Сделай Сам Свою Работу на 5

Человек в виртуальном мире





 

 

С развитием средств компьютерной техники и с устойчи­вым возрастанием роли глобальной информационной сети в жизни общества можно утверждать, что сознание современ­ного человека во все большей степени будет определяться со­держанием виртуального киберпространства. Человек как бы живет одновременно в трех взаимосвязанных пространствах, образованных: 1) реальной действительностью, 2) субъективной реальностью собственных образов и 3) символами культуры. Современная культура имеет тенденцию превратиться в фено­мены киберпространства. Почему в качестве виртуальных мы берем лишь эти уровни существования? Под виртуальными объ­ектами мы будем понимать только те системы, в которых вы­полняется принцип фрактальности (масштабной инвариантно­сти). При таком подходе человека можно рассматривать в каче­стве фокуса человечества, а человечество – фокусом системы вселенной и т.д. Другими словами, под виртуальными нами рас­сматриваются лишь те системы, которые потенциально подобны и способны отразить в себе весь мир в целом. Здесь человек иг­рает исключительную роль. Без этого критерия пришлось бы все качественные уровни систем реального бытия рассматривать виртуальными, что привело бы просто к перефразированию ста­рых понятий.



Мозг животного в информационном смысле можно пред­ставить себе как нерасчлененное тождество внутреннего и внешнего мира, что тождественно отсутствию самосознания. На уровне человека единый мир распадается на объективную и субъективную составляющие, что дало человеку возможность через общественный характер развития дифференцировать среду своего обитания на естественную и искусственную. Ис­кусственная среда (цивилизация) позволила обществу посредст­вом культуры (понимаемой в качестве средств социальной па­мяти) программировать внутренний (субъективный) мир чело­века в каждом поколении, то есть сформировать его менталь­ность, что привело к возникновению и развитию сознания. Если сознание есть способность человека необходимым образом от­ражать в идеальных образах, моделях, теориях случайное прояв­ление реальных вещей, явлений, процессов, то самосознание – это знание человеком о собственном знании, незнании и того, что в принципе для него не может быть познаваемым до конца. Благодаря этим качествам человек приобретает способность адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях общест­венного существования.



На современном этапе цивилизация достигла таких резуль­татов, когда стало возможным создание виртуального киберпро­странства, что свидетельствует о дифференциации искусствен­ной окружающей среды на вещественную (энергетическую) и информационную компоненты. Так как сознание человека фор­мируется под влиянием культурной среды, которая в настоящее время дифференцировалась на две составляющие, и сознание человека должно каким-то образом отразить эти изменения.

В сознании можно выделить несколько форм мышления: интуицию, восприятие, рассудок и разум. Культурное развитие общества также порождает определенные соответствующие ин­дивидуальному сознанию уровни общественного сознания: обы­денное сознание, науку, философию, религию и искусство. Каж­дая из этих форм общественного сознания характеризует неко­торое интегральное свойство, формируемое сознательной дея­тельностью множества субъектов, в то же время, действующее на субъекты объективно. Рассмотрим такие формы мышления, как рассудок и разум.

Первоначально человеческое сознание проявляет себя на уровне синтеза интуиции, ощущений, восприятия, представле­ния. Такое сознание на социальном уровне проявляет себя как мифологическое сознание. Далее, по мере развития уровня куль­туры общества получают свое развитие такие формы рацио­нального мышления, как рассудок и разум. На этом уровне че­ловечество построило множество разнообразных научных тео­рий и философских концепций. Развитие культуры и в особен­ности науки явилась причиной возникновения информационной цивилизации, что позволяет нам говорить о становлении вирту­ального киберпространства, которое реально влияет на весь ход социального бытия человека. Алгоритмическая непротиворечи­вость информационных процессов, определяющих содержание этого бытия, подобна работе рассудка человека, но действую­щего в глобальных масштабах всего человечества. Этот своеоб­разный планетарный рассудок, конечно же, намного превосхо­дит возможности отдельного человека, так как он (рассудок) во­брал в себя в качестве положительного опыта достижения труда множества людей как по времени, так и по ансамблю.



Основными проблемами технической кибернетики, состав­ляющей основу современного информационного бытия, явля­ются проблема искусственного интеллекта и проблема взаимо­отношений «человек–машина».

Машинное «мышление» принципиально отличается от мышления человека. Если развитию человеческого разума (по­нимаемого как мышление на языке противоречий) предшествует рассудок (непротиворечивое мышление), то структура машин­ного «мышления» построена как бы на противоположных прин­ципах. Человек изначально исходит из равновесного (непроти­воречивого) состояния, из гармонии себя с природой и стре­миться, пытаясь преодолеть противоречия, к гармонии как со своим естественным, так и с искусственным окружением. В то время как в любом ЭВМ дуальность (возможность двух проти­воположных состояний) технологически однозначно закладыва­ется в саму основу, в элементарную единицу искусственной ки­бернетической системы, но в качестве интегрального вывода любого машинного вычисления всегда имеем непротиворечи­вый итоговый результат. Машина никогда в принципе не может целиком заменить интеллект человека, как бы она не превосхо­дила по своим возможностям возможности человека, так как машина и человек по отношению к переработке информации яв­ляются в некотором смысле противоположными формами. В этих условиях реально оказывается возможным только совмест­ное диалектическое решение их целостного существования как синтетического единства, построенного на принципе дополни­тельности. Одним из условий существования такого единства, как са­моорганизующаяся система, является выполнение взаимо­обу­словленной связи двух противоположностей, каждая из ко­торых по отношению друг к другу осуществляла бы обратную связь. В диссипативной среде данная система как целое будет стре­миться к относительной устойчивости, или к аттрактору. Ат­трактор – это некоторое относительно устойчивое состояние системы, который требует для поддержания своей устойчивости некоторого потока энергии извне.

По нашему мнению, виртуальное киберпространство позво­лит человеку реализовывать практически любые свои творче­ские возможности в мысленных фантазиях в нереальной дейст­вительности со всем комплексом реальных ощущений. С воз­никновением виртуальной реальности ощущения человека пере­стают отражать реальность и как бы выключаются в качестве определяющего фактора в регулировании человеческого пове­дения в зависимости от объектов реальной действительности, так как за ощущениями могут стоять как реальные, так и вирту­альные объекты, поэтому за ощущениями стоит действитель­ность в широком смысле этого слова. В этом смысле за ощуще­ниями теряется роль одного из важнейших частных критериев истинности в познавательном процессе.

Человеческое сознание в виртуальной реальности как бы погружается в математический непротиворечивый, идеальный мир. Этот мир идеален и внутренне непротиворечив в том смысле, что математические противоположности, используемые для описания математических систем, не предполагают диалек­тического синтеза с переходом в качественно иные состояния. Математика сама по себе не способна отразить с качественной стороны процессы развития. Мир виртуальной реальности, за которым стоит математика – это мир равноправных тождеств, пригодный лишь для количественного и логического описания различных моделей субъективных представлений, генерируе­мых разумом человека. Язык тождеств позволяет человеку опи­сывать, моделировать, строить теории инвариантных отношений сущности различного уровня того или иного явления. Матема­тика – это мир чистых (без физического содержания) форм и ко­личественных отношений.

Таким образом, мы живем в эпоху становления, образно выражаясь, общечеловеческого рассудка, вооруженного всем арсеналом развития математики и кибернетики как внутренне логически непротиворечивого способа отношений, которым бу­дет пронизана любая форма деятельности человека на всей Земле. Человечество, вооруженное виртуальной реальностью, окажется способным заранее моделировать на информационном уровне возможные ситуации, меняя начальные условия, не при­бегая к вещественно-энергетическому опыту. Данное накопле­ние опыта, когда энергетическая мощь человечества соизмерима с естественными процессами планетарного масштаба, стано­вится неприемлемым. Для выбора правильного действия в на­стоящем человеку нужен определенный опыт, который, в свою очередь, есть совокупный результат неправильно принятых ре­шений в прошлом. В век ноосферы человечеству нельзя далее набираться опыта путем накопления ошибок в процессе реаль­ных действий. Такие ошибки человеку обходятся очень дорого и в современном обществе становятся непозволительной роско­шью, несущей угрозу существованию всего человечества. Именно в такой ситуации закономерно возникает возможность на виртуальном уровне информационно моделировать любые си­туации и рационально предвидеть возможные изменения в будущем.

Итак, виртуальный мир – это мир, позволяющий человеку посредством моделирования возможных сценариев изменения бытия в будущем накапливать позитивный опыт как концентри­рованное выражение «планетарного рассудка», вобравшего в себя реальный исторический опыт (знания) многих поколений. Благодаря такому «рассудку человечества», возникающему в виртуальном киберпространстве, человечество сможет достойно встретить реальные изменения своего окружения космического масштаба и освободить свой разум для подлинного научно-эсте­тического творчества [106.С.14–17].

На протяжении всего своего существования человек как но­ситель сознания имеет дело с различными проявлениями вирту­альной реальности, хотя само понятие виртуальной реальности появилось лишь в последние годы и связывается с бурным раз­витием возможностей кибернетических информационных сис­тем. Вообще, само содержание мозга человека (субъективное бытие человека) уже по своей сути есть виртуальная реальность, так как представляет собой лишь образ, модель возможной ре­альности, способной побуждать людей на те или иные реальные поступки. О становлении виртуального бытия человека можно судить, начиная с анализа мифологического сознания, а воз­можно, с еще более ранних этапов человеческого развития. В связи с этим можно говорить о двух видах виртуальной реаль­ности: естественной, связанной с функциями головного мозга, и искусственной, увязываемой с результатами творчества челове­ческого духа в системе общества.

Естественная виртуальная реальность обусловлена функ­ционированием человеческой памяти и, следовательно, работой подсознания. В психологическом аспекте возникновение созна­ния в социальной среде продиктовано необходимостью управ­ления и контроля над работой подсознания в целом. Сознание не позволяет человеку жить постоянно в виртуальном мире его подсознания. Лишь в моменты, когда сознание выключает свой контроль над подсознанием, например во время сна или нарко­тического воздействия, мозг человека может оказаться во власти пространства виртуальных образов своего подсознания.

Сознание человека появляется как отражение коллектив­ного сознания рода, как ad-hoc целостное свойство мозга в сис­теме общества. Этот этап соотносится с развитием способностей человеческого мозга к вербализации своего внутреннего мира, вызванной необходимостью синхронизированного существова­ния в коллективе. Культура народов на этом этапе характеризу­ется, прежде всего, мифологическим мировосприятием. Подоб­ное восприятие продиктовано уровнем развития индивидуаль­ного сознания, которое не способно было в достаточной степени осуществлять контроль над своим подсознанием.

Переход к письменности как к предельному результату пер­вого периода символического стиля в развитии изобразитель­ного искусства древнейших народов способствовал одновре­менно дальнейшему укреплению контроля сознания над подсоз­нанием человека и как следствие появлению рационалистиче­ских тенденций в культуре той или иной общности людей.

Одной из самых ранних форм общественного сознания по пытавшаяся рационально объяснить мир была философия, кото­рая возникает как идейная борьба с мифическим представле­ниями. Эта рационализация общественного сознания наблюда­ется и по сей день. На современном уровне развития науки и техники человечество подошло к новым рубежам символиче­ского отображения действительности, что позволяет говорить о создании на качественно новом уровне искусственной вирту­альной реальности.

Искусственных виртуальных реальностей может быть мно­жество в зависимости от характера воздействия внешних раз­дражителей на наши органы чувств. Например, когда мы слу­шаем музыку, оркестр создает звуковую виртуальную реаль­ность. Можно также создавать виртуальную реальность на уровне осязания и восприятия человеком запахов. Наиболее яр­кой и информационно богатой формой виртуальной реальности является зрительная, которая получила наибольшее развитие с появлением компьютерных систем, хотя и до появления ЭВМ человечество имело дело с виртуальными реальностями этого типа (например, изобразительное искусство, театр, кино, теле­видение и т.п.).

Как самостоятельное понятие виртуальная реальность появ­ляется с развитием именно компьютерных систем обработки информации с целью создания, измерения и управления зри­тельными и слуховыми образами. Овладение средствами вычис­лительной техники позволяет практически каждому человеку активно приобщиться к творческому процессу, то есть создавать свой специфический образный мир и, главное, самого себя. Эта специфика подобна приобретению человеком нового измерения своего Я.

Для достижения новых рубежей в развитии средств искус­ственной виртуальной реальности можно назвать два необходи­мых условия: 1) любой индивид должен иметь ЭВМ высокого разрешения с таким объемом искусственной памяти, чтобы в ее пространстве обеспечивалась возможность построения вирту­альной реальности из всего богатства представлений человека о мире и о самом себе; 2) требуется глобальная общечеловеческая информационная сеть телекоммуникаций с огромной пропуск­ной способностью. При выполнении этих условий появляется возможность полноценного (как в реальности) общения между виртуальными мирами отдельных людей.

Человек, создавая новое «Я» вне своего мозга, открывает перед собой новые возможности и одновременно ставит новые проблемы. Одной из важнейших проблем, требующих своего как технологического, так и законодательного разрешения явля­ется создание надежных способов и средств защиты информа­ции на различных уровнях глобальной информационной сети. Давно известно, что с воз­растанием сложности системы падает ее надежность. Для ин­формационной системы человечества это падение надежности связано с возрастанием числа кодов и па­ролей защит локальных систем, что увеличивает вероятность проникновения наруши­теля в ту или иную чужую информаци­онную среду.

Создание виртуальной реальности планетарного масштаба представляется неким прообразом общечеловеческого бессозна­тельного, хотя оно и является результатом сознательной дея­тельности отдельных людей. Создание же института контроля и координации, отвечающего за информационную защиту вирту­ального общения между людьми, можно представить в качестве аналога планетарного сознания [109.С.6–8].

Итак, естественная виртуальная реальность, контролируе­мая индивидуальным сознанием, порождает мифическое обще­ственное сознание. Дальнейшее развитие человеческого созна­ния, связанное с интеграцией человечества во все больших мас­штабах, приводит к появлению рациональных форм отображе­ния действительности. Уровень рационализации на сегодняш­ний день дал человечеству новый инструментарий символиче­ского отображения мира, который с помощью средств вычисли­тельной техники привел к созданию искусственной виртуальной реальности. Дальнейшее развитие средств создания виртуаль­ного мира связывается с глобализацией этих средств до плане­тарного масштаба. Это увеличение масштабов как бы вновь воз­вращает человека к мифологическому мировосприятию в форме общественного бессознательного. Человечество, вырабатывая нормы поведения и общения между людьми в виртуальном мире, а также развивая средства информационной защиты каж­дого своего гражданина, должно выйти на уровень построения общечеловеческого сознания.

 

 

5.2. Соотношение возможного, действительного,
виртуального, информационного, идеального и реального

 

 

Положение том, что человек все больше становится залож­ником информационного бытия, созданного современным уров­нем развития цивилизации, требует разработки новых метафи­зических оснований. Любое явление в реальности, по сути, можно рассматривать повторением потенциально заложенных возможностей основания. Все это требует выяснения соотноше­ний возможного, действи­тельного и реального.

Возможности делятся на формальные и реальные. Фор­мально воз­можно все, что не противоречит законам логики и законам природы, то есть все то, что не является невозможным. Ре­альная возможность отличается тем, что для ее осуществле­ния требу­ются определенные условия и предпосылки [152.С.143–144].

Формальная возможность как господство необ­ходимых за­конов бытия совпадает с действительностью. Такое понимание дейст­витель­ности ставит ее как бы вне пространст­венно-вре­менных изменений реальных вещей. Потому с пози­ций моноон­тических представлений действительное можно рас­сматривать как бытие постоянно и везде действующих сил, им­манентно оп­ределяю­щих все процессы реального бытия. Если рассуждать с по­зиций полионтических представлений, то поня­тие силы можно соотне­сти с понятием virtus, выступающим как фактор действия од­ного уровня бытия на другой. Реальная воз­можность всегда ха­рактеризует конкретную (конечную) вещь как вещь, которая в текущем настоящем потенциально содержит в себе возможные в будущем реальности. Вещь есть актуализация единства фор­мальной и реаль­ной возможностей, выражает со­бой единство формы и содержания. Если ус­тойчивость (инвари­антность) вещи обу­словлена формой, то со­держание характе­ри­зуется изменчиво­стью. При этом сама вещь представляет собой качественную опреде­ленность в интервале меры количествен­ных изменений.

Бытие действительного связывается с формальным, а бытие возмож­ного – с материальным началом. Материя в нашей мо­дели есть матрица. Мат­рица – реальное небытие, составлен­ное из метафизических «ноль–точек», физически выражающее ря­доположенность как чистое от вещей пустое пространство. Ка­ждая такая точка имеет возможность стать началом некото­рого конкретного бы­тия. В целом матрица как актуально-беско­неч­ное множество «ноль–точек» есть мир возможного, так как нельзя сказать, какая из точек будет участво­вать в новом цикле (ин)формирования действительного бытия. Действитель­ность есть господство необходимых законов природы, которые, в свою оче­редь, формально определяют реальное бытие вещей. Вещи как результат стечения множества необходимых законов дейст­вительного уровня бытия потенциально содержат в себе множе­ство возможных путей своей реализа­ции в будущем.

Таким об­разом, бытие возможного представляет собой ре­альное небытие, образованное, с одной стороны, пространством содержания мат­рицы, составленной из информационных единиц памяти, а с другой – рядоположенностью реальных нулей, в со­во­купности образующих первичное пустое от вещей простран­ство. Задейст­вованность какой-либо конкретной «ноль–точки» из этого мно­жества в формировании действитель­ного бытия есть неопреде­ленность. На уровне действительного бытия необ­ходи­мость по­средством реализации вновь приводит к неопреде­лен­ности бу­дущих изменений вещей.

Действительность одного уровня бытия не может реализо­ваться на другом уровне в полной мере, так как если бы реаль­ность совпадала с дейст­вительностью, то мир был бы фатально предопределен необходимостью. Матрица, организованная из множества идеальных единиц, образующих рядоположенность из реальных нулей, представляет собой мир возможного, так как в принципе невозможно предсказать, какая из конкретных точек положит начало уровню реального бытия. Матрица – это не просто «материал», она обладает памятью и информационным содержа­нием. Это содержание нам представляется действитель­ным бытием. Каков же генезис дей­ствительного бытия?

В памяти каждая новая реализация бытия, интегрируясь с информаци­онным содержанием прошлых реализаций, форми­рует в пределе чистую не­обходимость для последующих реали­заций. Таким образом, содержание мат­рицы определяет необхо­димость действительного бытия как накопление из множества реализаций мира вещей. Действительный мир, таким образом, есть бытие чистых форм, как множество единых (общих) зако­нов, каждый из которых в сочетании с другими законами реали­зуется во множестве вещей.

Традиционно в одноуровневой системе бытия действитель­ное совпа­дает с реальным. Такое понимание, думается, связано с достижениями пози­тивной науки, которые в философском со­обществе утвердились как победа материализма над идеализ­мом. С позиций традиционного материализма субстанциональ­ным началом обладает лишь материя, атрибутом которой вы­ступает движение. Движение и источник этого движения – ма­терия – одно и то же. Если энергию еще как-то можно признать из­на­чально присущей мате­рии (так как энергию можно пони­мать в двух аспектах – потенциальном и актуальном), то харак­тер, спе­цифику, организацию самого движения очень трудно объяс­нить, исходя из одноуровневых моделей бытия. Таким об­разом, им­пульс действия (энергия) не может совпадать с харак­тером (ин­формацией) самого этого действия. Для традицион­ного мате­риализма акт действия, энер­гия отождествляются с са­мими за­конами действия, то есть миром сущности. Другими словами, сущ­ность и материя есть одно и то же.

В нашем случае энергия движения вещей определяется по­терей опре­деленного места в первичном пространстве матрицы (то есть, определена мате­рией), но сама организация реального дви­жения обусловлена информацион­ным содержанием мат­рицы. Для вещей актуального бытия содержание мат­рицы вы­ступает своего рода неизменной информационной структурой памяти. Эта структура в свою очередь образована наложением (суперпо­зицией) прошлых изменений вещей реального уровня. Таким образом, необходимый мир идеальных законов действи­тельного бытия есть накопление из прошлых (в общем-то, пер­воначально случайных) реализаций мира вещей, а актуаль­ное изменение вещей в данный момент времени, в свою очередь, оказыва­ется обусловленным содержанием матрицы памяти.

Такое соотношение возможного и действительного близко к аристоте­левскому пониманию. По Аристотелю, возможность связывается с матери­альным, а действительность – с формаль­ным началом. Под действительно­стью, таким образом, понима­ется то, что обрело форму, вид, эйдос [74.С.179]. В нашей кон­цепции организации бытия возможное связано с матри­цей и не­определенностью начала конкретной реализации мира вещей. Г.Лейбниц решает проблему неопределенности возможных ми­ров через ор­ганизацию действительного бытия как множества дей­ствующих начал – мо­над. В нашем случае идеальное, ин­форма­ционное и действительное как бы совпадают.

Реальность – это мир вещей. Вещь, в свою очередь, пред­ставляет собой единство двух уровней реального несуществова­ния (в качестве вещей) – материи (в нашем слу­чае матрицы) и бытия сущностей–форм (информационного содержания мат­рицы па­мяти). Из этого следует, что характер изменения вещей реального уровня бы­тия определяется: во-первых, неизменно­стью действительных законов, которые неизменны как резуль­тат информационного накопления предшествующих изменений вещей, и, во-вторых, локальным несовпадением актуальных из­ме­нений на реальном уровне с идеальным миром тождеств дей­ствительного бытия. Структура памяти как информационного содержания есть нако­пление отражений, многократных измене­ний вещей реального уровня бытия в пространстве матрицы.

Итак, в качестве отражения в матрице памяти идеальное оп­ределяет реальное и одновременно противостоит ему. Это со­держание памяти, образованное накоп­лением прошлых реализа­ций в матрице, определяет будущее вещей как дей­ствитель­ное и противостоит реальной случайности как необходимость. Бы­тие действительного, с одной стороны, содержится как инфор­мация в матрице памяти и выступает идеальным отраже­нием прошлых реализаций бытия, а с другой – фор­мально при­сутст­вует в ве­щах. Если в первом случае действи­тельное есть резуль­тат воз­можного, то во втором оно вы­сту­пает как сосредо­точение ре­альных возможностей.

Для понимания реального небытия оказалось полезным вспомнить по­нятие «апейрон» Анаксимандра. «Апейрон (греч. а – отрицательная частица, peiron – предел, конец) – понятие древнегреческой философии, обозначаю­щее “беспредельное”. В антич­ной традиции понятие апейрон употреблялось как при­знак нереальности объекта – носителя этого свойства (Парме­нид, Зе­нон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характе­ристики космоса в целом (Мелисс Самосский). Именно Анакси­мандр заговорил о первоначале как о чем-то материальном и, одновре­менно, качественно неопределенном, предвосхищая бу­дущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об апейроне – результат развертывания внутренней мысли о перво­начале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провоз­глашать ка­кую-то одну из них в ранг этого первоначала, пред­почитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отка­зался от провозглашения в качестве первона­чала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив “прорыв” к апейрону – абстрактному, неопре­де­ленно-бескачественному, материальному началу. Это шаг к абстраги­рованию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной сти­хией. Платоновско-пифа­горей­ская тради­ция, используя термин апейрон сам по себе, полагала его в ста­тусе элемента оппозиции ”беспредельное – предел”, что пред­шествовало аристотелевской модели “форма – материя”» [74.С.52].

В нашей модели небытие есть актуаль­ная бесконеч­ность, составленная из бесконечно малых величин – «ноль–то­чек». Эта актуальная бесконечность противопостав­ляется по­тенциальной бесконечности движущихся конечных вещей. «Ноль–точка» есть сосредоточение всех своих антино­мий и по­тому свернута в ре­альный ноль. Множество «ноль–то­чек» обра­зуют рядополо­жен­ность. Рядом два нуля, тождествен­ных друг другу, сущест­вовать не могут, так как они просто сов­пали бы между собой. Из этого следует вывод, что две одинаковые «еди­ницы» первичного пространства должны быть обеспечены ин­формаци­онной гете­рогенностью, «неодинаковостью» вне ре­аль­ного бытия.

Под виртуальным понимается бытие любой памяти. Так как в основу реальных процессов закладывается организация пер­вичного пространства как матрицы памяти, информационное содержание матрицы, по сути, совпа­дает с виртуальным бытием. Действительное бытие – идеальное содержание памяти мат­рицы, формируемое при помощи интеграции прошлых циклов реализации бытия. Действительность, будучи идеальным содер­жанием реального небытия (или, то же самое, информационным содержанием матрицы), выступает формальной возможностью для бытия конечных вещей. Небытие реально, так как определя­ется как самое большое, но все же конечное и выступает акту­альной бесконечностью, по отношению к которой все вещи бы­тия бесконечно малые величины. Информационное содержание матрицы как суммарный результат прошлых реализаций есть идеальное бытие для кон­кретной реализации в настоящем. Иде­альное – для настоящего процесса все­гда в будущем, но это бу­дущее есть результат множества прошлых циклов жизни реаль­ности. Каждый такой цикл реального бытия обога­щает и разви­вает мировую память. Таким образом, идеальное бытие неиз­менно по отно­шению к текущему реальному мо­менту, но в то же время изменяется и обо­гащается новым со­держанием с каждым циклом реализации. Под информа­цион­ным бытием понимается изменяющееся идеальное бытие как изме­няющееся содержание памяти. В свою очередь, идеальное вы­ступает неиз­менно задан­ным бытием тождеств (или сущно­стей) для процес­сов реального мира.

Информация – пространственная структура памяти, которая при реали­зации определяет временную последовательность со­бытий. Информация в матрице есть содержание памяти, и в этом смысле она выступает изменяю­щимся содержанием неиз­менной формы своего носителя. Другими словами, это содержа­ние ни­как не определяет целостность формы своего носителя (мат­рицу). Информация вне матрицы, например в мире вещей, есть опреде­ленное содержание, не зависящее от формы своего пред­ставления, и в этом смысле может определять структуру реаль­ных процессов, где под структурой понимается взаимосвязь всего со всем. Изоморфизм информации позволяет устанавли­вать связи между любыми формами реального бытия.

Итак, понятия виртуального, действительного, информаци­онного от­ражают аспекты идеального и в качестве основания бытия вообще противо­поставляются реальному бытию, с од­ной стороны, как к конечному сущест­вованию множества ве­щей, а с другой – как к актуальной бесконечности мат­рицы.

Действительное как бытие идей противопоставляется и су­ществует благодаря реаль­ному бытию вещей. Дело в том, что действительное и реальное принадлежат к разным уровням бы­тия. Объекты одного уровня бытия (например, отношения вещь–вещь, мысль–мысль, алгоритм–алгоритм, феномен–феномен) выступают по отношению друг к другу реальностями, и им все­гда можно указать причинно-следственные связи. Объекты же разного уровня бытия по отноше­нию друг к другу оказываются как бы существующими не ре­ально, а виртуально, то есть в иде­альном плане с нарушением каузальности (причинно­сти). Дело в том, что дей­ствительное как содержание памяти матрицы для этой матрицы реально, но для порожденного уровня (бытия ве­щей) есть бы­тие идеальное. Из этого следует, что противопос­тавление идеального–реаль­ного приобретает относительный ха­рактер, которое в многоуровневой структуре бытия получило название виртуального.

Итак, общие понятия, сущности, тождества природы дейст­вительно существуют на виртуальном уровне бытия как инфор­мационное содержание памяти матрицы. Это действительное бытие в свою очередь выступает само­организующимся идеаль­ным, всегда и всюду действующим бытием форм по отношению к уровню бытия реальных вещей. Человек как представитель бы­тия вещей сам обладает собственной матрицей памяти, на ос­нове которой структурируется сознание как бытие идеальных феноменов из (адекватных и неадекватных) отражений вещей самих по себе. Дальнейшее развитие внут­реннего мира чело­века происходит в системе общества. На уровне организации обще­ства в масштабах всего человечества формируется новая мат­рица, на базе которой происходит становление и развитие ис­кусственной виртуальной реальности и т.д. до бытия содержа­ния исходной матрицы. Каждый такой цикл есть очередной шаг–прерыв непрерывного совершенствования содержания ре­ального небытия или бытия вообще как такового.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.