Сделай Сам Свою Работу на 5

Материалы в скульптуре и их художественные возможности.

Образ человека в истории скульптуры.

Рельеф.

Рельеф — особый тип

В рельефе различают два основных вида по степени его выпуклости --

плоский (или низкий), или барельеф, и высокий, или горельеф.

 

Два крупнейших «изобретения" содействуют формированию классического

стиля в рельефе. Одно из них — это изображение человеческой фигуры в три

четверти поворота - прием, ранее неизвестный ни египетским, ни греческим

скульпторам и как бы объединяющий контраст профиля и фаса. Второе

изобретение – это ракурс, или оптическое сокращение предмета в пространстве. Оба приема принадлежат к величайшим достижениям в истории изобразительного искусства.

Классический рельеф занимает в известной мере промежуточное" положение

между скульптурой и живописью. По материалам и технике, по значению для него


осязательного восприятия рельеф принадлежит скульптуре. Вместе с тем он

имеет родство с живописью", поскольку связан с плоскостью, со стеной,

склонен к рассказу, к многофигурной композиции, к развертыванию движения

мимо зрителя. Своеобразная концепция пространства.

Один тип рельефа может быть назван строгим, или классическим. Он был создан и получил широкое распространение в Древней Греции, и к нему охотно возвращаются в период, когда художники культивируют контур, силуэт и в борьбе со всякими элементами

живописности стремятся к чистой пластической форме.

 

Донателло, Благовещение Кавальканти, 1430-е годы.

Для классического рельефа характерно, что он изображает обыкновенно

только человека и стремится соблюдать чистоту и неприкосновенность передней и задней плоскостей. Задняя плоскость является в таком рельефе абстрактным фоном, не участвующем в изображении: элементы этрусской и римской орнаментики. Передняя же, мнимая плоскость рельефа подчеркнута, во-первых, тем, что фигуры изображены в одном плане, двигаются мимо зрителя и, во-вторых, что все выпуклые части фигур сосредоточены на передней плоскости рельефа. Фигуры Богоматери и Архангела напоминают почти круглые скульптуры, но привязаны к задней плоскости. Действие строго ограничено рамками внешней декорации, не одна часть не выходит за нее.



 

На совершенно противоположных принципах основан другой тип рельефа,

обычно называемый свободным, или "живописным". Мы встречаем его и в Греции в

эпоху эллинизма, и в Италии эпохи Ренессанса и барокко, и в более позднее

время: отрицании плоскости фона, ее уничтожении, или в иллюзии глубокого пространства, или в слиянии фигур с фоном в оптическое целое. В эпоху Ренессанса его обычно

применяли для украшения легких ажурных конструкций (кафедр, табернаклей) или

для маскировки пролетов (двери флорентийского баптистерия).

 

Не связан с соблюдением единства передней плоскости, его мастера охотно изображают пейзаж или архитектуру в фоне, широко применяют всякого рода ракурсы и пересечения. Существует два типа:

1. Фигуры теснятся одна над другой, закрывают весь фон до верхней рамы, главная стилистическая задача этого типа рельефа -- создать динамическую композицию, с бурным ритмом движения, прорезанную глубокими тенями и яркими бликами;

Лоренцо Гиберти, Восточные двери баптистерия во Флоренции
, Пир Ирода, 1414-1424

рельеф-картина

2. глубина перспективно расширяющегося пространства и пейзажным/архитектурным "раскрытием" фона, нуждается в специфическом обрамлении, которое отделяло бы иллюзию от реальности и направляло взгляд зрителя в глубину. Рама еще больше подчеркивает родство живописного рельефа с картиной. Убывающие планы рельефа, разная их проработка, ювелирная тонкость трактовки форм, использование перспективы.

Надгробие и памятник.

Особым типом скульптуры можно считать надгробие, потому что перед автором ставится принципиально другая задача — изображение уже мертвых людей. Другие лицевые характеристики и позы. Совершенно другое место расположения.


Надгробие Катона и Порции. Мрамор. Первые десятилетия I в.

Выполнена в форме круглой скульптуры. Бюсты исполнены мягко и пластично, свободное расположение рук. Разнообразное расположение складок одежды, их моделировка. Заметна глубокая связь между супругами. Некоторая сухая передача черт лиц и фигур, что специфично для этого типа скульптуры. Однако пока не сильное различие между погребальной скульптурой и обычной.


Надгробие Лодовика Сфорца и Беатриче д'Эсте. Около 1499.

Традиционное средневековое надгробие в виде смертного ложа. Появление специальных черт, отделяющих погребальную скульптуру от обычной, привнося в нее отдельный смысл: вечное упокоение, молитвенная обращенность к Богу + некоторые черты Ренессанса: торжественно-официальное изображение в парадных костюмах. Портретная достоверность лиц, что добавляет излишней эмоциональности. Четкая проработка складок, но при этом изображение мертвых людей, а не живых.


Гробница Лоренцо Медичи. Микеланджело, около 1520-1534.

Пристенное надгробие, скульптурная композиция из трех персонажей.

Поднимается вопрос смерти, поэтому присутствует статика. Разный тип движения у отдельных фигур. Архитектурная связь между элементами композиции. Скульптура Лоренцо в нише, под которой располагается массивный саркофаг, на котором располагаются две фигуры, олицетворяющие «Утро» и «Вечер». Аллегорическое изображение герцога в виде военачальника в доспехах римского императора. В шлеме, погружен в глубокое раздумье. Однако стиснута размером ниши, что создает впечатление напряженности и беспокойства. Очень неустойчивые и неудобные позы. Достаточно большие фигуры аллегорий чуть ли не сползают с крышки саркофага, попытка преодолеть тяжелую инертную силу. Выполнена из мрамора, чтобы несколько «оживить» фигуры.

Скульптурный портрет.



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.