Сделай Сам Свою Работу на 5

Новое время как художественная эпоха.





29.Живопись 17 века в ее национальных и стилевых направлениях.

Истоки: Искусство 17 века развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения. Художники вновь обратились к античности (истории и к-ре Древней Греции и Древнего Рима). Однако если мастера Возрождения ощущали себя прямыми преемниками и продолжателями античных традиций, то в 17веке древняя культура превратилась в недосягаемый идеал, приобщение к которому лишь сильнее показывало несовершенство современной жизни. Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения, творцы 17века сознательно замыкались в рамках одного жанра.

Итальянское иск-во в 17веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом. В ряде европейских стран возникли самобытные национальные художественные школы. Но были и общие для всех принципы: СИНТЕЗ ИСКУССТВ-создание единого произведения выразительными средствами разных видов искусств (в дворцовых или храмовых ансамблях сочетались архитектура, живопись, декоративное убранство).

В 17 столетии в Европе сложились два новых стиля- БАРОККО и КЛАССИЦИЗМ, которые охватили все виды художественного творчества.



 

1) Искусство Италии.

Микеланджело да Караваджо. (1573-1610)

Он произвел две изобразительных реформы:

- «караваджистский свет» (его свет уже не выглядит монтажным и искуственным, а «исходит» из точного источника), этот прием будет позже перенят многими мастерами (Веласкес, Рембрант, Эль Греко)

- Специфика изображения первого плана, открытие его действий (с точки зрения Расторгуева, это «когда тебя будто пытаются впихнуть головой в полотно»)

17 век-еще и век натюрморта (хотя этот жанр был известен и в 16 веке, но был скорее маргинальным), поэтому во многих полотнах (будь то даже портрет) мы видим элементы, признаки этого жанра.

Характерной чертой Караваджо является и потрясающее владение мастерством изображения перспективных разворотов.

У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик. Натурализм живописного языка (способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога?). На рубеже 16-17вв Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов.

«Призвание апостола Матфея».



Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною». Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчетами денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв спасителя.

Пространство картины не глубокое, практически сразу же за группой людей наш взгляд упирается в глухую стену нейтрального цвета, прорезанную единственным окном, стекла которого мутны и не дают нам представить развитие художественного пространства, присутствует некая суховатая камерность. Композиция многофигурная, все персонажи находятся в достаточно тесном физическом взаимодействии, между их телами практически нет места даже для воздуха, однако Караваджо оставляет немного свободного пространства по краям полотна, затемняя его и скрадывая тенью(таким образом художник ненавязчиво показывает, что за пределами видимой нам композиции также есть мир, плюс это снимает зрительное напряжение, вызываемое большим количеством фигур на полотне).Фигуры расположены по фризовому принципу-одна за другой, уровень голов приблизительно одинаковый. Динамику развития событий передают указующие жесты персонажей. Наш взгляд как бы пробегает по полотну дважды-в первый раз в соответствии с подсознательными законами прочтения композиции (слева направо), а потом как бы возвращаясь справа налево под действием динамики жестов и направления света, исходящего из невидимого источника справа сверху картины по диагонали. Свет на полотне играет роль не только динамизирующего и оживляющего фактора, но и лепит пространство, выхватывая из глубокой тени под столом ноги героев, показывая объем внутреннего мира композиции. Он также освещает лица и руки участников действа, обращая внимание зрителя на наиболее значимое для прочтения сюжета.



 

Испания.

Истоки: До второй половины 16в. Испания была художественной провинцией, ее живопись была в основном известна по работам слабых подражателей мастерам Возрождения.

В культурном расцвете именно к 17веку Испания достигла наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и живописи. Поскольку Испания обрела единство и независимость доволньно поздно, создание национального художественного стиля представлялось особо важным.

Развитие испанской живописи осложнялось еще и позицией испанской Католической церкви: инквизиция установила жесткую цензуру в отношении искусства. Однако, несмотря на целый ряд строгих ограничений, испанские мастера работали практически во всех жанрах и охватили в своем творчестве тот же круг тем, что и современники из других стран Европы.

В живописи сочетание европейского влияния и национальных особенностей оказалось гармоничным и получило глубоко оригинальное воплощение.

Необходимо также отметить, что несмотря на внимание к искусству со стороны королевского двора, наиболее яркие художники работали в провинции, определяя художественные направления того времени.

 

Эль Греко. (1541-1614)

Эль Греко-испанское прозвище художника Доминико Теотокопули, грека по происхождению.

Значительную часть творчества художника занимали изображения святых, картины на сюжеты из нового Завета.

«Сошествие Святого Духа» - событие, резко изменившее всю жизнь учеников Христа. Сила Святого Духа, нисходящего на апостолов и Деву Марию, вызывает в них духовный восторг, трепет, озарение. Их состояние художник передает через контрасты света и тени на лицах, через позы и жесты, кажущиеся трепещущими силуэты, подобные языкам пламени. Апостолы расположены по кругу, в центре композиции-Дева Мария. Из-за подобного композиционного решения создается ощущение устойчивого покоя и равновесия. В колористическом решении для Эль Греко характерны красочные желтые, красные, голубые пятна.

Построение композиции и пространства, колорит и персонажи резко отличают живопись Эль Греко от произведений других испанских художников. В своем творчестве мастер отходил от традиций современного ему творчества, для своего века он немного архаичен, ему свойственно некое субъективное чувство религиозного озарения. Имел мало последователей и подражателей.

 

Диего Веласкес. (1599-1660)

Центральное место в творчестве художника занимал портрет. Будучи придворным художником, Веласкес не всегда мог свободно выбирать себе модель, в основном он писал членов королевской семьи и их приближенных.

Мастер часто писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. Острота присутствия персонажа в портрете, ощущение индивидуальности, но не выставленной напоказ, а потаенной. Тонкое внимание художника, созерцательность. Для Веласкеса характерно подробнейшее построение глазных впадин, особое внимание художник уделял написанию глаз, что объясняет особую выразительность и глубину взгляда портретируемых. Сохранение нейтрального приглушенного фона заставляет зрителя безраздельно сосредотачивать внимание непосредственно на лице изображенного человека.

«Портрет Филиппа 4»

 

Фландрия.

В 17 веке художественные традиции Нидерландского искусства продолжались во Фландрии и Голландии. На их основах сложились школы живописи этих двух стран.

 

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640)

В творчестве мастера явственно прослеживается бравурная тематика телесности, прошитая мифологическими мотивами. Античная мифология всегда была источником вдохновения для Рубенса. Пафосность изображения достигалась и избираемым художником колоритом, и особенностями выбора грунта (Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому: на белом краски более насыщенны светом).

«Жимолостная беседка» (Автопортрет художника с супругой).

Молодожены изображены сидящими в саду под пышным кусом жимолости. Собственным чертам живописец придал оттенок философского спокойствия с легким налетом печали, взгляд юной Изабеллы полон живого любопытства.

В этой картине видно и то, что Рубенс не мыслил природы отдельно от людей. Художник также стилизует зелень листвы на полотне, его пейзажные элементы напоминают барочный орнамент.

 

 

Голландия.

Влияние на искусство Голландии оказало то, что в конце 16 века государственной религией стал кальвинизм, не признававший икон и вообще церковного искусства.

Голландским художникам поневоле пришлось отказаться от религиозных тем. Они обратились к окружающей действительности, будничным событиям. Заказчиками чаще всего выступали не вельможи, а малообразованные бюргеры-они ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые».

Картины стали рыночным товаром, благосостояние художника зависело от умения угодить заказчику, это повлекло за собой то, что художник в течение жизни чаще всего совершенствовался в одном жанре. Картины были небольшого формата, ведь были адресованы простому человеку и предназначались для гостиных, а не для дворцов.

 

Франц Халс. (1581/85-1666).

Прославился прежде всего, как портретист.

Халс работал быстро, его живопись однослойна. В то время художники вначале наносили на грунт линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мелкие детали. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами: все изображенное им необычайно остро и точно подмечено. Он предпочитал неяркие, но теплые тона: все оттенки коричневого, розовый, желтый.

Как мастер портрета, Халс обладал необычайным чувством характера персонажа, который всегда передавал особенно ярко и глубоко.

Художник сводил портрет к одному месту, высказыванию, он ловил сиюминутное состояние, передаче чего соответствовал и его быстрый, скользящий, «скоростной» мазок.

«Веселое общество» (1616/1620)

Герои-участники масленичного гуляния. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селедок, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия лица, пунцовое платье девушки с белоснежным затейливого плетения кружевным воротничком выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с измазанными сажей лицами.

 

Рембрандт ван Рейн. (1606-1669)

Он унаследовал приемы «караваджистского света», придав ему голландское исполнение. Известен как портретный мастер. Но поражает и тем, что единственный человек, который его интересовал по-настоящему и был ему достоверно известен– он сам. В многочисленных автопортретах изучил аффектации. Написанные им в разные годы жизни отражают и движение человека по жизни, возрасту. Обращение человека к самому себе в поиске центра, ощущение тяжести бытия, всматривание в себя в поисках ответов.

 

Голландский натюрморт.

Поражает богатством тем: разнообразные композиции из цветов и плодов, рыбы, скромные завтраки, роскошные десерты, книги, другие предметы занятий науками, традиционные символы мирской суеты (череп, свеча, песочные часы).

Питер Клас. «Завтрак с ветчиной».

 

Франция.

Господствовал КЛАССИЦИЗМ. Творцы полагали, что красоту можно постичь с помощью разума. Изучение античности и искусств Возрождения.

 

Жорж де Латур. (1593-1652)

Работал в Лотарингии. В его творчестве выделялись два направления: жанровые сцены и картины на религиозные сюжеты.

Жанровые сцены-живописные варианты одной и той же темы: молодой, богато одетый человек становится жертвой бродячих гадалок и шулеров.

В работах де Латура видно влияние Караваджо. В картине «Шулер» Латур использовал художественный прием Караваджо-противопоставление темного пространства и потока яркого света. Фигуры героев, детали их одежды и скупой интерьер выписаны тщательно, но в то же время суховато. Действие построено на молчаливой игре взглядов персонажей, внутреннем диалоге, который превращает заурядное событие в мистическое и таинственное. В картине немало деталей со скрытой символикой (распустившаяся шнуровка на одежде шулера, перья на шляпах-символы разгульной жизни, крупный жемчуг на шее женщины-средневековый символ супружеской измены). У юноши, которого обманывает шулер, шнуровка затянута, но пышные перья на шляпе символизируют его склонность к распущенности.

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ: 17 век

СТРАНЫ: ИТАЛИЯ, ИСПАНИЯ, ФЛАНДРИЯ, ГОЛЛАНДИЯ, ФРАНЦИЯ.

ХУДОЖНИКИ: ит-КАРАВАДЖО, исп-ЭЛЬ ГРЕКО, ВЕЛАСКЕС, фландр-РУБЕНС (еще Ван Дейк), голл-ХАЛС, РЕМБРАНДТ, фр-ЖОРЖ ДЕ ЛАТУР (еще Пуссен).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.