|
Человек в виртуальном мире
С развитием средств компьютерной техники и с устойчивым возрастанием роли глобальной информационной сети в жизни общества можно утверждать, что сознание современного человека во все большей степени будет определяться содержанием виртуального киберпространства. Человек как бы живет одновременно в трех взаимосвязанных пространствах, образованных: 1) реальной действительностью, 2) субъективной реальностью собственных образов и 3) символами культуры. Современная культура имеет тенденцию превратиться в феномены киберпространства. Почему в качестве виртуальных мы берем лишь эти уровни существования? Под виртуальными объектами мы будем понимать только те системы, в которых выполняется принцип фрактальности (масштабной инвариантности). При таком подходе человека можно рассматривать в качестве фокуса человечества, а человечество – фокусом системы вселенной и т.д. Другими словами, под виртуальными нами рассматриваются лишь те системы, которые потенциально подобны и способны отразить в себе весь мир в целом. Здесь человек играет исключительную роль. Без этого критерия пришлось бы все качественные уровни систем реального бытия рассматривать виртуальными, что привело бы просто к перефразированию старых понятий.
Мозг животного в информационном смысле можно представить себе как нерасчлененное тождество внутреннего и внешнего мира, что тождественно отсутствию самосознания. На уровне человека единый мир распадается на объективную и субъективную составляющие, что дало человеку возможность через общественный характер развития дифференцировать среду своего обитания на естественную и искусственную. Искусственная среда (цивилизация) позволила обществу посредством культуры (понимаемой в качестве средств социальной памяти) программировать внутренний (субъективный) мир человека в каждом поколении, то есть сформировать его ментальность, что привело к возникновению и развитию сознания. Если сознание есть способность человека необходимым образом отражать в идеальных образах, моделях, теориях случайное проявление реальных вещей, явлений, процессов, то самосознание – это знание человеком о собственном знании, незнании и того, что в принципе для него не может быть познаваемым до конца. Благодаря этим качествам человек приобретает способность адекватно ориентироваться в изменяющихся условиях общественного существования.
На современном этапе цивилизация достигла таких результатов, когда стало возможным создание виртуального киберпространства, что свидетельствует о дифференциации искусственной окружающей среды на вещественную (энергетическую) и информационную компоненты. Так как сознание человека формируется под влиянием культурной среды, которая в настоящее время дифференцировалась на две составляющие, и сознание человека должно каким-то образом отразить эти изменения.
В сознании можно выделить несколько форм мышления: интуицию, восприятие, рассудок и разум. Культурное развитие общества также порождает определенные соответствующие индивидуальному сознанию уровни общественного сознания: обыденное сознание, науку, философию, религию и искусство. Каждая из этих форм общественного сознания характеризует некоторое интегральное свойство, формируемое сознательной деятельностью множества субъектов, в то же время, действующее на субъекты объективно. Рассмотрим такие формы мышления, как рассудок и разум.
Первоначально человеческое сознание проявляет себя на уровне синтеза интуиции, ощущений, восприятия, представления. Такое сознание на социальном уровне проявляет себя как мифологическое сознание. Далее, по мере развития уровня культуры общества получают свое развитие такие формы рационального мышления, как рассудок и разум. На этом уровне человечество построило множество разнообразных научных теорий и философских концепций. Развитие культуры и в особенности науки явилась причиной возникновения информационной цивилизации, что позволяет нам говорить о становлении виртуального киберпространства, которое реально влияет на весь ход социального бытия человека. Алгоритмическая непротиворечивость информационных процессов, определяющих содержание этого бытия, подобна работе рассудка человека, но действующего в глобальных масштабах всего человечества. Этот своеобразный планетарный рассудок, конечно же, намного превосходит возможности отдельного человека, так как он (рассудок) вобрал в себя в качестве положительного опыта достижения труда множества людей как по времени, так и по ансамблю.
Основными проблемами технической кибернетики, составляющей основу современного информационного бытия, являются проблема искусственного интеллекта и проблема взаимоотношений «человек–машина».
Машинное «мышление» принципиально отличается от мышления человека. Если развитию человеческого разума (понимаемого как мышление на языке противоречий) предшествует рассудок (непротиворечивое мышление), то структура машинного «мышления» построена как бы на противоположных принципах. Человек изначально исходит из равновесного (непротиворечивого) состояния, из гармонии себя с природой и стремиться, пытаясь преодолеть противоречия, к гармонии как со своим естественным, так и с искусственным окружением. В то время как в любом ЭВМ дуальность (возможность двух противоположных состояний) технологически однозначно закладывается в саму основу, в элементарную единицу искусственной кибернетической системы, но в качестве интегрального вывода любого машинного вычисления всегда имеем непротиворечивый итоговый результат. Машина никогда в принципе не может целиком заменить интеллект человека, как бы она не превосходила по своим возможностям возможности человека, так как машина и человек по отношению к переработке информации являются в некотором смысле противоположными формами. В этих условиях реально оказывается возможным только совместное диалектическое решение их целостного существования как синтетического единства, построенного на принципе дополнительности. Одним из условий существования такого единства, как самоорганизующаяся система, является выполнение взаимообусловленной связи двух противоположностей, каждая из которых по отношению друг к другу осуществляла бы обратную связь. В диссипативной среде данная система как целое будет стремиться к относительной устойчивости, или к аттрактору. Аттрактор – это некоторое относительно устойчивое состояние системы, который требует для поддержания своей устойчивости некоторого потока энергии извне.
По нашему мнению, виртуальное киберпространство позволит человеку реализовывать практически любые свои творческие возможности в мысленных фантазиях в нереальной действительности со всем комплексом реальных ощущений. С возникновением виртуальной реальности ощущения человека перестают отражать реальность и как бы выключаются в качестве определяющего фактора в регулировании человеческого поведения в зависимости от объектов реальной действительности, так как за ощущениями могут стоять как реальные, так и виртуальные объекты, поэтому за ощущениями стоит действительность в широком смысле этого слова. В этом смысле за ощущениями теряется роль одного из важнейших частных критериев истинности в познавательном процессе.
Человеческое сознание в виртуальной реальности как бы погружается в математический непротиворечивый, идеальный мир. Этот мир идеален и внутренне непротиворечив в том смысле, что математические противоположности, используемые для описания математических систем, не предполагают диалектического синтеза с переходом в качественно иные состояния. Математика сама по себе не способна отразить с качественной стороны процессы развития. Мир виртуальной реальности, за которым стоит математика – это мир равноправных тождеств, пригодный лишь для количественного и логического описания различных моделей субъективных представлений, генерируемых разумом человека. Язык тождеств позволяет человеку описывать, моделировать, строить теории инвариантных отношений сущности различного уровня того или иного явления. Математика – это мир чистых (без физического содержания) форм и количественных отношений.
Таким образом, мы живем в эпоху становления, образно выражаясь, общечеловеческого рассудка, вооруженного всем арсеналом развития математики и кибернетики как внутренне логически непротиворечивого способа отношений, которым будет пронизана любая форма деятельности человека на всей Земле. Человечество, вооруженное виртуальной реальностью, окажется способным заранее моделировать на информационном уровне возможные ситуации, меняя начальные условия, не прибегая к вещественно-энергетическому опыту. Данное накопление опыта, когда энергетическая мощь человечества соизмерима с естественными процессами планетарного масштаба, становится неприемлемым. Для выбора правильного действия в настоящем человеку нужен определенный опыт, который, в свою очередь, есть совокупный результат неправильно принятых решений в прошлом. В век ноосферы человечеству нельзя далее набираться опыта путем накопления ошибок в процессе реальных действий. Такие ошибки человеку обходятся очень дорого и в современном обществе становятся непозволительной роскошью, несущей угрозу существованию всего человечества. Именно в такой ситуации закономерно возникает возможность на виртуальном уровне информационно моделировать любые ситуации и рационально предвидеть возможные изменения в будущем.
Итак, виртуальный мир – это мир, позволяющий человеку посредством моделирования возможных сценариев изменения бытия в будущем накапливать позитивный опыт как концентрированное выражение «планетарного рассудка», вобравшего в себя реальный исторический опыт (знания) многих поколений. Благодаря такому «рассудку человечества», возникающему в виртуальном киберпространстве, человечество сможет достойно встретить реальные изменения своего окружения космического масштаба и освободить свой разум для подлинного научно-эстетического творчества [106.С.14–17].
На протяжении всего своего существования человек как носитель сознания имеет дело с различными проявлениями виртуальной реальности, хотя само понятие виртуальной реальности появилось лишь в последние годы и связывается с бурным развитием возможностей кибернетических информационных систем. Вообще, само содержание мозга человека (субъективное бытие человека) уже по своей сути есть виртуальная реальность, так как представляет собой лишь образ, модель возможной реальности, способной побуждать людей на те или иные реальные поступки. О становлении виртуального бытия человека можно судить, начиная с анализа мифологического сознания, а возможно, с еще более ранних этапов человеческого развития. В связи с этим можно говорить о двух видах виртуальной реальности: естественной, связанной с функциями головного мозга, и искусственной, увязываемой с результатами творчества человеческого духа в системе общества.
Естественная виртуальная реальность обусловлена функционированием человеческой памяти и, следовательно, работой подсознания. В психологическом аспекте возникновение сознания в социальной среде продиктовано необходимостью управления и контроля над работой подсознания в целом. Сознание не позволяет человеку жить постоянно в виртуальном мире его подсознания. Лишь в моменты, когда сознание выключает свой контроль над подсознанием, например во время сна или наркотического воздействия, мозг человека может оказаться во власти пространства виртуальных образов своего подсознания.
Сознание человека появляется как отражение коллективного сознания рода, как ad-hoc целостное свойство мозга в системе общества. Этот этап соотносится с развитием способностей человеческого мозга к вербализации своего внутреннего мира, вызванной необходимостью синхронизированного существования в коллективе. Культура народов на этом этапе характеризуется, прежде всего, мифологическим мировосприятием. Подобное восприятие продиктовано уровнем развития индивидуального сознания, которое не способно было в достаточной степени осуществлять контроль над своим подсознанием.
Переход к письменности как к предельному результату первого периода символического стиля в развитии изобразительного искусства древнейших народов способствовал одновременно дальнейшему укреплению контроля сознания над подсознанием человека и как следствие появлению рационалистических тенденций в культуре той или иной общности людей.
Одной из самых ранних форм общественного сознания по пытавшаяся рационально объяснить мир была философия, которая возникает как идейная борьба с мифическим представлениями. Эта рационализация общественного сознания наблюдается и по сей день. На современном уровне развития науки и техники человечество подошло к новым рубежам символического отображения действительности, что позволяет говорить о создании на качественно новом уровне искусственной виртуальной реальности.
Искусственных виртуальных реальностей может быть множество в зависимости от характера воздействия внешних раздражителей на наши органы чувств. Например, когда мы слушаем музыку, оркестр создает звуковую виртуальную реальность. Можно также создавать виртуальную реальность на уровне осязания и восприятия человеком запахов. Наиболее яркой и информационно богатой формой виртуальной реальности является зрительная, которая получила наибольшее развитие с появлением компьютерных систем, хотя и до появления ЭВМ человечество имело дело с виртуальными реальностями этого типа (например, изобразительное искусство, театр, кино, телевидение и т.п.).
Как самостоятельное понятие виртуальная реальность появляется с развитием именно компьютерных систем обработки информации с целью создания, измерения и управления зрительными и слуховыми образами. Овладение средствами вычислительной техники позволяет практически каждому человеку активно приобщиться к творческому процессу, то есть создавать свой специфический образный мир и, главное, самого себя. Эта специфика подобна приобретению человеком нового измерения своего Я.
Для достижения новых рубежей в развитии средств искусственной виртуальной реальности можно назвать два необходимых условия: 1) любой индивид должен иметь ЭВМ высокого разрешения с таким объемом искусственной памяти, чтобы в ее пространстве обеспечивалась возможность построения виртуальной реальности из всего богатства представлений человека о мире и о самом себе; 2) требуется глобальная общечеловеческая информационная сеть телекоммуникаций с огромной пропускной способностью. При выполнении этих условий появляется возможность полноценного (как в реальности) общения между виртуальными мирами отдельных людей.
Человек, создавая новое «Я» вне своего мозга, открывает перед собой новые возможности и одновременно ставит новые проблемы. Одной из важнейших проблем, требующих своего как технологического, так и законодательного разрешения является создание надежных способов и средств защиты информации на различных уровнях глобальной информационной сети. Давно известно, что с возрастанием сложности системы падает ее надежность. Для информационной системы человечества это падение надежности связано с возрастанием числа кодов и паролей защит локальных систем, что увеличивает вероятность проникновения нарушителя в ту или иную чужую информационную среду.
Создание виртуальной реальности планетарного масштаба представляется неким прообразом общечеловеческого бессознательного, хотя оно и является результатом сознательной деятельности отдельных людей. Создание же института контроля и координации, отвечающего за информационную защиту виртуального общения между людьми, можно представить в качестве аналога планетарного сознания [109.С.6–8].
Итак, естественная виртуальная реальность, контролируемая индивидуальным сознанием, порождает мифическое общественное сознание. Дальнейшее развитие человеческого сознания, связанное с интеграцией человечества во все больших масштабах, приводит к появлению рациональных форм отображения действительности. Уровень рационализации на сегодняшний день дал человечеству новый инструментарий символического отображения мира, который с помощью средств вычислительной техники привел к созданию искусственной виртуальной реальности. Дальнейшее развитие средств создания виртуального мира связывается с глобализацией этих средств до планетарного масштаба. Это увеличение масштабов как бы вновь возвращает человека к мифологическому мировосприятию в форме общественного бессознательного. Человечество, вырабатывая нормы поведения и общения между людьми в виртуальном мире, а также развивая средства информационной защиты каждого своего гражданина, должно выйти на уровень построения общечеловеческого сознания.
5.2. Соотношение возможного, действительного, виртуального, информационного, идеального и реального
Положение том, что человек все больше становится заложником информационного бытия, созданного современным уровнем развития цивилизации, требует разработки новых метафизических оснований. Любое явление в реальности, по сути, можно рассматривать повторением потенциально заложенных возможностей основания. Все это требует выяснения соотношений возможного, действительного и реального.
Возможности делятся на формальные и реальные. Формально возможно все, что не противоречит законам логики и законам природы, то есть все то, что не является невозможным. Реальная возможность отличается тем, что для ее осуществления требуются определенные условия и предпосылки [152.С.143–144].
Формальная возможность как господство необходимых законов бытия совпадает с действительностью. Такое понимание действительности ставит ее как бы вне пространственно-временных изменений реальных вещей. Потому с позиций моноонтических представлений действительное можно рассматривать как бытие постоянно и везде действующих сил, имманентно определяющих все процессы реального бытия. Если рассуждать с позиций полионтических представлений, то понятие силы можно соотнести с понятием virtus, выступающим как фактор действия одного уровня бытия на другой. Реальная возможность всегда характеризует конкретную (конечную) вещь как вещь, которая в текущем настоящем потенциально содержит в себе возможные в будущем реальности. Вещь есть актуализация единства формальной и реальной возможностей, выражает собой единство формы и содержания. Если устойчивость (инвариантность) вещи обусловлена формой, то содержание характеризуется изменчивостью. При этом сама вещь представляет собой качественную определенность в интервале меры количественных изменений.
Бытие действительного связывается с формальным, а бытие возможного – с материальным началом. Материя в нашей модели есть матрица. Матрица – реальное небытие, составленное из метафизических «ноль–точек», физически выражающее рядоположенность как чистое от вещей пустое пространство. Каждая такая точка имеет возможность стать началом некоторого конкретного бытия. В целом матрица как актуально-бесконечное множество «ноль–точек» есть мир возможного, так как нельзя сказать, какая из точек будет участвовать в новом цикле (ин)формирования действительного бытия. Действительность есть господство необходимых законов природы, которые, в свою очередь, формально определяют реальное бытие вещей. Вещи как результат стечения множества необходимых законов действительного уровня бытия потенциально содержат в себе множество возможных путей своей реализации в будущем.
Таким образом, бытие возможного представляет собой реальное небытие, образованное, с одной стороны, пространством содержания матрицы, составленной из информационных единиц памяти, а с другой – рядоположенностью реальных нулей, в совокупности образующих первичное пустое от вещей пространство. Задействованность какой-либо конкретной «ноль–точки» из этого множества в формировании действительного бытия есть неопределенность. На уровне действительного бытия необходимость посредством реализации вновь приводит к неопределенности будущих изменений вещей.
Действительность одного уровня бытия не может реализоваться на другом уровне в полной мере, так как если бы реальность совпадала с действительностью, то мир был бы фатально предопределен необходимостью. Матрица, организованная из множества идеальных единиц, образующих рядоположенность из реальных нулей, представляет собой мир возможного, так как в принципе невозможно предсказать, какая из конкретных точек положит начало уровню реального бытия. Матрица – это не просто «материал», она обладает памятью и информационным содержанием. Это содержание нам представляется действительным бытием. Каков же генезис действительного бытия?
В памяти каждая новая реализация бытия, интегрируясь с информационным содержанием прошлых реализаций, формирует в пределе чистую необходимость для последующих реализаций. Таким образом, содержание матрицы определяет необходимость действительного бытия как накопление из множества реализаций мира вещей. Действительный мир, таким образом, есть бытие чистых форм, как множество единых (общих) законов, каждый из которых в сочетании с другими законами реализуется во множестве вещей.
Традиционно в одноуровневой системе бытия действительное совпадает с реальным. Такое понимание, думается, связано с достижениями позитивной науки, которые в философском сообществе утвердились как победа материализма над идеализмом. С позиций традиционного материализма субстанциональным началом обладает лишь материя, атрибутом которой выступает движение. Движение и источник этого движения – материя – одно и то же. Если энергию еще как-то можно признать изначально присущей материи (так как энергию можно понимать в двух аспектах – потенциальном и актуальном), то характер, специфику, организацию самого движения очень трудно объяснить, исходя из одноуровневых моделей бытия. Таким образом, импульс действия (энергия) не может совпадать с характером (информацией) самого этого действия. Для традиционного материализма акт действия, энергия отождествляются с самими законами действия, то есть миром сущности. Другими словами, сущность и материя есть одно и то же.
В нашем случае энергия движения вещей определяется потерей определенного места в первичном пространстве матрицы (то есть, определена материей), но сама организация реального движения обусловлена информационным содержанием матрицы. Для вещей актуального бытия содержание матрицы выступает своего рода неизменной информационной структурой памяти. Эта структура в свою очередь образована наложением (суперпозицией) прошлых изменений вещей реального уровня. Таким образом, необходимый мир идеальных законов действительного бытия есть накопление из прошлых (в общем-то, первоначально случайных) реализаций мира вещей, а актуальное изменение вещей в данный момент времени, в свою очередь, оказывается обусловленным содержанием матрицы памяти.
Такое соотношение возможного и действительного близко к аристотелевскому пониманию. По Аристотелю, возможность связывается с материальным, а действительность – с формальным началом. Под действительностью, таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос [74.С.179]. В нашей концепции организации бытия возможное связано с матрицей и неопределенностью начала конкретной реализации мира вещей. Г.Лейбниц решает проблему неопределенности возможных миров через организацию действительного бытия как множества действующих начал – монад. В нашем случае идеальное, информационное и действительное как бы совпадают.
Реальность – это мир вещей. Вещь, в свою очередь, представляет собой единство двух уровней реального несуществования (в качестве вещей) – материи (в нашем случае матрицы) и бытия сущностей–форм (информационного содержания матрицы памяти). Из этого следует, что характер изменения вещей реального уровня бытия определяется: во-первых, неизменностью действительных законов, которые неизменны как результат информационного накопления предшествующих изменений вещей, и, во-вторых, локальным несовпадением актуальных изменений на реальном уровне с идеальным миром тождеств действительного бытия. Структура памяти как информационного содержания есть накопление отражений, многократных изменений вещей реального уровня бытия в пространстве матрицы.
Итак, в качестве отражения в матрице памяти идеальное определяет реальное и одновременно противостоит ему. Это содержание памяти, образованное накоплением прошлых реализаций в матрице, определяет будущее вещей как действительное и противостоит реальной случайности как необходимость. Бытие действительного, с одной стороны, содержится как информация в матрице памяти и выступает идеальным отражением прошлых реализаций бытия, а с другой – формально присутствует в вещах. Если в первом случае действительное есть результат возможного, то во втором оно выступает как сосредоточение реальных возможностей.
Для понимания реального небытия оказалось полезным вспомнить понятие «апейрон» Анаксимандра. «Апейрон (греч. а – отрицательная частица, peiron – предел, конец) – понятие древнегреческой философии, обозначающее “беспредельное”. В античной традиции понятие апейрон употреблялось как признак нереальности объекта – носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристики космоса в целом (Мелисс Самосский). Именно Анаксимандр заговорил о первоначале как о чем-то материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об апейроне – результат развертывания внутренней мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив “прорыв” к апейрону – абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Это шаг к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин апейрон сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции ”беспредельное – предел”, что предшествовало аристотелевской модели “форма – материя”» [74.С.52].
В нашей модели небытие есть актуальная бесконечность, составленная из бесконечно малых величин – «ноль–точек». Эта актуальная бесконечность противопоставляется потенциальной бесконечности движущихся конечных вещей. «Ноль–точка» есть сосредоточение всех своих антиномий и потому свернута в реальный ноль. Множество «ноль–точек» образуют рядоположенность. Рядом два нуля, тождественных друг другу, существовать не могут, так как они просто совпали бы между собой. Из этого следует вывод, что две одинаковые «единицы» первичного пространства должны быть обеспечены информационной гетерогенностью, «неодинаковостью» вне реального бытия.
Под виртуальным понимается бытие любой памяти. Так как в основу реальных процессов закладывается организация первичного пространства как матрицы памяти, информационное содержание матрицы, по сути, совпадает с виртуальным бытием. Действительное бытие – идеальное содержание памяти матрицы, формируемое при помощи интеграции прошлых циклов реализации бытия. Действительность, будучи идеальным содержанием реального небытия (или, то же самое, информационным содержанием матрицы), выступает формальной возможностью для бытия конечных вещей. Небытие реально, так как определяется как самое большое, но все же конечное и выступает актуальной бесконечностью, по отношению к которой все вещи бытия бесконечно малые величины. Информационное содержание матрицы как суммарный результат прошлых реализаций есть идеальное бытие для конкретной реализации в настоящем. Идеальное – для настоящего процесса всегда в будущем, но это будущее есть результат множества прошлых циклов жизни реальности. Каждый такой цикл реального бытия обогащает и развивает мировую память. Таким образом, идеальное бытие неизменно по отношению к текущему реальному моменту, но в то же время изменяется и обогащается новым содержанием с каждым циклом реализации. Под информационным бытием понимается изменяющееся идеальное бытие как изменяющееся содержание памяти. В свою очередь, идеальное выступает неизменно заданным бытием тождеств (или сущностей) для процессов реального мира.
Информация – пространственная структура памяти, которая при реализации определяет временную последовательность событий. Информация в матрице есть содержание памяти, и в этом смысле она выступает изменяющимся содержанием неизменной формы своего носителя. Другими словами, это содержание никак не определяет целостность формы своего носителя (матрицу). Информация вне матрицы, например в мире вещей, есть определенное содержание, не зависящее от формы своего представления, и в этом смысле может определять структуру реальных процессов, где под структурой понимается взаимосвязь всего со всем. Изоморфизм информации позволяет устанавливать связи между любыми формами реального бытия.
Итак, понятия виртуального, действительного, информационного отражают аспекты идеального и в качестве основания бытия вообще противопоставляются реальному бытию, с одной стороны, как к конечному существованию множества вещей, а с другой – как к актуальной бесконечности матрицы.
Действительное как бытие идей противопоставляется и существует благодаря реальному бытию вещей. Дело в том, что действительное и реальное принадлежат к разным уровням бытия. Объекты одного уровня бытия (например, отношения вещь–вещь, мысль–мысль, алгоритм–алгоритм, феномен–феномен) выступают по отношению друг к другу реальностями, и им всегда можно указать причинно-следственные связи. Объекты же разного уровня бытия по отношению друг к другу оказываются как бы существующими не реально, а виртуально, то есть в идеальном плане с нарушением каузальности (причинности). Дело в том, что действительное как содержание памяти матрицы для этой матрицы реально, но для порожденного уровня (бытия вещей) есть бытие идеальное. Из этого следует, что противопоставление идеального–реального приобретает относительный характер, которое в многоуровневой структуре бытия получило название виртуального.
Итак, общие понятия, сущности, тождества природы действительно существуют на виртуальном уровне бытия как информационное содержание памяти матрицы. Это действительное бытие в свою очередь выступает самоорганизующимся идеальным, всегда и всюду действующим бытием форм по отношению к уровню бытия реальных вещей. Человек как представитель бытия вещей сам обладает собственной матрицей памяти, на основе которой структурируется сознание как бытие идеальных феноменов из (адекватных и неадекватных) отражений вещей самих по себе. Дальнейшее развитие внутреннего мира человека происходит в системе общества. На уровне организации общества в масштабах всего человечества формируется новая матрица, на базе которой происходит становление и развитие искусственной виртуальной реальности и т.д. до бытия содержания исходной матрицы. Каждый такой цикл есть очередной шаг–прерыв непрерывного совершенствования содержания реального небытия или бытия вообще как такового.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|