Сделай Сам Свою Работу на 5

Купольные и центрические постройки в истории архитектуры.





Введение. Наверное, будет уместно начать с того, что такое купол и кукую роль он играет в архитектурном единстве. Купол – круглое в плане перекрытие пространства, как правило, полусферической формы, создающее одинаковый распор во всех направлениях и его конфигурация может быть различной, вероятно, эта форма происходит из шалашей. Со временем купол будет символизировать небесный свод и власть над тем, что находится непосредственно под этим небесным сводом. Купол стал основной чертой византийской архитектуры, в которой смешались и западные, и восточные мотивы.

Можно отметить несколько форм куполов:

1. Сложный купол – группа из нескольких куполов и сводов, распространившихся в византийской архитектуре. Основной купол опирается на четыре подпружные арки, которые, в свою очередь, поддерживают полукупола. Паруса позволяют разместить круглый купол над квадратным помещением, таким образом создается крестово-купольная систем постройки и организации храма. (Св. София Константинопольская)

2. Романский купол – полукруглый внутри, его огромный вес снижен за счет кессонированного свода и окулюса (открытого верха). (Пантеон, 44м в диаметре)



3. Шлемовидный купол – характерен для исламской культуры, часто венчается выступающим острым пиком.

4. Луковичный купол – его стороны образуют закругленный профиль, другая форма исламского купола. Такому роду куполов родственны купола, распространенные в России.

5. Двойной купол – сходная двойная конструкция, ребра купола соединены горизонтальными железными цепями, изнутри купол полусферический, тяжелый каменный малый купол удерживает ребра. (Флорентийский собор, Собор Св. Петра)

 

Впервые купольные сооружения появляются в Древнем Риме, чья архитектура поднимается значительно выше, чем просто стоячно-балочная система. Купол позволяет перенести образный акцент с внешнего вида на внутреннее пространство храма. Если свод наиболее пригоден для перекрытия четырехугольного пространства, то самым естественным завершением круглого здания является купол, придающий внутреннему пространству идеальную замкнутость и спокойствие. Купольное покрытие может также быть гармонично согласовано и с пространством четырехугольного и многоугольного плана. При этом, однако, необходимо закруглить углы для перевода квадрата в многоугольник и круг. Этот переход может быть осуществлен самыми различными способами. В древнейших купольных постройках переход осуществлялся таким образом, что каждый следующий слой кладки слегка выступал над предыдущим, а выступающие углы квадратов сглаживались (так называемые мнимые купола в микенских гробницах). А в мавританской архитектуре выработался прием так называемых тромпов, то есть диагональных конусообразных арок, которые создавали переход от четырехугольного к многоугольному плану и таким образом подготовляли основание купола. Путем превращения тромпов в полукруглые ниши (так называемые экседры) и разложения стен на колонны и столбы римские и византийские архитекторы постепенно выработали наиболее совершенную систему купольного покрытия, основанную на так называемых пандативах (пазухи, паруса). Купол покоится здесь на полукруглых арках, которые, в свою очередь, опираются на четыре столба и колонны (таким образом между аркой и колонной образуются паруса), причем переход от квадратного плана к круглому пространству купола создают сферические треугольники-пандативы. Этот конструктивный прием позволяет обходиться без тяжелых, массивных стен: он, так сказать, отрывает купол от земли и заставляет его свободно витать в недосягаемой высоте, создавая ощущение вечного стремления к божественному.



 

Примеры.

1. Пантеон, ок.125 г

 



Был построен при императоре Адриане, архитектор – Аполлодор Дамасский

 

Наиболее удивительным примером такого рода может служить знаменитый Пантеон в Риме, огромный круглый храм, построенный в начале II в. н. э. Из всех уцелевших до настоящего времени зданий это обладает лучше всего сохра­нившимся, а также наиболее впечатляющим ин­терьером. Круглые храмы существовали задолго до Пантеона, но столь сильно отличались от него по форме, что он не может быть поставлен в один ряд с ними. В Пантеоне поставлена и решена новая задача – создание монументального храмового сооружения, в котором главную роль должно играть внутреннее пространство. Снаружи здание выглядит как лишенный украшений барабан цилиндрической формы, над которым возвышается купол, покрытый неброской резьбой. Вход в храм выделен довольно глубоким портиком, обычным для римских храмов.

То, что создание опоры для огромной полу­ сферы купола не является трудноразрешимой технической̆ задачей для строителей, видно из тяже­ловесной незамысловатости поддерживающей его стены. Ничто во внешнем облике храма не пред­полагает даже в малейшей степени изящества и воздушной легкости интерьера. Высота от пола до отверстия в своде (его называют «окулюс», что значит «глаз») в точности соответствует диаметру основания купола; таким образом, храм удивительно пропорционален. Особой пространственности Пантеона, являющейся результатом округлого обрамления, в полной мере отвечает и освещение здания, не обычное в античной архитектуре боковое (через дверь), а верхнее — через находящееся в зените купола круглое окно. Такое освещение давало мягкий рассеянный свет, не выявлявший, а сглаживавший контрасты, способствуя таким образом тому, чтобы сложная архитектурная разделка стен и киссонированного потолка производила в основном чисто декоративное впечатление. Вес купола распределен по восьми составляющим монолит секциям стены. Между ними архитектор смело разместил прикрытие колоннами ниши — углубления в массивной бетонной стене; они не сквозные, но обеспечивают иллюзию открытого пространства позади опор, создавая впечатление, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Многоцветные мраморные панели отделки, а также каменные плиты пола по-прежнему находятся на своих местах, но купол первоначально был вызо­лочен, чтобы напоминать «золотой свод небес».

Как и подсказывает его название, Пантеон был посвящен всем богам или, точнее, семи из них, чьи имена соответствуют названиям планет (в храме имеется семь ниш). Таким образом, предположение, что золотой потолок символизирует небесный свод, представляется обоснованным. Стоит отметить, что у этой̆ торжественной и величественной постройки были довольно скромные предшественники. Римский̆ архитектор Витрувии, живший более чем за сто лет до сооружения Пантеона, описывает парное помещение в банях, имеющее (разумеется при гораздо меньших размерах) те же основные отличительные признаки, что и Пантеон: свод в форме полусферы, пропорциональное отношение высоты к ширине и круглое отверстие в центре свода, (которое могло закрываться подвешенной̆ на цепях бронзовой̆ заслонкой̆ в целях регулирования температуры в парном помещении).

 

2. Святая София Константинопольская, 537г

 

 

эпоха Юстиниана, зодчие – Антемий из Трал и Исидор Милетский

 

Среди до­шедших до нас константинопольских памятников эпохи правления Юстиниана выдающееся место занимает построенная в 532—537 гг. церковь Св. Софии, т. е. Божественной Мудрости. Уникальный шедевр архитектуры того времени, храм пользовался такой славой, что в памяти людей даже сохранились имена его создателей — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. После турецкого завоевания в 1453 г. он был превращен в мусульманскую мечеть. Постепенно к нему были пристроены 4 минарета. В архитектурном отношении это постройка пере­ходного типа между сооружениями раннехристи­анского зодчества и новыми византийскими хра­мами. От первых сохранилась в плане продольная ось, но центральным элементом главного нефа служит огромный̆ купол. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. С подкупольным прост­ранством соединяются, превращая неф в овал, две огромные ниши с полусферическим верхом, к ко­торым примыкают, как в церкви Сан-Витале, мень­шие полукруглые ниши. Таким образом, купол размещен как бы между двумя симметричными половинами здания. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Посредством четырех арок он опирается на громадные колонны, образующие в плане квадрат. Так что расположенные под этими арками стены лишены несущей функции. Переход от образуемого основаниями арок квадрата к ни­жнему краю купола осуществляется с помощью сферических треугольников — так называемых па­русов. Таким образом возникает крестово-купольная система. Этот архитектурный прием обеспечивает со­оружение более высокого и легкого купола, причем с применением метода строительства более эконо­мичного по сравнению с применявшимися прежде (в частности, при сооружении Пантеона), когда купол опирался на барабан — круглый либо многогранный. Сам план здания, использова­ние главных несущих столбов-опор, масштабность постройки — все это вызывает в памяти базилику Константина, самое грандиозное со­оружение со сводчатыми перекрытиями в архитек­туре Римскоий империи и величайший̆ памятник времен правления императора, которым Юстиниан не мог не восхищаться. Таким образом, храм Св. Софии как бы объединяет Восток и Запад, прошлое и будущее в единое могучее целое.

Входя внутрь храма словно ощущаешь его невесомость; кажется, обладающие массой̆ и жес­ткостью элементы его конструкции остались где-то снаружи. Перед нами — распахнутое пространство, в котором ниши, апсиды, арки — подобны напол­ненным ветром парусам корабля. Здесь ключевую роль, как никогда прежде, играет свет. Купол парит, «как свод светозарных небес», по выражению современника, поскольку у его ос­нования находится ряд близко расположенных окон, а в стенах самого храма их столько, что те приобретают прозрачность кружевной занавеси, а золотое мерцание мозаик окончательно создает иллюзию «нереальности» этого мира, предстающего перед нашим взором.

 

3. Собор Сан Марко

 

 

Главный памятник венецианской средневековой архитектуры. О постройке 11 в. в настоящее время можно судить только по интерьеру. Собор св. Марка имеет в плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. В свою очередь каждый из куполов образует центр крестовокупольной группы. Последняя, таким образом, пятикратно повторяется, благодаря чему создается очень сложная, но вместе с тем вполне уравновешенная и стройная система куполов. В соборе св. Марка купола раздвинуты широко, как продольная, так и поперечная ветви креста имеют боковые нефы; хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют. Интерьер храма отличается большей пространственностью, нежели интерьеры византийских церковных построек того времени. Собор, построенный в форме греческого креста, имеет пять куполов: четыре над ветвями креста и центральный над средокрестием. Купола были созданы в XIII веке во время правления дожа Себастиано Дзиани. На их архитектуру оказали влияние восточные церкви и мечети, знакомые венецианским купцам и участникам крестовых походов.

Купола выложены из кирпича и установлены на невысоких барабанах с окнами по периметру, снаружи их покрывает деревянный каркас, облицованный свинцовыми пластинами. Каждый из куполов собора увенчан маковкой, на которой закреплён крест, обращённый в направлении четырёх сторон света, увенчанный позолоченным шаром. Диаметр центрального купола составляет 13 метров и возвышается над полые базилики на 28,15 метров.

 

 

4. Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420—1436

 

 

Наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески. Диаметр купола у основания составляет около 42 м. Жесткость конструкции обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания. Впервые в западноевропейском зодчестве художественный образ купола определен прежде всего его ярко выраженным внешним пластическим объемом, ибо самые грандиозные купола средневековья являлись лишь сводами, которые перекрывали внутреннее пространство и, как правило, не играли столь значительной роли в объемной композиции здания. Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его «дальнего действия» определяется не только его гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, — барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря. В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических устремлений эпохи.

 

 

5. Собор Святого Петра

Сооружение собора Св. Петра шло настолько медленными темпами, что в 1514 году, когда умер Браманте, строительные работы находились еще в начальной стадии. В течение последующих трех десятилетий строитель­ством занимались ученики Браманте, на все лады изменяя его первоначальный проект. Новый и ре­шающий этап истории собора Св. Петра начался только в 1546 году, когда к работе над ним приступил Микеланджело. Свой современный облик храм получил благодаря, главным об­разом, его идеям. Микеланджело упростил сложный план Браманте, сохранив при этом принцип циничности. Он также изменил внешний вид здания. Вместо многоярусной конструкции Браманте Микеланджело применил пилястры ги­гантского ордера, чтобы подчеркнуть монолитность сооружения и выделить мощный купол. Именно Микеланджело сумел придать стройную систему гигантскому ордеру, в этом проявляются зачатки будущего маньеризма. Поиски гармоничного единства и лаконичности привели Микеланджело и к упро­щению отделки интерьера, однако в целом он следовал первоначальному замыслу. Хотя купол строился в основном уже после смерти мастера, в нем нашли отражение все гениальные идеи его создателя. Браманте проектировал купол в виде ступенчатой̆ полусферы, покоящейся на узком ба­рабане, отчего создавалось бы впечатление, что купол прижимает храм к земле. По плану Микел­анджело сооружение должно было вызывать со­вершенно противоположное ощущение, которое до­стигалось мощной устремленностью купола вверх. Высокий барабан, выступающие контрфорсы, ко­торые выделены двойными колоннами, вытянутый кверху купол с нервюрами, удлиненный фонарь — все призвано подчеркнуть вертикаль собора. Ми­келанджело взял за образец конструкцию купола Флорентийского собора с двумя оболочками и его готические очертания, но купол собора Св. Петра производит совсем другое впе­чатление. Гладкие грани купола Брунеллески скры­вают внутреннее напряжение, в то время как Ми­келанджело находит почти скульптурную форму для этих противоборствующих сил и согласовывает их с другими элементами здания. (Импульс, задан­ный внизу парными пилястрами гигантского ордера, подхватывается сдвоенными колоннами барабана, продолжается в нервюрах и достигает кульминации в фонаре.) Логичность этого проекта настолько убедительна, что в период с 17 по начало 20 вв. почти все, за редким исключением, архитекторы, зани­мавшиеся возведением куполов, в той или иной степени это подтверждали.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.