Сделай Сам Свою Работу на 5

Дворцово-парковый ансамбль





Версаль, пригород Парижа, 1669/80-е

 

Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. Величайшим сооруже­нием эпохи Людовика XIV стал Версальский дворец, расположенный всего в 11 милях от центра Парижа. Его строительство было начато в 1669 году лево, который в том же году умер, а затем перешло к Жюлю Ардуэну-Мансару (1646—1708), значительно увеличившему масштабы проекта с целью разме­щения постоянно разраставшегося королевского двора. В результате парковый фасад, который лево рассматривал как парадный вид дворца, вытянулся на огромное расстояние, но при отсутствии каких-либо вариаций архитектурных членений его решение, представляющее собой менее строгий вариант восточного фасада Лувра, кажется сегодня монотонным и нарушающим мас­штаб всего ансамбля. Весь центральный корпус занимает единственный зал — знаменитая Галерея Зеркал, а по его сторонам располагаются Зал Войны и парный ему Салон Мира.

Хотя барочный стиль и не получил официаль­ного признания, его черты присутствуют и в ин­терьере дворца. Такое разностилье соответствовало вкусам самого короля. Теория архитектуры и монументальность экстерьеров интересовали Людови­ ка XIV в меньшей степени, чем пышность интерьеров и их удобство для него и его двора. Поэтому человеком, к мнению которого он особенно при­слушивался, стал не архитектор, а художник, Лерин, возглавивший исполнение всех художествен­ных замыслов короля. Как главный распорядитель воли короля в вопросах покровительства худож­никам, он обладал такой большой властью, что фактически стал диктатором во всех относящихся к искусству практических делах во Франции. Лебрен несколько лет учился у Пуссена в Риме; но на него, видимо, произвели впечатление и великие декоративные достижения римского барокко, так как это сказалось через двадцать лет и в Лувре, и в Версале. Он стал выдающимся декоратором, использовавшим совместные усилия архитекторов, скульпторов, живописцев и ремесленников для со­здания ансамблей неслыханного величия. Барокко идеально подходило для подчинения всех искусств единой цели прославления Людовика XIV. Лебрен свободно использовал заимствования из своих рим­ских впечатлений в убранстве Салона Войны, который во многих отношениях напоминает Капеллу Корнаро, хотя декапировке поверхностей Лебрен уделял явно больше внимания, чем Бернини. Как и во многих италь­янских барочных интерьерах, отдельные элементы менее впечатляющи, чем целое.





Помимо внушительного интерьера, наиболее впечатляющей частью Версаля является парк, раскинувшийся на несколько километров к западу от Паркового фасада дворца. Проект парка, созданный̆ Андре Ле Нотром, отличается таким строгим соответствием плану дворца, что он как бы становится продолжением архитектурного пространства. Как и интерьеры, эти парадные сады со своими террасами, бассейнами, живыми изгородями и статуями были пред­ назначены для создания соответствующей обста­новки при появлении короля на публике. Они образуют ряд «внешних комнат» для роскошных празднеств и пышных представлений, которые так обожал Людовик XIV. Окрестности Версаля с их геометрической регулярностью поражают нас еще большей строгостью духа абсолютизма, чем в самом дворце.

Садово-парковый ансамбль в Петергофе был выполнен по проекту Версаля.

 

4. Усадебный ансамбль

Усадьба Царицыно, Коломенское, Остафьево, Кусково и тд.

5. Монастырский ансамбль

Троице-Сергиевский монастырь, Новодевичий монастырь, Киево-Печерская лавра, Донской монастырь и тд.

Просто мне кажется, что, если после Собора Св. Петра, Версаля и Кремля подробно говорить об этом, смажется все впечатление.



Периптер.

Тип прямоугольного здания, пример сточно-балочной конструкции, со всех сторон окруженного колоннами. Различные типы периптера в зависимости от отношения колонна/интеркооломний. Наос (целла) — внутренне помещение, святилище, перед которым расположен пронаос (под портиком с восточного входа), а позади опистодом. В наосе — статуя божества, вход расположен с восточной стороны. Здание перекрывается двускатной кровлей, образующей с торцовых сторон два фронтона.

 

 


Храм Посейдона в Пестуме, конец 6 века до Н.Э. Колонна/интерколомний — 1: 1 и одна треть. Высота колонны/ширина колонны <7 — очень массивно выглядит. Ярко выраженный интазис, выполнен из местного теплого и достаточно темного камня, что еще больше увеличивает ощущение тяжеловесности. Очень широкая несомая часть, грубо декорированная. Суровая мощь, тяжеловесная массивность.

 

 


Храм Зевса в Олимпии. 1 пол 5 века до Н.Э. (после победы греков в 476 г. до Н.Э.)

Дорический периптер 6/13, одноступенчатое основание, мутулы над каждым триглифом, размер колонн внутри целлы (наоса) — двухэтажные, между ними статуя Зевса.

Очень твердый известняк-ракушечник, был облицован тонким слоем мрамора. Кровельная черепица, симы — мраморные. Строгость архитектурных форм, точный расчет. Ко входу ведет не лестницу, а пандус. Метопы — 12 подвигов Геракла, восточный фронтон: приготовление к соревнованию на колесницах между Эномаем и Пелопсом перед Зевсом; западный — сцена битвы лапифов с кентаврами. Не сохранился до наших дней.


Парфенон. 447-438 гг до Н.Э. Архитектор Калликрат.

Дорический периптер с элементами дорического ордера. Трехступенчатый стилобат. 8/17 (пересчет классических параметров для новых размеров). Внутреннее пространство имеет еще 2 ступени, восточный портик — пронаос. Целла — два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчиваются у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами, образовывая три нефа, средний — значительно шире. Опистодом (задняя часть древнегреческого храма, отделенная от наоса стеной и имеющая отдельный вход на западном фасаде) — 4 высокие колонны, изначально здесь хранились дары богине. Четко просчитанные формы, признанные исправлять погрешности человеческого зрения. Стилобат — небольшое повышение к центру, угловые колонны — наклон к середине, центральные — к углам, энтазис у все колонн, угловые колонны шире остальных, так как зрительно сужаются за счет светлого неба, антаблемент наклонен наружу, а фронтоны — внутрь. Так же отодвинут к юв краю, за счет чего не подавляет зрителей своими размерами. Построен из пентелийского мрамора: обычно белый, под воздействием солнечных лучей желтеет. Сухая кладка, не заметны швы. Большое значение скульптурной декорации: метопы внешнего дорического фриза, сплошной ионический фриз, тимпаны.

Метопы — опоясывают внешнюю колоннаду, связаны тематически. Внешняя сторона целлы и опистодома — ионический фриз, барельеф. В тимпанах фронтонов — гигантские скульптурные группы. В центре храма — статуя Афины Парфнос.

 


 

Гефестейон 440-415 гг до Н.Э.

Посвящен богу Гефесту. Классический дорический периптер, 6/13. Построен из паросского мрамора. Большое количество сходных черт с Парфеноном, так как строятся в одно время. Однако менее масштабен. Метопы — прославление богов, сражавшихся вместе (на одной стороне) с афинянами в Марафонском сражении. Более утонченные колонны, большее расстояние между ними. Механическое повторение композиционной схемы, измененный размер требует измененного отношения между частями ордера, что не было учтено. Более узкий антаблемент по сравнению с более ранними храмами. Выделение торцовых портиков внешней колоннады. Выделение восточного портика — усилен скульптурными метопами + в прилегающих пролетах боковых фасадов (по 4). Легкий и воздушный благодаря своему белому цвету.


Храм Афины Алеи, Тегея. 340 г. до Н.Э.

Позднеклассический дорический периптер. 6/14. Целла с коринфскими полуколоннами и контрфорсами. Проявляется стремление обогатить декор. Применение ордера в обработке стен. Очень стройные колонны. Почти прямолинейный профиль эхинов. Внешний облик несколько суховат. Отсутствие поперечных стенок в целле — более просторное впечатление. Дополнительный вход с северной стороны.

 

В последствии некоторые части использовали в европейском искусстве 17-19 веков (классицизм, неоклассицизм, ампир).

Базилика.

Во время гонений господствующей идеей христианства был отказ от языческих идолов. Впоследствии, когда христианство перешло к открытому служению обрядов и церковные помещения стали обычными зданиями, возникла необходимость разработки их стиля. К язычеству они не обращались и не брали образцы храма Весты или Марса, например. Наиболее пригодными оказались базилики, общий тип которых повторяется во всех христианских храмах.

Базилика (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества разных по высоте нефов, разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой, покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв. ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

*Я взяла разные по стилю базилики, следовательно, ранняя, готика, кватроченто, барокко.

Базилика Максенция – Константина –ранняя базилика, но относительно. Есть 12ого года, если что. Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Заложено в 308 году императором Максенцием, а закончено его преемником — Константином в 312 году. Это трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Внутри стены базилики были украшены мраморными плитами, пол покрыт цветным мрамором. Архитектурным примером для строительства послужили термы Каракаллы и Диоклетиана. В западной апсиде базилики была установлена колоссальная статуя Константина. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

Нотр-Дам де Пари(Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. (Он то и поставил химер на крышу). Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея. Внутри собора трансепты пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. *Конечно, там много скульптур и внутри, и снаружи. Еще стоит орган с 1402ого года. Но если я об этом напишу будет слишком много. А и еще: мы поним: готика = контрфорсы и так далее.

Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио. Он задумал построить колоссальное здание с планом в виде латинского креста. Над пересечением нефов должен был подняться громадный купол, который станет центральным элементом всего ансамбля, но умер. Продолжали Джотто, построевшим колокольн, известную под именем «кампанила Джотто, Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Предложение Брунеллески: возводить купол без каких-либо строительных лесов, что позволяло значительно сэкономить на средствах и материалах. При этом купол должен быть не сферическим, так как верхняя часть такого купола не выдержит нагрузки и обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны были принять на себя основную нагрузку.Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. Долгое строительство наложило на здание собора печать различных стилей — по конструкции собор готический, но по духу — ренессансный. Вместо традиционного ощущения высоты, бесконечности сводов во Флорентийском соборе чувствуется необъятная ширина.По размерам собор занимает четвертое место в мире. Он вмещает 30 тыс. человек.

Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но потом вновь возобновлена. По плану Браманте новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланирБрамантеовать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

План Микеланджело. 2. Современность. 3. В разрезе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.