Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Иконы и стенные росписи должны были наглядно доносить до верующих основы христианских догматов и историей земного существования, и обстоятельствами кончины Христа.




(Из многочисленных поздних фресковых циклов Джотто, упоминаемых в источниках, сохранились лишь росписи двух капелл флорентийской церкви Санта Кроче. Они посвящены святому Франциску Ассизскому, основателю ордена нищенствующих монахов, жившему в конце XII — начале XIII вв. Это живописное прославление учения Св. Франциска не случайно. Св. Франциск положил начало новому мироощущению человека. Человек для него — чудное божественное создание, которому поручено своей любовью оживить мир. Он учил, что во всем существующем разлита божья благодать — в звездах, растениях, животных, которых он называл братьями. (в росписях есть сцена, где Франциск проповедует птицам.) Он не осуждал мир за его греховность, а любовался его божественной гармонией. Францисканство было составной частью проторенессансного мироощущения. Не восстановление античности и отрицание христианства, а возрождение и просветление человека.)

Слава основоположника живописи Кватроченто принадлежит флорентийскому художнику Мазаччо, умершему совсем молодым (1401-1428). Он первым решил главные проблемы живописи Возрождения — линейной и воздушной перспективы. ЕСЛИ ЧТО ПЕРСПЕКТИВУ СВЯЗЫВАЕМ С БРУНЕЛЛЕСКИ. В системе классической линейной перспективы все линии, параллельные друг другу должны сходиться в одной точке, лежащей на горизонте. На его фресках в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине фигуры, написанные по законам анатомии, связаны между собой и с пейзажем. Его холмы и деревья уходят вдаль, образуя естественную воздушную среду. Жизнь людей и природы связывается в единое целое, в единое драматическое действие. Это новое слово в мировом искусстве живописи. Чудо со статиром. Оптическое впечатление от происходящей на фреске сцене основывается на том, что мы наблюдаем ее как будто издалека, с удаленной точки зрения, благодаря чему глубина ее иллюзорного пространства ощущается с особенной остротой.

В «Чуде со статиром» (1427-1428гг.) (статир – серебряная монета) художник ещё соблюдает средневековую традицию, трижды повторяя фигуру апостола Петра, помещая разновременные эпизоды в одном пространстве, однако это не нарушает цельности глубинной композиции, построенной по законам прямой перспективы. Мощные коренастые фигуры апостолов, в которых узнаются люди из простонародья, подчёркнуто объёмны, их скульптурность выявлена крупными складками одежд, энергичной светотеневой лепкой. Мазаччо впервые пишет фреску так, что все персонажи в ней словно освещены потоком света, льющегося из реального окна капеллы; это придаёт живость и реальность изображённым событиям. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, и в частности на творчество Пьеро делла Франческа (Бичевание Христа) и Микеланджело.



Если искусство Раннего Возрождения - это поиск нового, постоянные эксперименты, то Высокое Возрождение – синтез всего достигнутого. В творчестве Леонардо, Джорджоне, Рафаэля, Микеланджело соединились все достижения предшествующего этапа. Искусство Высокого Возрождения было насыщено оптимизмом и пафосом утверждения жизни, верой в творческие силы человека и его неограниченные возможности. Образ прекрасного, сильного духом человека составляет главное содержание искусства того времени. Но даже в пору наивысшего его подъема в эмоционально-возвышенных, героических образах Микеланджело уже звучит предчувствие иной эпохи, которой предстоит уйти от традиций.

В творчестве Микеланджело обозначилось крушение стиля Ренессанса и наметились ростки нового художественного миропонимания. Микельанджело Буонарроти (1475-1564). Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512гг). Микеланджело совершил поистине титанический труд — в течение четырех лет он один расписал площадь около 600 кв. метров. Грандиозная роспись посвящена сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Микеланджело написал на плафоне около 200 фигур и фигурных композиций. Роспись стала неистощимой энциклопедией разнообразных поз, ракурсов для будущих поколений скульпторов. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. Ни один палец или сустав не остается несогнутым и без движения. Всякая мысль о том, что картина есть плоскость, исчезает. Фигуры свободно движутся в пространстве. Фрески Микеланджело прорывают плоскость стены. Эта иллюзия пространства и движения стала огромным достижением европейского искусства. Открытие Микеланджело того, что декорация может выдвинуть вперед или заставить отступить назад стену и потолок, позднее использует декоративное искусство барокко.

*Сначала хотел расписать только свод, но показалось мало. В итоге: Изображения пророков, сивилл, предков Христа, библейских сцен. От Опьянения Ноя к изображению Творца.

*

*Тут тоже 2 действия с одними и теми же персонажами на одной фреске

Историческая обстановка, в которой работал Микеланджело, была очень трудной. При его жизни сменялись один за другим папы — его крупнейшие заказчики. Сам Микеланджело пережил кризис идей ренессансного гуманизма, наступивший в атмосфере контрреформации. При нем совершилось падение Флоренции, Рима, порабощение Италии, начался гнет реакции. Он наблюдал глубокое разочарование в гуманизме, крушение ренессансной гармонии. При нем восторжествовало все то, что сковывало свободную личность. Поэтому в творчестве Микеланджело нашли свое воплощение и сами идеи Ренессанса, и борьба за них в обстановке кризиса гуманистического мироощущения. В старости Микеланджело суждено было вернуться к работе в Сикстинской капелле, где он создал еще одно грандиозное и трагическое произведение — «Страшный суд». Эта роспись стала воплощением настроений эпохи кризиса гуманистических идеалов и наступления контрреформации. В центре композиции — карающий Христос, творящий суд, вокруг него в круговом движении грешники, низвергающиеся в ад, праведники, возносящиеся в рай, мертвецы, восстающие из могил. Динамизм и экспрессия живописи, ощущение ужаса, отчаяния, смятения — все это черты уже новой художественной системы, чуждой ренессансному духу.

Первые симптомы кризиса появляются в образе построения живописного пространства. Уже в конце 1510-ых годов флорентийский художник Якопо Понтормо выполняет несколько картин, в художественном строе которых обозначен резкий отход от принятых эстетических критериев. Рассмотрим на примере картины «Снятие с креста» 1527, Флоренция, Церковь Санта-Феличита. Можно отнести к маньеризму. Маньеризм – художник представляет собственный иллюзорный мир, не имеющий ничего общего с настоящим. Порывает с традиций, отказываясь от введения в картину пейзажного фона или архитектурной декорации, построенной по правилам прямой перспективы. Фигуры действующих лиц расположены в несколько рядов, один поверх другого, так, что заполняют плоскость картины. Неустойчивая композиция, экспрессивные холодные цвета придают мистическое напряжение. Затем все большее отдаление от достижений Высокого Возрождения.

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.