Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Возрождение как художественная эпоха.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.


Первая половина XV века стала легендарной эпохой Раннего Возрождения. Бесспорным лидерством обладало флорентийское искусство, в котором преобладающим влиянием пользовались сами создатели нового стиля.

В искусстве Раннего Возрождения, в отличие от поздней готики, формировалось античное отношение к изображению человеческого тела.

Наиболее ярко это проявилось в творчестве величайшего скульптора того времени Донателло(1386—1466). Наступление новой эпохи в итальянской скульптуре особенно хорошо ощущается в его мраморной статуе Св. Георгия (илл. 201), созданной около 1415 года и установленной в нише церкви Ор­ Сан-Микеле. Здесь мы впервые со времен античности встречаемся со свободно стоящей статуей, или, говоря иными словами, в ней впервые со



всей полнотой воссоздан классический контрапост — распространенный в античном искусстве прием постановки изображаемой фигуры с опорой на одну ногу В отличие от готической статуи, этот «Св.Георгий» мог бы сбросить свое одеяние. К тому же эту статую можно было бы без ущерба

лишить ее архитектурного окружения. Поза Св. Георгия, при которой вес тела перенесен на выставленную вперед ногу свидетельствует о готовности воина к поединку.

 

Живопись Раннего Возрождения появилась только в начале 1420-х годов — через

десятилетие после создания «Св. Георгия» Донателло и почти через шесть лет после того, как

Брунеллески завершил первый проект для церкви Сан-Лоренцо

Живописное произведение знаменитого итальянского художника Мазаччо фреска «Троица»

вызывает ассоциации не со стилем недавнего прошлого, а с искусством Джотто — с его масштабностью и строгостью композиции и почти скульптурной объемностью. Однако Мазаччо обращается к работам Джотто было всего лишь отправной точкой. Джотто трактует тело и одежду как единое целое, словно они состоят из одного и того же вещества. Фигуры Мазаччо, напротив, — это «одетые обнаженные», как у Донателло, и кажется, что их одежды сделаны из настоящей ткани. Архитектурный фон свидетельствует о том, что Мазаччо хорошо овладел сформулированными Брунеллески принципами нового зодчества и теорией научной перспективы. Впервые в истории искусства были получены все необходимые данные для того, чтобы измерить глубину написанного интерьера, начертить его план и в точности воспроизвести архитектурное сооружение в трех измерениях. Короче говоря, это самый ранний пример рационального построения пространства картины.

 

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

 

С одной стороны, мы можем прийти к заключению, что Высокое Возрождение было всего лишь кульминацией Раннего Возрождения, но с другой стороны, его можно считать началом совершенно новой эпохи. В самом деле, именно в первой

половине XVI века наиболее сильно проявилась тенденция видеть в художнике не самозабвенно работающего ремесленника, а свободного гения­творца.

 

Первым классическим произведением, утверждающим идеалы Высокого Возрождения, была признана «Тайная вечеря» Леонардо. Первостепенное значение Леонардо уделил фигурам, в то время как архитектура с самого начала играла всего лишь роль фона, что было полной противоположностью рационально организованному пространству картины мы видим, что архитектурный фон не существует сам по себе, а строится в строгой зависимости от расположения фигур. Христос, вероятно, только что произнес пророческие слова: «Один из вас предаст меня», и ученики вопрошают: «Не я ли, Господи?» У нас нет оснований опровергать это толкование, но вряд ли было бы справедливо по отношению к намерениям Леонардо рассматривать эту сцену как определенный момент в психологической драме. Задачи художника выходили за рамки точной передачи евангельского сюжета — он намеренно размещает всех апостолов за дальним краем стола, хотя для такого количества людей пространства явно недостаточно. Леонардо, очевидно, хотел придать всей сцене компактность, и не только внешнюю, что выразилось в тесной группировке фигур учеников, но и внутреннюю, духовную, для чего он представил в композиции несколько уровней значения.

 

Архитектурным примером Высокого Возрождения является Собор Св. Петра в Риме. Почти все великие свершения, прославившие Рим в первой четверти XVI века как центр итальянского искусства, приходятся на 1503—1513 годы — время, когда папский престол занимал Юлий П. При правлении папы Юлия Второго было решено соорудить на месте старой обветшалой базилики Святого Петра огромный храм, который своим великолепием должен был затмить все памятники Древнего Рима. Браманте говорил: «Я собираюсь соорудить пантеон на базилике Константина». В стремлении воздвигнуть грандиозный христианский храм, не имеющих аналогов, чтобы превзойти знаменитые древнеримские памятники. Проект Браманте, вне всякого сомнения, обладал поистине имперским величием. План сооружения представлял собой вписанный в квадрат греческий крест с огромным полусферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами, и высокими башнями по углам. План выполнен в полном соответствии с требованиями, которые предъявлял к храмовой архитектуре Альберти. Композиция храма настолько симметрична, что мы даже не можем определить, в какой из абсид должен был находиться алтарь. Браманте предполагал все четыре фасада сделать одинаковыми, как показано на медали 1506 года, с преобладанием строго классических форм – куполов, полукуполов, колоннад и фронтонов. Однако в отделке интерьера храма эти простые геометрические объемы почти не используются и предпочтение отдается скульптурному украшению стен.

Скульптурным примером Высокого Возрождения является статуя «Давида». Уникальность искусства Микеланджело со всей полнотой проявилась в его «Давиде» - самой ранней монументальной статуе эпохи Высокого Возрождения. Микеланджело представил Давида не как героя-победителя, а как защитника. (Историческая ситуация — отражение решительной силы Флорентийской республики, готовой сопротивляться врагам, как Давид Голиафу). В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил Давида перед совершением подвига. Огромный размер статуи (более 5 метров), который отражает основную идею Высокого Возрождения — образ человека преобретает титанический характер. Статуя ограничивается размеров куска мрамора, однако движение не исчезает, а концентрируется в образе фигуры. Композиция — контропост. Контраст двух частей: левая — опорная нога, спокойно лежащая нога, полностью статичная и спокойная позиция; правая — свободно отставленная нога, сложенная рука и поворот головы в эту сторону. Пафос героического действия — устремленный и решительный взгляд, внутреннее напряжение, готовность к бою, уверенность в своих силах. Человек больше ни от чего не зависит- олицетворение безграничной мощи свободного человека, уверенность в способности преодоления любых препятствий.

 

Позднее возрождение.

Позднее Возрождение — период, продолжавшийся примерно с 1520 года до конца XVI века, то есть до появления барокко. Причем с точки зрения развития искусства этот период оценивался только негативно и воспринимался как промежуток между двумя

эпохами расцвета — подобным же образом представители Ренессанса оценивали эпоху Средневековья. Согласно такому взгляду, этот промежуточный период может похвастаться разве что поверхностными имитаторами великих мастеров

предыдущего поколения. С современной точки зрения, художники, сформировавшиеся после 1520года, заслуживают гораздо более высокой оценки, и термин «Позднее Возрождение» считается неточным и почти не употребляется.

Позднее Возрождение также можно называть эпохой маньеризма (решительного отхода от идеалов Высокого Возрождения)

Живописный пример - «Автопортрете» Пармиджанино (1503—1540). В нем мы не обнаружим никаких признаков душевного разлада. Облик художника, проступающий сквозь тончайшую, в стиле Леонардо, дымку - «сфумато», говорит о безмятежном спокойствии и благополучии. Даже искажения носят здесь не произвольный, а объективный характер и вызваны тем, что Пармиджанино стремится абсолютно точно передать собственное отражение, глядясь в выпуклое зеркало. Чем же привлек его прием зеркального отражения? В прежние времена художники, использовавшие зеркало в качестве вспомогательного средства,

всегда «фильтровали», корректировали получаемые искажения (см. илл. 188), а в противном случае, наряду с искаженным отражением в зеркале, зрителю давали возможность увидеть те же предметы или сцену в их, так сказать, нормальном, прямом воспроизведении (см. илл. 189, 190). Но Пармиджанино превращает в «зеркало» саму картину. Он даже использует для этого специально изготовленную выпуклую доску.

 

 

Наиболее характерной постройкой маньеризма является Палаццо дель Те (Джулио Романо). Здание представляет из себя квадратную постройку, внутри которой находится обрамленный колоннадой сад. Расположение в пригороде позволило совместить в здании черты дворца и виллы. На внешних рустованных фасадах расположены пилястры, расположение окон указывает на то, что piano nobile находится на первом этаже, а не на втором. В восточном фасаде расположена лоджия. Фасады здания только кажутся симметричными, расстояние между колоннами не совпадает, в центре северного и южного фасадов находятся арки без портика или фронтона, ведущие во внутренний двор («cortile»). Туда же выходят несколько окон. Стены двора украшены колоннами, нишами и слепыми окнами, в некоторых местах штукатурка оставлена невыровненной (эффект spezzato), что оживляет поверхность, придает ей глубину.

Северное Возрождение

Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.

Возрождение Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

Германия: Дюрер, Кранах Старший

Нидерланды: Брейгель Старший,

Франция: Леско, Пилон (надгробие Генриха IIи Екатерины Медичи)

23.Архитектура Возрождения.

Архитектура Возрождения.

Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима.

Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

Слово «ренессанс» (фр. renaissance) произошло от термина «la rinascita», который впервые употребил Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых итальянских живописцев, ваятелей и зодчих» (Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori Italiani), изданной в 1550-68.

В других европейских странах, развивался свой предренессансный стиль, а само Возрождение начиналось не раннее XVI века, стиль прививался к уже существующим традициям, в результате чего строения эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь немного сходных черт.

В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко.

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблема целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески.

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады как правило размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-62), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино.

Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястров.

Раннее Возрождение

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры.

Первым образцом периода можно назвать базилику Сан Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446).

В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами В последствии, основой произведений становятся образцы античного искусства.

Здания чаще всего оформляются коринфским ордером Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы, городские здания. Этих постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасад подчеркивается межэтажными карнизами (главный карниз образует сильный выступ под крышей).

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.