Сделай Сам Свою Работу на 5

Барокко в архитектуре, скульптуре, живописи.





Классицизм и неоклассицизм в архитектуре, скульптуре, живописи.

Введение.

КЛАССИЦИЗМ.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В его основе лежат идеи рационализма, строгое следование канонам, с помощью которого обнаруживается стройность и логичность самого мироздания. Для классицизма важны существенные типологические черты и четкое структурирование по жанрам (для литературы и живописи).

Архитектура классицизма.

Для архитектуры классицизм начинается с Палладианства (эта ранняя его форма). В основе Палладианства лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима. Палладио устанавливает четкие правила поведения архитектуры, но эти правила становятся плодом его своеобразной самовольности: нарушив античные традиции, Палладио создал такое течение, которое впоследствии распространится во всем мире. Он вводит ордерную систему в светское сооружение. Хотя Палладио работал в основном в родной Винченце, спроектированные им здания и его теоретические труды вскоре принесли архи­тектору международное признание. Палладио на­стаивал на том, что произведения архитектуры должны создаваться по законам разума и в соот­ветствии с определенными, универсальными пра­вилами, совершенными примерами которых явля­ются здания, построенные зодчими античности. Таким образом, он разделял основную идею Аль­берти и его твердую веру в космическую значимость численных соотношении. Утверждалось даже, что Палладио руководствовал­ся прототипами из античности при создании чуть ли не всех своих проектов. Характерно, что для обозначения творческого метода и теоретического подхода Палладио обычно использует понятие «классический» — чтобы подчеркнуть его созна­тельное намерение добиваться классического ка­чества, хотя по своей стилистике сами созданные в конечном счете произведения не обязательно являются классическими. Одним из самых ярких произведений Палладио является «Вилла Ротонда» в Винченце.



 

Примеры.

1. Академия наук, Кваренги, 1783/89



В России классицизм в наибольшей мере проявился в Санкт-Петербурге. Один из наиболее продуктивных и представительных архитекторов того времени, Джакомо Кваренги, возвел на Дворцовой набережной Академию наук, относящуюся к периоду Зрелого, Павловского классицизма. В этот период прослеживается подчеркнутое упрощение плана, конструкции и декорации здания. Академия наук – двухэтажное здание с мощным цоколем, фасад которого можно визуально расчленить на три части: центральная часть с ионическим 8-колонным портиком, перекрытым треугольным фронтоном с упрощенным ничем не заполненным тимпаном. Два другие фасадические части – симметричные, абсолютно лаконичные и простые с прорезанными прямоугольными окнами, по углам фасада выступают небольшие ризолиты, а этажное членение подчеркнуто мощным карнизом. Здесь четко прослеживается гармония вертикалей и горизонталей, подчеркнутая статичность. Внутри разделение на комнаты происходит по анфиладному принципу. При постройке Академии наук использован очень большой масштаб, имея всего 2 этажа, академия значительно выше стоящей рядом трехэтажной Кунсткамеры.

 

Живопись классицизма.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Классицизм рационален и четок, ему чужд эмоциональный динамизм барокко, любые переходы и оттенки он не признает, классицизм однозначен и трезв.



Примеры.

1. «Нарцисс и Эхо», Никола Пуссен, 1630

 

На картине изображен мифологический сюжет о Нарциссе, самовлюбленном юноше, чья любовь к собственному отражению повлекла за собой трагедию. На переднем плане мы видим безжизненное тело Нарцисса, облаченное в древнегреческие одеяния. Классицизму очень важно совершенство и красота тела, поэтому даже мертвую плоть Пуссен изображает привлекательной и полуобнаженной. За Нарциссом расположена фигура ангела смерти, с пока еще не потушенным факелом, художник как бы дает нам время еще немного полюбоваться чуть живым юношей. В тени деревьев мы замечаем фигуру заколдованной нимфы Эхо, отвергнутой самовлюбленным Нарцисом и обреченной на страдания. Но даже страдания у классицизма выходят привлекательными и протяжными, девушка словно наблюдает в тени, уморившись солнцем, за некой театральной постановкой. Действительно, в этом очень много театральности, будто вот-вот закроется занавес, и актеры, сменив образы, отправятся на следующую постановку.

 

Скульптура классицизма.

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии.Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма.

 

Примеры.

2. Амур и Психея, Антонио Канова, 1787/93

Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. Здесь снова подчеркивается интерес классицизма к античной мифологии и красоте человеческого тела в любых ситуациях и проявлениях. Театральность, статичность и в то же время легкость и возможность приближения данной ситуации к реальности придают скульптуре особую привлекательность.

 

НЕОКЛАССИЦИЗМ.

 

Введение.

Не­оклассицизм представляет собой новое возрождение классической античности, он более последователен, чем прежние классицистические направления и, по крайней мере на первых порах, был связан с идеями эпохи Просвещения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.