|
Философия как оправдание бытия
Традиционно человеку непосредственно даны две безусловные истины – истина разума и истина ощущений. На уровне разума человек не может сомневаться в своем существовании. Признав этот постулат, человек с необходимостью вынужден признать и то положение, что он где-то существует, следовательно, как разумное существо он не вправе сомневаться также и в существовании бытия вокруг него. Это и определяет извечную философскую проблему соотношения сознания и бытия. Эти безусловные истины разума имеют априорный и общий для всех характер. Истинность же ощущений в отличие от истин разума имеет лишь субъективный статус. Сама возможность познания является мировоззренческой проблемой.
Если человек безусловно (априорно) не может сомневаться в существовании мира вокруг себя, то встает вопрос об адекватности наших знаний о мире с этим миром. Структура организации индивидуального мышления есть результат длительной биологической эволюции человека. На этом уровне человека можно рассматривать некоторым инвариантом, осуществляющим свою биологическую неизменность, изменяя мир вокруг себя, создавая все новые и новые материальные и идеальные формы. Другими словами, человек, реально изменяя мир, виртуально меняется сам, но в то же время смыслом всех этих изменений выступает поддержание человеком своей биологической сохранности, то есть неизменности (инвариантности). Под виртуальностью здесь понимается информационное содержание субъективного уровня бытия человека. Таким образом, мы должны обосновать необходимость новой метафизики, которая соответствовала бы изменившимся внешним условиям благодаря общественному характеру существования человека.
Отражением общественных отношений являются формы общественного сознания (философия, наука, религия, искусство и др.). Особое место в отражении общественным сознанием цивилизационных процессов в обществе занимает наука, так как именно она определяет и отражает прогресс. В науке новое никогда не перечеркивает старое. Новое знание лишь высвечивает границы применимости старого. Новое знание имеет право на свое существование только тогда, когда старое включено в это новое как предельный или частный случай. Конечно, здесь следует помнить о том, что о старом и новом знании говорится по отношению к одним и тем же объектам познания. Таким образом, неотъемлемым признаком научности является принцип соответствия.
Если результатом науки являются знания, полученные на основе теории и практики, то для философии эти результаты науки лишь «эмпирический», исходный материал, из которого философии необходимо сформировать теорию теорий (синтез), то есть новое мировоззрение (целостный образ мира). Передний край различных наук в совокупности выглядит как совокупность относительно самостоятельно существующих различных фактов, парадигм и теорий. Приведение результатов частных наук в целостную мировоззренческую систему (чем, в принципе, и занимается философия) требует такого подбора определенных начальных условий, которые бы минимизировали накопившиеся противоречия, вызванные новыми веяниями в тех или иных отраслях частных наук. Такое конструирование мировоззрения как отражения бытия на определенном этапе исторического развития общества не обходится без абсолютизации результатов познания своего времени. Так как все знания носят относительный характер, в рамках философии создается множество различных мировоззренческих концепций целостного видения мира. Экстраполяция этих концепций на будущее позволяет создавать базу для дальнейшего развития новых научных направлений.
Философия в качестве формы общественного сознания относительно настоящего времени осуществляет разные функции во взглядах на прошлое и будущее. В этом движении мысли, в направлении противоположном естественному ходу истории, философия в настоящем одновременно функционирует в двух планах: ретроспективном и перспективном. В ретроспективном плане философия выполняет мировоззренческую функцию, которая заключается в построении теоретически обоснованных целостных систем, отражающих на рациональном уровне явления, осознанные наукой в ходе истории человечества. В перспективном плане философия выполняет методологическую функцию, то есть дает спектр возможных путей отражения развития действительности. По какому действительному пути пойдет развитие науки, решает практика. Здесь оказывается важным то, что наука начинает писать свою историю изначально уже не на пустом месте, а в мыслимом пространстве, которое на реальном уровне бытия как бы кажется пустым. Эту кажущуюся пустоту необходимо понимать в актуальном смысле, так как она по реальному содержанию еще однозначно не определена и количественно не исследована частной наукой. Таким образом, эта «пустота» оказывается наполненной множеством содержаний возможных путей решения в том или ином направлении и ждет актуализации через науку и практику. Образно говоря, чтобы что-то написать науке, философия первоначально создает спектр возможных рациональных решений и тем самым создает фундамент, основание будущего направления познания. В этой ситуации многие метафизические системы философии, еще не нашедшие своего места в количественных исследованиях науки, вполне могут рассматриваться как совокупность различных «заблуждений» [30,С.143].
Связано это с тем, что из множества производимых философией умозрительных систем бытия оказываются в основании позитивной науки лишь единицы. Так, например, в основе классической науки преимущественно оказались картезианские представления бытия. К ним можно отнести, например, такие идеи Р.Декарта, как расщепление бытия на субъект и объект познания; непрерывности, связанного с его желанием превратить науки из кустарного промысла в непрерывную поточную линию, то есть преобразование науки в важнейший институт общества и др. При этом философские концепции других философов не теряют своего значения и ценности и в другой период истории могут оказаться фундирующими новые направления в науке. В совокупности же различные философские концепции не тяготеют к целостности, хотя сами по себе каждая из концепций претендует на целостное представление о мире. Об этом же говорят исходя из результатов своих исследований науки, философии и религии В.И.Курашов в [48,С.101–117], Т.В.Филатов в [145,С.18–43].
Таким образом, разнообразие философских систем нам предлагает множество рациональных решений из различных исходных допущений, а общественно-историческая практика как бы высекает из этого множества актуальную форму, которую уже наука наполняет конкретным количественным содержанием [108]. При этом наука выстраивает свою теорию, часто отрицая философскую систему, на основе которой эта наука возникла.
Для того чтобы иметь некоторое адекватное (правдоподобное) представление о будущем, философу приходится вглядываться в прошлое. Задачей философа, по сути, является постоянная интерпретация сущности бытия в терминах и понятиях своего времени. Суть этого своеобразного «переписывания» состоит в том, что в центр мира исследователь, вольно или невольно, мысленно ставит свое «Я» и рассуждает как бы с позиции некоего гипотетического «независимого» абсолютного наблюдателя. Внутренний мир субъекта, содержание которого выражено мировоззрением своей эпохи, одновременно выступает в качестве модели мира. Содержание внутреннего мира получается разным и зависит в основных чертах от культуры эпохи, в которой живет человек, и от индивидуальности исследователя, но суть отображаемого «мира в себе», каким бы ни было отражение, остается одной и той же.
В мировосприятии Античности роль такого мирового наблюдателя выполнял единый абсолютный Космос. В Средние века это место занимает трансцендентный Бог. Эпоха Возрождения характеризуется антропоцентризмом, который онтологизируется до пантеистических воззрений. Природа отождествляется с Богом. Бог при этом теряет свой трансцендентный характер, то есть становится познаваемым с помощью человеческого разума. Природа, в свою очередь, приобретает душу, которую человек пытается понять через алхимию, магию и искусство. В это время познать природу – значит постичь ее душу. Новое время, время становления классической науки, характеризуется бесконечной верой в человеческий разум и его возможности. В эту эпоху высокомерия человеческого разума и потребительского отношения к природе Богу отводится лишь место первотолчка. Конечно, все эти взгляды существовали и ранее, но лишь как предположения и версии отдельных философов и не характеризовали общественное сознание эпохи в целом.
В наше время, когда человек все больше становится заложником своей «разумной» деятельности, перед лицом глобальных проблем и возрастанием на этом фоне нравственных проблем человечества, Бог вновь приобретает свое необходимое место в сознании человека и во вселенной, но уже в форме саморазвивающегося мирового разума. В связи с развитием позитивных наук, и в особенности междисциплинарных наук, таких как общая теория систем, теоретическая кибернетика, а в последнее время синергетика, антропология, социология, космология и другие, родилась мысль о том, что человек не есть единственное и уникальное создание в этом мире. Человек может оказаться далеко не венцом божественного творения и выступать лишь частным случаем среди множества других представителей, так называемых, «братьев по разуму» в космосе. Данная мысль предполагает, что человечеству предстоит в будущем нелегкая конкурентная борьба за место во вселенной. Бог в понимании как мирового развивающегося разума начинает занимать свое вполне определенное место не только в сознании человека как плод его интуиции, а как метафизическая (логически необходимая) реалия нашего мира. Все это, по нашему мнению, должно приводить к пониманию Бога не в качестве субстанции, с помощью которой познающий разум человека постулировал первоначало бытия, а требует своего рационального обоснования в качестве саморазвивающейся сверхсистемы над/под реальным уровнем бытия. Граница реального бытия и бытия сущностей может рассматриваться как фазовый (качественный) переход, и каждому уровню бытия соответствует свой определенный мир. Абсолют при таком рассмотрении, хотя и обладает субстанциональными чертами, относителен. Абсолют абсолютен по отношению к реальному уровню бытия, а в собственной системе рассмотрения Бог (Абсолют) вовсе не обязан быть абсолютом, и допускает свое моделирование как развивающаяся система. При таком рассмотрении традиционное понятие Бога превращается в метафору. Здесь, моделируя трансцендентный мир, мы приходим к созданию умозрительной метафизической системы более высокого порядка, нежели все реально существующие системы, вещи.
Такая позиция требует не антагонистических отношений науки и религии, а их сближения и сосуществования на принципах дополнения. Мы живем в эпоху, когда в сознании людей господствует монотеистическая религия, но подобных религий много. Наука в такой ситуации должна обосновать возможность существования единого Абсолюта. Единая религия в синтезе с наукой, возможно, и смогла бы дать новое мировоззрение, которое не позволило бы человечеству сойти с ума от своих достижений в области отношений с окружающей средой.
Изложенная позиция стратегии познавательного процесса близка к кантовской, где Бог выступает безусловной причиной всех явлений внутреннего (психического) и внешнего (космического) мира. Кант в «Критике чистого разума» учил, что любое предметное бытие следует сначала соотнести с человеком. Все формы бытия зависят от бытия человека. Другими словами, познание есть, по сути, деятельность человека по построению той или иной теории или, если хотите, модели процессов действительности с помощью категорий рассудка. Под процессами действительности понимаются предметы, явления, ставшие объектами практического разума, в основе которых лежат непознаваемые «вещи в себе». Человеку доступны лишь теоретические построения, которые он сам и придумал. Теоретически человек способен познавать лишь собственные модели, которые в момент создания онтологизируются (абсолютизируются) и человеку кажется, что он с помощью категорий рассудка способен рационально описать все явления «сами по себе» в мире, что заставляет человека впадать в ошибки.
Любая модель односторонне отражает реальный объект, и всегда остается то, что недоступно теоретическому (по Канту, трансцендентальному) мышлению – «вещь в себе». Человеческому познанию доступно лишь явление (то, что доведено практическим разумом до его органов чувств непосредственно или через технические средства) и недоступна сущность – «вещь в себе». И, действительно, если бы не было «вещи в себе», то познанию пришел бы предел, что равносильно достижению абсолютной истины в последней инстанции. Но так как считается (во всяком случае, человек надеется на это и верит), что познание есть процесс бесконечный, кантовская идея «вещи в себе» отражает именно этот бесконечный процесс человеческого познания. «Вещь в себе» – это максима или нечто подобное асимптоте, к которой можно бесконечно стремиться, приближаясь к ней, но никогда ее не достигая.
В качестве интерпретации можно привести пример смены представлений о строении атома в процессе его познания. Вначале появилась модель Томсона, которая объяснила некоторые свойства атома, но многие свойства она была не в состоянии описать. Когда существующая модель перестала удовлетворять тем или иным опытным данным, под влиянием практического разума и случайным действием «вещей в себе», появилась необходимость создания новой умозрительной конструкции. Таким образом, после достижения некоторой критической суммы несоответствий деятельности практического разума господствующим представлениям теоретического ума возникла необходимость построения новой модели. Так появилась с помощью теоретического разума новая, планетарная модель атома Резерфорда. В настоящее время господствующей является боровская, то есть квантовая, модель атома. Не исключено, что через некоторое время появится какая-то новая теория, и так до бесконечности (до «вещей самих по себе»).
Познание можно рассматривать как процесс конструирования сущности до явления, до возможности построения эксперимента и донесения тех или иных характеристик изучаемого объекта до чувственного восприятия человека. Эксперимент – это выделение, «усиление» какой-либо характеристики, существенной для данного рассмотрения, с помощью ослабления других несущественных сторон исследуемого процесса. Эксперимент всегда предполагает создание специальных условий (например, с помощью технических средств), направленных на ограничение и подавление факторов, мешающих наблюдению интересующего нас явления. Таким образом, экспериментирование в некотором смысле сродни абстрагированию. Но, если абстрагирование – это выделение существенного (интересующего нас) свойства реального объекта и отвлечение от несущественных свойств изучаемого предмета в мыслях (в пространстве субъективной или виртуальной реальности человека или ЭВМ соответственно), то экспериментирование, по сути, – достижение того же самого, но в пространстве предметной реальности.
Современная наука характеризуется постнеклассическим мировоззрением и связана с проникновением во все сферы сегодняшних представлений о мире идей квантовой физики, кибернетики, синергетики и др. Ключевыми для осознания сегодняшней эпохи стали такие понятия как «информация» и «виртуальность», которые в понятийном арсенале духовной деятельности общества претендуют на категориальный (универсальный, философский) статус.
Представления постнеклассической науки, одним из положений которой является утверждение фрактальности (масштабной инвариантности) мира, с необходимостью заставляют нас искать инварианты (общее) на разных уровнях организации бытия: во-первых, на субъективном уровне бытия человека, где организованно его мышление; во-вторых, на уровне организации форм общественного сознания. Все это в дальнейшем отсылает нас к основаниям науки – к математике и философии. Их анализ приводит нас к тому, что философия под натиском достижений науки с необходимостью обречена на постоянный пересмотр метафизических концепций начал бытия.
Мы живем в эпоху постиндустриального общества, когда информация выходит на первое место по своей значимости. Становление информационной цивилизации привело к тому, что внутренний мир человека и его внешнее окружение (цивилизация) стали рассматриваться через призму виртуальных представлений. Субъективный мир можно рассматривать как виртуальное бытие человека, который общается не непосредственно, а с помощью искусственной виртуальности с другими субъективными виртуальными мирами других индивидов. Идеи виртуальности начинают проникать в физику, психологию, искусство, а через развитие и распространение искусственных информационных систем и во все сферы человеческой жизни. Таким образом, вся культура как система ценностей начинает соотноситься с видимостью и носить виртуальный характер, но при всем этом имеющий реальные следствия. Создание единой онтологии (теории) культуры необходимо требует определения исходных мировоззренческих оснований. Философия должна откликнуться на эти перемены и выйти к созданию новых оснований, отвечающих требованиям современности, то есть философия должна выйти к созданию новой метафизики.
Формы мышления отдельного человека (интуицию, восприятие, рассудок и разум) можно соотнести с формами общественного сознания (мифологией, религией, искусством, наукой и философией). Выявив инварианты познавательных процессов на индивидуальном и общественном уровнях, можно определить место философии среди других форм общественного сознания. Если разложить общественное познание на некоторый ряд частных наук, представляющих собой различные формы отражения в общественном сознании различных уровней организации форм движения материи, то математика и философия займут в этом ряду крайние позиции. Математика и философия, используя в качестве приоритетных методов противоположные логики (формальную и диалектическую), выступают общим фундаментальным (универсальным) основанием всей науки и культуры в целом. Такой подход позволяет определиться с местом философии в общей системе наук и выделить то положение, что одним из инвариантов философии является постоянный пересмотр начал и моделирование возможного бытия. Это конструирование заключается в постоянном пересмотре исходных положений во взглядах на бытие так, что эти начала должны соответствовать достижениям частных наук настоящего времени. Другими словами, должна быть возможность, исходя из априорных предположений и гипотез, перекинуть логический (диалектический) мост к целостному видению результатов позитивных наук, а также фактов, которые еще не стали объектами сегодняшней науки. Иначе говоря, требуется обосновать возможность метафизики. Все это позволяет нам определиться с основным методом исследования, которому, как выяснится далее, более всего соответствует метод «контрредукции». Выход к контрредукции требует выяснения прогностической функции философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|