Сделай Сам Свою Работу на 5

Станковая живопись Северного Возрождения.





Вступление. Тогда как Итальянское возрождение подразумевало возвращение к античности, переосмыслению памятников прошлого, Возрождение в Нидерландах, Франции и Германии в XV-XVI вв. опиралось на достижения романского и готического искусства. (Есть некоторые исключения, например, Оттоновское возрождение 10 века, еще упомянуты скульптуры Марии и Елизаветы собора в Реймсе, близкие классическим памятникам, но об этом говорить не советую). Значительные изменения, опять же в отличии от Италии, происходят лишь в сфере живописи, а точнее: в алтарной картине и портрете. Экспрессивность, линеарность и вытянутые пропорции, ломкие складки одежд, золотые фоны – эти атрибуты лишь постепенно вымываются из северной живописи. Круг картин северных мастеров продолжает оставаться церковным. Вплоть до Реформации (16-17вв.) доминирует не самостоятельная картина, а створчатый алтарь – сложная композиция, составленная из многих отдельных частей, где каждому изображению отведена определенная подчиненная роль в общем ритуальном повествовании. Его главная особенность подвижные створки, можно открывать или закрывать нужные картины в зависимости от темы богослужения. В нем могут сочетаться резная скульптура (в коробах) и живописные створки. (Если спросит про ранние алтари – Мельхиор Брудерлам)



Но в тоже время вера претерпевает некоторые изменения. Духовной основой Северного Ренессанса стало т.н. Devotio Moderna – Новое Благочестие. Смысл: бог пребывает во всех вещах, даже в очень простых, каждая вещь – часть мироздания. Поэтому особенностью северного искусства становится внимание к деталям в изображении природы и интерьера.

Истоки: в XIV веке сложно выделить единый художественный центр в искусстве Севера. В поисках работы и выгодных заказов мастера путешествуют, оседая при дворах французских королей или крупных феодалов. Так складывается иск-во франко-фламандского круга, где французские и нидерландские начала переплетаются друг с другом. Причем основная роль принадлежит миниатюре и створчатому алтарю. Главная особенность миниатюры – отказ от золотого или нейтрального фона. Вместо него – акварельные пейзажи. В будущем у них заимствуют крупные фигуры на переднем плане, пологие холмы, расходящиеся на подобии кулис. Оказала влияние на станковую живопись.



Вершиной расцвета рукописной книги стало творчество братьев Лимбургов. Плавный переход от переднего плана к заднему, развитие перспективы, яркие краски, любовь к детали, пространственная глубина. Чистые краски. Все это на примере часослова герцога Беррийского. Календарь времен года. Миниатюра «Февраль». 1411-1416. Каждая миниатюра завершается вверху полукругом с календарем и знаком зодиака. Здесь – Водолей и Рыбы.

К обновлению на Севере первыми пробудились Нидерланды, их искусство отличается небывалой целостностью и единством идеи. Смысл этого развития заключается в постепенном овладении предельной точностью в передаче натуры. Сначала художники осваивали эту достоверность, а только потом пространственным проблемам и перспективе.

Важным звеном этого процесса стало творчество Робера Кампена (Флемальского мастера), работавшего в 20-ые – 30-ые годы XV века в Турне. В его картинах религиозный сюжет впервые переносится в реальный, привычный для человека мир. В интерьер комнаты или городской пейзаж.

Ок. 1430. Метрополитен-музей, NY. Алтарь Мероде. Это один из первых примеров в нидерландской живописи, когда сцена Благовещения перенесена в обстановку мирского жилища. Центр триптиха – сцена Благовещения. Слева – заказчики. Справа – Св. Иосиф. Самостоятельные изображения Иосифа редки, а здесь ему отведена створка целиком. Каждый предмет выписан с вниманием к мельчайшим деталям. Сакральный смысл религиозной картины: белой полотенце, белый лотос в вазе, рукомойник с чистой водой – символы непорочности Девы Марии. Гвозди, клещи напоминают атрибуты Страстей Господних. Св. Иосиф мастерит мышеловки, она означала ловушку для дьявола.



Кампен не владел еще приемами линейно перспективы, но хорошо работал с освещением, был внимателен к тому, как падает свет, как ложится тень от предмета. В этом чувствуется любопытство первооткрывателя нового живописного мира. Новшества Робера Кампена получили развитие в работах Яна ванн Эйка (Гентский алтарь, Дрезденский триптих, Мадонна каноника ванн дер Пале) и Рогира ван дер Вейдена (Мадонна канцлера Ролена, Св. Лука, рисующий Мадонну).

На фоне больших художественных мастерских (Ганс Мемлинг), появившихся в XV веке, и продолжающих существовать в веке XVI особенно выделяются работы Иеронима Босха. Его картины похожи на мистическую арену, где происходит борьба Добра и Зла. Здесь доминирует язык аллегорий и символов, а во главу стола ставится моральное нравоучение. Иносказания обращаются к народному фольклору и суевериям, наполненными страхами и фантазиями. «Мир – стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько сможет»,- гласит нидерландская пословица. Именно этот аллегорический образ взят Босхом за основу для главной картины складня «Воз сена». Монстры тянут воз, люди стараются ухватить хоть немного. Пара нВ верху типа счастлива, но демон их затянет в ад. По бокам – рай и ад: воз движется от первородной непорочности к справедливому воздоянию за совершенные грехи. На внешних створках – бродяга-скиталец. По-новому трактует пространство, выбирая точку зрения сверху, отказываясь иногда от перспективных построений. Достижения Босха в области пейзажа и бытовых наблюдений важны для формирования жанровой живописи XVI века. В этом его роль созвучна с Питером Брейгелем Старшим. Воз сена. Прадо, Мадрид, ок.1500

 

Искусство Нидерландов как законченное и целостное явление оказало огромное влияние на немецкую живопись. XV век для Германии – эпоха алтарной живописи à художники в заложниках у церковной картины. Существуют свободные художники т.к. Ганс Мульчер, Мартин Шонгауэр, Стефан Лохнер. Но далее приходит расцвет немецкого искусства при Альбрехте Дюрере(1471-1528). Ну, еще при Хансе Холбейне Младшем (бро Эразма Роттердамского). Дюрер был первым северным мастером, который, посетив Италию, воспринял влияние ренессанса. Кроме того, распространение книгопечатания и реформаторская деятельность Мартина Лютера изменили художественные процессы в Германии. Первая сделала искусство доступнее, вторая сформировала новое мировоззрение. Дюрер обладал универсальным дарованием и горящим интересом к постижению мира, как и Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Он много путешествовал, стремясь охватить панораму современной жизни. После поездки в Италию Дюрер увлекается изучением пропорций человеческого тела, стремясь найти алгоритм изображения, построенный на сочетании геометрических форм. В гравюре «Адам и Ева» ему удается создать композицию с естественным движением и жестами.

*Увлекался автопортретами, даже раньше Рембрандта. Изображает себя как человека с высоким общественным статусом и философски осмысляет художника как творца на примере автопортрета 1500. Тут манера изображение Христа.

Адам и Ева. Гравюра не меди. 1504

Искусство итальянского маньеризма, попав на французскую почву получило творческое развитие. В сравнении с Высоким ренессансом маньеризм был кризисом, но для Франции открыл новые художественные возможности. (Боюсь, что лучше этого не говорить, а то еще спросит, что да как, а я не поняла этого.)

Что касается Франции, начало ренессансного искусства связано с именем Жана Фуке (1420-1481гг.) Придворный художник. Портреты, миниатюры (Часослов Этьена Шевалье), алтарные картины. Все его композиции отличаются знанием перспективы и уравновешенностью. Это он взял из трактатов Альберти о перспективе. Но в то же время в стремлении достоверно передать детали и внешность Фуке близится к нидерландским живописцам. Его портреты передают социальный статус заказчика и в некоторой степени психологизм. Например, Портрет Карла VII. 1445, Лувр. Он изображен безучастным и меланхоличным. В его позе чувствуется усталость, а в выражении лица скука. Творчество его было важным для дальнейшего развития портретного жанра во Франции.

Нидерланды: ванн Эйк, ванн дер Вейден, Дирк Баутс, ван дер Гус, Мемлинг, Босх, Брейгель

Германия: Шонгауер, Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах Ст., Холбейн Мл.

Франция: Фуке, Клуэ.

Время: 5:46

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.