|
Выполняет ли современная философия
Прогностическую функцию?
Для адекватного перехода в мыслях из настоящего к возможному будущему, на основе анализа законов развития истории, необходим интеллект. Интеллект, по нашему мнению, есть некоторая способность относительно истинного отражения будущего на основании прошлого опыта и настоящего. Интеллект, как необходимое условие рационального мышления, включает в себя способности: интуитивно созерцать и накапливать опыт (если это человек) или накапливать средние значения в памяти (если речь идет о «машинном мышлении»). Такое созерцание позволяет мыслить сущность (общее, вневременное, сохраняющееся, инвариантное) изменяющегося мира явлений во времени. Именно на этом основании возникает возможность адекватного (относительно истинного) суждения о событиях будущего.
Проблема прогнозирования – это проблема интеллекта. Как было уже отмечено, что качество интеллекта обусловлено взаимодействием интеллектуальных возможностей самого индивида, уровня культуры и уровня цивилизации. Современный уровень цивилизации позволяет автоматизировать логические, технологические и технические стороны правильного (логического) мышления, то есть все более становятся составляющими искусственного интеллекта. Составляющие человеческого интеллекта – это интуиция, опыт, рассудок и разум. Человек, используя эти свои возможности, способен реализовывать познавательные возможности и адекватно отражать перспективы своего существования.
Для познавательного мышления исключительное значение имеет интуиция, а остальные составляющие имеют лишь технологический (инструментальный, методологический) смысл, позволяющие оформить интуитивно полученные идеи. Согласно формальной логике истинность теоретических моделей будущего человечества в общем оказываются не выше истинности исходных положений [45,С.157]. Генерация исходных положений определяет творческую составляющую познавательного мышления. В отличие от познавательного, правильное мышление зависит от интерпретации фактов, рассудка и разума. Интуиция определяется врожденными качествами и ей нельзя научить человека. Что касается рассудка и разума, то их человек может приобрести посредством обучения и образования, соответственно. Если интуиция есть врожденное качество, то этим качеством могут обладать в той или иной степени все люди независимо от своего образовательного и культурного уровней, и от уровня развития самой культуры как таковой. Культура имеет множество определений, но нам импонирует понятие культуры как формы социальной памяти. В этом случае культурный уровень конкретного человека можно будет соотносить его приобщенностью опыту человечества. Культура накапливается как совокупность ценностей из достижений форм общественного сознания – религии, искусства, науки, философии и др.
Согласно теме частного исследования нам требуется выяснить эвристические возможности философии в прогнозировании будущего. Любая философская концепция, создаваемая тем или иным философом, претендует на целостное видения мира на основе обобщения всего накопленного знания в различных областях практической и познавательной деятельности. Если взглянуть на философию как на одну из форм общественного сознания, то увидим, что она в целом не тяготеет к целостности [45,С.150]. У философии очень много общего с наукой, и в то же время она существенно отличается от последней. Наука по результатам в своих теориях стремится к непротиворечивому отражению действительной реальности в понятиях. Она устойчива в своих основаниях, так как базируется на математике, которая в свою очередь, выступая языком науки, базируется на устойчивости своих исходных положений (аксиом). Отсюда, подходя к науке как форме «общественного рассудка», можно говорить о существовании на нашей планете общечеловеческой науки, которая создает целостную «научную картину мира». Что касается философии этого сказать нельзя, и мы на сегодня имеем множество философских концепций, каждая из которых хотя и претендует на целостное видение мира, но сама, как форма «общественного разума», не тяготеет к целостности [45.C.147–154].
Отсюда, смотря на историю человечества из настоящего в прошлое, организующим фактором философии может выступать только время (история), то есть философия превращается в историю философии. При этом в данный исторический момент мы всегда имеем множество философских концепций возможных направлений развития человечества. Наука же в своих результатах стремиться к непротиворечивому представлению научной картины мира словно так, как если бы наука была вне времени, так как принцип соответствия является одним из основных установок научности. Другими словами, логическая последовательность научного познания во времени есть необходимое условие научности. Без этой преемственности ни одна теоретическая установка не может считаться строго научной. Нахождение в науке вневременного, сущностного, инвариантного, что стоит за изменяющимся миром вещей, тождественно открытию объективного закона.
Ценность разнонаправленности философских концепций становится заметной особенно в переходные периоды между относительно стабильными эпохами. Эти промежутки можно считать своего рода «островками постмодернизма». Можно предположить, что динамика развития человечества, при всей своей обусловленности активностью исторических субъектов (личностей, народов, эпох), подчинена некоторому объективному закону. Какой-то одной кривой эту зависимость развития во времени не удается отобразить, так как человек, общество, а тем более, человечество выступают нелинейными, многопараметрическими системами. Познавательные возможности человека и его институтов, будучи составляющими систем более большего порядка (многоуровневые системы человечества, Земля, Солнечная система и Космос в целом), оказываются весьма ограниченными. В этом смысле, например, философ–социолог способен бывает лишь логически на уровне теорий отслеживать прошлое и на основании фактов настоящего выходить с некоторыми проектами и моделями будущего. Предсказательные возможности социологических моделей, таким образом, оказываются весьма ограниченными; рано или поздно появляется множество фактов, которые не будут вписываться в старую модель. Здесь на каком-то этапе исторического развития из множества теоретиков выделяется мыслитель другого поколения, который на основе новых исторических реалий выстраивает уже новую логическую (внутренне непротиворечивую) систему представлений и т.д. Таким образом, социология способна более или менее точно логически отслеживать прошлое, но о будущем может судить лишь на уровне первой производной (касательной) к «графику» динамики социальных изменений, о реальном состоянии которого никому из исследователей, по определению, не может быть заранее известно.
Чем принципиально отличается работа социолога как деятеля науки от способа мышления философа? Дело в том, что философия как теоретическая дисциплина не обременена количественными характеристиками интенсивности протекания во времени тех или иных явлений. Философ работает с диалектическими категориями как бы вне времени. Игра с противоположными категориями позволяет философии на уровне возможностей смоделировать практически любой процесс настоящего, прошлого и будущего. Но философия ничего не может сказать, когда и при каких реальных количественных значениях может произойти выход той или иной исследуемой системы за интервалы меры. Поэтому философ зная тенденции может заранее сказать – к чему они приведут, но ничего не может сказать – при какой интенсивности развития событий и конкретно когда во времени это произойдет.
В переходные периоды история обращается к философии, так как она в любое время уже имеет в своем арсенале множество концепций возможных направлений развития общества, цивилизации, мира, вплоть до моделей возврата от существующего назад (например, «назад к природе» Ж.Ж.Руссо). Какое-то из направлений оказывается наиболее адекватно отражающим реальную действительность в данный период истории, и это направление становится основанием той или иной социальной теории будущего. При этом ценность остальных философских концепций не теряется, и в какой-то другой исторический момент могут оказаться ключевыми.
Культуру современной информационной цивилизации называют эпохой постмодернизма. Это эпоха когда перемены становятся характеристикой самой эпохи. Связано это с тем, что динамика изменений смены поколения людей и смена поколения технологий как бы меняются местами. Если раньше динамика смены поколения людей превышала динамику смены технологий, то сегодня за одно поколение людей человек наблюдает множество технологических революций. И все же, как нам представляется, культура постмодернизма – эта культура переходного периода, но относящегося не к переходам эпох в рамках отдельной страны или региона на нашей планете, а относящегося к процессам эволюции человечества вообще. Можно сказать, что культура постмодернизма – это культура перехода человечества к глобальной цивилизации, охватившего всю планету. И в этом смысле, конечно, это переходное мировоззрение должно растянутся на несколько поколений людей, определяя их менталитет, что на уровне длительностей жизни одного поколения сама эпоха перемен будет восприниматься индивидуальным сознанием как нечто постоянное в своих изменениях [88,С.107–111].
В этот период, как нам представляется, именно возрастает значение философии. В силу своей многонаправленности или изотропной инвариантности все направления философии становятся ценными. Сегодня компьютеры позволяют количественно заранее просчитывать возможные события (как прошлого, так и будущего) без осуществления дорогостоящих и энергоемких технологий. Компьютерное моделирование становится актуальным, так как сегодня наука в наш энергонасыщенный век подошла к эмпирическим и этическим границам познания. Например, сегодня нельзя экспериментировать с человеком, с обществом, с планетой и в этой ситуации остается человечеству выходить к будущему с хорошо просчитанными с помощью средств вычислительной техники моделями. Здесь функция философии, как формы многомерного познания действительности, становится исключительной. В этой ситуации метафизика как бы становиться излишней и ее заменяет игра с различными давно существующими умозрительными системами. По нашему мнению, она не становится лишней, а сама метафизика должна предлагать самоорганизуюшиеся модели бытия [92.С.11–16].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|