Скульптура неоклассицизма.
В отличие от живописцев, скульпторы-неоклассицизмы были обескуражены тем значением, которое после трудов Винкельмана стали придавать античным статуям. Соперничество с античными статуями, признанными вершиной мастерства представлялось невозможным. Тем не менее некоторые мастера блестяще с этим справлялись. Одним из них был Жан Гудон.
Вольтер», Жан-Антуан Гудон. 1781 г.
Самый выдающийся представитель неоклассической скульптуры Жан-Антуан Гудон отличался столь же острым проникновением в суть человеческого характера, каким прославился Кузяево, скульптор барокко. В прекрасной статуе сидящего Вольтера Гудон воздает должное на смешливому скепсису и уму этого мудреца, а классическая драпировка, окутывающая фигуру и призванная подчеркнуть равенство Вольтера с философами древности, нисколько не коробит, ибо она накинута на плечи сидящего так же непринужденно, как домашний халат.
Живопись 18 века в ее национальных и стилевых направлениях.
Искусство 19 века в его историческом развитии.
Вступление. Положение культуры в конце 18 века — после глобального потрясения образной системы, в том числе отрицания христианства, каждый может считаться создателем. Нестабильная ситуация не только в искусстве, но и в исторической, и в политической системе.
19 век — попытка создать последнюю большую стилистику — после Великой Французской революции и прихода к власти Наполеона, создающего большую империю. Вырождается масштаб ренессансной идеи, античность становится лишь аргументом. Ссылаются на римскую модель государственности. Противостояние внутри одной системы: отрицание (Гойя) и фантастика (Блейк).
Различной ситуация в разных школах и территориях.
Архтектура.
Россия. После заграничного похода Россия приобщается к западной культуре, постановка больших градостроительных задач. Деятельность Росси в стилистике ампира (неоклассицизма). Слепое подражание и копирование античного образа, не могут его так спокойно и органично использовать как Палладио.
Здание Биржи. Тома де Томон. 1805-1816.
Франция. Начало широкого использования индустриальных открытий (железо, стекло, бетон) Начало тиражирования искусства, сочетание новых и классических форм. Начинается разделение декорации и конструкции.
К середине 19 века классицизм сохраняется только в музейной архитектуре. Собирание античных черт - «живая библиотека», относительный классицизм. Архитектура проема, стекла и стены.
Начинают проявляться черты национализма.
Здание парламента. Лондон, Чарльз Бэрри, 1840. Возвращение мысли к самому великому моменту истории (16 век, эпоха Тюдоров). Псевдоготическое здание, игра с размерами отдельных частей (биг бен — увеличенная башня). Здание — отражение национальных государственных черт. Отражение колоссальной силы государственности. Растяжение одного мотива на большую плоскость.
Изменение в типологиях зданий (железнодорожные вокзалы, музеи).
Историзм и эклектика.
Базилика Сакре-Кёр, Париж. Поль Абади. Начало в 1875-1914. Поскольку возрастает противостояние с Германией, следовательно, отрицают любые ее черты. Возвращение к романскому искусству, внешний облик — комбинация разных черт, возможность сконструировать любое здание. Четыре маленьких и один большой купол на барабанах. Внутри украшена витражами и монументальной мозаики. Полное несоответствие внешнего и внутреннего вида.
Вокзал и другие произведения из металла.
Гюстав Эйфель. Эйфелева башня в Париже. 1887—1889 гг. Изначально способ продемонстрировать достижения мастеров ковки. Однако сохранилось до сих пор. Почти отсутствует выразительность архитектуры, только конструкция.
Куда больше пласт технической культуры, чем художественной. Появление временной архитектуры — павильоны. Ситуация развития нового жанра, технологическая архитектура начинает диктовать свои условия. Обнажение архитектурной конструкции, окончательная смерть ордера.
Живопись.
Появление отдельного официального искусства. Чрезвычайное разнообразие тем и жанров. Опорная и устойчивая тема античности, которая отражается во многом. Широкое развитие исторического жанра. Также отражение национальной истории.
Эжен Делакруа, романтизм. Сценическая композиция. Система условий, которая создает иллюзорную реальность.
Проявление романистических традиций. Наиболее полно выражает кризисное мироощущение своего времени. Трагизм реальных событий и их эмоциональная интерпритация.
Франциско Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808. Он показывает жизнь в движении. Он не боится преувеличения. В поисках новых средств выражения он утверждает цвет и контрасты света и тени как специфический язык живописи. Достаточно грубое и непроработанное изображение. Большой контраст между главными фигурами и окружением. Преисполнено невероятным пафосом. Пример подъема национального движения в регионе (Испания).
Износ смысловой конструкции => громадный перебор тематики. Люди устают от смысловой наполненности картин, начинает преобладать развлекательность картин. Попытка повторения грандиозных масштабов, однако из этого мало что получается. Поиски нового положительного героя и новых эстетических ценностей.
1848. Революция во Франции, небывалый подъем патриотического движения, возрастание интереса к народу, «реализм» Курбе. Пафос объективного изображения действительности, аллегорический характер ее истолкования.
Каменотесы. Обращение на другие части действительности, старается отразить наибольшее количество жизненных ситуаций. Достаточно однотонный колорит, нет особых контрастов света и тени, достаточно точная проработка. Композиция — как бы кадр из жизни. Каждый из героев занят своим делом, почти не взаимодействует с другим.
Противопоставление остальному искусству (начало зарождения фотографии).
Иногда отражение некоторой фантастичности
Отсутствие целостного восприятия реальности. Время расцвета разных школ, огромное количество произведений. Часто периферийные мастера намного интереснее работают, выбирают более интересные для зрителя сюжета.
Желание не нагружать картины дополнительным смыслом — импрессионизмом. Начинается еще при Тернере, который разрушает систему классического пейзажа. Очевидная пустота изображений. Эпоха теряет осмысленность индивидуального человеческого существования. Этюд — основная форма живописной системы. Запечатление городской жизни с ее обычными героями. Светоносность, разложение красочного фона, использование системы дополнительных цветов, раздельный мазок.
Голубые танцовщицы. Пастель.
Дега — те же театральные ситуации, на которые смотрят совершенно под другим углом. Возвращение к световой и композиционной свежести, что также достигается из-за работы в пастели. Потеря всякого глубоко смысла у изображения. Свободное цветное поле, используются чистые, локальные цвета, которые почти не смешиваются. Отражение скорости и движения живописи. Главное — отражение моментальности, сиюминутности события. Фиксация впечатления.
Нет опорного образного ряда. Потеря представления о длительном, вечном, постоянном. Дальше отразится в кинематографе.
Конец 19 века - конец длительного художественного пути, начатого еще Ван Эйком. Импрессионизм — попытка изучения зрительного поля → рождение ломаной формы → появление абстракции.
Архитектура 19 века.
Введение.
Архитектура как искусство предполагает идейное и эстетическое единодушие художника и заказчика, чего совершенно не было в 19 веке. В то время преобладало критическое миросозерцание, на основе которого никак не может сложиться большое архитектурный стиль. После неоклассицизма на протяжении всего 19 столетия велось интенсивное строительство общественных и жилых зданий, города постепенно приобретали свой современный типичный облик. Утилитарное строительство не сопровождалось художественным прогрессом: царила эклектика, тихое перебирание ослабленных стилей прежних эпох.
Примеры.
1. Дворец Броньяр, Броньяр, 1807/13
Дворец назван в честь архитектора Александра Теодора Броньяра. Многоколонные портики заполоняют собой все пространство, создавая огромный периптер коринфского ордера, внутри двухэтажные аркады – образуются устойчивые формы, создавая иллюзию мощности и целостности конструкции. Но потолок перекрывается чугунной колонной и стальными балками, которые поверх расписываются. Скоро будет изобретена железная дорога, поэтому архитектура усиленно использует сталь, пока, вуалируя ее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|