|
Философия как перманентный поиск оснований бытия
Важнейшим моментом в понимании любого научного произведения является, прежде всего, уяснение (метода) логики рассуждений, используемой при изложении того или иного научного труда. Это изложение текста зависит от логики понятий, принятой в конкретной науке. Различие в подходах разных наук хотелось бы проиллюстрировать на примере таких научных дисциплин, как математика и философия. Почему выбраны именно эти формы познания? По классификации наук философия и математика относятся к так называемому первому слою всеобщих знаний. Особенностью данного слоя является тот факт, что законы математики и философии носят абстрактный, универсальный и всеобщий характер, и благодаря этому они способны проникать во все сферы человеческой деятельности. Ни одна из других наук не обладает этими особенностями.
Категории философии по определению являются всеобщими, а потому универсальными и по сути своей постулируются самой философией. Это принятие всеобщности и универсальности философских категорий в качестве аксиомы связано с тем, что философия как самая первая форма рационального способа мышления о действительности в истории человечества явилась матерью, породившей все основные направления науки. Конечно, тут следует помнить, что математика через Пифагора способствовала переходу философии от метафорического, то есть чувственно-образного отображения мира к языку понятий. В этом смысле математику можно назвать бабушкой всех наук и матерью философии [46,С.42–43].
Универсальный и проникающий характер математического знания основан на иных принципах, отличающихся от принципов философии. Сразу хочется отметить, что, говоря о математике, мы будем подразумевать теоретическую математику. Как известно, предметами математики являются не просто абстрактные объекты, не существующие в реальности, но еще и идеальные. Идеальным объектом математики называется такой абстрактный объект, признаки которого доведены до предела или до абсолюта (до нуля или до бесконечности). Например, для такого объекта, как точка, все три измерения доведены до нуля, а в случае с линией одно измерение доведено до бесконечности, а два других до нуля и т.п. Математика выделяет объект по форме и полностью отвлекается от содержательной стороны предмета. Применение чистых форм позволяет математике пользоваться и оперировать количественными характеристиками. Другие науки, пользуясь количественными характеристиками и соотношениями математики и наполняя эти чистые формы своим содержанием, получают возможность строить свои теории. Хотя достижения теоретической математики активно используются другими науками, а в последнее время широко прилагаются к различным видам искусства (кино, телевидение, музыка, поэзия и т.п.), сама чистая математика мало интересуется вопросами практического применения своих теоретических построений в объяснении явлений, процессов реальной действительности. По этой причине универсальность и проникающий характер математического знания совсем неочевидный факт и требует для своего выявления определенного уровня развития различных направлений научного знания. По мере исторического развития человечества все шире будет наблюдаться математизация различных областей человеческой деятельности. Наука, являясь развивающейся системой знаний, как бы все время должна доказывать себе универсальность математических законов и реально убеждаться в них.
Рассмотрим методологические особенности построений теоретических систем математики и философии. Как известно, основной подход теоретической математики – аксиоматический метод построения теорий. Общей чертой этого метода является то, что в математике все термины разделяются на неопределяемые (исходные) и определяемые (производные), а предложения – на недоказуемые (аксиомы) и доказуемые (теоремы). Доказательство теорем основывается на формально-логической дедукции, или, другими словами, выводится из аксиом с помощью правил логики. Причем важным моментом является тот факт, что сам математик совершенно свободен в выборе исходных утверждений, лишь бы на их основе возникала возможность построения логически непротиворечивой математической теории. При этом теоретическую математику мало интересует адекватность отношений ее теорий к реальной действительности. Но, несмотря на это, правильно построенная математическая теория рано или поздно находит применение в той или иной области человеческой деятельности. Например, теория комплексных чисел, некогда (несколько столетий назад) существовавшая как чисто умозрительная математическая конструкция, сейчас широко применяется для объяснения множества явлений в радиофизике. И таких примеров в истории развития науки множество. Анализ метода исследования, используемого в философии, позволяет в дальнейшем сделать кое-какие выводы для раскрытия асимметричных отношений ее с математикой. Философия всегда имеет свой объект исследования, существующий в реальной действительности, так как любой философ сформировался как личность в той или иной культурно-исторической среде. Для исследования того или иного явления философ мысленно должен совершить путь, обратный естественному ходу времени. Для этой цели он вынужден рассматривать исследуемое явление или процесс реальной действительности в качестве синтеза, если придерживаться гегелевской терминологии, и идти по пути мысленного моделирования тезиса и антитезиса, которые с необходимостью приводили бы к объяснению возникновения данного исследуемого явления. Если все это перефразировать, можно сказать, что философия, в отличие от математики, ведет поиск единственно верных «аксиом» или исходных утверждений, однозначно объясняющих исследуемое явление (мир вещей).
Таким образом, математик свободен в выборе исходных утверждений, или аксиом, и пытается синтезировать производные утверждения, совершенно при этом не задаваясь вопросом соответствия этих утверждений реальной действительности. Философ, в отличие от математика, как бы совершает в своем исследовании путь в обратном направлении, то есть, имея реальное явление, ведет поиск утверждений, приводящих к объяснению причин этого явления. Другими словами, философ ищет такие утверждения, которые говорили бы об исходных причинах возникновения и развития того или иного явления.
Таким образом, хотя математика и философия относятся к одному и тому же слою всеобщих знаний в классификации науки, между ними, как видим, имеются существенные различия в отношении к этой всеобщности. Если всеобщность категорий философии декларируется подобно математическим аксиомам, то всеобщность и универсальность законов математики выступает как требование к науке. Данное требование выражается в том, что наука как бы все время должна убеждаться во всеобщности законов математики по мере расширения сфер приложения своих теорий. Что же касается методов, используемых собственно внутри самих этих дисциплин, то картина принимает прямо противоположный характер. Если математика в качестве внутреннего своего механизма развития основывается на аксиоматическом подходе, то в отношении ко всей науке ей приходится все время доказывать свою всеобщность. В философии всеобщность есть аксиома, но внутри себя она обречена на вечный поиск начал бытия [107;108].
В результате своего анализа мы пришли к банальной трактовке философии как науки о причинах и началах бытия, которые высказывались еще с древнейших времен в истории философской мысли. Так, например, еще Цицерон определял философию как науку о вещах божественных и человеческих и об их причинах [165,С.60]. Т.В.Филатов в своей докторской диссертации «Философия как специфическая разновидность духовной деятельности» [145] наряду со множеством различных определений философии, высказанных видными мыслителями своего времени, приводит цепь логических суждений Франческо Патриция, которая, на наш взгляд, может трактоваться как один из основных методологических принципов в философии. По Франческо «философия есть исследование мудрости. Мудрость есть познание всеобщности вещей. Всеобщность вещей заключается в порядке. Порядок состоит из начал и следствий. Если кто начнет философствовать, исходя из следствий, – замутит порядок вещей и скроет его от себя во мраке. Следовательно, нам должно приступить к философствованию исходя их начал» [5,C.148].
Все же у человека нет в арсенале вещей, кроме как в настоящем, так как прошлого уже нет, а будущего еще нет. Да и существование вещей в настоящем находится под большим сомнением и не имеет логического основания. В рациональном плане мы лишь верим в постулат своего существования и потому вынуждены допускать существование и мира вокруг себя. Настоящее, то есть реальный мир вещей, есть следствие, а потому для философа–метафизика нет другого пути как из знания настоящего и уровня развития культуры пытаться умозрительно реконструировать причины мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|