге­теро­генностью содержания единиц матрицы. Без этого условия реальная гомогенность свер­нулась бы в одну точку.

Множество «ноль–точек» матрицы как рядоположенность реальных ну­лей образуют реальное небытие. Небытие представ­ляет собой абсолютное акту­ально-бесконечное пер­вичное про­странство, по которому реализуется как по­тенциальная беско­нечность бытие ограниченных вещей.

Любая «ноль–точка» есть, по своей сути, потенциальная точка син­гуляр­но­сти. Все­ленная как форма материи начинает проявляться лишь с нача­лом нару­шения баланса (со­стояния то­ждества энергии и информации), то есть ском­пенси­рованности всех возможных сил в одной особой точке матрицы. Реаль­ный уро­вень своим возникновением уже обязан тому, что одна из точек мат­рицы поте­ряла на виртуальном уровне своего бытия инфор­мацию, которая держала всю вселенскую энергию в то­чечном объеме. Таким образом, ре­аль­ный уровень бы­тия возни­кает как единичное целое лишь по отношению к множеству элемен­там матрицы. Если же смотреть на эту единичную точку начала ре­ального бы­тия с позиции наблюдателя виртуального бытия, то она является одной из мно­жества возмож­ных реализа­ций. Воз­бужденное (готовое к реализации как дви­жение) со­стояние од­ной из многих точек матрицы, или информационное обну­ление этой точки на виртуальном уровне, говорит о начале энергети­ческого возникновения и становления процессов на ре­альном уровне бытия, и их оформление, в соответствии с ин­формаци­онным содер­жанием матрицы, в каче­стве реальных ве­щей все­ленной. Далее, под реаль­ным действием энергии на­чала, проис­ходит возмущение единиц матрицы. Это возмущение, рас­про­стра­няется как потенциальная бесконечность по аб­солют­ному (относительно реаль­ных, конечных изме­нений) актуально-бес­ко­нечному простран­ству, активизи­рует различные модусы еди­ниц матрицы и тем самым реализует феномены па­мяти (чис­тые формы виртуального уровня бытия) в вещи. Вещи, таким обра­зом, возникают и изменяются под дейст­вием энергии на­чала и в соответствии со структурной информацией (с фено­ме­нами) со­держания на этой матрице.

Попытка обоснования существования реального бытия пу­тем постули­ро­ва­ния мат­рицы памяти, в пространстве которой организуются информаци­он­ные процессы вирту­ального уровня бытия, вытекает из совместного рас­смот­рения трех уровней по­нимания виртуальности: 1) как об основании ре­аль­ного бытия; 2) как о внутреннем или субъектив­ном (феноменальном) мире человека; 3) как об определенном уровне развития человече­ской куль­туры, которая привела к возникновению киберпростран­ства и становлению на его основе качественно новой реалии нашего времени – искусственной вирту­альной ре­альности. По­следняя явилась одним из значимых достижений об­щечеловече­ской цивилиза­ции на сегодняшнее время и для своего осмыс­ле­ния требует нового мировос­приятия, которое позволило бы объ­единить в едином понимании все разновид­ности вир­туальности.

По нашему мнению, единственно бытийной формой прояв­ления ничто яв­ляется от­сутствие. Небытие – это пустое про­странство относительно реаль­ного бытия. Если пустое про­странство есть реальное качество, то это каче­ство, на наш взгляд, должно поддер­жи­ваться определенным уровнем своей организа­ции. Другими сло­вами, небытие должно вы­ступать оп­ределенным образом орга­низованной системой. Небытие – это действительное, но не ре­альное как вещь бытие. Небытие пере­секается с бытием лишь в од­ном ас­пекте, который заключается в том, чтобы выступать бы­тийным как вещь от­сутствием. В на­шем представлении это бытийное как вещь от­сутствие есть не­бытийная матрица па­мяти, кото­рая в качестве исходного про­странства вы­ступает возможностью для процес­сов и вещей бы­тия. Бытийная пустота в ка­честве исходного со­стояния пер­вич­ного про­странства бытия обеспечена не­изменной структурой небытия и требует аб­солютной совместной детер­мини­рованно­сти посредством жесткой взаимо­связанности еди­ниц матрицы. Эта опреде­ленность небытия моделируе­мое совокупностью «ноль–точек» выра­жена матрицей все­ленской памяти, в про­странстве которой организуется уровень виртуального бытия. Такое требова­ние к мат­рице памяти продикто­вано необходимо­стью обоснования ин­форма­цион­ных процессов. В энергети­че­ском (в вещественном) смысле бытие есть процесс деграда­ции (разложе­ния) одной «ноль–точки», принадлежащей матрице. Общая термодинамиче­ская деградация реального бытия одно­вре­менно создает условия для разви­тия своих под­систем в ин­формационном смысле. Бы­тие в целом де­градирует как физиче­ская (энергети­ческая) сис­тема, а чело­век, человечество, система цивилизаций во вселен­ной – это про­цесс аккуму­ляции информа­ции в искус­ственной матрице памяти.

Введение понятия матрицы позволило рассматривать мате­рию как об­щее (гомоген­ное) основание (гетерогенных) форм вещей реального бытия. Мате­рия по отношению к реаль­ному миру не имеет никаких актуальных форм и в этом смысле бес­форменна и тож­дественна небытию, но в то же время мате­рия, уча­ствуя в организации матрицы, высту­пает в целом акту­ально-беско­нечной фор­мой, благодаря которой возникает возможность суще­ствования реальных ко­нечных вещей. Жесткая привязка виртуальных единиц к опре­де­ленному месту в матрице требует существование не­подвижного эфира. Но физика не обнару­жила физического эфира, его место должно занять небытие, как пер­вичное про­странство до бытия вещей, то есть до реальных изме­не­ний. А такой «эфир» в прин­ципе не может быть непосредст­венно обнаружен физи­кой, так как физика мо­жет иметь дело лишь с тем, что меняется. Отсюда не­подвижный эфир (что в нашем случае есть ре­альное небы­тие) выступает ос­нованием, или необходимым условием, любого движения вещей реаль­ного бытия.

Движение связано с понятиями времени и длительности. Время характе­ри­зует измен­чивость, но и неизменность, со своей сто­роны, также характери­зу­ется временем. Время – это своего рода неизменная изменчивость всех процес­сов реального бытия. Так как о те­чение времени мы судим по дли­тельности движения (сущест­вования) материальных сис­тем, то диалектиче­ски сам источ­ник этого движения должен составлять оппози­цию к след­ствию и обладать противоположным качеством. В качестве та­кого противополож­ного фактора можно иметь два возможных варианта: первый – источником движения может выступить сис­тема с памятью (время в памяти стремится в идеале к неизмен­но­сти, то есть к бесконечности в смысле вечно­сти); второй – дли­тельности изменений реального бытия вы­званы отрицатель­ными (относи­тельно этого бытия) целост­ными изменениями не­бытия. Идеальным, удовле­творяющим как первому, так и вто­рому ус­ловиям явля­ется движение по кругу. Такое движение, с одной сто­роны, есть постоянное повторение прой­денных со­стояний, а с другой – на­поми­нает движение назад, к исход­ному со­стоянию. Если в ре­зуль­тате такого движе­ния возникает нечто новое, чего не было ранее (например, процессы в про­странстве матрицы па­мяти на уровне вирту­ального бытия или реального небы­тия), то движение по кругу преобра­зуется в спираль.

Характеристикой интенсивности изменений на реальном уровне бытия вы­ступает скорость. Неза­висимость скорости рас­пространения света от ско­рости движения источ­ника говорит о том, что свет есть возмущение среды. Физиче­ского эфира, как уже говори­лось, физика не обнаружила, но это должно свиде­тельствовать о невозможности сущест­вования реального небы­тия с виртуаль­ным (информационным) основанием, с которым физика в принципе не может находиться в отношениях позна­ния, так как физика огра­ни­чена изменяющимся миром вещей.

Характеру информационных изменений в содержании мат­рицы, то есть из­ме­нениям на виртуальном уровне бытия, спро­воци­рованных движением раз­лич­ных форм реального бытия, вклю­чая и саму вселенную в целом, можно сопос­тавить измене­ния со сверхсвето­вой скоростью. Независимость скорости рас­простра­нения света от скорости движения ис­точника говорит о том, что свет есть возмущение среды–эфира. Физического эфира фи­зика не обнару­жила, но логика убеждает нас о его необходи­мости. Поэтому на место по­сюстороннего эфира мы предлагаем мат­рицу, которая как реальное небытие символизи­рует границу ме­жду реальным миром вещей и виртуальным бы­тием развиваю­щихся идей–феноменов памяти. Вместо посюсторон­него эфира нами предлагается су­ществование ре­аль­ного небы­тия, в основе которого ле­жит матрица с виртуаль­ным (информа­ционным) со­держанием. Для информа­ции вполне возможно из­менить свою алгоритмическую последо­вательность в це­лом за время измене­ния мига, из которых составлена эта последова­тель­ность. При этом не потребуется формирование возникшей новой последо­ва­тельности за­ново с самого начала в реальном масштабе вре­мени. Суть реаль­ного сущест­вования бы­тия в этом смысле есть постоянное изменение в про­странстве неизменной в целом мат­рицы. Матрица благодаря свойству хра­не­ния осуще­ствляет на­копление в своем содержании но­вых по­следователь­но­стей из отражений реаль­ных конечных со­бытий. Накопление и ус­редне­ние информации в содержании матрицы, по сути, со­ставляет виртуальный уро­вень феноменов бытия. Если для акту­ального бы­тия этот виртуальный уро­вень в каче­стве структур­ной ин­формации составляет действительное суще­ст­вование не­измен­ных законов, определяющих стратегию изме­нений одного из циклов реального бытия, то в качестве па­мяти одновре­менно обеспечивает прием новой информации из отра­жений реализуе­мых в на­стоящем событий. Эта новая информа­ция, которая полна реальной случайно­сти, вновь интегри­руясь со старым со­держанием матрицы, способствует необ­ходимости дейст­витель­ного бытия для событий последующих реализаций и т.д. Фор­мирова­ние новых по­следовательностей в содержании матрицы носит кау­зальный характер, и протекают в со­ответст­вии с про­цессами реальных событий в ре­альном масштабе вре­мени, но на феноме­нальном уровне пространства мат­рицы воз­никает воз­можность информационной органи­зации виртуаль­ного бы­тия. Данная организация возможна благодаря связям между различ­ными ин­формационными последовательностями в матрице, так как все эти после­дова­тельности составляют содер­жание общего для всех феноменов вирту­ального уровня бытия. На виртуаль­ном уровне скорость перехода от одной информаци­онной по­следова­тельности к другой может быть весьма далека от свето­вой. В то же время процессы вирту­ального уровня, от­носи­тельно изме­нений реальных событий, выступали бы как сверх­све­товые, которые проте­кали бы с нару­ше­нием причинно­сти.

Итак, данное исследование позволяет нам утверждать, что уровень ре­аль­ного бытия в качестве своего основания содержит реальное небытие. Небытие равносильно введению ноля в фило­софии, и если вправо по шкале развивается реальное бытие, то слева имеем область мнимых (информационных) преобразова­ний. Не­бытие организованно на вирту­альном уровне в матрицу памяти, в простран­стве акту­альной бесконеч­ности которой раз­ворачивает свое реальное бытие вселенная как бесконечность потенциальная. При этом матрица до возникно­вения реаль­ного уровня бытия уже содержит в себе информа­цию как идеаль­ный, действи­тельный мир, образованный путем накопления отраже­ний в матрице памяти прошлых собы­тий многократных реали­заций вселенной. Ка­ждая конкретная реали­зация бытия полна случай­ности, но, информационно накаплива­ясь, скла­дываясь и интегрируясь с предше­ствующим содержа­нием в матрице, уча­ствует в форми­ровании действительности как необходимой за­кономерности стратеги­че­ского развития по­следую­щих реализа­ций.

 

 

* * *

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.