|
Браманте. Собор Святого Петра.
При правлении папы Юлия Второго было решено соорудить на месте старой обветшалой базилики Святого Петра огромный храм, который своим великолепием должен был затмить все памятники Древнего Рима. Браманте говорил: «Я собираюсь соорудить пантеон на базилике Константина». В стремлении воздвигнуть грандиозный христианский храм, не имеющих аналогов, чтобы превзойти знаменитые древнеримские памятники.
Проект Браманте, вне всякого сомнения, обладал поистине имперским величием. План сооружения представлял собой вписанный в квадрат греческий крест с огромным полусферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами, и высокими башнями по углам. План выполнен в полном соответствии с требованиями, которые предъявлял к храмовой архитектуре Альберти. Композиция храма настолько симметрична, что мы даже не можем определить, в какой из абсид должен был находиться алтарь.
Браманте предполагал все четыре фасада сделать одинаковыми, как показано на медали 1506 года, с преобладанием строго классических форм – куполов, полукуполов, колоннад и фронтонов. Однако в отделке интерьера храма эти простые геометрические объемы почти не используются и предпочтение отдается скульптурному украшению стен.
Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, построенная Пьером Леско в середине XVI века.
Позднее Возрождение
В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястров в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства.
Палладио.
Палладио настаивал на том, что произведения архитектуры должны создаваться по законам разума и в соответствии с определенными универсальными правилами, совершенными примерами которых являются здания, построенные зодчими античности. Палладио почти буквально воплощал на практике то, что исповедовал в теории. Утверждалось даже, что Палладио руководствовался прототипами из античности при создании чуть ли не всех своих проектов.
Вилла Ротонда. Эта аристократическая сельская резиденция возле Винценце представляет собой кубический объем, увешанный куполом с одинаковыми портиками в виде фронтонов языческих храмов со всех четырех сторон. Альберти назвал такую симметричную конструкцию идеальной и очевидно, что Палладио, исходя из тех же предпосылок, сумел найти идеальный вариант проекта сельского дома.
Периодизация
· Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.
· Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
· Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).
Скульптура Возрождения.
Главный мотив — ориентация на античные образы и изучение человеческой натуры, ее возможностей и способностей. Попытка реалистичной передачи фигуры, после сильно эмоциональных и почти нереальных готических скульптур.
Еще Андреа Пизано уходит от бесплотности готических фигур, обращается к римскому рельефу, делает фигуры менее экспрессивности, возвращая им телесность. Отрицательная реакция на готическую эмоциональность —> интеллектуальный рационализм Возрождения.
Андреа Пизано. Аллегория земледелия. Рельеф колокольни собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Мрамор. Между 1330 и 1343 гг. Новые открытия в скульптурном изображении. Пока еще неумело передаются человеческие фигуры, движения, пространства, однако очень живое изображение. Достаточно объемное изображение, но пока нет четкой анатомической проработки. Достаточно объемный рельеф. Одинаковое влияние уделяется и животным, и растительному фону, и людям.
Давид. Донателло. Около 1430, бронза. Хоть и состояние покоя, однако видно внутреннее напряжение. Расслабленная поза, однако закрытая, опущенный взгляд, не взаимодействует со зрителем. Ограничивается также и венком в основании скульптуры. Равновесие движения и покоя. Разная проработка фактур: тело, шлем, волосы. Движение — хиазм, что не сказывается на динамичности фигуры. Абстрактное отношение к подвигу, он воспринимается, как дар, как удача, но не как собственное достижение. Происходит изучение человеческого тела, изучение его физических параметров, однако пока человеческая личность все еще зависит от Бога, от его воли.
Давид. Вероккьо. 1473-1475. Бронза. статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа — новый идеал красоты 15 века. Точная проработка анатомических подробностей, также важна проработка отдельных деталей — сандалии, доспехи, меч (некоторое несоответствие сюжета и одежд). Угловатые очертания фигуры Давида, резкая ломаная линия выставленного локтя, отведенный в сторону короткий меч сообщают его силуэту некоторую напряженность и беспокойство. Герой отражает внутреннюю уверенность в себе, ощущает гордость за свой подвиг, который совершил самостоятельно, однако в данном случае не обошлось без удачи. Однако это уверенность несколько высокомерна: герой очень угловат и хрупок, что еще больше подтверждаеся выдвинутым в бок локтем. Большее внимание к человеческой фигуре. Крепнет уверенность в возможностях человека.
Давид. Микеланлжело. 1501- 1504. Мрамор.
(Историческая ситуация — отражение решительной силы Флорентийской республики, готовой сопротивляться врагам, как Давид Голиафу). В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил Давида перед совершением подвига. Огромный размер статуи (более 5 метров), который отражает основную идею Высокого Возрождения — образ человека преобретает титанический характер. Статуя ограничивается размеров куска мрамора, однако движение не исчезает, а концентрируется в образе фигуры. Композиция — контропост. Контраст двух частей: левая — опорная нога, спокойно лежащая нога, полностью статичная и спокойная позиция; правая — свободно отставленная нога, сложенная рука и поворот головы в эту сторону. Пафос героического действия — устремленный и решительный взгляд, внутреннее напряжение, готовность к бою, уверенность в своих силах. Человек больше ни от чего не зависит- олицетворение безграничной мощи свободного человека, уверенность в способности преодоления любых препятствий.
Новый развивающийся тип — конный памятник. Из-за возросшего внимания к человеческой личности возрастает желание запечатлеть силу и могущество того или иного правителя. Так же одной из задач архитектуры продолжает оставаться градостратительная, в связи с чем используют конный памятник как украшение площадей.
Донателло. Конный памятник кондотьера Гаттамемелата. Бронза, 1447-1453.
Личность Гаттамелата — место яркой, талантливой личности, которая очень характерна для эпохи Возрождения. (Прообраз — конная статуя Марка Аврелия 2 век Н.Э.) Придается новый смысл, хоть и соблюдает античные традиции (короткая туника, торс, босые ноги в сандалиях, открытая голова). Гораздо больше пафоса самоутверждения. Образ гордого триумфатора — устремленный взгляд, уверенный и величественный жест руки, волевое и спокойное лицо, поза, сдерживающая внутреннюю энергию. Укрупненность масс, несколько непропорциональное сочетание фигуры человека и лошади. Контраст между спокойной позы лошади и внутренне энергичной фигуры кондотьера. Тектонична. Очень мощная — отражение положения человека и роли в обществе. Способного совершать великие поступки.
Таким образом в скульптуре отражаются общие культурные традиции — увеличения внимания к человеческой личности, ее месту в истории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|