|
информационной цивилизации
Понятия виртуального возникают в самых разных областях человеческой деятельности: в физике, в психологии, в истории, в культуре, которые разительно отличаются друг от друга. Все это убеждает нас в том, что в исследовании виртуалистики лежат возможные решения гармонизации отношений культуры и цивилизации.
В последнее время понятие виртуальности находит все более широкое распространение в различных областях как познавательной, так и практической деятельности людей. Само слово virtus существует с античных времен, но его смысл оставался довольно неопределенным (в том смысле, что имело в различных культурах и в разные эпохи множество значений). Становление виртуалистики в качестве самостоятельного направления в исследовании души человека и систем мира связывается с работой Н.А.Носова: «Виртуальная психология» [77]. Он впервые сформулировал основные принципы этого направления [77.С.33]. Поставил вопросы синтеза виртуальных подходов в различных областях научного знания. Данный синтез должен, по его мнению, привести к философскому осмыслению этого понятия посредством создания онтологии виртуальности. Теоретическое обоснование необходимости понятия виртуального бытия нам дает С.Хоружий в статье «Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности» [164.С.53–68].
Носов критикует традиционно европейский подход в построении философских онтологий за их одноуровневый характер, которые всегда оказываются ограниченными понятием субстанции. Хоружий выводит свою модель виртуального бытия, противопоставляя его онтологии аристотелевского типа. Он считает, что его понимание виртуальности более соответствует представлениям современной науки. Оба автора сходятся в одном, что прежние философские системы не отвечают современным мировоззренческим установкам и следует переходить от классических одноуровневых моделей бытия к многоуровневым [78.С.138].
Таким образом, «в современной философской литературе подход, основанный на признании полионтичности (многоуровневости) реальности и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности, получил наименование “виртуалистика”» [74.С.171–173].
В наше время понятие виртуальности неожиданно и независимо возникают в самых разных областях науки. В квантовой физике получило распространение понятия виртуальных частиц. В психологии вводятся понятия виртуальные способности и состояния, виртуального конфликта (А.Н.Леонтьев, Н.А.Носов, С.Х.Асадуллина). В компьютерной культуре появляются множество понятий, связанных с различными системами, организованных на информационном уровне. Хотя информационная среда социума и феноменальный мир человека обладают статусом лишь как бы существования, но оказывают реальное влияние. Информация, с одной стороны, формирует «виртуальное мировоззрение» людей, а с другой – через конкретные действия людей определяет сегодняшнюю цивилизацию в целом. Исследования в этом направлении активно развивает в Саранске А.В.Захряпин [35].
В Саратове понятие виртуальности в смысле детерминированного хаоса исследуются В.В.Афанасьевой [10.С.52]. В Стерлитамаке идеи виртуалистики в приложении к исследованию в психологии конфликта активно развивает С.Х.Ассадуллина [7;8]. Можно также отметить работы Э.Ф.Ассадуллина, который там же ведет свои изыскания, используя основные принципы виртуалистики, сформулированные Носовым, в приложении к исследованиям феноменов истории [6].
В физике понятие виртуальности связывается с представлениями о вакууме. Сегодня вакуум не рассматривается в качестве пустого пространства. Вакуум моделируется неким состоянием множества виртуальных частиц, находящихся в интервале меры неопределенности Гейзенберга. Считается, что любое взаимодействие элементарных частиц происходит с участием вакуума. Вакуум может при любых взаимодействиях элементарных частиц проявлять себя как любое квантовое число любой элементарной частицы (заряд, спин и т.д.). Отсюда возникает предположение, что вакуум – это вовсе не пустота. Вакуум полон множества виртуальных частиц, «находящихся» между возникновением и исчезновением. Виртуальная «частица» может себя проявлять как любое квантовое число, но при этом оказывается лишенной от всех других квантовых состояний, которыми обладала бы реальная частица. Отсюда виртуальные частицы никогда не удается обнаружить в начале и в конце взаимодействий. На реальном уровне они лишь «как бы» есть, то есть обладают виртуальным существованием, но при этом могут оказывать реальное влияние во взаимодействиях с элементарными частицами [63].
В психологии тоже оказывается применимо понятие виртуальности для описания субъективного мира человека. Вводятся такие понятия производные от виртуала – как консуетал, гратуал и ингратуал [76.С.22]. Если под консуеталом понимается некоторое нормальное (привычное, традиционное, устоявшееся, закрепившееся в структуре мышления) психологическое состояние человека, то гратуал и ингратуал характеризуют некоторое возвышанное и подавленное от номы психические состояния, соответственно. Эти (как бы существующие лишь на феноменальном уровне мышления человека) отклонения от привычного оказываются способными побуждать индивида и объединения людей на конкретные реальные действия. Далее, при определенных внешних условиях и особенностях той или иной культуры, некогда гратуальные или ингратуальные состояния вновь могут стать привычными для человека и закрепиться как ценности в символах культуры, то есть стать консуеталом (на уровне бытия внутреннего мира человека) или виртуалом, но уже на уровне социального бытия. Например, как показывают исследования Э.Ф.Ассадуллина, эти виртруальные состояния присущи не только отдельному человеку, но также и народам, нациям и другим общественным объединениям. Он использует понятие соби как проекцию на человека совокупности сочетаний виртуальных состояний на разных уровнях социального бытия человека. Собь – это «виртуальная реальность, посредством которого человек самоидентифицируется» [6.С.121]. Это Асадуллину позволяет выйти к исследованию явлений истории с позиций виртуалистики.
По нашему мнению, различным виртуальным состояниям человека можно соотнести с психологическими комплексами (по З.Фрейду) или с самообманом (по Ж.–П.Сартру). Психологические комплексы – это то чего нет на самом деле, а человеку кажется. Но, тем не менее, эта кажемость (видимость) двигает и толкает человека на различные реальные действия. Комплексы, как и виртуалы, по своему влиянию на человека, бывают как положительными, так и отрицательными. Если человек, пытаясь преодолеть свои комплексы (внутренние страхи, сомнения и т.п.), поднимается на какие-то новые уровни своего развития, то можно говорить о положительном аспекте влияния комплексов. Например, «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ), или кантовское определение разума, как сознания своего незнания человеком внешнего мира – космоса, так и своего внутреннего мира – души, толкающего его на путь познания. Но если человек неспособен преодолеть свои страхи и переживания, то они оказываются вытесненными из сознания в подсознание. Такие нереализованные желания, в силу объективных обстоятельств (культура, война, кризис и т.п.) или субъективных ограничений (воспитание, страх, обида, невежество, зависть, лень и т.п.) накапливаясь в подсознании человека, могут привести его к различным неврозам. Далее эти неврозы способны привести к нарушениям уже на физиологическом уровне бытия человека. Говорят, что все болезни от нервов, но правильнее было бы сказать – от неправильных мыслей. К сожалению, ум не является однозначной причиной и прямым продолжением нашего интеллекта. Если ум (по Т.Гоббсу) – это способность человека мыслить понятиями и определениями, то интеллект – это некоторая развертка мышления во времени. Интеллект – это способность правильно судить о будущем (способ достижения цели), на основе настоящего состояния и прошлого опыта, а опыт есть в свою очередь совокупность неправильно принятых решений. Поэтому понятие интеллекта применимо не только к человеку, но так же и к животным (так как любое поведение животного целесообразно), и к машинным продуктам (например, к компьютерным играм, к различным моделям реальных объектов и т.п.). Целесообразность – это объяснение настоящих действий (как практических, так и мысленных) через будущее (то есть через цели).
Отсюда можно констатировать, что у человека нет другого пути кроме как, преодолевая свою внутреннюю (духовную) неудовлетворенности, создавать культуру или путем преодоления внешней (вещественной) неудовлетворенности создавать цивилизацию.
Для описания бытия в своей феноменологии Сартр использует близкое по своему смыслу с понятием комплекса такое состояние человека как самообман. По нашему мнению, самообман тоже можно соотнести с виртуалом [82]. Самообман – это ложь себе [129.С.84]. Сам Сартр использует это понятия для того, чтобы отмежеваться от учения Фрейда. Он критикует его за то, что З.Фрейд для описания внутреннего мира человека использует межличностные понятия – «Я», «Ты», «Оно». По Сартру, использование для описания бытия человека таких понятий являются некорректным [129.С.85–87].
Модель бытия, по Сартру, представляет собой взаимодействие двух противоположных понятий «бытия-в-себе» как нерасторжимого единства всех возможных феноменов в мозгу человека, и «бытия-для-себя», представляемая им как бесконечно исчезающая точка, незнающего покоя, ничто – сознание. Сознание – это своего рода ничтожатель «бытия-в-себе». Ничтожая «бытие-в-себе» сознание выявляет феномены (образы, модели, теории, знания) формируя тем самым субъективный мир человека, то есть определяет и делает явным то, что некогда лишь потенциально существовало в качестве феномена феноменов (если встать на позицию традиционной философии) в актуальном «бытие-в-себе» (с позиций экзистенциализма). Причем выявленные феномены далее вновь могут подвергнуться ничтожению (отрицанию) со стороны сознания, выявляя тем самым новые феномены и так до бесконечности. По сути, Сартр описывает виртуальный уровень бытия на уровне внутреннего мира человека. В отличие от феноменологии мирового Духа (Гегеля) Сартр строит свою феноменологию бытия как содержание внутреннего мира человека, исходя из позиций экзистенциализма. Экзистенциализм начинается с принятия постулата о существовании человека как мыслящего существа, в котором философ не может сомневаться. Бытие, по Сартру, носит субъективный характер и человеческому сознанию доступен мир не сам по себе, а лишь на уровне собственных феноменов. Более полный анализ онтологии (феноменологии) Сартра нами представлен в монографии: «Метафизика виртуальности» [78.С.313–344].
Хотим затронуть еще один аспект проникновения виртуалистики в нашу реальность. Мы живем сегодня в эпоху информационной цивилизации, которая связана с проникновением компьютерных технологий во все сферы человеческой жизни. Информационная цивилизация определила культуру постмодерна. В постмодерне все направлено на перемешивание стилей мышления прошлого, настоящего и будущего. Новое есть компиляция настоящего и прошлого. Наблюдаем смешение и синтез различных стилей в искусстве, в моде. Игра с образами, моделями, смыслами становится основной характеристикой современной жизни. Все можно смоделировать как прошлое, так и будущее. Долгое время идеалом классической научности выступала эмпирическая проверяемость явлений и логическая непротиворечивость теорий, описывающих эти явления. Сегодня, когда человечество подошло к эмпирическим и нравственным границам познания человека, общества и мира [45.С.144–179], практика постепенно теряет свой статус относительного критерия истинности научных знаний. На это место все более начинает претендовать моделируемость объектов познания. Конечно, практика все еще остается критерием относительной истинности науки, так как появление новых отраслей науки и смена парадигм в развитии науки не отменяет предшествующие (стволовые) идеалы научности, а просто указывает их ограниченность и как частный или предельный случай прежние знания включаются в систему новых. В науке господствует принцип соответствия, позволяющий науке развиваться по восходящей линии прогресса в истории человечества. Если открытия подчиняются линейному закону, то сфера приложений открытий носит экспоненциальный, то есть нелинейный характер и сегодня мы наблюдает технический, технологический бум.
Эта разница в темпах духовного (культурного) и материального (цивилизационного) развития общества, по нашему мнению, определяет основную причину глобальных проблем человечества. Культура масс как бы все время вынуждена (по необходимости) отставать от уровня своих изобретений. На наш взгляд, задача поиска путей гармонизации этих отношений является одной из важнейших проблем философии, которые как нам представляется должны лежать в плоскости виртуалистики.
* * *
Особенностями и спецификой различных систем занимается наука, все более дифференцируя свои подразделения. Задача философии, и в особенности метафизики – это поиск инвариантного и общего в научных результатах. Метафизика, конечно же, использует образы и представления современной науки и, выражая их в предельно абстрактном виде посредством отрицательных суждений, строит умозрительную (метафизическую систему понятий) модель основания физики (реального движения). Следует согласиться, что в данной работе в качестве виртуальных рассматриваются лишь те системы, которые способны вывести на виртуальные системы следующего уровня. Иначе все иерархические системы можно было бы называть виртуальными, что, конечно же, не соответствует реальной действительности. Уже упоминалось, что на сегодняшний момент сложилось два подхода к пониманию виртуальности – синергетический и феноменальный. Первый подход на языке философии описал С.Хоружий как неаристотелеву реальность, а второй – подпадает под понимание реальности аристотелевского типа. Наша концепция претендует на синтетический тип понимания виртуальности на основе возврата к аристотелевскому пониманию возможного со всеми достоинствами синергетики. Первый тип (неаристотелева реальность) соответствует пониманию виртуальности как реальной возможности (которая может реализоваться в будущем, если позволят внешние обстоятельства), а второй – как формальной возможности, которая определена изначально (для конкретной реализации бытия). Первые связывают возможность с формой, а действительность – с материей. Вторые связывают возможность с материальным, а действительность – с формальным началом. Для сторонников первой концепции виртуальности – это все системы, которые эволюционируют через хаос к порядку, а сторонники второй концепции к виртуальным относят лишь те системы, которые через порядок определяют уровень неопределенности, выводящий на новый уровень организации. Для первых будущий порядок не определен, так как субъект не может знать a priori всех граничных условий развития систем и требует определенных знаний a postriori, для вторых считается, что он изначально a priori определен предельной системой. Если первый вариант определяет научный подход, то второй – метафизический. Первые и вторые должны где-то сойтись в синтезе метафизики с научной теорией. Таким образом, с точки зрения науки мы должны охватывать все уровни организации реальных систем, так как наука имеет дело с виртуальными реальностями (различными типами неопределенности). Метафизика, на наш взгляд, имеет дело с «реальными» отношениями как бы внутри матрицы, то есть с виртуальной действительностью. Если включить в рассмотрение все иерархические системы реального уровня бытия, осуществляющие свое бытие через хаос и порядок, то мы получим предельный уровень рассмотрения научной картины мира, то есть онтологию, а не метафизику. Если онтология – это предельное мышление с помощью категорий философии и общенаучных понятий о вещах реального мира, то метафизика нами трактуется, вслед за Кантом, как инвариант философского мышления за пределами науки; и имеет дело с формальной возможностью, безусловно определяющей все процессы реального существования.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Метафизика направлена на познание предельных оснований бытия. В зависимости от уровня развития позитивных наук и культуры в целом каждое поколение строит свою модель мира. Предлагается метафизическая картина мира, основанием которой выступает небытие как актуальная бесконечность, порождающая из виртуального пространства потенциальную бесконечность – бытие.
В эпоху постнеклассической науки требуется такая целостная модель мира, которая выступала бы развивающейся системой. Создание такой модели нам видится в соединении представлений постнеклассичесой науки с идеями виртуалистики. Одним из основных методологических приемов, позволяющим выйти к построению метафизики, является диалектика, системный метод, дополненный методом контрредукции. Метод контрредукции один из системных принципов, который нам дает возможность любую сколь угодно большую реальную систему, включая и вселенную, рассматривать как подсистему еще более большей гипотетической (умозрительной) системы. В саморазвитии систем ключевая функция принадлежит информационным процессам и памяти, благодаря которым эта система способна осуществлять свое частное бытие (выживание, сохранение, устойчивость, инвариантность, развитие) в изменяющемся мире.
Исходя из анализа понятий теории информации и информационных процессов уровня реального бытия, можно констатировать, что информация со своим носителем составляют диалектическое единство. Если информация есть неизменное, любое (истинное, ложное) конкретное о чем-либо содержание инвариантное любой форме своего представления, то носитель есть сохраняющаяся материальная форма инвариантная любому информационному содержанию. Это определение позволяет выйти нам к моделированию основания реального бытия как небытия, суть которого является быть матрицей памяти с виртуальным (информационным) содержанием. Моделирование основания бытия в качестве развивающейся системы с необходимостью требует введения матрицы памяти, что позволяет осуществить основной принцип существования таких систем как принцип обратной связи. Матрица также позволяет обосновать дискретность первичного до реального бытия актуально-бесконечного пространства–времени.
Введение понятия матрицы как основания реального бытия вытекает из диалектики категорий множественного и единичного. Если реальное бытие представляет собой множество разнообразия вещей, то в своей основе это множество в качестве противоположного себе понятия с необходимостью требует чего-то одного в качестве исходного и абсолютного единого начала для всех процессов реального уровня бытия. Это начало (как Единица), в свою очередь, с необходимостью требует в качестве своего основания наличия множества, и притом такого множества, которое составляло бы с множеством гетерогенных вещей противоположность, то есть реальную гомогенность.
Предлагается следующая иерархия бытия как такового на пути к реальному существованию: ничто, реальное небытие и бытие. Ничто – это неопределенность, поддерживающая определенность небытия. Небытие по своему содержанию представляет собой виртуальное бытие (бытие другого уровня), в поле множества «ноль–точек» матрицы. В каждой точке этой матрицы сосредоточена информация аспектов возможного бытия. Таких центров множество и в совокупности составляют актуально-бесконечную матрицу. Одна из точек матрицы в данный момент реализуется в качестве реального бытия мира вещей. Реальное бытие представляет собой пространство ограниченных вещей вселенной и подчинено законам Ньютона, СТО и ОТО Эйнштейна. Таким образом, реальное бытие есть лишь частный случай реализации действительности одной из актуально-бесконечного множества возможных вариаций, информационно запечатленных феноменов на виртуальном уровне бытия пространства матрицы памяти. Пространство матрицы в реальном плане есть небытие.
Ничто и небытие составляют единство, и по отношению к реальному уровню бытия проявляют себя как реальное пустое от вещей пространство. Благодаря этому единству первичное актуально-бесконечное пространство матрицы оказывается дискретным и допускающим реальное движение вещей.
Виртуальное бытие сформировано как содержание матрицы. Это содержание, по сути, есть структурная информация (действительное бытие), которая формируется из многократных отражений в матрице процессов циклов реального бытия вещей. Матрица в своих центрах способна хранить и накапливать информацию об изменениях процессов реального бытия. Говоря языком физики, чтобы явления бытия, принадлежащие вселенной, имели возможность писать историю своей эволюции, необходимо место (пространство матрицы), где можно было бы принимать, передавать и хранить информацию. Следовательно, под матрицей памяти понимается некоторый носитель информации. Матрица памяти, которая на реальном уровне исходно проявляет себя в качестве небытия, одновременно, будет являться информационным носителем порядка в мире.
Требование к матрице как обладательнице свойством хранения связано с тем, что в памяти запечатленные события, феномены в своем бытии будут стремиться в идеале к вечности, тогда как в реальном мире вещей все имеет свое начало и конец. Другими словами, основанием длительности существования изменяющихся вещей является неизменное содержание матрицы. Здесь неизменное содержание матрицы имеет смысл для конкретного цикла актуализации бытия.
Матрица, а точнее, единица матрицы, одновременно, является источником, запускающим движение. Под действием энергии начала матрица через модусы (состояния) своих центров формирует явления реального бытия в соответствии со своим содержанием. Если реальный мир есть гетерогенное, синхронизированное единое множество вещей, то в своем основании (а в нашем случае, это матрица) с необходимостью должна иметь одно начало. Это начало задает одна из множества единиц матрицы, которая своим исчезновением из виртуального бытия обусловливает рождение реального уровня бытия вещей. Здесь под исчезновением необходимо понимать не физическое исчезновение «ноль–точки» матрицы, а информационное обнуление (переполнение) ее состояний.
В реальном плане матрица есть небытие, и выступает первичным пространством для процессов, явлений бытия. Чтобы это пространство могло обеспечивать реальное движение вещей оно с необходимостью должно быть дискретным. Эта дискретность обеспечивается «ноль–точками» матрицы, которые в реальном плане есть рядоположенность нулей. Однородное множество из реальных нулей поддерживается информационной гетерогенностью содержания единиц матрицы. Без этого условия реальная гомогенность свернулась бы в одну точку.
Множество «ноль–точек» матрицы как рядоположенность реальных нулей образуют реальное небытие. Небытие представляет собой абсолютное актуально-бесконечное первичное пространство, по которому реализуется как потенциальная бесконечность бытие ограниченных вещей.
Любая «ноль–точка» есть, по своей сути, потенциальная точка сингулярности. Вселенная как форма материи начинает проявляться лишь с началом нарушения баланса (состояния тождества энергии и информации), то есть скомпенсированности всех возможных сил в одной особой точке матрицы. Реальный уровень своим возникновением уже обязан тому, что одна из точек матрицы потеряла на виртуальном уровне своего бытия информацию, которая держала всю вселенскую энергию в точечном объеме. Таким образом, реальный уровень бытия возникает как единичное целое лишь по отношению к множеству элементам матрицы. Если же смотреть на эту единичную точку начала реального бытия с позиции наблюдателя виртуального бытия, то она является одной из множества возможных реализаций. Возбужденное (готовое к реализации как движение) состояние одной из многих точек матрицы, или информационное обнуление этой точки на виртуальном уровне, говорит о начале энергетического возникновения и становления процессов на реальном уровне бытия, и их оформление, в соответствии с информационным содержанием матрицы, в качестве реальных вещей вселенной. Далее, под реальным действием энергии начала, происходит возмущение единиц матрицы. Это возмущение, распространяется как потенциальная бесконечность по абсолютному (относительно реальных, конечных изменений) актуально-бесконечному пространству, активизирует различные модусы единиц матрицы и тем самым реализует феномены памяти (чистые формы виртуального уровня бытия) в вещи. Вещи, таким образом, возникают и изменяются под действием энергии начала и в соответствии со структурной информацией (с феноменами) содержания на этой матрице.
Попытка обоснования существования реального бытия путем постулирования матрицы памяти, в пространстве которой организуются информационные процессы виртуального уровня бытия, вытекает из совместного рассмотрения трех уровней понимания виртуальности: 1) как об основании реального бытия; 2) как о внутреннем или субъективном (феноменальном) мире человека; 3) как об определенном уровне развития человеческой культуры, которая привела к возникновению киберпространства и становлению на его основе качественно новой реалии нашего времени – искусственной виртуальной реальности. Последняя явилась одним из значимых достижений общечеловеческой цивилизации на сегодняшнее время и для своего осмысления требует нового мировосприятия, которое позволило бы объединить в едином понимании все разновидности виртуальности.
По нашему мнению, единственно бытийной формой проявления ничто является отсутствие. Небытие – это пустое пространство относительно реального бытия. Если пустое пространство есть реальное качество, то это качество, на наш взгляд, должно поддерживаться определенным уровнем своей организации. Другими словами, небытие должно выступать определенным образом организованной системой. Небытие – это действительное, но не реальное как вещь бытие. Небытие пересекается с бытием лишь в одном аспекте, который заключается в том, чтобы выступать бытийным как вещь отсутствием. В нашем представлении это бытийное как вещь отсутствие есть небытийная матрица памяти, которая в качестве исходного пространства выступает возможностью для процессов и вещей бытия. Бытийная пустота в качестве исходного состояния первичного пространства бытия обеспечена неизменной структурой небытия и требует абсолютной совместной детерминированности посредством жесткой взаимосвязанности единиц матрицы. Эта определенность небытия моделируемое совокупностью «ноль–точек» выражена матрицей вселенской памяти, в пространстве которой организуется уровень виртуального бытия. Такое требование к матрице памяти продиктовано необходимостью обоснования информационных процессов. В энергетическом (в вещественном) смысле бытие есть процесс деградации (разложения) одной «ноль–точки», принадлежащей матрице. Общая термодинамическая деградация реального бытия одновременно создает условия для развития своих подсистем в информационном смысле. Бытие в целом деградирует как физическая (энергетическая) система, а человек, человечество, система цивилизаций во вселенной – это процесс аккумуляции информации в искусственной матрице памяти.
Введение понятия матрицы позволило рассматривать материю как общее (гомогенное) основание (гетерогенных) форм вещей реального бытия. Материя по отношению к реальному миру не имеет никаких актуальных форм и в этом смысле бесформенна и тождественна небытию, но в то же время материя, участвуя в организации матрицы, выступает в целом актуально-бесконечной формой, благодаря которой возникает возможность существования реальных конечных вещей. Жесткая привязка виртуальных единиц к определенному месту в матрице требует существование неподвижного эфира. Но физика не обнаружила физического эфира, его место должно занять небытие, как первичное пространство до бытия вещей, то есть до реальных изменений. А такой «эфир» в принципе не может быть непосредственно обнаружен физикой, так как физика может иметь дело лишь с тем, что меняется. Отсюда неподвижный эфир (что в нашем случае есть реальное небытие) выступает основанием, или необходимым условием, любого движения вещей реального бытия.
Движение связано с понятиями времени и длительности. Время характеризует изменчивость, но и неизменность, со своей стороны, также характеризуется временем. Время – это своего рода неизменная изменчивость всех процессов реального бытия. Так как о течение времени мы судим по длительности движения (существования) материальных систем, то диалектически сам источник этого движения должен составлять оппозицию к следствию и обладать противоположным качеством. В качестве такого противоположного фактора можно иметь два возможных варианта: первый – источником движения может выступить система с памятью (время в памяти стремится в идеале к неизменности, то есть к бесконечности в смысле вечности); второй – длительности изменений реального бытия вызваны отрицательными (относительно этого бытия) целостными изменениями небытия. Идеальным, удовлетворяющим как первому, так и второму условиям является движение по кругу. Такое движение, с одной стороны, есть постоянное повторение пройденных состояний, а с другой – напоминает движение назад, к исходному состоянию. Если в результате такого движения возникает нечто новое, чего не было ранее (например, процессы в пространстве матрицы памяти на уровне виртуального бытия или реального небытия), то движение по кругу преобразуется в спираль.
Характеристикой интенсивности изменений на реальном уровне бытия выступает скорость. Независимость скорости распространения света от скорости движения источника говорит о том, что свет есть возмущение среды. Физического эфира, как уже говорилось, физика не обнаружила, но это должно свидетельствовать о невозможности существования реального небытия с виртуальным (информационным) основанием, с которым физика в принципе не может находиться в отношениях познания, так как физика ограничена изменяющимся миром вещей.
Характеру информационных изменений в содержании матрицы, то есть изменениям на виртуальном уровне бытия, спровоцированных движением различных форм реального бытия, включая и саму вселенную в целом, можно сопоставить изменения со сверхсветовой скоростью. Независимость скорости распространения света от скорости движения источника говорит о том, что свет есть возмущение среды–эфира. Физического эфира физика не обнаружила, но логика убеждает нас о его необходимости. Поэтому на место посюстороннего эфира мы предлагаем матрицу, которая как реальное небытие символизирует границу между реальным миром вещей и виртуальным бытием развивающихся идей–феноменов памяти. Вместо посюстороннего эфира нами предлагается существование реального небытия, в основе которого лежит матрица с виртуальным (информационным) содержанием. Для информации вполне возможно изменить свою алгоритмическую последовательность в целом за время изменения мига, из которых составлена эта последовательность. При этом не потребуется формирование возникшей новой последовательности заново с самого начала в реальном масштабе времени. Суть реального существования бытия в этом смысле есть постоянное изменение в пространстве неизменной в целом матрицы. Матрица благодаря свойству хранения осуществляет накопление в своем содержании новых последовательностей из отражений реальных конечных событий. Накопление и усреднение информации в содержании матрицы, по сути, составляет виртуальный уровень феноменов бытия. Если для актуального бытия этот виртуальный уровень в качестве структурной информации составляет действительное существование неизменных законов, определяющих стратегию изменений одного из циклов реального бытия, то в качестве памяти одновременно обеспечивает прием новой информации из отражений реализуемых в настоящем событий. Эта новая информация, которая полна реальной случайности, вновь интегрируясь со старым содержанием матрицы, способствует необходимости действительного бытия для событий последующих реализаций и т.д. Формирование новых последовательностей в содержании матрицы носит каузальный характер, и протекают в соответствии с процессами реальных событий в реальном масштабе времени, но на феноменальном уровне пространства матрицы возникает возможность информационной организации виртуального бытия. Данная организация возможна благодаря связям между различными информационными последовательностями в матрице, так как все эти последовательности составляют содержание общего для всех феноменов виртуального уровня бытия. На виртуальном уровне скорость перехода от одной информационной последовательности к другой может быть весьма далека от световой. В то же время процессы виртуального уровня, относительно изменений реальных событий, выступали бы как сверхсветовые, которые протекали бы с нарушением причинности.
Итак, данное исследование позволяет нам утверждать, что уровень реального бытия в качестве своего основания содержит реальное небытие. Небытие равносильно введению ноля в философии, и если вправо по шкале развивается реальное бытие, то слева имеем область мнимых (информационных) преобразований. Небытие организованно на виртуальном уровне в матрицу памяти, в пространстве актуальной бесконечности которой разворачивает свое реальное бытие вселенная как бесконечность потенциальная. При этом матрица до возникновения реального уровня бытия уже содержит в себе информацию как идеальный, действительный мир, образованный путем накопления отражений в матрице памяти прошлых событий многократных реализаций вселенной. Каждая конкретная реализация бытия полна случайности, но, информационно накапливаясь, складываясь и интегрируясь с предшествующим содержанием в матрице, участвует в формировании действительности как необходимой закономерности стратегического развития последующих реализаций.
* * *
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|