|
Глава 2. МАТРИЦА ПАМЯТИ – ЗЕРКАЛО БЫТИЯ
В этой главе ставится задача создания такой исходной метафизической модели основания мира, которая отвечала бы представлениям постнеклассической науки об устройстве систем реального бытия. В соответствии с этим мы хотели бы основание мира вещей представить в виде саморазвивающейся информационной системы. Анализ развития реальных самоорганизующихся систем с необходимостью требует открытости таких систем. Мы видим, что реальный уровень бытия в термодинамическом смысле есть дезорганизующаяся система, а в информационном – развивающаяся. На фоне стареющей вселенной (в термодинамическом смысле) наблюдается возникновение новых все более сложных образований (в информационном смысле). В таком рассмотрении мы вправе заложить в основание реального бытия такие представления, которые позволили бы выйти к созданию новой метафизики. Эта картина нами строится как некоторое зазеркалье, как некоторое виртуальное бытие, суть которого составляют информационные процессы. Но чтобы строить отражение реальных процессов, по крайней мере, должно существовать то, что отражает. Образно выражаясь, само «зеркало» мы пытаемся смоделировать в качестве матрицы памяти, суть которой на реальном уровне есть небытие. Таким образом, виртуальный уровень бытия можно представить в виде содержания актуально-бесконечной матрицы памяти, которая на реальном уровне вещей явит себя небытием. Почему собственно мы хотим в основание реальных процессов бытия заложить матрицу памяти? Во-первых, этим обеспечивается глобальная обратная связь, необходимая для обоснования бытия сущности, во-вторых, моделируя небытие, на котором базируется и развивается виртуальный уровень бытия, достигается открытость всех реальных систем; в-третьих, матричная структура реального небытия позволяет обосновать движение в пространстве и во времени, то есть существование реальных вещей; в-четвертых, матрица памяти фундирует реальную пространственно-временную ограниченность вещей, процессов, явлений реального мира. Связано это с тем, что в матрице со свойствами хранения и накопления информации о реальных изменениях вещей время стремится к бесконечности (в смысле вечности), а пространство представляет собой актуальную бесконечность, по отношению к которой все конечные вещи становятся как бы неразличимыми между собой, как бесконечно малые нули.
Способом выхода к построению умозрительной модели бытия, способной лежать в основе реальной действительности является диалектика. Диалектика – это способ мышления о том, как противоположности становятся тождественными. В этом ключе некие необходимые суждения об основании можно получить из априорного положения, что реальная действительность со своим основанием должны составлять единство противоположностей. Одно из таких требований к основанию возникает из ограниченного существования вещей как в пространстве, так и во времени. Временность существования явлений с необходимость требует вечности основания. Вечность – это длительность, которая стремиться к бесконечности. Понятие бесконечности может имеет множество значений – от бесконечно малых до бесконечно больших величин. Отсюда, основание временности существования можно сводить: 1) к мигу, как это делает М.Хайдеггер подводя бытие к со-бытию или 2) к функции памяти, так как именно благодаря ей удается устремить основание длительности изменений в идеале к неизменности. Матрица со свойством хранения позволяет метафизически устремить отражения временности существования бытия вещей к бесконечности. Поэтому матрица памяти способна составить метафизическую основу как для реального, так и для информационного бытия.
2.1. Матрица как инвариантная форма любых изменений
Самоорганизующаяся система с необходимостью требует наличия обратной связи. Эту функцию можно осуществить на основе организации памяти. Поэтому попробует получить предельное (философское) определение памяти, рассматривая ее в единстве противоположностей с информацией.
В процессе рождения и распространения информации важнейшую роль играет память. Память будем понимать как качество системы, которое заключается в функциях хранения и накопления системой предшествующих состояний. В зависимости от уровня систем различают биологический, социальный и искусственный типы памяти. Каким образом функции памяти обусловливают рождение информации?
Любой объект исследования, эволюционирующий в пространстве и времени, реально предстает перед нами в единстве своей формы и содержания и может выступать в двух вариантах. Во-первых, как нечто, отражаемое другими, то есть как бы совершающее свое движение относительно «координат» наблюдателя и в этом смысле существующее «для других». Во-вторых, как нечто, существующее относительно собственных координат и в этом смысле выступающее как нечто «для себя». Иными словами, материальная система выступает одновременно и как отражаемая другими, и как существующая сама по себе.
Материальный мир, будучи единством формы и содержания, в качестве «для других» есть постоянное изменение в пространстве и времени, поэтому материальные объекты никогда не могут оказываться тождественными самим себе в разные моменты отсчета. Благодаря этому у нас всегда имеется возможность их наблюдения. Мы способны ощущать мир явлений, так как он изменяется. Если судить о движении материи как о единстве формы и содержания «для себя», то оно оказывается тождественным самому себе, как бы постоянно отслеживающим пространство собственного бытия, другими словами, оказывается «не чувствующим» время как таковое. Вещь как «для себя» изменяется как время. Вещь в собственной системе наблюдения все время как бы находится в настоящем.
Распространим эти соображения на информацию как на существование чего-то в бытие памяти. Чем будет информация в качестве «для других» в своих отношениях к пространству и времени? Если взять содержание информации «для других», то получим независимость этого содержания от времени. Эту независимость необходимо понимать в том смысле, что изменение во времени, представленное в содержании информации «для себя», совершенно не будет зависеть от изменения формы информации «для других». Например, одно и то же содержание (информация «для себя») может быть представлено на основе любых символов другого языка – как любого естественного, так и искусственного (информации «для других»). Таким образом, форма информации «для других» по отношению к пространству в некотором смысле индифферентна к нему. Это «безразличие» заключается в том, что одно и то же содержание информации может быть представлено любой пространственной формой. Это свойство информации называется инвариантностью (информация в этом смысле изоморфна), и оно было замечено уже давно [34,С.116]. Здесь важно отметить, что свойство инвариантности относится к информации в смысле «для других».
Свойство инвариантности дает возможность осуществлять кодирование и декодирование информации. Благодаря этому удается оптимизировать условия передачи информации в форме сигнала по различным каналам связи, строить интерфейсы, позволяющие адаптировать друг к другу различные типы приемопередающих искусственных систем. В процессе распространения по каналам связи смысл содержания информации во многом определяется возможностями приемника [160,С.35]. Но при всей возможной неоднозначности в отражении «для других» информация «для себя» или ее содержание останется неизменным. Забегая вперед, отметим: это свойство имеет большое значение при рассмотрении таких функций памяти, как хранение и накопление содержания информации в определенной материальной форме.
Информация как таковая выступает не только в смысле «для других». О ней еще можно рассуждать как о единстве формы и содержания «для себя». В этом смысле информация характеризует материал, то есть носитель этой информации. Таким образом, содержание информации «для себя» подобно или даже тождественно материальной форме «для других». Например, если рассматривать какой-либо символ, изображенный на бумаге чернилами, то содержание информации «для себя» наблюдается нами как материальная форма «для других», то есть в качестве материала носителя – чернил. О форме или о пространственной конфигурации мы судим, воспринимая определенные свойства и отношения вещей (чернил и бумаги, чернил и света, и т.д.), то есть форма определяется проявлением материального содержания «для других».
Таким образом, информация как единство формы и содержания «для себя» полностью определяется материалом носителя. Именно материал носителя отвечает за динамические характеристики (движение, распространение и изменение) информации в пространстве и времени по различным каналам связи, сохраняя при этом свои инвариантные свойства.
К каким выводам все это приводит? Информации «для себя» в пространственно-временном отношении можно сопоставить с материальным движением «для других». Благодаря этому соотношению информация через материальное представление имеет возможность осуществлять свое физическое движение в реальном пространстве и времени. Информация в пространственно-временном отношении «для других» соотносится с проявлением материи «для себя». «Нечувствительность» какого-либо явления ко времени можно понимать в двух смыслах. Во-первых, в смысле ее изменения вместе со временем, как бы отождествления с ходом времени в абсолютном движении. Во-вторых, в смысле неизменности той или иной системы отношений вопреки изменению времени, то есть неизменности, понимаемой как сохранение системой своей устойчивости, стабильности относительно изменений, происходящих вокруг.
Независимость какого-либо явления от пространственного представления предполагает два мысленно возможных варианта. Первый, когда рассматриваемое явление изменяется одновременно с пространством, которое оно представляет (если явление представляет пространство, то оно изменяется как пространство). Второй, когда это явление может принимать любую пространственную определенность, при этом оставаясь самим собой и всегда оставляя возможность его (этого явления) распознавания. Если первый вариант этих результатов абстрагирования характеризует небытийное состояние материи как не имеющей формы, то второй – инвариантные свойства информации.
Информация на уровне реального бытия возникает на определенной ступени развития форм движения материи. С точки зрения материализма известно, что одним из основных атрибутов материи является движение. Для материалиста категория материи лежит в области движения, а следовательно, на уровне реальных вещей, то есть без движения не может быть и материи. Предполагая, что материальное движение начинает свое развитие во времени с некоторого устойчивого (стационарного или квазистационарного) состояния, можно с необходимостью утверждать, что это движение рано или поздно должно привести к результату, который на качественно ином уровне приобретает свойства, подобные исходному состоянию. Другими словами, раз информационные отношения становятся определяющими на определенном уровне развития материальных форм, разумно предположить, что в основе реального бытия лежит нечто подобное информации, а информационный уровень явлений бытия на уровне общественной системы уже выступал бы синтетическим результатом развития форм материи от этого основания.
Забегая вперед, можно сказать, что материя, хотя и немыслима без движения (с позиции естественнонаучного материализма), все же нам представляется в качестве некоего неподвижного в целом эфира (реального небытия), образующего пустое от всех вещей пространство (первичный вакуум) для бытия вещей, а формы проявления материального движения есть не что иное, как распространение и суперпозиция колебаний модусов (потенциально возможных состояний) единиц материи.
В мире материальных форм качественно новым уровнем развития выступает самоорганизующаяся система, которая через свои функции памяти (обратной связи) порождает реальное свое развитие на базе информационных процессов. Для осуществления развития система, приобретая информационное движение, в дальнейшем начинает полностью определяться этим движением. Сторонники атрибутивной концепции информации, утверждающие, что информация есть атрибут всей материи (включая и неживую), по сути, отождествляют исходное устойчивое состояние материи со свойствами, которыми начинает обладать система с приобретением памяти. В результате такого отождествления информация оказывается изначально присущей всей материи. Ярким примером такого отождествления является работа И.И.Юзвишина «Информациология». «Вся вселенная – это единое информационное пространство резонансно-сотового, частотно-квантового и волнового состояний различных полей, вакуумов, элементарных частиц и массивных макроструктур» [174,С.42]. Другими словами, все отношения во вселенной объявляются информацией. Возможно это и так, но трудно согласиться с автором, который отказывается от принципа системности в науке [174,С.40].
Подвижное и ограниченное в пространстве и времени бытие вещей с необходимостью требует в качестве своего основания чего-то неподвижного, непрерывного (понимаемого как возможность реализации в любой точке пространства), инвариантного. По отношению к бытию вещей – это своеобразный идеальный, математический мир общих понятий, сущность которых доступна человеческому разуму. Реальный уровень бытия можно представить в виде своеобразного потока или процесса всех процессов от одного относительно устойчивого состояния в другое. Эту устойчивость исходного (до вещей) состояния материи мы и пытаемся далее представить в качестве виртуального бытия, как содержания матрицы памяти. При этом сама матрица на реальном уровне вещей составляла бы исходное небытие. Реальное небытие – это чистая возможность, которая обеспечивает первичное пространство до бытия вещей. Такой метафизический подход к моделированию основания вещей позволяет нам рассматривать возникновение реальных систем с памятью как восстановление на качественно новом уровне некоторых исходных сторон инвариантности матрицы посредством информационных процессов. С подобными взглядами, моделирующими исходное состояние развития материального мира, выступают многие авторы, например Ю.И.Лашкевич в [55,С.73]; Р.Ф.Абдеев в [1,С.290–291] и др.
Логически небытие предполагает два возможных понимания: 1) как абсолютное отсутствие любого содержания, а если оно и есть, то невыразимо в понятиях; 2) как потенциальное существование всех возможных форм материи. В пользу возможности второго варианта говорит, например, факт рождения частиц из вакуума. Здесь вакуум не пустота, как представлялось ранее, а некое квазистационарное состояние противоположностей в пределах интервала неопределенностей Гейзенберга (природу которых еще предстоит выяснить науке), где непрерывно идут процессы возникновения и уничтожения виртуальных частиц [1,С.290; 4,С.450; 26,С.99–101].
Квазистационарным называется такое состояние системы, интегральная стационарность которой обеспечивается взаимокомпенсирующим характером процессов, происходящих на уровне элементов данной системы. Другими словами, это интегральная стационарность на макроуровне, обеспеченная непрерывными изменениями на микроуровне. Если в силу тех или иных причин происходит нарушение квазистационарности, то это должно приводить к переходу частиц из виртуального состояния в реальное. Данное утверждение приводило бы к нарушению в природе закона сохранения материи (если конечно понимать материю через ее формы существования, как в физике). Чтобы избежать этого, в этой работе предлагается метафизическая модель, которая позволяет построить представления о первичном вакууме. Эта первичная реальная пустота, изменяя которую реализуются все вещи, нами представляется в качестве некоторой матрицы, состоящей из «ноль–точек» со свойствами реальной пустоты. Матрица в реальном плане есть небытие в силу свернутости в каждой из своих «ноль–точек» всех законов реального существования.
Инвариантное состояние предполагает два логических варианта: 1) существование содержания без формы, что неизбежно приводит к признанию существования абсолютного Духа, или «чистой» информации, хотя бы в виде мысленной конструкции; 2) существование содержания, способного принимать любую форму. Данные варианты дают возможность логически обосновать и смоделировать информационные явления как двухуровневые противоположно направленные процессы, которые определяют все изменения во вселенной, и рассматривать уровень реального бытия в качестве диалектического единства дезорганизации и организации.
Первое решение подошло бы для описания (построения модели) первичного вакуума, как состоящего из метафизических «ноль–точек». Данный подход, на наш взгляд, позволил бы теоретически сконструировать квантовую модель вакуума. Эта модель позволит нам, с одной стороны, подойти к «элементам» первичного вакуума как к системам, обладающим специфическими особенностями, а с другой – использовать весь методологический инструментарий системного подхода, имеющийся сегодня в науке. Этот подход в итоге дает возможность описывать динамику дезорганизации реального бытия и рассматривать возникновение и эволюцию форм материи как результат постоянной потери единицей виртуального пространства уровня реального небытия информационной составляющей. Исчезновение точки на уровне небытия равносильно возникновению общего Начала временности (длительности) процессов реального бытия в качестве Метагалактики.
Второе решение предпочтительнее для описания информационных процессов, возникающих и развивающихся уже на основе некоторого уровня развития материальных систем бытия, и позволяет подойти к теоретическому обоснованию систем с функциями памяти вообще. Это дает нам возможность теоретически обосновать направление развития бытия в сторону усложнения, упорядоченности и организованности, от возникновения первых биологических систем – до человека и человечества в целом.
Таким образом, мир управляется двумя относительно независимыми друг от друга информационными потоками, которые определяют единство дезорганизации и организации в изменении форм материи.
Еще хотелось бы остановиться на синтезе этих решений и обосновать роль (а значит, найти смысл) существования человека и человечества и, может быть, всех разумных образований во вселенной. Если поворот к информационным процессам второго порядка ознаменовался в развитии материальных форм возникновением и эволюцией живых систем, то результат этой эволюции в лице человека позволил констатировать тот факт, что человек через социальную информацию и культуру оказался способным к построению информационных систем из неживой материи.
Если в исходном состоянии содержание небытия нами понимается в качестве потенциального (неразвернутого) существования всех форм движения, то материальная форма с функцией памяти оказывается способной принимать любое информационное содержание. В этом смысле системы с памятью выступают в некотором приближении подобно исходному состоянию, поэтому сущностью реального небытия выступает его способность быть хранилищем информации в памяти матрицы о движении процессов бытия. Не исключено, что на основе этой памяти возможны какие-то более высоко организованные структуры, чем на Земле.
Данный подход позволяет по-новому взглянуть и по законам диалектики раскрыть взаимосвязь между функциями памяти системы и благодаря этим функциям в качестве результата обосновать рождение новой информации. Если система благодаря памяти способна, сохраняя свою материальную форму, аккумулировать любое содержание, то информация, имея определенное одно содержание, способна выступать инвариантом по отношению к изменениям в пространстве.
Система с функциями памяти оказывается в единстве противоположных отношений диалектического характера со свойством инвариантности информации. Эта противоположность заключается в том, что система с памятью способна, принимая извне любое содержание, сохранять неизменной свою материальную форму, а информация, обладая определенным содержанием, может для своего существования и распространения принимать различные пространственные формы.
Таким образом, можно утверждать, что система с памятью с помощью свойства хранить и накапливать поступающую извне информацию, способна, с одной стороны, менять свое содержание, сохраняя определенную материальную форму, а с другой – отражать во внешнюю среду информацию как определенное содержание, которое в процессе своего распространения может принимать различные формы.
Неотъемлемым свойством информации является свойство инвариантности. Понятие инвариантности предполагает два способа понимания: 1) сохранение определенного соотношения между рассматриваемыми объектами при изменении их во времени (инвариантность во времени); 2) то же, но при изменении в пространстве (пространственная инвариантность). Первое указывает на независимость чего-либо от изменений во времени, а второе – на независимость от пространственной (внешней) формы этих соотношений. В приложении к реальным объектам бытия оба варианта будут присутствовать одновременно, поэтому эти абстракции вводятся лишь для удобства нашего анализа.
Интерпретациями инвариантности во времени могут служить квазистационарные процессы; процессы, идущие с сохранением среднеквадратичного; процессы, интегральные свойства которых образованы усреднением определенного количества микроизменений и т.д. Материальных систем с наличием квазистационарности можно привести множество. Например, в квантовой механике стабильность населенностей энергетических уровней атомов в веществе рассматривается как процесс, обеспеченный постоянными взаимопереходами электронов с одного энергетического (квантового) уровня на другой; устойчивое, или метастабильное, состояние биосистем также обеспечивается посредством непрерывного взаимообмена энергией с окружающей средой и т.д. Процессы, идущие с сохранением среднеквадратичного, широко используются в различных радиотехнических системах, например при выделении сигнала из шума. Примерами интегральной устойчивости, обусловленной усреднением большого количества микроизменений, могут выступать статистические системы любой природы. Примером пространственной инвариантности могут служить различного рода информационные преобразования, которые отличаются сохранением отношений своих составляющих элементов при различных пространственных представлениях (одно и то же содержание в виде звуков, знаков алфавита, электромагнитных волн или кодов ЭВМ и т.д.).
Из изложенных положений о человеческой памяти можно резюмировать следующее. Во-первых, мозг человека, благодаря памяти сохраняя неизменной свою материальную форму, способен аккумулировать извне практически любое содержание об окружающем мире. Во-вторых, мозг, обладая свойством отражения, позволяет человеку объективировать информацию как одно определенное содержание, способное в дальнейшем принимать различные пространственные формы. Это дает возможность общения с людьми не только одного поколения, но и с представителями поколений, живших в прошлом. Другими словами, в принципе, становится возможным формирование культуры как информации в пространстве социальной памяти.
Итак, информация со своим носителем составляют диалектическое единство. Если информация есть неизменное, любое (истинное или ложное) конкретное содержание чего-либо, инвариантное любой форме своего представления, то носитель есть сохраняющаяся материальная форма инвариантная любому информационному содержанию. Таким образом, в качестве сохраняющегося основания при любом информационном содержании должна выступать каким-то образом организованная форма. Эту форму в дальнейшем будем называть матрицей памяти. Далее возникает вопрос организации этой матрицы.
Это определение позволяет выйти к моделированию основания реального бытия как небытия, суть которого является быть матрицей памяти. Моделирование основания бытия в качестве развивающейся системы с необходимостью требует введения матрицы памяти, что позволяет осуществить основной принцип существования таких систем как – обратной связи. Матрица также позволяет обосновать организацию реального пространства-времени, речь о котором пойдет далее.
Вопрос существования времени как такового и сейчас является актуальным. Время тесно связано с движением и с организацией пространства. На уровне реального бытия вещей мы называем временем абсолютность движения в мире, и отождествляем время с длительностью. О длительности мы судим по протеканию процессов, но любой процесс можно повернуть вспять, чего нельзя сказать о времени как таковом. Оно всегда течет от прошлого через настоящее к будущему. Диалектически понятно, что в основе любого изменения в мире вещей должно лежать нечто неизменное. Возможность неизменного существования мы связываем с памятью. Метафизическое основание реального ограниченного бытия вещей (как по длительности, так и по пространству) с необходимостью требует наличия матрицы, которая должна обеспечить неизменное существование всех законов (действительного бытия); возможность реального пространства и движения вещей; доказать возможность причинности процессов этого мира. Встает вопрос: «Как умозрительно организовать такую матрицу?» Для этого вновь обращаемся к уровню реального бытия и путем диалектического отрицания попытаемся вывести основные характеристики нашей умозрительной модели. Одним из основных необходимых параметров этой модели является организация пространства и времени матрицы памяти. Первым в Новое время, обратившим внимание на необходимость материи, для организации любой (как для вещей, так и для их отсутствия) протяженности является Рене Декарт.
2.2. Любая протяженность требует материи:
К онтологии Р.Декарта
Необходимость обращения к философии Р.Декарта продиктована тем, что он впервые в философии Нового времени пришел к мысли, что пустое пространство как протяженность без вещей тоже требует своего основания, и оно должно из чего-то состоять. Но Декарту не удалось решить данную проблему, и эту необходимость возвел в ранг очевидных истин. Первое противоречие онтологии Декарта состоит в том, что ему пришлось вводить понятия сотворенных субстанций. Другими словами, по Декарту, субстанция (Бог) фундирует субстанции (материальную и духовную), что нам дает в организации бытия как такового метафизически предположить существование между этими субстанциями некоторого уровня антитезиса. Следует также отметить, что следствие указанного противоречия, неразрешимого в системе представлений Декарта, приводит к другой трудности, а именно, ему не удается обосновать бесконечную делимость материи.
Декарт, родоначальник рационалистической трактовки понятия бытия, находит субстанциональную основу мысли о бытии в чистом акте самосознания – в cogito. По Декарту, человек по отношению к бытию, то есть к Богу, находится в состоянии универсального сомнения. Человек, ничтожая (пользуясь выражением Хайдеггера) это сомнение в акте cogito, делает бытие явленным. Выявление бытия не есть внушение мыслей человеческому сознанию идей бытия, а само мышление в акте самосознания становится бытием. Это становление божественных истин бытием всегда есть ограниченное бытие, поэтому Декарт приходит к интуиции о бесконечности бытия как такового самого по себе [32,С.436].
Истинной субстанциональностью обладает лишь Бог. Под понятием субстанции Декарт понимает то, что не нуждается для своего существования в содействии со стороны других вещей. Явления, которые нуждаются для своего существования лишь в Боге, Декарт называет сотворенными субстанциями. Таких субстанций две – тело и душа. Если атрибутом тела выступает протяженность, то атрибутом души – мышление.
Какое место в философии Декарта занимает понятие «ничто»? Ничто – это истины в божественном разуме, которые еще не нашли своего бытия, то есть определения в человеческом мышлении. Бытие, как уже отмечалось, есть функция мышления человека, поэтому истины вне нашего мышления составляют ничто. Вот, по сути, картина онтологии Декарта. Ничто само по себе не существует, а существует лишь по отношению к мышлению человека.
В нарисованной Декартом картине мира Бог как абсолютная субстанция выступает своего рода гарантом существования истин, которые человек в процессе своей интуиции, и познания наделяет конкретным бытием, где интуиция возникает как необходимое следствие отрицания сомнения во всем, не взирая ни на какие авторитеты. Таким образом, активное творящее начало принадлежит лишь человеческому мышлению. Так как Бог есть бесконечная сущность, небытия как такового самого по себе нет; оно существует лишь относительно человеческого мышления, поэтому все явления и вещи составляют разные уровни одного и того же бытия. Важным является то, что Декарту не просто удалось создать учение о независимых субстанциях протяженности и идеальности, но также ему удалось сделать шаг в сторону придания материи более высокого онтологического статуса в философии.
Декарт субстанциональность телесного и идеального обосновывает субстанциональностью бытия Бога. Действительным субстанциональным началом, по сути, может являться только Бог, и если строго придерживаться диалектической логики, то, как нам думается, его порождения должны быть чем-то противоположным бытию, поэтому основания вещей и истин, в принципе, не могут иметь субстанциональный характер, так как эти основания в своем существовании уже требуют содействия Бога как абсолютной субстанции. Данное положение, видимо, отмечал и сам Декарт, и эту сложность он для себя решает тем, что Бог не вещь, Он разумен и волит [32,С.36]. Таким образом, у Декарта субстанция–Бог порождает субстанции материальную и идеальную. В декартовой онтологии (учении о бытии) как бы отсутствует стадия антитезиса (если пользоваться терминологией Гегеля), так как исходное (субстанция) сразу порождает подобное (субстанции). Правильно думая, Декарт закладывает в основу гетерогенных вещей гомогенную материю, которая рассматривается в качестве носителя атрибута протяженности – протяженности как универсальной характеристики для вещей и пустоты. Материальность, по Декарту, это делимость до бесконечности, где бесконечность понимается как потенциальная бесконечность в отличие от бесконечности, например, в понимании Николая Кузанского.
Кузанский «переработал под влиянием неоплатонизма понятия христианской философии в учении о Боге как максимуме бытия, стоящем выше противоположностей, в которых ограниченный рассудок мыслит вещи природы. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единичного и множественного и т.д.» [151,С.298].
Если у Николая Кузанского бесконечность носит актуальный характер, то есть это то, больше чего ничего быть не может [170,С.73], то у Декарта бесконечность носит потенциальный характер и представляет собой то, что нельзя ограничить. Другими словами, бесконечное есть то, что всегда превзойдет наперед заданную определенность. К какой бы определенности ни приходил человек с помощью универсального сомнения, бытие Бога его обязательно превзойдет, так как человек – существо конечное [32,С.437].
Понимая сущность всего разнообразия вещей как протяженность одной и той же материи, Декарт не принимает демокритовскую идею существования атомов как мельчайших неделимых тел [32,С.475]. Видоизменения материи зависят от движения ее частей [32,С.476]. Тела возникают делением материи в различных соотношениях посредством движения. Качественно различные тела, включая и пустое пространство, занимающие равный объем, будут иметь одинаковое количество материи [32,С.475]. Из этого, как нам думается, можно заключить, что материя, по Декарту, выступает как абстрактная возможность существования любых тел.
В философии «различают реальную и абстрактную возможность. Абстрактная (формальная) возможность выражает отсутствие каких-либо условий, порождающий некоторое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Реальная возможность означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в действительность) данного явления» [151,С.69]. Таким образом, материя, по Декарту, выступает безусловным началом всех вещей бытия.
Признание Декартом демокритовских атомов приводило бы к признанию актуальных бесконечно малых величин, то есть к признанию конечной делимости протяженности. Декарт, декларируя утверждение о бесконечной делимости материи, не смог объяснить непрерывности пространства. Другими словами, он не смог объяснить, как могут существовать рядом две, три и т.д. части материи, возникающие при делении пространства, так, чтобы эти части одновременно принадлежали к разным частям и не имели бы границ разделения. «И хотя мы не можем постичь способ, каким совершается это беспредельное деление, мы не должны, однако, сомневаться в том, что оно совершается… Эта истина принадлежит к числу тех, которые нашей конечною мыслью объять нельзя» [32,С.484]. По Декарту, о необходимости такого деления мы можем не сомневаться на основе нашей интуиции.
Думается, непрерывное, бесконечно делимое пространство не допускало бы движения, так как любой интервал протяженности в таком пространстве при реальном движении требовал бы преодоления бесконечного числа единиц материи, что в свою очередь потребовало бы бесконечного времени. Из этого следует принципиальная невозможность реального движения. Такое представление о материи как о протяженности или как о пространстве пригодно лишь для существования неизменных, идеальных сущностей. Реального (физического) движения в таком пространстве не может быть. Мир материи, который нарисовал Декарт, может рассматриваться как действительный мир, обеспечивающий возможность существования любых реальных вещей. Такое понимание материи роднит ее с пространством вселенской матрицы памяти, разнообразие содержания которого есть информационный мир. По Декарту, пустого пространства не может быть. Пустое от вещей пространство тоже требует как любая вещь для своего существования материи. Важным, на наш взгляд, в утверждении Декарта является то, что пустота как реальность требует своего основания, как любая другая реальность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|