Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Цвет и колорит в живописи.

Знание закономерностей цветовых явлений помогает художнику в его работе.

Немецкий поэт Гёте писал в своем «Учении о цветах»: «. к цветам, как физическим явлениям, нужно подходить прежде всего со стороны природы, если хочешь получить их в интересах искусства».

 

В науке о цвете, цветоведении, белые, серые и черные цвета принято называть АХРОМАТИЧЕСКИМИ (в переводе на русский-бесцветными), все же остальные цвета-ХРОМАТИЧЕСКИМИ(цветными).

Ахроматическими цветами будут только чистые белые/серые/черные цвета. Цвет, имеющий пусть и не большой красноватый, зеленоватый или какой-нибудь другой оттенок, уже будет хроматическим.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте (одни темнее, другие светлее).

Хроматические цвета имеют отличие не только в светлоте, но и в ЦВЕТОВОМ ТОНЕ (тот признак цвета, который имеют в виду, называя цвет красным/зеленым/синим).

Спектр-естественная шкала всех цветов, в нем всегда сохраняется определенная последовательность цветов и соотношения участков, занимаемых различными цветами. В цветовом круге (спектр, замкнутый в кольцо) выделяются 4 цвета: Красный, желтый, зеленый, синий. -ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА.

Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую- голубо-зеленые, голубые, синие, фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга именуются ТЕПЛЫМИ, а голубо-синей-ХОЛОДНЫМИ.

НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА-степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.

Хроматические отличаются от ахроматических наличием цветового тона, цветностью. Заметность тона в цвете.

Есть и понятие «светлота тона», по-другому-СВЕТОСИЛА.

Термин «НАСЫЩЕННОСТЬ» часто заменяется термином «ИНТЕНСИВНОСТЬ». Интенсивность зависит как от насыщенности цвета, так и от его светлоты. При равной насыщенности предметов более интенсивными оказываются более белые цвета, а при равной светлоте большую интенсивность имеют более насыщенные.

ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ.



Всякий цвет (как хроматический, так и ахроматический) в окружении более темных тонов светлеет, а в окружении более светлых-темнеет.

При изменении одной только светлоты контраст называют СВЕТЛОТНЫМ, а при изменении цветового тона (либо насыщенности) контраст именуют ХРОМАТИЧЕСКИМ. Светлотный контраст тем сильнее, чем больше контрастирующие цвета различны по светлоте, а хроматический наиболее силен при равенстве/близости светлоты контрастирующих цветов.

При хроматическом контрасте цвета противоположных цветовых тонов усиливаются по насыщенности. Менее насыщенный цвет под действием более насыщенного цвета того же цветового тона теряет в насыщенности (под воздействие зеленого цвета ахроматические цвета становятся сиренево-розовыми, мало насыщенные зеленые цвета обесцвечиваются, розовые еще больше розовеют, все остальные приобретают красноватый оттенок).

КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА: для синего-оранжевый, к желтому-фиолетовый, к красному-синий. Действие хроматического контраста можно нивелировать: подмесь цвета фона к окруженному данным фоном цвету уменьшает эффект контрастного изменения этого цвета.

КРАЕВОЙ КОНТРАСТ-как светлотный, так и хроматический контраст, особенно заметный по граням соприкосновения цветов, цветовых пятен. Размытость границ между контрастными цветами усиливает эффект хроматического контраста.

Рассмотрим картину Серова «Девушка, освещенная солнцем».

Если на репродукцию наложить белый лист бумаги с прорезанным в нем отверстием и последовательно смотреть на отдельные части картины, то мы увидим, что: цвет белой кофточки девушки местами коричневатый, голубоватый, зеленоватый, но на картине воспринимается как белый (рядом же с нашим листом бумаги он и вовсе кажется темным). Это объясняется контрастным воздействием цветов. Цвет лица девушки кажется розовым за счет соседства с зелеными цветами дальнего плана. Ствол дерева и земля переданы не серым и коричневым, а цветами фиолетово-сиреневых оттенков (играет роль как бы желтизна солнечного света). На картине видно и то, как изменяются цвета по граням их соприкосновения друг с другом: цвет кофточки девушки, граничащий с цветом ствола дерева, высветляется там, где ствол затемняется (краевой контраст в действии).

 

 

ВЫВОДЫ:1) восприятие цветов зависит от окружения, в котором цвета находятся.

2) передавая цвета, живописец сравнивает их, добивается взаимных отношений как в натуре.

3) в живописи можно решить любую цветовую задачу, несмотря на ограниченность красочной палитры, если использовать взаимодействие цветов.

 

ПЕРЕДАЧА ОСВЕЩЕНИЯ.

При электрическом: красные/оранжевые/желтые светлеют, голубо-зеленые/голубые/синие/фиолетовые темнеют, желто-зеленые не меняются, красные становятся более насыщенными, оранжевые краснеют, фиолетовые тоже краснеют (иногда их не отличить от пурпурных), голубые зеленеют.

В картинах, передающих вечернее искусственное освещение внутри помещений, не встречается интенсивных синих цветов. Чаще всего гамма- желто-оранжевая.

Эффект освещения в картине может быть достигнут лишь при сохранении тех характерных изменений, которые свойственны явлению в натуре.

ОСВЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ПИШУТСЯ БОЛЕЕ ПЛОСКО, КОРПУСНО, ЛЕССИРОВОЧНО.

Поленов «Московский дворик»

 

 

Прекрасно передан двор, залитый солнечным светом. Нет резких темных теней, нет очень интенсивных красок, все выдержано в светлых и мягких тонах. Все тона белесы и полупрозрачны, тени очень тонкие, на свету цвета написаны плотнее, чем в тени.

 

Есть также и явление ТРАНСФОРМАЦИИ ЦВЕТОВ-восприятие ставится в зависимость от условий наблюдения. Аналогичное явление можно наблюдать в картинах с пожелтевшим лаком-мы продолжаем видеть ахронатические цвета, пусть под пожелтевшим лаком они и смотрятся желтоватыми.

Во многих картинах Голландского художника Рембрандта мы видим своеобразное золотистое освещение, фактически тут нет ахроматических цветов, но зритель находит в них и белые, и прочие ахром. цвета.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

 

С помощью цвета и колорита художник передает и объемность форм на полотне. Использует он, в большинстве случаев, светотень.

Если объемная форма не имеет резких граней, то между ее освещенной и затененной частями всегда имеются постепенные переходы от света к тени. Характеристики тени зависят от хар-ра освещения. При одностороннем направленном освещении тени бывают более сильными, при одностороннем рассеянном-более слабыми, а при освещении с противоположных сторон-или почти, или вовсе отсутствуют.

СОБСТВЕННЫЕ ТЕНИ-тени на самих предметах. ПАДАЮЩИЕ ТЕНИ-тени, отбрасываемые предметами на окружающие их поверхности.

Тени зачастую пишут теми же красками, что и основной объект, но утемняя краски подмесью черной. Даже у выдающихся мастеров можно встретить произведения (особенно портреты), где тени и полутени на лицах написаны серыми и черными красками, как, например, у голландского портретиста Франса Хальса.

Франс Хальс. «Портрет мужчины в широкополой шляпе.»

Цвет фона также оказывает влияние на количество различаемых глазом градаций светотени.

 

В тенях часто бывают заметны РЕФЛЕКСЫ. Отражение цвета объекта на плоскость, на которой он покоится.

Сезанн. Натюрморт.

Фрукты бликуют на скатерть: зеленые груши под силой освещения сообщают отбрасываемым им теням зеленоватый оттенок, рефлексы от желтых фруктов добавляют скатерти желтые и оранжевые оттенки.

Рефлексы наблюдаются не только в тенях, но и в освещенных местах предметов. (рефлексы от зел. листвы на лице девушки в картине Серова «Девушка, освещенная солнцем»).

 

Цвет тем более выделяется на цветном фоне, чем более он отличается от фона по светлоте. Отличие по цветовому тону и насыщенности в данном случае менее существенно, но все же имеет значение. Рембрандт освещает свои картины так, что заставляет зрителя последовательно переводить взгляд с одной части композиции на другую (в «Возвращении блудного сына» более всего светом выделена фигура сына, лицо и руки отца, остальное же погружено в тень), он приковывает внимание к наиболее важному.

У цветов также есть понятие ВЕСОМОСТИ ЦВЕТА-оно важно для создания уравновешенной композиции (в одной части картины темные, а в другой легкие цвета=неуравновешенность).

Важную роль в композиции играет ОБЪЕДИНЕНИЕ ЦВЕТОВ. Объединяются цвета, близкие друг другу по светлоте, и, особенно, по цветовому тону. Однако колористического единства можно добиться и грамотным размещением цветовых пятен.

СОВОКУПНОСТЬ ЦВЕТОВ КАРТИНЫ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕЕ ОБЩУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ., а общая тональность определяет восприятие каждого цвета в отдельности.

Необходимо различать СРЕДНИЙ ТОН и ТОНАЛЬНОСТЬ.

СРЕДНИЙ(ОБЩИЙ)ТОН группы цветов-тот оттенок, присущий всем цвтам6и доминирующий в этой группе.

ТОНАЛЬНОСТЬ-соподчиненность всех цветов композиции, создание цветовой целостности.

КОЛОРИТ-совокупность цветов живописной композиции, тонально объединенных между собой.

 

Цвет обладает способностью оказывать эмоциональное воздействие на человека. Мрачность, жизнерадостность и т.д.-все поддается краскам, использованным художником.

 

В ходе исторического развития искусства менялись задачи, возникавшие перед художниками, менялось содержание их творчества, а вместе с тем менялся и колорит.

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициан.

Характерный образец венецианской живописи 16века.Сверкающий колорит основан на сопоставлении насыщенных цветов и световых контрастов. Звучность цветовых сочетаний.

Колорит же в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» иной: нет ярких красок, главенствует напряженность, борьба и смена чувств и переживаний, глубина теней сообщает трагизм.

 

Работы французского художника 18века Франсуа Бушэ совершенно иначе решены в колористическом плане: типичны бледность красок и нежные сочетания голубых и розовых оттенков. Буше-типичный выразитель стиля своего времени, его картины ласкают глаз, в них нет драмы, нет повествования о больших событиях и чувствах, и этому отвечает их колорит.

Буше. «Пастушья тема»

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.