|
Предельно широкие определения и идеализация
Понятия «ничто», «небытие», «бытие», «инобытие» относятся к предельно широким определениям. Предельно широкие определения обладают, по своей сути, минимальным информационным содержанием. Узость содержания делает эти понятия скорее не диалектическими, а приближает их по смыслу к формально-логическим конструкциям, подобно тем, которыми оперирует чистая математика. Аналогия предельных понятий с идеализированными построениями математики не случайна и связана с тем, что математика и философия относятся к одному слою в общей классификации духовного освоения действительности.
Предельные понятия философии приобретают свойства чистых форм математики. Чистые формы математики устанавливают инвариантные соотношения между различными количественными характеристиками параметров, входящих в то или иное соотношение. Любая частная наука, наполняя эти чистые формы математики своим содержанием, интерпретируя их, может получать те или иные количественные характеристики объектов, изучаемых данной наукой и строить свои теории. Чистые формы «индифферентны» к любому содержанию, то есть математика строит свои объекты с помощью абстрагирования и идеализации, основанных на отвлечении от любого физического содержания.
Таким образом, философ, имея в своем арсенале категории, может моделировать начальные условия в угоду объяснения тех явлений реальной действительности, которые стали объектом практического опыта на данном этапе развития человечества. Изменения, происходящие в истории человечества, требуют постоянного пересмотра аксиоматики начал бытия, поэтому философия как одна из форм общественного сознания не тяготеет к целостности, хотя каждая философская система пытается представить мир как целостность и претендует на универсальность.
Поставим локальный вопрос: что означает дать определение тому или иному явлению, вещи, процессу? Ответ мы находим у Аристотеля, который стремился понять сущность вещей через общеродовые понятия. Сущность есть единичное, которое может быть выражено в понятии. В центре внимания Аристотеля находится отношение общего к частному. Для этого он создает систему логики (силлогистику), задача которой состоит в получении достоверных знаний, выводов (умозаключений) из определенных посылок. К бытию Аристотель подходит следующим образом: любые высказывания (категории) принадлежат бытию, но ближе всех стоит сущность. Остальные категории (количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, состояние, обладание) относятся к бытию через сущность. Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». Раскрывая сущность, мы даем определение, понятие вещи. Остальные категории отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?». Таким образом, о сущности высказываются все категории, но сама она ни о чем не высказывается, она существует сама по себе.
Исходя из этих установок трудно определить сами предельно широкие понятия. Сложность заключается в том, что в определении предельно широкого понятия в принципе невозможно указать общеродовой компоненты (составляющей определения), так как предел один. Предельно общее понятие можно определить лишь через противоположное понятие, перечисляя его атрибуты с приставкой «не». Таким образом, каждое предельное понятие, обладая полнотой всех своих свойств, ни в чем другом не нуждается, кроме того, что эта форма определяет сама себя, то есть выступает как самодостаточное, и, следовательно, носит субстанциональный характер в рамках формы, которую само это понятие и определяет. Такая форма субстанциональности ограничена чистой формой, которая обеспечивает существование содержания вещей бытия.
Итак, предельно широкие понятия представляют собой чистые формы, которые описываются через свои противоположные понятия. Смысл таких определений лежит вне реального бытия и существует как бы в мнимой плоскости бытия возможного, поэтому их приходится описывать, инвертируя в мышлении свойства вещей бытия. Таким образом, формы как общие понятия вещей бытия выступают как бы существующими вне уровня реального бытия. Из этих соображений можно легко предположить наличие такого уровня бытия, которое как-то определяло бы эти чистые формы, по которым, в общем-то, случайно изменяется физический мир реальных вещей и явлений. Чистые формы подобны платоновским «эйдосам». Отличие здесь только в том, что эйдосы Платона, выступая неизменными идеями, определяют многообразный, изменчивый мир вещей, а в нашем случае показан механизм формирования самих идей как феноменов в содержании матрицы памяти. На виртуальном уровне бытия феномены матрицы памяти реально существуют «для себя» и их, с полным правом можно назвать эйдосами (как собственно их и понимал сам Платон), но с позиции реального бытия вещей эти эйдосы будут обладать «как бы» существованием, то есть будут иметь виртуальный статус.
Бытие и небытие – предельные определения. Возникает вопрос, каков механизм отношений этих понятий между собой и какое из понятий является определяющим, а какое – определяемым? На данном этапе развития человеческой мысли, на наш взгляд, предпочтительнее для моделирования явлений нашей действительности взять в качестве субстанционального небытие. Это требует пересмотра тех интерпретаций, которые преимущественно строились на абсолютности и субстанциональности бытия и относительности небытия.
Для этой цели необходимо получить обоснованные ответы на вопросы: откуда бытие, то есть все реально существующее; что первично – небытие или бытие? Солодухо ищет безусловное и находит его в ничто, говоря, что оно в отличие от бытия не требует для своего существования (отсутствия) никаких причин. «Ничто, небытие, как исходное отсутствие чего-либо, ничем не обусловлено» [134,С.179].
Целесообразно при таком подходе постулировать некоторый уровень реального небытия в качестве первичной среды–пространства, по которому разворачивались бы явления реального уровня бытия. Тогда реальное бытие можно было бы рассматривать как одно из внутренних качеств этой гипотетической системы, которая стоит одновременно над и под всеми системами реального бытия как реально небытийное основание. Введение дополнительного уровня бытия как реального небытия с виртуальным содержанием матрицы позволяет рассматривать реальные процессы бытия как частные проявления жизни небытия. В этом случае общеродовое понятие для бытия необходимо искать в структуре небытия. Ничто не может претендовать на роль сущности бытия, так как из ничто ничего возникнуть не может, так как ничто, по нашему определению, не может обладать никаким качеством и, следовательно, содержанием как актуальным, так и потенциальным. Совсем другое дело, когда в качестве общеродового понятия (сущности реального бытия) будет рассматриваться не ничто, а небытие. Небытие в том понимании, что оно потенциально содержит в себе множество возможных бытий. В этом смысле реальное бытие есть частный случай физического проявления информационного содержания общего небытия для всех реализаций, причем не всего пространства небытия, а лишь одной «ноль–точки» матрицы. Содержательно небытие представляется намного богаче и разнообразнее, чем реально существующее бытие, так как в лице бесконечного числа своих единиц содержит в себе информацию бесконечного множества возможных вселенных. В этом смысле наше физическое бытие, представленное различными формами материи, лишь один уровень реального бытия из множества возможных миров, потенциально заключенных в единицах матрицы реального небытия. Небытие, представленное посредством актуально-бесконечной матрицы, занимает место абсолютного пространства относительно временного (конечного) реального бытия. Здесь хотелось бы сделать акцент на абсолютности в том понимании, что небытие абсолютно лишь по отношению к реальному бытию, которое ограничено процессами только нашей вселенной.
Таким образом, пересмотр основ понимания мироздания сопряжен с трудностями, связанными с получением предельных определений, к числу которых относятся понятия «бытие» и «ничто». Такие определения теряют свой диалектический смысл и становятся по смыслу близкими к формально-логическим идеализированным понятиям математики. Чтобы избежать такого парадокса, или противоречия мышления, предлагаем ввести между понятиями реального бытия и неопределенного ничто в качестве промежуточного понятие реального небытия таким образом, чтобы тождество небытия и ничто выступало бы лишь одним из множества возможных решений. Тогда разумно предположить, что от ничто до реального бытия существует целый виртуальный мир как информационное множество актуально-возможных бытий.
* * *
Итак, достижения синергетики и кибернетики потребовали нового миропонимания, что, в свою очередь, повлекло за собой возникновение соответствующего мировоззрения на основе пересмотра предельных понятий бытия, инобытия, небытия и ничто. В науке, где господствующим основанием мироустройства принималось учение о бытии с реальным основанием (онтология), в последнее время начинают появляться концепции, основанные на представлениях субстанциональности небытия, которое по смыслу часто отождествляется с понятием ничто. На наш взгляд, такое отождествление неправомерно. Под понятием «ничто», по нашему мнению, следует понимать не только актуальное, но и потенциальное отсутствие чего-либо, и в этом смысле оно выступает абсолютной противоположностью бытию вообще, то есть любой определенности. Небытие, в отличие от ничто, предполагает потенциальное существование вещей, явлений бытия и обладает множеством возможностей, которые могут актуально (физически) реализоваться как реальное бытие. Само бытие рассматривается как актуализация посредством материи одной версии из множества возможных бытий. Инобытие это – своего рода гипотетическая реализация информационного содержания от другой точки матрицы, реально составляющего пространство небытия, и которое как реальное бытие-для-себя существует параллельно реальному уровню бытия нашего мира и непосредственно не связано с ним.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|