|
Пространство как единство бытия и небытия
Все вещи в мире пребывают в пространстве, но и сами вещи, обладая протяженностью, также представляют собой некие пространства. Двойственность, присутствующая в понимании протяженности, и создает трудность получения определения пространства. Пространство, с одной стороны, возможность существования всех вещей бытия, и в этом смысле в качестве основания реальности оно должно выступать чем-то противоположным вещам бытия как небытие вещей. С другой стороны, протяженность также есть и характеристика отсутствия любой вещи. В качестве отсутствия любых вещей пространство требует своего определения как характеристики бытия. В качестве основания протяженности пространства конкретных (конечных) вещей бытия можно логически противопоставить две абсолютные характеристики: бесконечную протяженность пространства бытия в целом и бесконечно исчезающую протяженность в точке.
Данную проблему мы попытались сформулировать исходя из анализа метафизических концепций философов Нового времени Рене Декарта и Готфрида Лейбница, которые стояли у истоков формирования классического научного мировоззрения. Анализ онтологических моделей бытия классиков науки с опорой на сегодняшние достижения научной мысли, может быть, позволит нам увидеть необходимость создания метафизики, которая соответствовала бы современным представлениям. Такой взгляд из настоящего в прошлое может быть позволит нам что-то сказать о будущем?
Противоречия в метафизике Р.Декарта и Г.Лейбница убедительно указывают на необходимость создания такого уровня бытия, который мог бы служить основанием реальных процессов в мире на современном этапе развития науки. Таким уровнем существования предполагается область действительного бытия, которое позволило бы нам говорить о причинах реального бытия явлений. Это действительное бытие в противопоставлении к реальному бытию далее будем называть реальным небытием, потому что для вещей реального мира оно есть реальное пустое от вещей пространство, то есть возможность [102,C.63–70]. Небытие, таким образом, рассматривается в логическом противопоставлении в некотором аспекте реальному бытию. Онтологически реальное небытие, само по себе, также принадлежит бытию, но бытию возможного, на котором формируется действительное из отражений в матрице реальных явлений. Реальное небытие – это такое бытие, которого не существует как вещь. Для вещей бытия, в том числе и для бытия человека, под действительным понимается мыслимый, идеальный (логически непротиворечивый) мир. В собственном пространстве (онтологически) мир действительного выступает как реальный, но относительно реального бытия действительное бытие есть возможный, виртуальный, информационный мир. Другими словами, небытие по-своему структурировано в матрицу памяти и составляет определенный уровень организации в качестве виртуального бытия, в основе которого лежат информационные состояния единиц матрицы. Эти состояния в качестве структурной информации организации виртуального бытия в матрице действительно определяют все настоящие процессы на реальном уровне бытия вещей. При этом реальные процессы все же никогда не достигают тождества с действительным содержанием матрицы в силу случайности своей реализации и потому постоянно вносят в содержание матрицы изменения. Эти изменения, интегрируясь с предшествующим содержанием матрицы, будут определять действительную стратегию реальных изменений, но уже в следующем цикле актуализации феноменов памяти и т.д. В то же время реальный мир в качестве основания имеет своим источником бесконечно малую точку (сингулярность) как результат «забывания» (обнуления или переполнения) одной особой точки из бесконечного множества информационных центров – «ноль–точек» матрицы. Совокупность состояний «ноль–точек» составляет содержание матрицы и обусловливает структуру виртуального бытия. Пространство, образованное матрицей памяти, – это своеобразная граница между действительным и реальным мирами [103,С.58–60]. Эта граница не где-то, а проходит везде; любые процессы реального бытия пронизаны ею и, по сути, представляют в различных формах эту границу, которая везде, и потому о ней можно говорить, что она одновременно нигде.
Действительный мир – область господства информационных процессов – представляет собой неизменное (по отношению к актуально-изменяющемуся бытию вещей) содержание матрицы памяти, а мир реальный – это, собственно, сам изменчивый мир явлений. Матрица есть чистая возможность и в реальном плане выступает небытием. В то же время матрица как накопитель информации определяет виртуальный уровень бытия. Таким образом, матрица в широком смысле тоже бытие, так как мы можем мыслить о ней и моделировать ее. Содержание виртуального уровня «до вещей» определяет неизменное действительное бытие, которое, являясь основанием реального уровня, фундирует мир вещей. По отношению к процессам реального бытия вещей небытие есть трансцендентное бытие. Из трансцендентности матрицы следует, что реальное небытие не существует как вещь в мире вещей и поэтому в целом недоступно человеку для эмпирического познания, но допускает интуитивное и рациональное познание. Реальное небытие – это отсутствие любых реальных вещей, которое имеет действительную структуру и составляет содержание виртуального уровня бытия в актуально-бесконечном пространстве матрицы. Небытие существует реально само по себе, но для реального бытия вещей есть нереальность, так как не является вещью.
Понятия «небытие» и «ничто» часто употребляются рядом, а иногда тождественно друг другу, что верно лишь в некотором приближении. «Противоположностью ничто выступает бытие как нечто, а противоположностью небытия является бытие как процесс полагания, смены состояний, изменения. Если с помощью понятий “нечто” и “ничто” осмысливается отрицание на уровне предметного аспекта бытия, то посредством понятий “бытие” и “небытие” отражается отрицание как процесс перехода в иное на уровне динамического аспекта бытия» [52,С.56]. Таким образом, ничто преимущественно используется для обозначения отсутствия чего-то конкретного, определенного предмета, вещи бытия. Небытие – понятие, используемое в гносеологическом отношении и характеризующее динамику изменений бытия в целом. Например, настоящее состояние бытия есть результат диалектического отрицания прошлого бытия, но оно, в свою очередь, одновременно отрицается будущим бытием; и бытие прошлого и бытие будущего для актуального бытия, выступают не как реальное, а как действительное–идеальное (как бы уже очищенное или еще неиспорченное отражением событий реальной случайности) бытие. Как прошлого бытия, так и будущего бытия реально не существует, но они в информационном плане оказывают непосредственное действие на процессы реального бытия вещей как действительное бытие. Здесь действительное выступает как действующая причина начала настоящего, которая для вещей неживой природы лежит в прошлом, и как целевая причина, которая для вещей живой природы находится всегда в будущем.
Небытие используют для обозначения понятия, противоположного бытию, то есть противоположного всем конкретным вещам и явлениям бытия в целом. Небытие и бытие – это два состояния одного и того же бытия, которые соотносятся между собой как реальное и действительное. Причем действительное бытие, объективно существуя в себе, выступает реальным (как вещь) отсутствием по отношению к реальному бытию и в этом смысле позволяет характеризовать себя как реальное небытие по отношению к этому реальному бытию. Это небытие объективно существует, но для реального бытия по своему содержанию выступает идеальным миром и служит в качестве основания существования реального бытия.
В данной интерпретации реальное бытие представляет собой лишь некоторый бесконечно реализующийся в пространстве и времени аспект небытия. Небытие, в свою очередь, есть бесконечность актуальная. В пространстве этой актуальной бесконечности последовательно реализуется как потенциальная бесконечность реальное бытие вещей. Небытие по своему содержанию оказывается шире уровня форм реального бытия, так как динамическая сущность вещей представляет собой лишь потенциальную бесконечность как во времени, так и в пространстве, поэтому бытие вещей в данный момент времени и в определенной точке пространства матрицы реально всегда выступает ограниченным существованием [100,С.322].
Другими словами, реальное бытие – это постоянный процесс преодоления любых конечных определений. Как бы мы ни пытались определить (ограничить) пространство и время реального бытия, его динамическая сущность обязательно когда-то и в каком-то месте превзойдет эту определенность. Организованное на уровне небытия пространство выступает актуальной бесконечностью, подобно пониманию бесконечного Бога по Кузанскому или по Лейбницу. Связано это с тем, что матрица памяти как структура небытия есть неизменность в целом, которая, с одной стороны, выступает первичным пустым от вещей пространством, обеспечивающим изменение всех процессов реального бытия, а с другой – через эти изменения обладает возможностью постоянного обновления информационного содержания матрицы. Матрица сама по себе с необходимостью должна составлять устойчивую структуру из единиц «ноль–точек». Эти единицы на виртуальном уровне бытия выступают информационными центрами памяти. Потеря информации (или информационное переполнение) в единице матрицы ведет посредством рождения и эволюции уровня реального бытия к информационной перестройке всего содержания матрицы. Эта информационная потеря содержания одной «ноль–точки» из всего множества единиц матрицы одновременно рассматривается в качестве рождения уровня реального бытия. Таким образом, реальный мир начинает свое движение как деградация информации («забывание»), сосредоточенной в точке. Потеря информации в точке виртуального бытия пространства матрицы ведет к генерации энергии реального движения, то есть ведет к становлению реального бытия, что соответ-ствует переходу одной из множества точек матрицы в структуре небытия в ничто.
Рождение реального мира не следует рассматривать как одновременную генерацию материи со своими формами существования. Материя никуда не исчезает и не возникает из ничего. Она собственно само есть небытие как исходное (еще невозбужденное реальными процессами) состояние тождества виртуального и реального пространств и, в общем-то, аналогична гегелевскому исходному принципу тождества бытия и ничто [22;23].
Возникшая волна возмущения, вызванная исчезновением информационного содержания «ноль–точки» матрицы, распространяется по всему актуально-бесконечному пространству небытия в качестве реализации различных форм реального бытия. Эти формы реализации соответствуют информационному содержанию всей матрицы. Неизменное содержание, хранящееся в матрице памяти, составляет действительное бытие необходимых законов, по которым реализуются все вещи реального уровня бытия. Энергия первоначала от сингулярности, распространяясь по всему первичному пространству реального небытия, возбуждает в центрах (узлах) матрицы памяти те или иные части «программ» (модусы), сосредоточенные в «ноль–точках», которые и соответствуют аспектам форм вещей реального бытия. Таким образом, выделенная особая «ноль–точка» как сосредоточение вселенской информации своим исчезновением из мира содержания матрицы реального небытия через процессы реализации в мире вещей оказывается способной информационно сообщать и тем самым менять содержание матрицы. Далее, эти изменения виртуального уровня, вызванные эволюцией реального уровня, будут выступать неизменным, а следовательно, действительным содержанием для последующей реализации и т.д. Действительный уровень бытия существует как неизменное накопление информации из отражений прошлых реализаций в матрице для процессов конкретного (актуального) бытия, которое реализуется сейчас и теперь. Матрица памяти выступает инвариантом как по отношению к изменениям информационного, так и реального мира. Матрица, как внутренне организованная в актуально-бесконечную пространственную структуру «для других», но конечную «для себя», выступает бесконечной по своей информационной емкости. Эту же конечность матрицы необходимо понимать как актуальную бесконечность по отношению к конечным вещам, которые, в свою очередь, есть составляющие потенциальной бесконечности реального бытия.
Итак, раз реальное бытие обладает потенциальной бесконечностью, то его явления мы всегда наблюдаем как конечное бытие. Рассматривая реальное небытие как ограниченное (конечное) в качестве матрицы памяти, мы можем его определить как структуру, обладающую потенциально бесконечным информационным содержанием. Динамика изменений бытия в целом обусловливается двумя глобальными процессами: стратегической деградацией всех вещей, которые составляют реальное бытие, и организацией действительного бытия посредством информации. Деградация в тактическом плане предполагает не только уничтожение и дезорганизацию, то есть исчезновение и гибель систем реального бытия, но также и возникновение, то есть рождение новых центров относительной организации. Реальное бытие – это своего рода возмущение, которое, распространяясь во всех направлениях, понимается относительно любых объектов реального бытия как расширяющаяся система в пространстве, организованном центрами матрицы памяти. Что касается информационного содержания матрицы памяти, то оно не есть простое накопление информации из отражений событий реальных изменений вещей бытия, а постоянное переписывание, то есть постоянное обновление информационного содержания прошлых событий циклов жизни вселенной в новых условиях. Эти вариации нового, интегрируясь с накоплениями прошлых реализаций в матрице, формирует содержание памяти как структурную информацию, которая выступает в качестве необходимых законов для последующих реализаций систем бытия.
Таким образом, бытие как целое, в общем-то, представляет собой замкнутую систему, ограниченную структурой матрицей памяти. И такая система может действительно развиваться посредством реальной деградации. Бытие подобно существованию человека, который, телесно деградируя во времени, в информационном плане, приобретая целостное отношение к миру, становится более организованным, то есть более богатым знаниями и мудрым. Информационная емкость находится в нелинейной зависимости от уровня организации той или иной системы и резко возрастает с повышением уровня организации системы. Богатство знаний определяется не суммой знаний, а организованной взаимосвязью знаний в целостную структуру. Уровень организации определяется уровнем минимизации ячеек памяти, которые позволяют сосредоточить в себе максимальную информационную емкость, высвобождая тем самым центры для приема новой информации и т.д. Хорошая память – это не та память, которая может запомнить максимум информации, используя максимальное количество центров запоминания, а та, которая это делает путем минимизации средств. Это возможно лишь при системном подходе, то есть при стремлении объединить все, казалось бы, разрозненные знания в целостную взаимосвязанную структуру образа. Следовательно, образ является самым емким носителем большого массива информации.
Теперь вновь вернемся к понятию ничто. Итак, определив содержание небытия как действительное бытие в качестве основания реального бытия, мы пришли к выводу, что это реальное бытие представляет собой актуальную конечную структуру с бесконечной информационной емкостью. Противопоставить небытию в качестве его основания можно только ничто. Здесь понятие ничто не противопоставляется конкретному реальному существованию вещей. В понятие ничто вкладывается смысл, который отрицает конкретную конечную и неизменную структуру всей матрицы памяти. Матрица памяти, как постоянно сохраняющаяся структура при любых изменениях виртуального и реального бытия (как отражающий материал), выступает небытие на уровне процессов реального бытия. Ничто, таким образом, выражает конкретное отсутствие бытия в целом, ограниченного актуально-бесконечным небытием. Ничто отрицает любое бытие как действительное (что в нашем случае есть содержание матрицы реального небытия), так и реальное бытие конкретных вещей. Если действительное бытие реально существует как отсутствие (в физической интерпретации как первичный вакуум, как реально несуществующий эфир) и в этом смысле по отношению к реальному миру вещей выступает небытийным основанием благодаря абсолютной информационной полноте всех антиномий бытия в каждой своей точке, то ничто есть отсутствие не благодаря полноте, а благодаря абсолютной своей пустоте. Если небытие и противостоит всем объектам бытия, но все же оно присутствует как организация пустого пространства, то ничто – это антипространство как отсутствие пространства. Отсутствие пространства говорит о том, что ничто не обеспечивает ни одну структуру реального бытия. Ничто – неопределенность, поддерживающая определенность матрицы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|