|
Виртуальность как условие существования реальности
Виртуальность – это определенность возможного события, которая может при определенных реальных условиях актуализироваться в реальное событие. Это положение о виртуальности роднит ее с понятием действительного, но с той лишь разницей, что эта действительность незамкнута и тем самым оказывается привлекательной для построения метафизической модели мира как саморазвивающейся информационной системы. Сегодня можно говорить о двух подходах к виртуальности: первый из них приводит к рассмотрению человека в качестве центра всех бытийных горизонтов; второй – к моделированию определенности низлежащего уровня виртуального бытия, который приводил бы к целостному видению всех последующих уровней. Последнее позволяет рассматривать человека не только как занимающего особое место в качестве «потенциального бога», в котором сходятся все уровни бытия, а еще как осуществляющего свое частное бытие в системе вселенной.
«Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность (англ. virtual reality от virtual – фактический, virtue – добродетель, достоинство; ср. лат. virtus – потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, а также мнимый, воображаемый; лат. realis – вещественный, действительный, существующей» [74,C.171]. «В постклассической науке “виртуальная реальность” – понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их “константной” реальностью и автономны» [74.С.171].
Н.А.Носов и С.С.Хоружий вводят категорию «виртуальности», противопоставляя ее субстанциональности и потенциальности – традиционным понятиям, на которых базируется вся западная философия. Оппозиция виртуальности по отношению к субстанциональности, по мнению авторов, с необходимостью требует отказа от моноонтического мышления (постулирующего существование только одной реальности) и введения полионтической непредельной парадигмы (признание множественности миров и промежуточных реальностей). При таком подходе каждый уровень виртуальной реальности способен порождать виртуальную реальность следующего уровня, становясь по отношению к ней определяющей реальностью (константной реальностью), и так до бесконечности. Предел здесь, по мнению Хоружего, определен лишь ограниченностью, уровнем развития психофизиологической природы человека как «точки схождения всех бытийных горизонтов». Таким образом, «в современной философской литературе подход, основанный на признании полионтичности реальности и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности, получил наименование “виртуалистика”» [74.С.172].
На наш взгляд, в философском отношении наиболее обоснованный переход от традиционной онтологии к виртуалистике мы находим у С.С.Хоружия в статье: «Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности» (1997) [164]. По его мнению, придание онтологического статуса виртуальности открывает путь к корректной постановке многочисленных философских проблем. Возрождению понятия виртуальности в наши дни способствовало появление определенных понятий в физике и психологии. Виртуальным объектам, по Хоружию, присуще неполное умаленное наличествование не достигающего устойчивого и пребывающего, самоподдерживающегося наличия и присутствия. Другими словами, виртуальное существование требует содействия чего-то вне данного уровня бытия [164.С.54]. Это утверждение можно сравнить с некоторым пространством, а точнее с ансамблем информационных центров – «семян», в каждом из которых виртуально содержится «растение». Растение есть вещь, олицетворяющая актуальное существование. Существование лишь на уровне «семян» – это умаленное (виртуальное) существование. Приблизительно метафорически так можно интерпретировать представления Хоружего о виртуальном существовании. Для построения онтологии виртуальности Хоружий считает необходимым пересмотреть аристотелевскую концепцию бытия, господствующую в западной философии. В этом ключе он подвергает критике способ моделирования бытия только с позиции сущности и явления. В классическом представлении наличие реальности, явление, акт события суть актуализация сущностных (эссенциальных) начал и, первую очередь, самой сущности, так как сущность, по Аристотелю, ответственна за то, есть эта вещь или нет. Благодаря сущности явления сохраняют качественную определенность. «В силу своей обязательной связи с эссенциальными началами, событие и явление предстают как завершенные и самодовлеющие смысловые цельности; они заключают в себе определенную сущность, реализуют определенную форму и цель, или же “цель–конец”, “телос”, и они характеризуются полнотой наличествования, пребывающим в устойчивом присутствии» [164.С.54]. Хоружий считает, что такое представление о реальности и событии не соответствует виртуальной реальности. В виртуальном событии никакая сущность и никакой телос не достигают совершенной актуализации. Это означает, что для любого классического представления вся сфера виртуальности неотличима от чистого несуществования и является невидимою. Таким образом, виртуальная реальность – «неаристотелева реальность» [164.С.54]. Другими словами, никакое явление не способно отразить сущность целиком до конца, до телоса, как конечную цель – идею вещи. Сущность на уровне явлений как бы не существует, поэтому требуется выход к такой философии, которая бы устраняла тотальное господство начал сущности, формы, причины над возникновением событий и явлений.
Для обоснования онтологического статуса виртуальности Хоружий анализирует понятие «событие». По Аристотелю, событие упорядочивается триадой начал: 1) возможность, потенциальность, потенция; 2) энергия, деятельность, действие, акт, актуализация, осуществление; 3) энтелехия, действительность, актуализированность, осуществленность. Эта триада обеспечивает упорядоченное целое, то есть это «возможность посредством энергии претворяться или оформляться в энтелехию» [164.С.55].
Приведенная триада допускает множество онтологических вариаций. Причину этой вариабельности Хоружий видит в неоднозначности и свободе энергии, которая может находиться ближе к потенции или к энтелехии. Здесь, по его мнению, могут возникать множество различных философских концепций мира, и он выделяет в традиции западной философии три основные онтологические конструкции.
К первому типу автор относит классический эссенциализм, в котором энергия занимает срединное положение и одинаково разнесена от обеих границ. Сущность–энтелехия составляет вершину этой системы; все прочие категории, включая потенцию и энергию, дистанцированы от нее и подчиняются ей. Особенностью такого подхода является тотальная охваченность реальности сетью закономерностей: все вещи, явления, события не только реализуют определенные сущности–энтелехии, но также подчинены целой системе эссенциальных принципов – началам цели, причины, формы и т.д., действие которых носит характер законов [164.С.55]. По нашему мнению, в качестве интерпретации приведенного подхода может служить платоновская концепция бытия. По Платону, мир организован двумя уровнями самостоятельно существующих множеств – миром вещей и миром эйдосов. Каждый из вечных, неизменных самих по себе эйдосов объединяет под собой множество вещей. Но и самих эйдосов множество, и чтобы обеспечить единство, Платон вводит понятие трансцендентного Единого, которое посредством объединяющего Блага обеспечивает единство множества идей. Здесь важно то, что изменчивость вещей обеспечена активностью уровня бытия более высокого порядка, а именно миром идей. Такая же онтологическая схема с различного рода модификациями прослеживается и у Аристотеля, и у Спинозы, и у Гегеля.
Ко второму типу Хоружий относит те онтологические концепции, в которых энергия предельно приближается к энтелехии. Здесь также энтелехия определяет реальность, однако энергию определяют как равносильную в существенном. Можно сказать, что сущность и энергия одно и то же или сущность сущности есть энергия. Здесь энергия сущностна как «полнота смысловых сил».
По нашему мнению, в качестве иллюстрации здесь можно было бы привести монадологию Г.Лейбница. Он подразделяет мир на бытие возможного и реального. Причем далеко не всякая возможность может перейти в реальность. Та часть возможного, которая способна определять реальный мир вещей, по Лейбницу, и составляет действительное бытие, которое есть множество разнокачественных монад, осуществляющих свое бытие под верховенством монады Бога. Множество разнокачественных монад образуют между собой иерархию в зависимости от степени содержания в них бессознательного и сознательного. Сущность монады – это активная деятельность, то есть сущность и энергия, по Лейбницу, есть одно и тоже [100.С.117].
В третьем варианте энергия отдаляется от энтелехии и приближается к потенции. Энтелехия в системе триады становится производной от события или устраняется из него, или, возможно, «удаляется на бесконечность». Теперь энергия концентрирует в себе все сущностные начала. Доминирующее начало у энергии, которая освободилась от энтелехии. Если прежде была «энергия исполнения», энергия достижения определенной сущности, цели, о которой можно было бы говорить как об энергии конца, то теперь она стала «энергией почина», потенциальной энергией или энергией первоначального импульса, начинательного усилия. С доминирующим началом энергии события теряют свою завершенность и замкнутость (энтелехийность). Событиям станут присущи динамичность и открытость вовне; они будут описывать чисто энергетийную динамику свободной актуализации, не заключенную в сеть предсуществующих целей, причин и форм и допускающую множественность сценариев и вариантов [164.С.56]. В этом варианте, на наш взгляд, Хоружий пытается философски обосновать виртуальную реальность в соответствии с представлениями постнеклассической науки и, в первую очередь, синергетики.
Этот последний вариант автор статьи предлагает использовать для объяснения виртуальной реальности. Виртуальное бытие, таким образом, представляется как некоторое распределение свободной энергии. Хоружий тем самым пытается смоделировать виртуальное пространство, как нам представляется, в качестве ансамбля из центров событий–мигов, из начинательных усилий, которые еще не приобрели форму, так как не было времени. Если у события нет времени, то это моментальное событие – миг. Миг – это событие, у которого промежуток времени (длительность) есть бесконечно малая величина (б.м.в.) [164.С.58]. По мнению автора, миг будучи б.м.в. не интегрируется в реальное время. Составленное из мигов множество порождает свойство «онтологической неоднозначности» энергии, ее способность определять различные бытийные горизонты. В представлении современной физике вакуум именно так и моделируется. Другими словами, вакуум – это интервал неопределенностей, состоящий из виртуальных частиц.
Любой интеграл действия, составленный из последовательности мигов, говорит о том, что каждый миг уникален (индивидуален). Если бы миги были тождественны друг другу, то они слились бы в одну точку, где нет времени. Таким образом, миг – единственен, уникален и неповторим, он не сливается с другими мигами, и множество мигов обеспечивают объективную темпоральность всех реальных событий во времени как длительность, если конечно создадутся определенные внешние условия для существования этих событий. Из третьего варианта следует, по мнению Хоружего, что существует некоторое бытие событий (деэссенциализированных) с отсутствующей длительностью. Это бытие не принадлежит наличному бытию. Это область необналичиваемых событий. Это новый онтологический горизонт и возможно не единственный.
Далее Хоружий стремится показать, что человеку в таком мире принадлежит ключевая роль во взаимодействии с этим бытием. Начинает он с интуиции временности – темпоральности. Он считает, что М.Хайдеггер ближе всего подошел к пониманию событий лишенных длительности. Для Хайдеггера устойчивое представление о событии, которое есть единство энергии и времени возникает на основе темпоральности как интуиции временности по отношению к мигу как б.м.в. в противоположность платоновско-августиновской концепции темпоральности, которая базируется на интуиции «вечности» как совершенного первообраза эмпирического времени [164.С.59]. Автор считает, что горизонт необналичиваемого «бытия–действия» способно описывать виртуальную реальность.
Интуиция темпоральности (осознание человеком временности своего существования в мире) предполагает связь с трансцендированием (устремлением к бесконечности) Трансценденция – природа мысли, способность выдвигаться в ничто, выступает как граница метода философствования [164.С.60].
Интуиция трансцендирования есть отношение к «фундаментальным предикатам наличного бытия», то есть является выходом человека к новым основаниям (к аксиомам, к постулатам, к исходным утверждениям, к безусловному) бытия. В реализации такой возможности, по Хоружию, существует два пути: первый – это сослаться на Абсолют, и второй – должен приводить к доступности сознания путем акта опознания, выделения. Первый путь философия не принимает, и он возможен лишь в теологических концепциях. Автор пытается обосновать второй путь, в котором центральное место отводится человеку [164.С.61]. На этом пути автор отождествляет безвременное бытие–действие с событиями трансцендирования как область необналичиваемых событий. Переход этих событий к завершению, или к достижению телоса определяется человеком [164.С.62].
Таким образом, на месте единого онтологического горизонта наличного бытия мы обнаруживаем три различных горизонта энергийной онтологии, располагающиеся в онтической упорядоченности и образующие совместно единый горизонт или измерение бытия–действия: события трансцендирования, события наличествования, виртуальные события [164.С.64]. Для определения онтологического статуса виртуальной реальности автор статьи привлекает человека. Человек им рассматривается как фокус, где встречаются все конкретные образы данного бытия. В его интерпретации, человек выступает микрокосмом, в котором сходятся все проявления бытия–действия. Это бытие, соединенное в человеке он называет «бытие–бифуркация» [164.С.53–68].
Другим представителем, рассматривающим виртуалистику в качестве актуальной задачи современной науки, является И.А.Акчурин. Он в статье «”Новая фундаментальная онтология” и виртуалистика» считает, что необходимо пересмотреть представления о топологии пространства в соответствии с виртуалистикой. Автор статьи указывает на отсутствие когерентности как методологического принципа физики там, где физика граничит с биологией и кибернетикой. Пересмотр представлений о пространстве на основе разработок по квантовой теории поля немецкого теоретика Рудольфа Хаага с использованием языка локальных алгебр фон Неймана позволяет, по мнению Акчурина, ближе подойти к пониманию когерентности систем различного уровня бытия и объяснить согласованное поведение внутренних структур системы с его имманентной организацией и самоорганизацией.
Суть подхода заключается в том, что если любая открытая область пространства–времени одного уровня включается в некоторую большую открытую область другого уровня, то алгебра фон Неймана первой области будет подалгеброй неймановской алгебры последней. Такая многоуровневая организация пространств, по мнению Акчурина, дает новое понимание причинности внутреннего строения и имманентной организации алгебраических систем. Далее при наложении на эту алгебру условия когерентности как требования внутренней согласованности алгебраических объектов оказывается, что любая новая реальная (физическая) система возникает как ограничение возможных состояний более общей системы [3.С.30–38].
Как нам представляется, для иллюстрации предложенного подхода можно привести образ черного экрана компьютера. Черный экран символизирует, с одной стороны, реальное отсутствие какой-либо определенности на экране, а с другой – выражает возможное все, так как этот экран есть совокупность всех текстов как написанных, так и не написанных, но возможных. Человек, например, ограничивая это поле определенным образом, может определить, реализовать любой некогда возможный текст.
Выявить сущность виртуальности на основе анализа различных концепций философов прошлого попытался Н.А.Носов. Он в книге «Виртуальная психология» (2000) выделяет инварианты виртуальной реальности любой «природы» (физической, психической, социальной, технической и др.). В качестве таковых он называет такие свойства, как порожденность, актуальность, автономность, интерактивность, характеризуя их следующим образом:
«Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.
Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая реальность.
Автономность. В виртуальной реальности свое время и пространство и законы существования. В виртуальной реальности для человека, в ней находящегося, нет внеположенного прошлого и будущего.
Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них» [77.С.33].
Порожденность характеризует виртуальную реальность как результат активности какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Другими словами, Носов, говоря об относительном характере существования виртуальных реальностей разных уровней, по сути, утверждает, что виртуальные реальности существуют по отношению друг к другу как вещи, составленные из вещей. По этой причине ему приходится говорить о разных уровнях бытия как о реальностях (то есть как о вещах), пусть и называя их виртуальными. Традиционно вещь есть то, что имеет причиной другую вещь. Первовещь как сама себе причина, определяющая все вещи бытия, называется субстанцией. Если же подойти к организации бытия с точки зрения полионтичности, то основание одного уровня виртуальной реальности находится за пределами этой реальности и составляет элемент порождающей виртуальной реальности и так далее по иерархии от уровня к уровню. Таким образом, наши суждения зацикливаются в «дурной бесконечности». Причина одного уровня виртуальной реальности находится на другом уровне виртуального бытия. Здесь как бы снимается проблема субстанции бытия, и для каждой виртуальной реальности эту функцию выполняет виртуальная реальность другого уровня. Другими словами, причина начала одного уровня виртуальной реальности находится на другом, низлежащем, порождающем уровне константной для порожденного уровня, но одновременно выступающей как реальность сама по себя.
Актуальность виртуальной реальности заключается в том, что она существует только «здесь и теперь», пока активна порождающая реальность. В нашем понимании данное положение соответствует тому, что существование виртуальной реальности имеет, по сути, статус модуса предшествующего уровня реальности. Иначе говоря, существование того или иного уровня реальности обусловлено константной реальностью, то есть уровнем виртуальной реальности основания. Актуальность виртуальной реальности можно трактовать как реализацию части из всего разнообразия возможного бытия, определенного порождающей реальностью.
В качестве иллюстрации виртуальных отношений в некотором приближении можно привести отношения «клетка–организм». В организации живых систем клетку можно рассматривать в качестве уровня порождающей (константной) виртуальной реальности, которая приводит к существованию целого организма. Далее организм уже можно рассматривать в качестве элемента другого уровня виртуальной реальности. Образно выражаясь, организм можно рассматривать как «цивилизацию микроорганизмов». В целом организме актуально реализуется лишь малая часть из всего разнообразия возможных комбинаций генетической информации, которым потенциально располагает каждая клетка данного организма. Например, в актуальной реализации в качестве организма человека участвует лишь четыре процента генетической информации, остальные 96 – составляют так называемые молчащие гены. Зачем эти гены необходимы организму и для чего эволюция «таскает» их за собой из поколения в поколение, науке неизвестно. С этими же представлениями согласуется и положение об автономности каждого уровня виртуальной реальности. На уровне константной реальности все возможные комбинации, которые могут актуализироваться в виртуальную реальность нового уровня бытия, существуют вне времени (мы сказали бы, как в пространстве матрицы памяти) по отношению к порожденному уровню бытия. Если в качестве иллюстрации вновь обратимся к отношениям в организме, то известно, что ядро каждой клетки хранит в себе генетическую информацию о строении всего организма. При этом в структуре организма из всего генетического набора актуально реализуются лишь те функции, которые необходимы для целостного существования системы с окружающей средой. Не смотря на то, что каждая клетка обладает информацией обо всем организме, в ней актуально реализована лишь узкая функция, необходимая для существования этой клетки в структуре целого. Таким образом, можно констатировать, что каждый новый уровень реализации представляет собой ограничение из всего спектра возможностей предшествующего уровня организации бытия. При полионтическом подходе к реконструкции бытия каждый уровень виртуальной реальности имеет статус реальности, а между тем, как нам представляется, реальность каждого уровня бытия является реальной лишь в собственной системе отсчета. Другими словами, вещи одного уровня бытия выступают реальными лишь по отношению к вещам того же уровня. Что же касается вещей другого уровня, то они для рассматриваемой реальности будут обладать лишь виртуальным статусом, то есть обеспечивающим возможность этой реальности. По нашему мнению, реальная связь между уровнями бытия состоит в том, что, во-первых, нижележащий уровень реальности определяет лишь начальные условия возникновения бытия последующего уровня реальности и, во-вторых, пространство, в котором осуществляет свое актуальное бытие тот или иной уровень виртуальной реальности, должно быть обеспечено предшествующим уровнем бытия и так далее. Интерактивность, понимаемая, по Носову, как возможность взаимодействия порожденной реальности со всеми другими виртуальными реальностями, включая порождающую, будет носить информационный характер.
Итак, предшествующий уровень реальности определяет начальный момент времени возникновения, а также последова-тельность актуализации (алгоритм) становления виртуальной реальности последующего уровня. Предшествующий уровень тем самым будет, по сути, определять все реальные пространственные изменения вещей последующего уровня бытия. В свою очередь, актуальные изменения порожденной виртуальной реальности должны вносить определенные информационные изменения (коррективы) в содержание порождающей реальности. Постоянное преобразование (переписывание) реальных изменений одного уровня бытия в изменения информационных состояний предшествующего уровня позволяет осуществлять хранение реальных изменений одного уровня в структуре памяти предшествующего уровня виртуальности. Без этого механизма обратной связи трудно было бы представить мир саморазвивающейся системой.
5.4. Небытие бытия-в-себе и бытие ничто:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|