|
Архитектура неоклассицизма.
Родиной неоклассицизма в архитектуре стала Англия. Самым ранним свидетельством неоклассицизма явился возврат к стилю Палладио. От прежних классицистических стилей неоклассицизм отличается не столько своими внешними проявлениями, сколько теми мотивами, которые обусловили обращение к нему. Неоклассицисты не довольствовались стремлением доказать превосходство древней архитектуры, они старались, чтобы здания отвечали требованиям своего назначения, и, следовательно, выглядели более «естественно», чем барочные постройки. Таким рациональным подходом объясняется холодноватый, четко скомбинированный вид построек неоклассицизма: плоские, ничем не нарушаемые поверхности, скудный декор, храмовый портики резко выступают из тела здания, которое напоминает блочную конструкцию.
Неоклассицизм пытался вернуть архитектуре классическую чистоту, утраченную буйствами брувурности барокко.
Примеры.
3. Чисвик-Хауз, лорд Берлингтон, 1725
Чисвик-Хауз был гордостью лорда Берлингтона. Здесь он на пркатике применил знания, полученные при изучении творчества Палладио. Результатом стало необычное, очень выразительное здание, в котором изобиловали архитектурные цитаты. Как во внешнем виде, так и в интерьере, пропорции, в общем, следовали проектам Палладио, в то время как детали представляли собой академичное сочетание мотивов Палладио, его ученика Скамоцци, Джонса, Витрувия и других архитекторов. Количество деталей не шло во вред качеству каждой из них, тем не менее, фасадическая плосткость не изобилует детализацией: Берлингтон выбирает определенные участки: сильно выступающий шестиколонный коринфский портик, мощный цоколь с лестницами и пандусами и баллюстраду. На этих деталях архитектор и выплескивета все декоративные приемы, сам же объем здания напоминает гладкую коробовую конструкцию. Чисвик-Хауз не был имитацией виллы Ротонды в Винченце, но стал ее интерпретацией.
Но это лишь предвестие неоклассики.
В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и «модерна». В ряде стран Неоклассицизм этого времени использовал конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определённые рационалистические тенденции (О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.). В 30-е гг. средства Неоклассицизма широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений. Здесь мы видим подчинение строгой симметрии, застывшим, огрубленным формам.
Глиптотека в Мюнхене, Кленце, 1813
Глиптотека в Мюнхене – крупнейший мировой музей слепков. Музей снаружи подчеркивает, что это античность. Храмовый восьмиколонный ионический портик приставляется к «ящику», внутреннее же пространство изобилует куполами, таким образом это некий набор приемов из разных эпох, соединяющийся в едином пространстве.
Живопись неоклассицизма.
В изобразительном искусстве термин «Неоклассицизм» охватывает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художественным течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутреннюю гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве.
Примеры.
5. Смерть Марата, Жан-Луи Давид, 1793
Композиция разворачивается, как в рельефе, параллельно плоскости картины, а фигуры монументальны и неподвижны, словно статуи. Давид внес в картину одну неожиданную деталь – освещение, оно резко сфокусировано и создает четкие тени. Этот вполне реалистический прием он заимствовал у Караваджо. Таким образом, картина приближается к жизни, что несколько удивляет в столь доктринерском воплощении нового идеального стиля.
Давид активно участвовал во французской революции, и несколько лет в его ведении находилась вся художественная жизнь страны. В это время он, написал свою лучшую картину — «Смерть Марата». Глубина чувств Давида помогла ему создать шедевр, хотя тема картины привела бы в замешательство менее талантливого художника, ведь Марат — один из политических вождей революции, был убит в собственной ванне. Страдая мучительной кожной болезнью, он был вынужден работать, сидя в воде, а столом ему служила деревянная доска. Однажды молодая женщина по имени Шарлотта Корде, ворвалась к нему с прошением, и пока он читал его, вонзила в грудь Друга Народа кинжал. Композиция картины исполнена такой строгой прямоты, что повергает в трепет. В этом полотне, задуманном, как памятник народному герою — мученику, приемы классического искусства сочетаются с исторически правдивым изображением. Художник здесь следует караваджистский̆ традиции реалистического искусства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|