Сделай Сам Свою Работу на 5

Шартрский собор, Франция, 1194—1220





 

В Шартрском соборе стиль высокой готики предстает перед нами уже сформировавшимся, но наибольших высот в своем развитии он достигнет спустя еще одно поколение. Головокружительная высота становится основной целью и в техническом и в эстетическом смысле. Каркасная конструкция в ущерб безопасности была доведена до предела своих возможностей. Внутренняя логика развития данной системы настойчиво требовала создания сводов тонких, как перепонка, и такого расширения площади окон, чтобы вся стена выше аркады главного нефа превратилась в сплошной верхний их ряд.

 

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).



Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле поздней готики.

 

Декорация Шартрского собора – из всех наиболее известных готических соборов только в Шартрском до наших дней сохранились в первоначальном виде почти все витражи — а их насчитывалось более ста восьмидесяти. Окна пропускают гораздо больше света, чем кажется. Суть в том, что они выполняют роль множества цветных рассеивающих фильтров, изменяющих характеристики обычного дневного света, придавая ему поэтичность, наделяя симво­лическим значением «неземного света». Это впечатление эфир­ного, неземного света, в котором растворяется фи­зическая осязаемость стен и, соответственно, гра­ница между тленным и вечным мирами, создает в человеке глубокое религиозно-мистическое чувство, лежащее в основе духовности эпохи готики. Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, известен изображением Христа во Славе.



 

Собор Св. Петра, 1546/64

Купол по проекту Микеланджело имел полусферическую кривизну, после он был вытянут вверх. Двуслойный (снаружи более округлый, внутри - вытянутый). Идея торжествующего Рима и торжества католицизма. Ренессансная идея того, что архитектура наконец достигла величавой монументальности, торжественного покоя. Гигантские цилиндрические своды, пилястры, образ величия архитектуры теперь приобретает образ величия чисто земного, возникает идея, что такие огромные вещи не могут быть созданы людьми, появляется ощущение божественного происхождения. Тяжеловесность могущественных форм. Образ очень земной силы и очень земной власти. Начало не только победы и торжества, но и постепенной деградации. Пафосность, величество, могущественность, нескрываемая сила, которая ничем не преображена, а оттого и имеет земной характер, выгладит очень грозно. Пилястры, поворачивающие на углах (Микеланджело избегает отдельно стоящих колонн).



Конструкция и декорация в истории архитектуры.

Архитектурный ансамбль.

Введение.

 

Архитектурный ансамбль – это гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, а есть те, которые постепенно дополнялись с годами, и усилиями разных архитекторов складывалась единая стилевая композиция, в которой и старые и новые постройки соответствуют друг другу.

Существует несколько типов архитектурных ансамблей.

Ансамбль площади.

Площадь Святого Петра, Рим, 1656/67

Архитектор Бернини в 1957 году внес окончательные изменения в облик собора Святого Петра, а именно – он организовал открытое пространство перед фасадом собора в грандиозную овальную площадь, сформированную двумя частями полукруглой колоннады композитного ордера. В 1930г. Муссолини проложил из центра Рима до площади широкую улицу, ул. Примирения. Посередине площади египетский обелиск, приведенный в Рим Гаем Юлием Цезарем. Это единственный обелиск, простоявший нетронутым до самого Возрождения, так как римляне считали, что в сфере, расположенной на шпиле обелиска помещен прах Цезаря. От обелиска расходятся лучи из светлого горного камня (травертина) и образуют розу ветров.

 

 

Ансамбль крепости

Ансамбль Московского Кремля. Соборная площадь.

Если считать, что Кремль – сердце Москвы, то сердцем Кремля без сомнений можно назвать Соборную площадь, в которой сосредоточены все главные храмы столицы, это место наивысшей духовной концентрации. Ансамбль Соборной площади формируют три основных собора: Успенский, Архангельский и Благовещенский и также церковь Ризположения Богоматери, Грановитая палата и колокольня Ивана Великого.

А). Успенский собор, 1475/79, Аристотель Фиораванти

 

 

Возведен под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, был главной русской святыней, символизировавшей всю православную церковь. В Успенском соборе получили дальнейшее развитие лучшие традиции русского храмового зодчества. Он включил в оформление фасадов московского храма ряд характерных деталей владимиро-суздальского зодчества — перспективные порталы, аркатурный фриз и др. Однако новые строительные приемы обусловили и значительное отличие Успенского собора от его прототипа, владимирского Успенского собора: геометрическую правильность плана и всех архитектурных деталей, а также принципиально новое решение внутреннего пространства Новизна не только в том, что в соборе нет хоров. Главным является зальный характер помещения, его единство и нерасчлененность. Огромные круглые столбы не производят впечатления мощных опор, сдерживающих колоссальную тяжесть куполов, а лишь подчеркивают свободный рост всего сооружения, создавая необыкновенную обширность и легкость внутреннего пространства. Собор отличается монументальностью своих форм и величавой торжественностью. Компактность его строгого силуэта достигнута прежде всего близко поставленными мощными куполами, среди которых выделяется центральный купол. Впечатлению силы немало способствует и скупой декор (акратурно-колоннчатый поясок, членящий стену на две части) лишь подчеркивающий суровую неприступность белокаменных стен. Кристальная четкость внешнего облика собора выражается и в делении фасадов на равные части, которые отделены друг от друга пилястрами. Последние увенчаны капителями и плавными дугами закомар. Простую отделку храма в виде аркатурного фриза, идущего по всем фасадам, оживляет с севера крыльцо с висячей гирькой двойной арки, а с южной стороны — богато декорированный скульптурой и живописью портал. За иконостасом находится фреска Дионисия «Похвала Богоматери».

Б). Архангельский собор, 1505/09, Алевиз Новый

Построен по образцу Успенского собора, даже имеет такой же, но во внутреннем пространстве все столбы квадратные, а на круглые. Алевиз Новый использует характерные для Ренессанса декоративные элементы: ордерная декорация, на смену лопаток приходят пилястры, использованы наложенные на верхний и нижний ярус аркады, преобладают горизонтальные членения. Закомары отделаны подобно антаблементу – в них помещены резные раковины. Образ храма походит больше на светское строение, тогда как во внутреннем пространстве все выполнено в исконно русских традициях. В росписи собора принимали участие сыновья Дионисия.

В). Благовещенский собор, 1485/89, Псковские мастера.

 

 

В Благовещенском соборе мы видим совмещение псковских и московских традиций строения. Его особенность заключается в том, что вход в него осуществляется с восточной стены, и лишь через примыкающую к нему обходную галерею мы поподаем к западному порталу. Это обусловлено тем, что храм примыкает к княжескому дому, и княз, не выходя на улицу, сразу попадал в хоры на втором этаже западного фасада. Храм был окончательно достроен только при Иване IV. Сейчас он представляет собой девятиглавый собор (сакральное пятиглавие и 4 купола по углам галереи).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.